Введение: служение Богу – наше основное занятие.
Служение Богу – наше основное и высочайшее занятие в жизни. Как же мы можем служить Всемогущему, вечному Богу? Библия дает нам четыре особых способа достичь Господа и служить Ему.
1. Через наши церковные десятины и пожертвования (Втор. 12:4–6; Мал. 3:8;
Притч. 3:9–10).
2. Через молитву и пост (Деян.13:1–3).
3. Путем «представления тел наших» для служения Ему. (Рим.12:1-2).
4. Через хвалу и поклонение (Еф.5:19; Кол.3:16; Евр.13:15–16; 1 Пет.2:9) на которых мы сконцентрируемся в этой книге.
С начала времен Бог ожидал, что человечество будет простираться перед ним с благодарностью и обожанием. Следовательно, хвала и поклонение считались нормальными занятиями для всего человечества. И мы знаем что…
Библия – это книга хвалы!
Библия – это книга поклонения!
Библия – это книга как хвалы, так и поклонения!
Итак, весь этот курс будет основан на библейском откровении хвалы и поклонения, которых желает Он. Это же относится к практическому курсу о том, как жить жизнью хвалы и поклонения. Каждое правило, закон, предписание, псалом, история и учение были написаны не просто, чтобы научить нас как жить, но чтобы показать, как воздавать хвалу и поклоняться Богу всю нашу жизнь. Поклонение – это деятельность всей жизни и одна из основных тем вечности на небесах. Но это также и земная деятельность, которую мы сейчас можем значительно усовершенствовать. Пусть же Его слово ведет нас к более глубокому пониманию хвалы и поклонения, в то время, как мы изучаем этот курс, читаем Библию или выполняем повседневные обязанности.
Очень часто верующие люди задают себе вопрос: «Какая самая важная цель моей жизни?» Многие ответы звучат как: евангелизация, ученичество, святая жизнь, т.д. Однако Писание четко разграничивает нашу духовную ответственность перед другими, нашу личную духовную дисциплину и наше первичное служение, сфокусированное на Боге. Когда вся наша жизнь сфокусирована прежде всего на Нем, тогда более эффективными будут наша евангелизация, дисциплина, святость, молитва и все остальное. Он откроет для нас больше своих мыслей, направляя нас к более глубокому откровению; позволит идти рядом с Ним, изольет на нас силу своего Духа. Основным моментом истинного поклонения является Бог и наше родство с Ним.
Истинные хвала и поклонение не могут быть формальным, строго регламентированным упражнением или простой имитацией библейского откровения. Они должны исходить изнашего сердца и быть выражением нашей любви. Следовательно, хвала и поклонение – это служение Ему! Хвала и поклонение – это не только то, чего Он хочет от нас, но и требует от нас как неотъемлемую? Часть живого родства с Ним. Некоторые могут «восстать» против идеи Бога, требующего хвалы и поклонения. Однако Иисус выразительно сказал, что Он ищет людей истинно поклоняющихся Ему. Таким образом, у нас есть основное и существенное требование нашего родства с Ним: хвала и поклонение.
Поклонение – основная тема всей Библии от райского сада до второго пришествия. Слова «поклонение», «поклоняющиеся», «поклоняться» встречаются в Библии около 300 раз и последовательно определяют предполагаемый образец жизни для всех верующих. Кстати, это одно из тех требований, которые предъявлялись всем ангелам, верующим и всем народам (Евр.1: 6; Па. 86: 9). Короче говоря, Бог требует поклонения! Однако, как часто мы слишком серьезно принимаем команды воздавать хвалу и прославлять Его: кричим, Благословляем Его, благодарим, кланяемся, становимся на колени перед Ним, поем новую песню, предлагаем пожертвования, боимся и служим Ему. Разве это то, чего хочет от нас святой Бог? Поразмышляйте над отрывком из 4-я Царств 17: 35 – 36. «… не чтите богов иных, и не поклоняйтесь им, и не служите им, и не приносите жертв им. Но Господа, который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою, - Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите жертвы».
Почитание Бога – является формой поклонения. Вокруг нас существует много ложных богов, которые пытаются украсть нашу преданность и поклонение истинному Богу и увести нас в сторону от Него. Поэтому, два приведенных выше стиха помогут нам проанализировать и понять, что представляет собой подлинное поклонение и как поклонятся Ему должным образом?
Первое. Бог дает четыре предупреждения против неверного поклонения. В стихе 35 это:
а) Не чтите богов иных, т.к. 1) нет других богов, которые могли бы нанести нам вред, следовательно, и бояться нечего, но 2) если мы боимся истинного Бога, Он защитит нас и позаботится о нас.
б) Не поклоняйтесь с подчинением, почитанием и послушанием ложным богам, т.к. 1) вы продемонстрируете уважение к ним, 2) неверным примером поведете за собой других, 3) отвернете свое сердце от Него.
в) Не служите другому богу, т.к. служение это: 1) клятва верности этому богу, 2) посвящение служению всей вашей жизни, 3) посвящение себя превознесению этого бога.
г) Не приносите жертв или финансовых подношений, не тратьте время, таланты и все лучшее, что в вас есть на ложных богов, ибо тем самым вы отбираете это у истинного Бога.
Из этого же самого стиха мы можем видеть божественную прогрессию Ложного Поклонения:
Страх Þ Поклонение Þ Служение Þ Жертвоприношение.
Поклонение же истинному Богу ведет к Подлинному Библейскому Поклонению:
Страх перед Богом Þ Поклонение Богу Þ Служение Богу Þ Жертвоприношение Богу.
Всякое искреннеепоклонение начинается со здорового страха перед Богом. В Ветхом Завете страх перед Богом часто мотивировался Божьими драматическими знаками и Его появлением во время драматических событий, как, например, Его появление на горе Синай в сопровождении грома и молнии. Но подлинное поклонение Богу не должно зависеть от внешнего давления с Его стороны; оно первоначально должно быть мотивировано глубокими личными взаимоотношениями с Ним, нашей любовью к Нему, а не только страхом наказания за неверный поступок.
Почему же Бог поставил эти ограничения перед своим народом, чтобы он не поклонялся ложным богам? Разве они несправедливы? Можем ли мы сохранить их? Бог, который любит нас всем сердцем и всегда делает все самое лучшее для нас, не хочет загрязнять наше чистое поклонение Ему или ослаблять нашу преданность Ему, т.к. любые ложные боги только принесут разрушение и трудности в нашу жизнь, а Он этого не хочет. Бог слишком любит нас, чтобы мы получали меньше того, что заслуживаем; поэтому Он мудро расставил вокруг нас ограничения, чтобы защитить нас от зла, а также проверить нашу верность Ему и наградить нас за послушание.
Гнев Господень разгорается против любого безбожия! Безбожие начинается с отвержения истинного Бога и замены Его любым другим богом. Например, когда Бог выводил израильтян из Египта, Он требовал от них всей преданности. Но они вернулись к своим ложным богам и жаловались на Него. Он уничтожил тех, у кого в сердце укрепилась вера в ложных богов и кто демонстрировал это через свой страх перед ними, поклонение, прославление и принесение им жертв. Итак, негативные повеления Бога направлены на то, чтобы мы были духовно здоровыми, чистыми, преданными и шли по одной тропе с Господом.
Второе. Бог дает три подтверждения необходимости поклонения в стихе 36. Вот они.
а) Бояться Его; что несет как позитивный оттенок – уважать Его, за то, кем Он является, так и негативный оттенок – бояться наказания за непослушание, которое ведет к бунту.
б) Поклоняться Ему, демонстрируя свое уважение и признание Его могущества, власти, положения и владения нами, как Его народом.
в) Приносить жертвы Ему, отдавая все самое лучшее, как дар любви, т.к. все уже и так принадлежит Ему.
Страх перед Богом – это отражение наших чувств, исходящих из сердца. Вот почему истинное поклонение выражается не просто в наших действиях, а в том, как через эти действия проявляются наши глубочайшие мысли о Нем. У фарисеев было много «святых действ», за которыми не стояли правильное отношение и молитвы, что явилось отражением их двойственности и не истинного поклонения. Много раз эти молитвы и отношение противоречили их действиям, при помощи которых пытались скрыть правду. В действительности фарисеи поклонялись себе, а не Богу. Следовательно, первичным, на протяжении всей нашей жизни, является посвящение и служение только Ему. Если мы хотим увидеть божественное влияние на наши семьи, наш досуг, школы, церкви и народ, мы должны посвятить себя поклонению Единому Истинному Богу!
Вопросы для изучения.
1. Может ли следование Божиим заповедям считаться поклонением?
2. Почему поклонение существенно в нашей повседневной жизни?
3. Как мы можем получать радость от поклонения?
4. Почему Бог против поклонения чему – либо другому?
5. Почему мы должны выражать поклонение в телесной форме, а не только в глубине наших сердец?
I. Поклонение: вначале первостепенное.
С начала времен человек был сотворен для поклонения!
Следовательно, все мы поклоняющиеся!
Наш дух был сотворен Богом и только Он может удовлетворить нашу духовную потребность в поклонении!
Поклонение – это наше стремление выразить свою любовь к Богу!
Подлинное поклонение требует живого родства с Богом!
Поклонение – это связующее звено между Богом и исполненной жизнью!
Позднее мы увидим, что поклонение окружает всю нашу жизнь. Значит, поклонение – это ключ к исполненной жизни. Поклонение – это и фокус нашей личности. Все люди поклоняются чему-либо или кому-либо.
Только истинное поклонение может удовлетворить стремление к Богу в нашей душе. Если поклонение не удается, если оно слишком поверхностно или ему не хватает дыхания, тогда наша душа плачет из-за духовной пустоты. Только Бог может удовлетворить эту потребность; только Он может заполнить эту пустоту и успокоить нашу утомленную поисками душу. Только Он может придать нам целостность.
Поклонение включает в себя наше посвящение тому, чему или кому мы поклоняемся. Поклонение чему-либо или кому-либо еще и бесполезно, это пустые поиски Бога. Многие люди поклонялись перед алтарем денег, власти, секса, собственности; и все они ощутили еще большую пустоту в сердце, чем прежде, т.к. неодушевленные предметы не могут удовлетворить нужды человеческого духа. А некоторые люди поклоняются перед алтарем страха, который безжалостно контролирует их жизни и доминирует в них. Желанием же Всемогущего, Святого и живого Бога является увидеть пленников свободными от ложных богов и ложного поклонения, дать им возможность испытать полноту жизни, целостность и радость. Сила в принадлежности и поклонении Одному истинному Богу. Мир нисходит на нас, когда мы поступаем так. Поклонение – это особое родство с Богом; оно дает нам божественный ответ, который потрясает неверующих и укрепляет истинно верующих людей. Итак, мы будем исследовать глубины подлинного поклонения, чтобы увидеть, что же это такое и как должным образом поклоняться только Ему.
От сотворения Адама и до наших дней, поклонение вдыхалось Богом в сердце каждого человека. Поэтому, вполне естественно, что на протяжении всей истории человечества, в каждой культуре можно обнаружить рассказ о поклонении Богу или божкам созданным людьми. Но человек должен поклоняться, и это главное. Внутри него есть потребность, желание и инстинктивное стремление поклоняться тому, кто более величественный, Всем культурам известно, что только Бог достоин всеобщего поклонения.
Так как Бог вписал поклонение в самое сердце человечества, оно последовательно стало выражением нашей подлинной природы. Если жить полнокровной жизнью, то поклонение должно быть в основе любой нашей деятельности, независимо от того, какой мирской и повседневной она нам кажется. Поклонение должно пронизать всю нашу жизнь: каждый поступок, отношение, мысль, желание, привычку и взаимоотношение с другими. Жизнь с неверным поклонением бессмысленна и безнадежна.
Истинное поклонение исходит из нашего духа и потому затрагивает всю нашу жизнь. Многие пытались поклоняться, руководствуясь только разумом, волей или эмоциями. И каждый раз терпели поражение.
Например:
поклонение на основе разума – это попытка найти Его с помощью знаний, которые не могут наполнить наш дух;
поклонение на основе эмоций – попытка найти безопасность через чувства, но и это не наполняет наш дух.
Истинное поклонение исходит из духа и позитивно влияет на нашу душу, оживляет наши тела и заставляет нас жить достойной жизнью с Господом.
Святой Дух зажигает поклонение в нашем духе, а он, в свою очередь, влияет на нашу волю, разум и эмоции. Поклонение ежедневно зажигается погружением в Божье Слово. Затем оно проходит через ежедневное выражение нашей любви к Богу и ближним. Когда Бог впервые вдохнул жизнь в Адама, Он дал ему больше, чем просто физическую жизнь. Он вдохнул в него поклонение, и Адам был полностью открыт для поклонения и служения Богу. Фактически, Адам был полностью открыт для личностных взаимоотношений с Богом и поклонению Ему, когда пришел в сад. Сердце Адама наверняка горело желанием быть с Богом, поклоняться и обожать Его во всей Его красе и величии.
С самого начала поклонение являлось первым и высочайшим занятием человека. Следует отметить, что поклонение в Библии упоминается вначале, затем упоминается хвала. Итак, очевидно, что первая семья понимала приоритет поклонение Богу перед хвалой. Принцип «первого упоминания» в Писании обозначает, что нам следует уделить более пристальное внимание тому, что Бог считает первостепенным. Так как в глазах Бога поклонение первоначально в нашей жизни, оно и должно быть первым и высочайшим занятием в церкви, дома, в школе на работе и где бы мы не находились. Если мы обращаем нашу энергию, таланты, усилия, ресурсы и финансы на что-либо менее значительное, чем первое и лучшее пожелание Бога, то нам не удается достичь глубоких взаимоотношений с Ним; нарушается также высочайший порядок Божьего дела.
Когда Бог сотворил небеса, Он, очевидно, сотворил и ангелов, которые бы поклонялись Ему. Ведь Он спрашивает у Иова, где тот был «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов. 38:7; Быт. 1:1; Неем. 9:6).
Сатана был создан и помазан главным херувимом, чтобы возглавлять небесный хор и оркестр (Иов. 38:7; Ис. 14:11-12; Иез. 28:13-16). Следовательно, их первым и длительным занятием было поклонение Богу. Пренебрежение же этим первым занятием и даже мысль о постановке чего-либо другого на первое место в их жизни было проклятием высочайшего порядка, свержением Бога. Где бы поклонение не ставилось на второе или третье место, то ли в небесной сфере, то ли в сфере человеческой, открытое непризнание Бога является таким же восстанием, как и бунт сатаны на небесах.
Согласно Библии, одним из первых занятий человечества было поклонение Богу посредством жертвоприношений (Быт. 4:1-5) и музыки (4:21). Как Каин, так и Авель заранее знали этот принцип приношения жертв или подарков Богу со своего урожая как акт поклонения. Итак, поклонение во всех его формах, таких как музыка, песни, жертвоприношения и т.д., близко сердцу Господа по его важности в жизни. К сожалению, сатана извратил идею поклонения на небесах, направлял его по-своему. За это он был низвержен на землю и столетиями пытался извратить истинное поклонение на земле через потомков Каина.
Так ложное и незаконное поклонение теперь существует по всей земле. Говоря современным языком, рок звезды являются живым примером такого ложного идолопоклонства. Существуют также дискотеки, которые посещаются многими людьми, особенно теми, которые защищают аборты и поклонение собственному «я», пренебрегая требованиями Могущественного Бога. Но этим все не закончилось. За последнее время Бог обновил дух хвалы и поклонения в Его Церкви, и Он будет продолжать делать это, пока вновь не вернется к своей поклоняющейся невесте.
Поклонение – это уважение, почитание и преклонение перед кем-то, кто величественнее поклоняющегося. Поэтому, когда сатана поклонялся сам себе, он преклонялся перед своими собственными планами и своим образом бога. Но этого для него было недостаточно. Не удовлетворенный самопоклонением, он решил сделать человечество своими рабами через поклонение знаниям, гордости, философии, гуманизму и т.п.; это мы видим из первой попытки и последующего за ней падения Адама и Евы. Когда сатана искушал Еву, он предлагал ей возможность быть как бог и править как он. Даже сегодня сатана постоянно искушает нас подобным образом, однако нам «не безызвестны его умыслы» (2 Кор.2:11).
Интересно, что когда сатана впервые искушал Иисуса, он следовал тому же плану; он предложил Иисусу пасть и поклониться ему взамен на все царства мира. Иисус же свел все эти старания на нет, ответив весомо и ясно: «…написано. Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (то есть выполняй свою обязанность перед Ним)» (Мф.4:10)
Поклонение было самым первым служением, которое Бог дал человеку. Когда Он создал человека, то его первым служением было продолжать служение поклонения от земли до небес. Однако сатана вначале извратил небесное поклонение и забрал треть небесного хора с собой в духовную ссылку; затем он продолжал идти путем обмана и решил завести все человечество в духовный плен через Каина; путем извращения музыки на земле так, чтобы она вела к сатане и нашей плоти вместо Бога. Но, в эти последние дни, Бог воссоздает скинию Давидову, чтобы восстановить церковь и божественное поклонение на земле: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое» (Деян.15:16-17). Итак, нам нужно знать и понимать, что собой представляет совершенное поклонение, и как мы можем научиться участвовать в истинном и чистом поклонении. И если мы будем делать это правильно, мы снова приведем человечество к Богу. Подумайте над этим:
Обновление Давидова поклонения неуклонно приведет к обновлению наций.
Какое великое служение! Бог дал нам в руки замечательную возможность в буквальном смысле «дотронуться» до наций посредством истинного, чистого, подлинного Библейского поклонения. Найдите время и попросите Его дать вам понимание и мудрость во время изучения этого курса; пусть Он сообразует Свои пути с вашими.
Вопросы для изучения.
1. Каким образом люди проявляют свое поклонение?
2. Почему поклонение удовлетворяет нас намного больше, чем что-либо другое?
3. Что свидетельствует о том, что поклонение «вписано» в нашу природу?
4. Почему душевное поклонение является слабой заменой духовного поклонения?
5. Какие современные примеры ложного поклонения в вашей культуре вы можете привести?
6. Как сатана пытался извратить поклонение, искушая Еву и Иисуса?
7. Почему сегодня так важно восстановить истинное поклонение в церкви?
II. Начало поклонения: определения.
Определения:
Поклонение часто рассматривалось, как наш эмоциональный ответ Богу, а не как духовная ответственность прославлять и служить Ему. Мы можем иметь или не иметь особые чувства во время поклонения, но у нас всегда найдутся действия, демонстрирующие наше внутреннее отношение, а не просто наши чувства. Некоторые часто ограничивают поклонение какими-то внешними формами, как хлопки руками и пение хором. Однако поклонение гораздо богаче этого. Фактически, поклоняясь Богу, мы должны наслаждаться Его присутствием. Радость – это ключевой фактор истинного поклонения; настоящая радость исходит из нашего духа, поскольку мы знаем, что с нами Царь царей, что мы приняты, любимы и приободряемы Богом. Следовательно, поклонение должно быть радостным событием, ожидаемой встречей с Ним. Строго говоря, необходимо понимать, что хвала и поклонение, разные вещи, хотя они в чем-то сходны. Они взаимосвязаны и обычно протекают вместе, но все же отличаются по многим аспектам. Поэтому, мы должны помнить, что Бог смотрит на них по-разному и ожидает от нас понимания этого. К сожалению, хвала часто понималась и называлась поклонением. Вот почему нам нужны четкие определения, чтобы не путать эти два понятия. Иначе, мы уменьшим Его ожидания от поклонения и исказим то, что Он явил в своем Слове. Хорошим примером истинного поклонения является поклонение Моисея Богу на горе Синай в течение 40 дней. За эти 40 дней Бог коснулся духа Моисея, но более важно то, что и Моисей коснулся духа Господа из полноты своего собственного духа. Когда Моисей поклонялся Богу от полноты своего духа, тот дотронулся до него и наполнил его своей славой, которая была очевидна для всех окружающих. Так и мы должны простираться и дотрагиваться до Господа своим духом, чтобы Он мог наполнить нас своей славой и дать возможность дотронуться до других.
Мы должны понимать, чем являются и чем не являются хвала и поклонение, чтобы совершать их во имя Его.
Итак, что же такое поклонение?
1. Его всеобъемлющим определением является следующее: Это обожание и прославление Бога в Его присутствии и во всей Его славе, во всей Его святости и Его значимости, исходя из нашего духа, вдохновленного Духом Святым служить Ему, умилостивляя и благословляя Его, посвящать свою жизнь Богу, чтобы выполнять Его желания.
2. Это обожание: это выражение чести и уважения к Богу через хвалу голосом. Обожание значит высоко отзываться о ком-либо, превозносить кого-то за то, кем он является или что сделал, возносить и даже поклоняться. Итак, обожание Бога – это возвышение Его в присутствии других, так как Он достоин того, чтобы быть вознесенным над всеми остальными.
3. И прославление: значит публично выражать нашу преданность Ему. Эта идея отражает время огромного возбуждения во время праздников. Каждый раз, когда мы собираемся как тело Христово для поклонения, это возможность отдать должное и возрадоваться Царю Царей в нашем кругу. И мы должны приходить с надеждой, что Он приблизится к нам, как мы приближаемся к Нему.
4. Бога: значит прославление Единственного, кто важен для нас в нашей жизни. Наше поклонение должно быть всегда направлено на Бога, который его вдохновляет. Бог – не только источник поклонения, но Он также вдохновляет нас Своим присутствием, мощью, делами, достижениями и, прежде всего, Своим характером. Значит, наше поклонение существует благодаря Ему, так как только Он достоин всего поклонения на небе и на земле.
5. В Его присутствии: невозможно поклоняться Богу вне Его присутствия или Святая Святых, где Он обитает. В псалме 99 говорится, что мы входим «во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою». Это ведет нас «пред лицо Его», где мы обретем личные и близкие взаимоотношения с Богом. Поклонение – это то, чем мы занимаемся в Его присутствии и без чего оно невозможно. Конечно же, Бог есть везде, особенно там, где двое или трое собираются во имя Его. Следовательно, поклонение – наш подарок Ему в прославление того, кем Он является!
6. Во всей Его славе: значит во всем Его величии, сиянии, великолепии, красоте и совершенстве. Слава Божия отражает Его характер. Когда Моисей хотел увидеть Бога, тот явил ему свою славу. Бесконечная красота Бога, как бриллиант со многими гранями, и чем больше мы смотрим в Его лицо, тем больше нового мы открываем о Нем и тем глубже становится наше поклонение Ему.
7. Во всей Его святости: Он чист и совершенен, не испорчен злом и пороками. Мы можем сказать, что Он свят, потому что Он отделен от нас и всего сотворенного Им из-за нашего несовершенства. Он же, который не был никем создан, чист и совершенен во всех Своих путях, желаниях, мыслях, действиях и т.д. Его невозможно связать или искусить на Его путях, потому что Он свят. Святость является существенным качеством Его характера и Его путей.
8. И Его значимости: в Его безграничной ценности и достоинстве. Это значит, что Он от природы великолепен из-за чистоты Его качеств и действий. Чтобы Он ни думал, ни делал, ни желал, ни вдохновлял – все это всегда достойно, великолепно, а значит и наше поклонение является ответом на Его великолепие. Для нас должно быть вдохновением поклоняться Ему в Его великолепии.
9. Исходя из нашего духа: из самого центра нашего естества, когда мы полностью отказываемся от себя, чтобы пребывать с Ним, дух к Духу. Поскольку Он – Дух, истинное поклонение должно происходить и нашего духа и достигать Его Духа. Как говорит апостол Павел, в 1 Кор.6:17, когда мы соединяемся с Господом, мы есть «один дух с Господом». И как в спасении, так и в поклонении общение посредством духа является глубочайшим и самым высоким проявлением этого поклонения.
10. Вдохновленного Духом Святым: Святой Дух замечает наше отношение к Богу через хвалу и обожание Его и пробуждает внутри нас желание благословлять Бога и отказываться от себя в поклонении Господу. Выходит, что поклонение – это своеобразное приглашение Бога придти к Нему и, воссоединившись с Ним в Духе, обожать, возвеличивать, прославлять и возносить Его над всем. Святой Дух абсолютно необходим в подлинном поклонении; и при этом нужна не только форма, но и глубина и суть от Святого Духа, который служит инициатором, вдохновителем и мотиватором поклонения.
11. Служить Ему: познав Его, мы хотим отдать себя как лучший подарок Ему, воздавая Ему почести. Значит поклонение – это служение Богу, преподнесение Ему дара хвалы и обожания из глубин нашего духа как наиболее ценного подарка, который мы в состоянии сделать.
12. Умилостивляя и благословляя Его: Бог предначертал нам, каким является настоящее поклонение. Иисус называет это поклонением Ему «в правде». Следовательно, поклонение должно осуществляться по плану Божьему, поскольку цель нашего поклонения – делать то, что умилостивляет и благословляет Его.
13. Посвящать свою жизнь Богу, чтобы выполнять Его желания: результатом истинного поклонения есть наша полная отдача Ему, чтобы Он влил в нас Свой Дух, все лучшее, что поможет нам победить грех, сатану и мир; преодолеть тьму жизни и этого мира и принести другим Его свет, жизнь и надежду вечного восстановления.
14. Итак, поклонение начинается после того, как мы входим в Его дворы (Пс. 99:4) с хвалою и Он приближается к нам, позволяя Святому Духу сойти на нас, чтобы:
15. а) пробудить наше желание поклоняться Ему;
б) придать силу нашим действиям в поклонении;
в) дать нам ощутить Его присутствие через поклонение;
г) руководить нашим вниманием и фокусировать все поклонение на Нем;
д) контролировать результаты нашего поклонения, чтобы мы благословляли Его всем нашим естеством.
При истинном, глубоком поклонении, мы часто забываем о присутствии других, поскольку мы растворяемся в Нем. Мы предоставляем себя в качестве дара Господу, и Он окружает нас Своим присутствием.
Так, в Деяниях (гл. 4), когда ученики Иисуса испугались и излили свои сердца Богу в молитве и обожании, Он приблизился к ним и поколебал место, где они были собраны; потому что сила Божья предшествует присутствию Божьему. Потрясение сказалось и на самих учениках, которые говорили «слово Божие с дерзновением», побеждая любые преграды – духовные, политические, социальные, экономические во славу Господа. Мы видим, что Его присутствие пришло на землю через истинно поклоняющихся Ему людей. И Бог продолжает искать таких людей не только, чтобы просто благословить их, но чтобы посредством их благословить все нации и всех людей на земле.
Поклонение пробуждает не только внутренний духовный отклик, но и физический отклик, поскольку мы полностью поглощены Им, а не нашими проблемами, нуждами, чем-либо другим.
Основной принцип: Мы можем поклоняться всему, чему мы придаем особое значение – деньгам, вещам, самим себе, общественному положению и т.д. Определение же, данное выше, ставит Бога в центр нашего поклонения; а значит музыка, пение, танцы и другие формы поклонения являются лишь вспомогательными средствами, которые помогают нам сфокусироваться и сконцентрироваться на Нем. Ни одна из этих форм или средств не должна отвлекать нас от прославления Господа присутствующего с нами. Поклонение может исходить только из нашего духа, поскольку при истинном поклонении соприкасаются наш дух и Дух Святой; и мы не можем сами вдохновить или инициировать его. Только Бог посредством многих замечательных способов может сделать это.
Следовательно, поклонение:
– теоцентричное: оно сфокусировано на Боге
– харизматическое: оно вдохновляется Святым Духом
– духовное: оно происходит между Богом Святым Духом и нашим духом
– полное: мы полностью предоставляем себя Ему
– чистосердечное: полная передача нашего духа Его Духу
– наставляющее: оно благословляет Бога и укрепляет нас для служения
– спонтанное: его нельзя выучить, записать или запланировать
– коммуникативное: наш дух общается с Божьим Духом
– почетное: человек видит основную ценность в Боге
– личностное: даже в коллективном служении обращение человека к Богу индивидуально (один на один через дух / Дух)
– боговдохновенное: Бог инициирует наш отклик на то, кем Он является
– эмоциональное: изливается из наших внутренних чувств и отношений по отношению к Богу
– любящее: наше поклонение ведет нас к служению любви во славу Господа
– сильное: может быть сильным без каких-либо внешних выражений
– почтительное: пребывание в трепетном страхе перед Ним во всей Его славе и красоте.
Хвала немного похожа на поклонение, в тоже время она и отличается от него. Она более интенсивна и больше выражается в голосе; однако и хвала смотрит на Бога, как на источник нашей жизни и нашей благодарности за эту жизнь.
Хвала это:
1. Благодарение, что означает хорошо говорить о Нем, выражать нашу благодарность за то, что Он сделал для нас, говорить Ему комплименты, поздравлять и одобрять Его за все сделанное.
2. Выражение благодарности Богу, поскольку только Он ее достоин.
3. Выражение благодарности за Его добрые дела для нас, на которые мы откликаемся.
4. Она для благословений, которые Он дал нам в нашей жизни, ибо они исходят из Его любящей природы, несущей нам добро.
Если поклонение – один из величайших даров, который мы можем принести Господу; то хвала – это простая благодарность Богу за то, что Он уже сделал для нас.
Процесс «входа» в хвалу лучше всего пронумерован в Псалме 99:
Шаг 1: Стих 4. Мы входим во врата Его через послушание, желая воздавать хвалу и благословлять Его. Истинная хвала исходит из нашего желания благословлять Бога, а не из насильственного подчинения. Мы должны добровольно восхвалять Его.
Шаг 2: Стих 4. Мы входим со славословием; еврейское слово «тода» обозначает заявлять что-то открыто; в данном случае заявлять открыто вербально и в песнях о величии Божьего характера и Его дел. Истинная хвала – это заявление о Божьей доброте к нам как отражение Его характера.
Шаг 3: Стих 4. Вхождение во врата обозначает подготовить наши сердца к возвеличиванию Его, потом перейти в святое место, а затем в святая святых, где обитает Бог. Истинная хвала не удовлетворяется половинчатыми стараниями, мы должны отдать Ему все наше сердце.
Шаг 4: Стих 4. С хвалою; еврейское слово «техила» означает истинное и глубокое признание того, что сделал Бог и радостное благодарение Его. Истинная хвала воздает должное Богу за то, что Он вступился за нас во имя добра.
Шаг 5: Стих 5. Псалмопевец пребывает во дворах хвалы, но не получает полного удовлетворения в поклонении Господу. Должно быть что-то более глубокое и значимое, чем хвала, и постепенно к хвале присоединяется поклонение. Это происходит, когда Господь приближает нас к себе, и мы начинаем ощущать Его божественное присутствие. Итак, мы начинаем переключаться с хвалы на поклонение, потому что всё больше чувствуем Его присутствие с нами и отключение от остальных. Естественно, что музыка утихнет, и все наше естество возвысится и обратится к нему без помех. И тогда мы будем ошеломлены не только Им, но и вместе с Ним. Это поможет нам очутиться в святом месте и даже в святая святых.
При поклонении мы полностью отдаем себя Богу; и чем ближе к Нему мы становимся, тем почтительнее и смиреннее мы станем в присутствии Его могущественной святости, видя Его в Его красоте и восхищаясь Его славой. И мы будем так сосредоточены на нем, что забудем о том, что нас окружает, наши проблемы и нужды. Итак, мы вошли в святая святых. И когда мы познали Его святость, мы, конечно же, склонились в Его присутствии и возжелали всегда пребывать с Ним. Если однажды в поклонении Он дотронулся до вас, вас никогда не сможет удовлетворить что-либо еще, кроме истинного и полного поклонения. Мы итак избалованны тем лучшим, что дается с небес. Глубочайшая потребность сердца – ощутить Божье присутствие; а поклонение – ключ к реализации этой потребности в нашей жизни, церквях, семьях, нациях. Давайте же вступим в соглашение с Ним воздавать хвалу и поклоняться Ему за то, кем Он является.
Этот псалом, как восхождение на трон благодати в присутствии самого Бога; и наша хвала тоже должна подниматься высоко в небеса наполненная благодарения Ему, кто так могущественен, заботлив, сострадателен, терпелив и кто так любит нас. Давайте же взойдем в святая святых, чтобы благословить Его, который воистину достоин всех благословений.
Главный текст, который поможет нам в поклонении – это псалом 41:1-2: «как лань желает (из-за великой жажды и по зову сердца) к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо (увижу лицо) Божие?» Поклонение – это голодное сердце, жаждущее предстать перед Ним и увидеть Его, смотреть на Его святость, возвеличивать Его существование, благословлять Его и получать удовлетворение только от Него.
Вопросы для изучения.
5. Почему поклонение должно приносить радость?
6. Как мы можем войти в Божье присутствие?
7. Можете ли вы написать свое собственное определение поклонения?
8. Почему поклонение должно вызывать внутренний отклик у тех, кто поклоняется Богу?
9. Почему истинное поклонение должно быть личностным?
10. Как бы вы определили хвалу?
11. Как поклонение является «жаждой» Бога?
III. Ключ к поклонению: живые взаимоотношения.
Существует один первичный ключ к истинному поклонению: живые взаимоотношения с Богом через Иисуса Христа. Взаимоотношения – это настоящий ключ к поклонению. Даже наличие правильных форм, музыки, атмосферы и т.д. не могут сделать человека, истинно поклоняющимся. Поклонение вытекает из наших взаимоотношений с Богом через Иисуса Христа силою Святого Духа. Не будет лишним напомнить, как важно иметь личные, постоянные, живые взаимоотношения с Ним; поскольку положительный и полный ответ Ему в этих личностных взаимоотношениях всегда приведет к поклонению. Без живой связи мы никогда не вступим в истинное поклонение. Поэтому у многих существует формальное поклонение; Ведь связь с Ним либо отсутствует, либо сведена к нулю традициями. Следовательно. Пора искать Его всем нашим сердцем, пребывать в тесной связи с Ним и быть истинно поклоняющимся живого Бога.
Связь предполагает интимность между двумя людьми, в поклонении же это Бог и Его народ. Интимность в поклонении осуществляется так: Личность – личность, Дух – дух. Но близкие взаимоотношения с Богом отличаются от аналогичной связи двух людей, потому что интимность здесь развивается в течение времени как процесс. Когда мы приходим к Святому Богу, чтобы поклоняться Ему, Он может заглянуть в наши жизни и заметить то, что помешает близким отношениям с Ним.
В Своей любви к нам, Он должен провести нас через процесс очищения перед тем, как мы насладимся истинной близостью и посвятим жизнь служению Ему. Мы видим, что этот процесс очищения имеет три стадии:
1. Чтобы подготовить нас к близости, Он вначале укажет на греховность нашей жизни.
2. Затем Он начнет процесс «отодвигания» всего греховного от нашей жизни, чтобы подготовить нас к обновлению.
3. И, наконец, Он наполнит нас Своим Духом и приблизит к Себе.
Прой