Уроки, которые мы можем извлечь из Старозаветных и новозаветных слов хвалы.
1. Хвала включает в себя физическое выражение нашего внутреннего духовного отношения.
2. Хвала выражается в голосе в виде желания прославлять Бога.
3. Хвала включает в себя эмоциональное высвобождение из-за радости пребывания с Ним.
4. Хвала предусматривает знаки уважения и гордости за Него, так как Он помог нам.
в) Когда мы воздаем хвалу?
1. Сейчас. Псалом 41:3 гласит: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!» Хвала – это событие, которое происходит сейчас. Хвала не должна быть простым ответом на добро, которое Бог делает для нас. Она должна иметь место в нашей повседневной деятельности, в каждом событии нашей жизни.
2. Когда мы в нужде. Об этом идет речь в псалме 41:12: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего!». Горе обычно является ошеломляющим событием в жизни каждого человека, но псалмопевец, который знал что такое нужда, знал также важность восхваления Бога в критические моменты нашей жизни. Богу известны те трудности, которые нам предстоит преодолеть в будущем. Он хочет, чтобы мы воздавали хвалу Ему даже под давлением обстоятельств, понимая, что Он использует эти стрессовые ситуации для формирования нашего характера и изменения нас к лучшему.
3. Утром. Псалом 56:7-8 говорит об этом: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано». Давид собирается начать свой день с восхваления Бога. С духовной точки зрения это очень мудро; ведь если мы можем с самого начала нашего дня сосредоточиться на Нем, то и в течение всего дня мы будем обращаться к Нему за помощью. Соломон также считает, что если мы познаем Его «во всех путях своих» или своей деятельности, Он «направит стези» наши (Притч. 3:6). Следовательно, хвала открывает дверь нашего сердца к познанию Его, чтобы Он вступился за нас и изменил все события в нашей жизни к лучшему.
4. Весь день: «Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы воспевать каждый день великолепие Твое» (Пс.70:8). Псалмопевец подчеркивает важность хвалы, которая начинается утром и продолжается до конца дня. Фактически, весь его день был омыт хвалами Господу.
5. С утра до вечера: «От восхода солнца до заката да будет прославляемо имя Господне» (Пс.113:3). Автор этих строк, возможно, имел в виду служение священников в храме, когда они восхваляли Бога на пользу Его народа (1Петр. 23:30). Но этот принцип хорош и для нашей повседневной жизни.
6. В полночь: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды твои» (Пс. 118:62). Даже псалмопевец сознает важность ночной хвалы; для каждого верующего должно стать привычкой воздавать Ему хвалу перед сном и даже ночью, если он проснулся.
7. Пока мы живы: псалом 145:2 гласит: «Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь». Хвала была общепринятым фактом для жизни каждого верующего, и ей следует приносить плоды в жизни каждого из нас.
8. В трудные времена: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв.3:17-18). Пророк понимал, что внешние события не влияют на нашу хвалу, хотя иногда ее и стимулируют. Хвала в действительности выходит из нашей внутренней веры в Бога. Мир вокруг нас может рушиться, но Бог остается верен своему слову и постоянен в своих путях. Поэтому Аввакум собирается веселиться и «радоваться о Господе».
9. Во всем, что происходит: В послании к Ефесянам 5:20 Павел ведет речь об исполненности Духом Святым и о том, что свидетельством такого постоянного исполнения будет «пение и воспевание в сердцах наших Господу», а также благодарение «всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». Слово «всегда» подразумевает все времена и события; в Новом Завете вы найдете длительное применение этого принципа ко всем случаям в жизни.
10. Непрестанно: В послании к Евреям есть такой стих: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Бог ожидает, что мы будем воздавать Ему хвалу без остановки. И хотя мы можем загрузить себя различными обязательствами и видами деятельности, только непрестанная хвала приведет нас к духовным берегам на небесах, чтобы освежить нас и зарядить через присутствие Святого Духа (Пс.33:2).
11. Когда мы счастливы: в Иакова 5:13 говорится: «Весел ли кто, пусть поет псалмы». Иаков считает, что если наши сердца вознесены и открыты, мы должны воспевать хвалу. Итак, он делает акцент на том, что состояние нашего сердца – ключ к восхвалению Господа.
12. В процессе роста церкви: «И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня» (Езд.3:11). Когда мы строим Его дом (физически или духовно), нашей обязанностью является воздавать хвалу Господу, поскольку Он является истинным строителем всего.
13. У врат смерти: «…возносить меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои» (Пс.9:14-15). Когда Он спасает нас от смерти, наша благодарность должна выражаться в восхвалении. Благодаря Иисусу Христу Он побеждает для нас смерть снова и снова.
14. В послушании: Давид говорит: «И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день» (Пс.60:9). Приятно наблюдать, как хвала и поклонение идут рука об руку в рассуждениях Давида. Он хочет воздавать хвалу Богу, ибо, если хвала истинная, Бог «приложит дни ко дням царя, лета его продлятся в род и род» (Пс. 60:6). Долговечность является результатом жизни во хвале; она делает наш дух легким и необремененным и не затрагивает нашего здоровья. Возможно, хвала даже улучшает наше здоровье даже больше, чем мы думаем.
15. Из поколения в поколение: «А мы, народ Твой… вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе» (Пс.78:13). Значит, хвала это действие, осуществляемое народом Божьим из поколения в поколение. Родители должны научить ей своих детей, те – своих детей и так далее, чтобы служение хвалы не прекращалось в семье и церкви.
16. В Его присутствии: «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою» (Пс. 99:4). Этот псалом является одним из наиболее известных. Псалмопевец сообщает нам, что если мы хотим войти в его присутствие, мы должны начинать с хвалы.
17. Многократно в день: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (Пс.118:164). Хвала – это регулярное повседневное занятие, происходящее в течение дня с определенными интервалами. Если бы только мир мог увидеть Божий народ, открыто воздающий хвалу Богу, это было бы величайшим доказательством Божьего присутствия и святости на всей земле.
18. В изобилии: «И до сытости будете есть, и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой вовеки» (Иоиль.2:26).
19. В тюрьме: восхваляйте Его, даже если вас посадили в тюрьму за вашу веру (Деян.16:25), как случилось с Павлом и Варнавой: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога». Даже в те тяжелые времена, когда их унижали, били, когда они истекали кровью и страдали от боли, Павел и Варнава демонстрировали внутреннюю силу духа. Узнав об этом, Бог приблизился к ним, и земля затряслась в Его присутствии. Итак, будьте уверены, что Божье присутствие заставит задрожать людей и землю.
г) Почему мы воздаем хвалу?
Писание дает многочисленные примеры восхваления Бога, но если читатель внимательно рассмотрит примеры, приведенные ниже, то в каждом стихе он заметит следующее: Мы возносим Ему хвалу из-за его характера и заступничества за нас. Если поклонение не зависит от влияния Бога на нас, то хвала обычно является ответом на то, что мы знаем о Нем и Его делах. Давайте рассмотрим, почему мы воздаем хвалу.
1. Чтобы излечиться: Мы восхваляем Его, потому что Он излечивает нас. После того. Как хромой был излечен, он вошел в храм «ходя и скача и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога» (Деян.3:8-9). Благодаря этому чуду, люди исполнились ужаса и изумления; и не только от случившегося с хромым человеком, но и оттого, что Бог живой совершил столь заметное дело. Следовательно, мы должны хвалить Его за исцеление, ведь Он – наш Целитель.
2. Нам это подходит: Мы также воздаем хвалу, потому что «благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, - хвала подобающая» (Пс.146:1). Употребленное здесь слово «na'weh» означает, что людям Божьим удобно и сладостно возносить Ему хвалу.
3. Он благ: Мы воздаем хвалу Богу, так как Он благ (Пс.106:1; 134:3). Соломон призывает восхвалять и прославлять Господа «ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (2Пар. 5:13).
4. Благодаря характеру Бога: Мы также «поем имени Его, ибо это сладостно» (Пс. 134:3). В этом стихе Господь описывается как благодатный и любящий.
5. Из-за Его Слова: Мы восхваляем Его слово (Пс.55:4, 10), потому что в нем отображается Его характер, Его планы и то, что Он делает для нас. Это Бог, «на которого мы уповаем».
6. Он – наша сила: Мы воздаем хвалу Ему, так как «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его» (Исх.15:2). Моисей увидел сильную руку Господа и поражение могущественных египтян. Это наполнило его сердце песней, потому что Бог спас миллионы людей от уничтожения (Пс.58:17).
7. Он – Царь: В псалме сынов Кореевых говорится: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте» (Пс.46:7).
8. Чтобы «умножить хвалу»: Псалом 70:14 очень интересно говорит об этом: «А я всегда буду уповать на Тебя, и умножать всякую хвалу Тебе». Поскольку Бог – наша единственная надежда быть спасенными от зла, и поскольку Он оберегает нас всю жизнь, псалмопевец собирается «умножать всякую хвалу» Ему. При этом наша жизнь в хвале будет неуклонно возрастать.
9. Для Его справедливости: «Твою милость, Господь, я буду воспевать».
10. Он возносит нас: Мы должны воздавать Ему хвалу, потому что Он возносит нас во времена отчаяния, даря чувство мира и радости, когда все кажется безнадежным (Пс.42:5)
11. Во имя Его: Мы восхваляем Его из-за Его славного имени (1Пар. 29:13).
12. Для Его могущества: Давид говорит: «мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» (Пс.20:14). Он лично испытал могущество Бога в различных жизненных обстоятельствах и имел все причины для того, чтобы восхвалять Его.
13. Это – прилично: Мы восхваляем Господа, потому что «правым прилично славословить» (Пс.32:1). Мы созданы, как сосуды для хвалы и восхваления – это просто выполнения нашего призвания. Вот почему здесь употребляется слово «прилично».
14. Он достоин хвалы: Мы воздаем Ему хвалу, потому что Он «достопоклоняемый» (2Цар. 22:4), а также потому что «велик Господь и достохвален» (1Пар. 16:25).
15. За Его деяния: «Пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле» (Ис.12:5) Чтобы не делал Бог. Он делает это превосходно. Следовательно, Он желает нашей высочайшей хвалы, ибо Он совершает дела высочайшего качества.
16. За Его мудрость: Даниил, находясь среди безбожного народа смог сказать: «Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу» (Дан. 2:23). Он явственно сознает, что его способности были прямым даром от Бога.
17. За изменения нашего характера: Павел отмечает, что плоды праведности (т.е. измененный характер), которые даровал ему Христос, исполнили его «во славу и похвалу Божию» (Фил. 1:11).
д) Как мы воздаем хвалу?
Было бы просто написать формулу для восхваления Бога, но это бы не было гениальным. Хвала должна быть личным ответом на действия Господа. Несмотря на это, Ветхий завет часто повторяет, что люди должны восхвалять Бога «по установлению Давида, человека Божия» (Неем. 12:24). Это относится больше к различным видам хвалы, чем к попытке упорядочить ее. Тем не менее, это было обязательным и личным общением. Важно осознать, что хвала имеет форму и содержание. Поскольку вся хвала принадлежит Богу, Он описал подходящие формы хвалы, изливающейся из наших сердец. Чтобы вдохновить на истинную хвалу, Давид поставил левитов возглавлять ее. (1 Пар. 6:31). Это иллюстрируется и другими примерами в Библии.
Важно иметь мудрых, опытных руководителей хвалы в церкви, чтобы они «вели» восхваление, а не подталкивали к нему членов церкви. Давайте рассмотрим «предписанные» формы хвалы, упоминающиеся в Писании.
1. Восхваление устами: По словам Давида, мы должны воздавать хвалу Богу «устами». «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя» (Пс. 62:4). Хвала не должна быть молчаливой и находиться только в нашем сердце, она должна выражаться вербально. Давид с чувством произносит: «Да славит Тебя душа моя и да не умолкает» (Пс.29:13). Своими действиями он извлекает из своего сердца хвалу и высвобождает ее в песне и словах обожания.
2. Восхваление при помощи пожертвований: Мы должны восхвалять Господа при помощи пожертвований, которые мы приносим Ему. Моисей называл их «святым приношением для восхваления Господа» (Лев. 19:24).
3. Восхваление при помощи инструментов: Мы также должны воздавать хвалу Богу при помощи инструментов. Давид назначил 4000 левитов «прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления» (1Пар. 23:5). Итак, Бог предусмотрел даже создание музыкальных инструментов для Его прославления. Было бы неплохо для группы поклонения в любой церкви использовать музыкальные инструменты только для восхваления Господа и содержать их отдельно.
4. Восхваление руками: Ветхий Завет говорит, что мы можем воздавать хвалу при помощи рук (2Пар. 7:6) или играя на музыкальных инструментах, или хлопая в ладоши, или качаясь. У каждого верующего есть Богом данный инструмент – его руки, чтобы восхвалять Господа.
5. Восхваление громким голосом: Библия гласит, что левиты стали «хвалить Господа, Бога Израилева, голосом весьма громким» (2Пар. 20:19). Значит наши голосовые связки – это божественный инструмент, созданный для воздавания хвалы Господу.
Четвертый и пятый пример подтверждают, что Бог создал нас для хвалы и даже дал нам для этого определенные части тела. Часто в Новом Завете авторы подчеркивают важность использования голосовых связок для благословения Господа. Почему? Потому что они понимали – это божественно созданный инструмент для восхваления Бога живого; и если мы пользуемся голосом, чтобы проклинать кого-либо или злословить, мы портим дар Божий, который был дан нам для добра.
6. Восхваление с радостью: Знание того, как воздавать хвалу Господу – это только часть основы для Его восхваления. Наше внутреннее отношение тоже жизненно важно в том, как мы выражаем хвалу Богу. Левиты «прославляли Бога с радостью и поклонялись Богу, встав на колени» (2Пар. 29:30). Хвалу непросто описать; она должна исходить из сердца, наполненного для Бога. И чем больше мы можем узнать Его как личность и то, что Он сделал для нас, тем сильнее должна быть наша радость за него. Ветхий Завет подчеркивает, что мы должны славить Господа «всем сердцем своим» (Пс.110:1) и «да живет душа моя и славит Тебя» (Пс.118:175). Хвала – это действия всего человека: духа, души и тела.
7. Восхваление святостью: Когда царь Иосафат « поставил певцов Господу… они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его» (2Пар. 20:21). Итак, Бог даже предусмотрел тип одежды, которую необходимо надевать для хвалы. Однако буквальный перевод этого стиха означает « восхвалять Его в красоте и святости». Бог предписывает и стиль жизни для тех, кто воздает Ему хвалу. Если наша жизнь святая, тогда и наша хвала будет святой. Но если в нашей жизни есть скрытый грех, как бы мы не пытались восхвалять Его внешне, бог будет считать такую хвалу не искренней. Следовательно, мораль важна для истинной хвалы.
е) Кто будет воздавать хвалу Богу?
1. Церковь: Одним из первых действий Новозаветной церкви было регулярное восхваление Бога (Деян.2:47). Итак, наш пример исходит от первых верующих.
2. Неверующие: Сотник «прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник» (Лук. 23:47). Даже те, кто не обрел спасение, восхвалят Бога, когда осознают, что Он чист и совершенен.
3. Работники: Пастухи услыхали сообщение Божьего ангела, и начали хвалить и славить «Бога за все то, что слышали и видели» (Лук. 2:20). После получения Божьего обещания о надежде и спасении естественным ответом было восхваление Господа.
4. Ангелы: Даже «многочисленное воинство небесное», явившееся с Ангелом, прославляло Бога (Лук.2:13). Как мы уже видели, восхваление Господа было одной из первейших обязанностей ангелов.
5. Священники: Соломон назначил левитов «чтобы они славословили и служили при священниках» (2Пар. 8:14). Бог специально установил обязанность восхваления для левитов.
6. Ищущие Господа: Псалом 21:27 гласит: «…да восхвалят Господа ищущие Его». Одним из результатов поисков Бога является хвала Ему, когда мы узнаем его лучше.
7. Спасенные: В псалме 29:5 говорится: « пойте Господу, святые Его».
8. Царства: «Царства земные! Пойте богу, воспевайте Господа» (Пс.67:33). Поэтому каждая политическая власть ответственна перед Богом за то, чтобы возглавлять свой народ в Его восхвалении.
9. Все сотворенное Им: об этом идет речь в псалме 68:34: «Да восхвалят Его небеса и земля».
10. Нищий и убогий: Псалом 73:21 говорит: «нищий и убогий да восхвалят имя Твое». Когда бы мы не терпели бедствия, мы должны восхвалять Его.
11. Будущие поколения: Интересно говорится в псалме 102:18 «и поколение грядущее восхвалит Господа». Выходит, Бог даже смотрит в будущее и видит каждое поколение, рожденное чтобы восхвалять Его. И это подразумевает, что мы созданы именно для хвалы.
12. «Рабы Господни»: Псалом 112:1 гласит: «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне». А раз мы Его рабы, мы должны восхвалять Его.
13. Все народы: «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена» (Пс. 116:1). Бог никого не освобождает от обязанности восхвалять его и от ответственности.
14. «Пред богами»: Любопытен еще один стих «пред богами пою Тебе» (Пс.137:1). Как верующие люди, мы должны восхвалять Господа, находясь среди всех лживых богов нашего народа. Это могут быть материализм, власть, культ или что-либо другое. Посреди всех этих богов важно источать хвалы истинному и живому Богу. Давид заверяет: «буду славить Тебя, Господи, иноплеменниками» (Пс.17:49), и не играет роли друзья они или враги Богу.
15. Каждый род: «Род роду будет восхвалять дела Твои» (Пс.144:4). Каждый род должен быть живым примером для следующего не только в передаче хвалы Господу, но и в образе жизни, чтобы служение хвалы не прекращалось.
16. Стар и млад: «Юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя его единого превознесено» (Пс.148:12-13).
17. Все, кого «образовал» Бог: « Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать Славу мою» (Ис.43:21).
18. Дети: Матфей пишет: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф.21:17). Одним из величайших благословений для Бога как отца, является хвала из уст малышей. В эти годы формируется их будущее и позднее они станут Его истинными поклоняющимися.
19. Те, кто видит чудеса Божьи: Те, кто видит величественные дела и чудеса Божьи будет инстинктивно воздавать Ему хвалу за Его могущество (Лк.18:43; 19:37).
20. Те, кто страдает за веру: Даже те верующие, которые страдают за веру в тюрьме или в другом месте, восхваляют Его (Деян.16:25).
ж) Где мы воздаем хвалу?
1. В собрании: «Посреди собрания буду восхвалять Тебя» (Пс.21:22). Когда мы собираемся вместе в церкви, у нас должно быть чувство полной свободы восхваления господа. Так Кореевы сыны восклицают: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс.83:5). Мы собираемся вместе, чтобы служить Богу через хвалу и это должно стать регулярной деятельностью для верующих.
2. По всей земле: «Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу ему» (Пс. 55:8). Это миссионерский призыв идти к различным народам, восхваляя Его, как живые свидетели.
3. «В вышних»: Мы должны хвалить Господа «с небес, хвалить его в вышних» (Пс. 148:1).
з) Результаты нашей хвалы:
Хвала – активное служение, в процессе которого наши сердца изливаются Ему. Бог замечает нашу хвалу и отвечает нам несколькими специальными способами.
1. Хвала готовит атмосферу для наделения верующих даром пророчества. В 1-й Паралипоменон 25:1-3 мы видим, как Давид избрал лидеров поклонения, которые «провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах…во славу и хвалу Господа». Соответственно, сила хвалы является также мотиватором пророчества.
2. 2-я Паралипоменон 5:11-14 говорит, что когда священники и левиты вышли вперед, восхваляя Бога пением и игрой на музыкальных инструментах, «Слава Господня наполнила дом Божий» и никто не мог устоять.
3. Давид считает, что Бог живет «среди славословий Израиля» (Пс.21:4). Мы уже знаем, что Он сидит на троне вселенной, что же тогда Давид хочет сказать? А то, что наша хвала признает Его вечную власть и независимость, которые существуют вне народов, наций и обстоятельств. Мы просто открываем глаза на тот духовный факт, что Он возведен на престол.
Псалом 150 очень хорошо подходит для того, чтобы увидеть картину хвалы в целом. Псалмопевец начинает с призыва «Хвалите Господа», а затем сообщает нам четыре особенности хвалы:
1. Стих 1 говорит, где хвалить бога: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его»;
2. Стих 2 говорит нам, почему мы должны восхвалять Бога: «Хвалите его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его»;
3. Стихи 3-5 рассказывают, как восхвалять Господа: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных»;
4. Стих 6 сообщает, кто должен восхвалять бога: «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя».
Как мы видим, хвала была неотъемлемой частью религиозной жизни евреев и, возможно, сам Иисус Христос принимал участие в такой хвале Господу. В Откровении 19:5 мы читаем «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и все боящиеся Его, малые и великие». Поэтому нашим первым занятием должно стать восхваление Господа.
и) Жертва хвалы.
«Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 15:15). Многие люди понимают этот стих неверно, считая, что в трудных обстоятельствах восхваление Бога является жертвой. Действительный же смысл стиха заключен в нем самом: жертва хвалы здесь – это «плод уст». Здесь не идет речь об обстоятельствах нашей жизни, они не являются самым главным при воздавании хвалы Господу. Независимо от того, какими будут обстоятельства нашей жизни, хвала будет «плодом наших уст».
Под жертвой обычно подразумевается отдавать что-то, что отдать тяжело или совсем не хочется отдавать, но мы должны это сделать. Некоторые думают, что жертва – это действительно тяжкое лишение! По Библии же, жертва – это приношение любви Господу, дар, который приносится Ему добровольно и с легкостью. Это дар, которого желает Бог и, который мы хотим Ему дать. Даже если вдова отдает свои последние монеты, она дала их в дар Богу или же пожертвовала их. Теперь она осталась без денег, но это не было для нее тяжелей утратой, так как верила в Бога и, отдала свои сбережения из любви к Нему. Итак, приносить жертву – значит давать дар самой восхитительной личности во всей вселенной, Богу! Это также означает отдавать что-то ценное человеку, которому этот дар дается. Истинная жертва – дар, который дается добровольно и без сожаления, из любви и приносит пользу как дающему, так и получающему. Приношение жертвы хвалы подразумевает восхваление добровольное, идущее от всего сердца, с радостью и благодарением, потому что мы хотим благословить того, кто получит нашу хвалу.
Существует различие между жертвоприношением в Новом и Ветхом Завете. Ветхий Завет в мельчайших деталях описывает жертвоприношения животных, которых Бог требует от Своего народа для поддержания живых взаимоотношений с Ним. Бог детально объясняет качество жертвоприношений, которые Он требует от Своего народа. Тем не менее, Ветхий Завет не ограничивает жертвоприношения только физическими дарами, но и намекает на духовные жертвы. «Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!» (Пс. 106:22). А Псалом 117:17 содержит следующие строки: «но буду жить и возвещать дела Господни». Псалмопевец также подчеркивает, что «жертвы славословия» (Пс. 26:6) должны приноситься добровольно (Пс. 53:6). Он предвидит изменения, которые произойдут позднее, когда храм будет разрушен, Бог явит себя тем, кто истинно верит в Него. В Новом Завете эта тема развивается более полно, особенно в 1 Петра 2:5, где апостол призывает нас устроить из себя «дом духовный, священство святое», чтобы «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
Таким образом, осуществляется полный переход от животных жертвоприношений в Ветхом Завете к духовным жертвам в Новом Завете. Акцент перемещается с качества жертвоприношений на то, что они должны быть вдохновлены Святым Духом, чтобы быть угодными Богу. Соломон говорит об этом в Притчах 15:8 «жертва нечестивых – мерзость пред Господом». Почему? Потому, что хотя неверующий и принесет жертву согласно закону Ветхого Завета, это действие не было вдохновлено Святым Духом и направлено на то, чтобы принести славу Господу. Особое значение приобретает источник вдохновения для принесения жертвы. Поскольку мы теперь – Храм Божий, наши жертвы должны приравниваться тому, кому мы их предлагаем. Они должны быть духовными, так как Бог – дух. Однако, хоть Новый Завет и акцентирует наше внимание на «духовных жертвах», не следует забывать и о выделении финансов на дела Божьи, а также сборе пожертвований внутри конгрегации и вне ее.
Что значит «плод уст»? Плод – результат роста и зрелости. Поэтому, если мы находимся в постоянном, живом, едином родстве с Господом на земле и на небе, мы признаем Его могущественную независимость и восхваляем Его в любых обстоятельствах. Знание Господа, а не обстоятельства, важно для жертвы хвалы. Мы воздаем хвалу правителю всех людей, обстоятельств и событий, независимо то того, простые они или сложные.
Давайте закончим этот раздел о хвале цитированием слов пророка Аввакума: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля». Какое славное видение имеет Бог для всего человечества – наполнить землю Его хвалой!
Вопросы для изучения.
1. Почему хвала требует физического выражения?
2. Почему нам следует восхвалять Бога?
3. Что означает восхваление в святости?
4. Есть ли какие-либо традиции в вашей жизни, которые необходимо изменить?
5. Просмотрите псалом 150 и убедитесь, что подобная хвала есть в вашей повседневной жизни.
6. Когда мы можем приносить жертву хвалы?
7. Является ли жертва хвалы обременительной или дорогой?
8. Как хвала воздействует на дары Духа?
VI. Поклонение в библейском контексте.
а) Слова поклонения в Ветхом Завете.
1.SHACHAD: встречается в Ветхом Завете более 170 раз при описании еврейского поклонения (в 39 книгах). Это отношение сердца, выраженное в телесной форме. Оно означает «опускаться» перед кем-либо или простираться «склоняться», оказывать почтение, подать перед кем-либо, простираться, считаться со смирением. В древние времена необходимо было преклонять колени в присутствии того, кто занимал более высокое положение, тем самым открыто признавая его власть. Один человек мог простираться перед другим, прося его о пощаде после поражения в сражении или в знак полного подчинения ему. В нашей ситуации налицо как подчинение, так и признание Царя царей, Господа господ; поэтому давайте смиримся не только в Его присутствии, но и под Его могущественной рукой.
Ключевой момент: значительность наших действий показывает глубину нашего отношения. Равнодушная любовь к Богу не может вылиться в истинное поклонение. А бунтарская жизнь не может простираться перед Святым Богом. Как гласит псалом 28:2: «Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его». Эта особенность поклонения так же важна, как и наши действия во время поклонения. В Бытие 22:15-18 Бог называет действия Авраама достойными и дает обещание: «благословлю тебя…умножу семя твое…овладеет семя твое городами врагов своих». Отношение Авраама к Господу прослеживалось через его действия и, было причиной для щедрого его благословения Богом. (Смотрите также: Исх. 20:5; Пс. 1:11; 21:2; Иер. 2:8). Но поклонение может иметь и негативный оттенок: «они поклоняются делу рук своих» (Ис.2:8).
Описанное выше слово включает в себя обожание, почитание, возвышение и возвеличивание Бога. Каждый раз, когда употребляется слово SHACHAD, оно всегда означает какое-то физическое действие. Наш дух так ошеломлен Господом, что мы падаем в Его святом присутствии и хотим выразить наши внутренние чувства к Нему, преклоняясь в поклонении. Итак, поклонение – действие видимое для Бога, нас и всех окружающих. В Писании зафиксировано более 10 примеров, когда люди падали в присутствии Бога: когда слава Его наполнила храм Соломона или когда Иисус сказал: «Я – это Он». Власть Его присутствия всегда ошеломляет и приводит к добровольному или невольному подчинению Его святой воле.
Мусульмане известны тем, что они кланяются и молятся в определенное время суток, и они не стыдятся делать это публично. Почему же мы так сдержаны даже в церкви, где мы боремся с подчинением в открытой и выразительной форме? Кто заставит преклониться «всякое колено» и «всякий язык» исповедать, что Он – Господь (Фил. 2:9-11)? Каков наш ответ? Какова наша ответная реакция? Все это отразит наши внутренние желания и отношения, покажет, кому мы в действительности подчиняемся.
2.SHARATH: встречается около 100 раз и означает «служить». Езекия говорит во 2 Паралипоменон 29:11: «Дети мои! Не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему». Левиты служили Господу пением, поклонением и хвалой как способами благословения и прославления Его (1Пар. 6617; 16:4, 37). Самуил служил в скинии как помощник Илии, однако это тоже считалось служением Господу, хотя в то время он был еще отроком. (1 Цар.2:11, 18; 3:1). Главной особенностью SHARATH является то, что священник имеет более высокое положение, позволяющее ему стоять в присутствии Бога. Он также находится достаточно близко к Богу, тот прислушивается к Своему слуге и выполняет приемлемые для Него просьбы. Поэтому священник не боится говорить непосредственно с Богом.
3.ABAD: встречается около 200 раз и переводится как поклонение, но обычно оно означает «служить другому» как слуга. В Исходе 3:12 Бог обещает Моисею: «Я буду с тобою и вот тебе знамение, что Я послал тебя; когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (совершая жертвоприношения и т.д.). Об этом же идет речь в Быт. 15:14; Исх. 3:12; 4:23; 12:3. 12 раз это слово упоминается в Исходе 7:16-10:26 в диалоге Моисея с Фараоном, и каждый раз оно обозначает религиозное служение в виде принесения жертвоприношений.
4.SEGID: употребляется 12 раз при описании поклонения и обозначает «преклоняться», как внешнее выражение почитания и внутреннее отношение уважения. Однако это слово носит негативный оттенок и в Дан. 3 встречается 11 раз в контексте поклонения человека ложным богам.
б) Слова поклонения в Новом Завете: ключевые слова в Новом Завете.
LATREUO: (относится к «latreia», которое встречается 5 раз); употребляется 21 раз в религиозном смысле «служение», независимо от того служение это истинному Богу или ложным богам. Ветхий Завет определяет действительное значение этого слова, оно же разъясняется и в Луке 1:74, когда Захария пророчествует: «дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде». Это значит служить Господу, нашему Избавителю, без мысли о вознаграждении. В светской литературе это понимается как религиозная служба, проводимая священником в языческом храме.
Это служение исходит из нашего внутреннего поклонения и глубокой привязанности нашего сердца. В Ветхом Завете жертвоприношение и служение рассматривались как единое целое. Получается, что молитва, пост и служение в храме были разными выражениями концепции поклонения (Числ. 16:9; Нав. 22:7). Павел настаивал на том, что внутренние мотивы должны выражаться в служении (Рим. 12: 1 и т.д.).
Ключевые тексты: Деяния 13:2 говорит о «служении Господу» через молитву и пост. Вы можете спросить, как они служат Богу? Это хороший вопрос и он требует объяснения. Это означает, что мы:
(а) подчиняемся в смирении и повинуемся Ему;
(б) посвящаем свою жизнь Ему, чтобы служить как Его послы среди народов;
(в) слушаем Его повеления и исполняем Его волю;
(г) исполняемся при этом Святым Духом.
В послании к Римлянам 1:9 Павел говорит: «…Бог, которому служу духом моим в благовествовании Сына Его». Павел подчеркивает, что истинное служение Богу исходит из нашего духа к Его Духу. Проповедование слова Божьего вдохновляется Его Духом и идет на пользу Богу. Он послал Павла проповедовать среди язычников, а выполнение воли Божьей и есть служение Ему. В послании к Филиппийцам 3:3 говорится, что настоящее поклонение – это служение «Богу духом» и «Хваление Христом Иисусом». Иными словами, мы должны поклоняться вдохновляемые Святым Духом и своим поклонением прославлять Иисуса. Нам следует быть исполненными Его Духом постоянно, чтобы приводить людей ко Христу, который заслуживает всей славы.
Базовая концепция для изучения:
Новозаветное поклонение включает формы и способы Ветхого Завета, однако имеет большую сферу деятельности, охватывающую служение в нашей повседневной жизни, дома, на работе и т.д. Поэтому поклонение – это не только благословение Господа на церковном богослужении, но и наш отклик на окружающих нас людей, работу и многое другое. Библия призывает нас делать все во имя Господа, ибо, чем бы мы ни занимались, это или благословляет Бога или вредит Ему. Например, придти вовремя – благословение, опоздать – вред. Когда мы не делаем того, что должны сделать, мы обязательно причиняем кому-то вред. Новозаветное поклонение – не просто пение, оно включает в себя нашу повседневную деятельность. И то, как мы живем, говорит окружающим, кому мы поклоняемся! Удивительно, что наше поведение являет нашего Бога! Но какого Бога? Если это послушание Библии, то истинного Бога; если это непослушание – лживого бога. Следовательно, мы должны быть уверены, что посвящаем себя истинному богу и что наши поступки соответствуют Его воле.
1. SEBOMAI: встречается 8 раз. Означает «бояться», почитать, испытывать благоговейный страх или посвящать себя кому-либо, как в Деяниях 18:7, «И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги».
2. GONU: (относится к «gonupeteo»). Означает «кланяться» или преклонять колени, или даже простираться. Выражает смирение и почитание в присутствии всемогущего бога, а также чувство бесполезности в присутствии того, кто единственный что-то стоит в этом мире. В Ветхом Завете это слово употребляется в 3 Царств 8:54; 4 Царств 1:13; 1Пар. 29:20; Дан. 6:10. В Новом Завете оно встречается в Матфея 17:14 «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени…». Другие примеры можно найти в Марка 10:17, Луки 5:8, где подобные действия рассматриваются как знак покаяния и веры в Иисуса (смотри также Луки 22:41, к Римлянам 11:4). Слово также имеет оттенок «преклоняться в молитве» как в Деяниях 9:40, где Петр «выслал всех вон и, преклонив колени, помолился…». Занять такую смиренную позу перед более высоким авторитетом и есть истинный акт поклонения.
3. PROSKUNEO: встречается 59 раз. Используется исключительно для поклонения, адресованного Богу или Иисусу. Происходит от 2х слов: «pros»- «по направлению к» и «kuneo»- «целовать». Оно означает «целовать руки или ноги». Это требует личного контакта с тем, кому вы поклоняетесь, и демонстрирует, кем является Бог: Он тот, перед кем мы преклоняемся. В Иоанна 4 это слово употребляется 10 раз в разговоре Иисуса с Самарянкой. В Откровении оно употребляется 24 раза