Сколько ракаатов намаза нужно сделать, перед дуа истихара?
Слова в хадисе:"Два ракаатаа" – сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюби: "Сунна – ограничится на двух ракаатах, как пришло это в хадисе". См. "Шарх ан-Насаи", 27-176.
Слова в хадисе:"…Молитву помимо обязательных.." – в этом далиль на то, что недостоверно и не узаконено дуа аль-истихары после обязательных молитв. См. "Аун аль-ма'буд", 3-461, "Шарх зад аль-мустакни'", 7-50.
Сказал ан-Науауи: «Явно то, что эти два рака’ата совершаются молитвами, которые связаны с обязательными (рауатиб) или приветствием мечети или другими дополнительными (науафиль). См. «Аль Азкар».
Его (Ан-Навави) понимание, и Аллах знает лучше, что если есть необходимость какого-либо дела, то узаконено совершение молитвы (и ду’а после неё). И явно понимается из слов ан-Науауи, что определённого нията на молитву истихара не требуется, и это подтверждается словами в хадисе.
Сказал аль-‘Иракий: «Если есть важность в каком-либо деле, до начала совершения дополнительной (рауатиба) молитвы или ей подобной, затем совершается эта молитва без нията на истихару, и сразу после завершения добавляется к ней дуа истихара, и совершение этого явно». (Об этом он передал в («Найл Аль Аутар» 3/88), и не согласился с ним Хафиз в «Фатхуль Бари», (11/150) сказав: «Явно, что он сказал: что ният (намерение) на эту молитву должен быть вместе с ниятом на истихару, и это не похоже на молитву приветствия мечети, т.к. в молитве истихара должен быть определенный ният на ду’а. И подразумевается здесь ният на молитву, после которой или в которой будет ду’а. И исключается дозволенность тому, кому пришла мысль о испрашивания ду’а (во время молитвы) и он делает её после. Так как явно видно из хадиса, что молитва и ду’а совершаются после обнаружения желания сделать что-либо» (конец слов шейха).
Это сообщение не указывает конкретно на определённые два рака’ата, однако указывает на то, что они не должны быть из обязательных. И если муслим захочет сделать какое-либо дело, то может, к примеру, совершить дополнительную (ратиб) молитву зухр и совершить после неё мольбу истихара, как желает этого от него Тот, Кого он просит. И на это указали ан-Науауи и аль-‘Иракий. И Аллах лучше знает.
Очевидно, что молитва аль-истихара не будет верной, если будет совершен лишь один рака‘ат. Ибо Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен её Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас молитве истихара так, как обучал нас суре из Корана, и говорил: «Когда кто-нибудь из вас пожелает сделать какое-либо дело, пусть совершит молитву в два рака‘ата, помимо обязательных молитв». (аль-Бухари № 1166).
Аль-Бужейрами, да помилует его Аллах, сказал: «Его слова, что молитва аль-истихара состоит из двух рака‘атов, я понимаю, (указывают на то), что совершение одного рака‘ата не будет правильным». (Тухфату-ль-хабиб ‘аля шархи-ль-хатыб. Т. 1. С. 428).
Аль-‘Айни, да помилует его Аллах, сказал: «Хадис есть доказательство тому, что Сунной при совершении молитвы аль-истихара является совершение ее в два рака‘ата. И это (указывает на то), что совершение только одного рака‘ата при совершении молитвы аль-истихара недопустимо». (‘Умдату-ль-кари шарх сахихи-ль-Бухари. Т. 11. С. 385).
Аль-Шаукани, да помилует его Аллах, сказал: «Его слова «Пусть совершит два рака‘ата» указывают на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал, что молитва аль-истихара совершается в два рака‘ата, а совершение ее в один рака‘ат недопустимо». (Нейлю-ль-аутар. Т. 3. С. 88).
12. Что следует читать во время молитвы перед ду`а истихара.
Существует три мнения относительно того, что следует читать в молитве истихара.
А) Ханафиты, Маликиты и Шафииты сказали, что является мустахабом после прочтения Фатихи, прочесть суру Кяфирун в первом ракате, и суру Ихлас во втором.
Ан-Навави сказал, объясняя причину этого, что уместно читать это в молитве, для того, чтобы показать искренность и выразить обращение своих дел Аллаху. Он сказал, что также допустимо добавить к этому и другие аяты из Корана, смысл которых связан с выбором или решением.
Сказал ан-Навави, что желательно читать в этих двух ракаатах суры "Аль-Кафирун" и "Аль-Ихляс". Сказал хафиз аль-Иракы в "Шарх ат-Тирмизи": "Я не нашёл далиля на это". См. "Шарх ан-Насаи", 27-177.
Сказал шейх Мухаммад Али Адам аль-Асьюи: "То, что они (ан-Навави, и другие) сказали, нуждается в далиле, и если есть достоверный далиль, то и мы скажем согласно его указанию, а противном же случае в читаемых сурах нет ограничения чем-то, что упомянуто, и в этом вопросе широта выбора". См. "Шарх ан-Насаи", 27-177.
Б) Некоторые саляфы сказали, что в молитве истихара было бы хорошо добавить чтение следующих аятов в первом ракате: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! Твой Господь знает то, что кроется в их груди, и то, что они обнаруживают. Он – Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни и в Последней жизни. Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены»(28:68-70)
И следующие аяты во втором ракате: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36)
В) Ханбалиты и некоторые фукаха не указывали на необходимость чтения определенных аятов во время молитвы истихара.
Говорится в фетвах Постоянного Комитета Саудовской Аравии (8/161):«Что касается чтения в ней, то читают Фатиху и то, что знают из Корана, какую-либо суру полностью или часть суры». Сказал шейх Усеймин — рахимахуЛлах: «И нет для нее каких-либо конкретных сур…». (Фетва Нур `аля ад-дарб).