О характере первоначальной религии.
Всеобщность религии. Многообразие религий при всеобщности ее в человеческом роде и сходствах их между собой по ряду признаков. Первоначальное Откровение Божие человеку в его невинном состоянии. Грехопадение. Невозможность непосредственного созерцания Бога. Сохранение Боговедения в потомках Адама. Отсутствие опыта живого созерцания Бога и возрастание греха - причины постепенного потемнения первоначального предания. Свидетельства палеоантропологии о изначальной религиозности человечества. Археологические находки палеоантропологии (Homo neanderthalensis, Pithecanthropus pekinensis, Homo habilis). Характер религиозности нижнего, среднего и верхнего палеолита. Наскальная живопись. Появление идолопоклонства.
Ветхозаветная религия
Богооткровенный характер. Учение о Боге. Монотеизм. Доводы рационалистов о первоначальном политеизме у древних евреев: филологический анализ имени Бога Элогим, множество имен Божиих в Библии, применение к Божеству антропоморфизмов. Опровержение рационализма. Уникальность религии древних евреев среди современных им народов. Богооткровенность библейского учения о сотворении мира. Сверхрациональный характер идеи творения мира из ничего. Ветхозаветная нравственность. Принципиальное превосходство ее над языческими религиями и этико-философскими учениями. Закон и благодать: сравнение ветхозаветной морали с евангельским идеалом. Пророчества как доказательства богодухновенности ветхозаветной религии. Исполнение пророчеств в новозаветной священной истории. Ветхозаветная религия и христианство: преемство и единство. Закон как детоводитель ко Христу. Полнота истины и совершенство в христианском учении.
Природа зла
Начало греха в человеческом роде. Падшая и поврежденная природа человека. Свободная воля как источник зла. Причины умножения греха в современном мире. Ложность морализма в понимании зла в мире. Человеческая справедливость и Божественная правда. Земное и небесное. Страшный Суд и воздаяние. Природа зла может быть лишь понята с высоты учения о Царстве Небесном. Неверие, его причины и формы. Стадии отпадения человека от Бога. Человекобожие Ф. Ницше. Нигилизм.
Язычество: происхождение, сущность и формы
Учение св. апостола Павла о зарождении идолопоклонства. Суть язычества: поклонение твари вместо Творца. Исторические свидетельства о постепенном возникновении язычества у различных народов. Следы смешения монотеизма и политеизма. Данные истории, сравнительной лингвистики о первоначальном монотеизме. Формы язычества: сабеизм, антропотеизм, зоотеизм, натурализм (фетишизм, пиролатрия, олицетворение природных сил), магизм. Богословская, нравственно-историческая и логическая несостоятельность язычества. Современные разновидности псевдорелигиозности. Нетеистическая религиозность. Экстрасенсорика и паранаучная псевдорелигиозность.
Апологетика в современном мире
Христианство и техногенная цивилизация
Краткая история появления и развитии техники. Технократия как духовное явление, а не только как результат развития технологий. Современные технократические концепции, их неспособность к преодолению конфликта между человеком и машиной. Главные проблемы технократического общества: конфликт ценностей, феномен отчуждения, десакрализация и как результат дегуманизация культуры, обезличивание человека глобализацией, насаждение ложного мистицизма. Значение Православной Церкви в решении проблем техногенного общества: важность причастности к Церкви как Телу Христову; практический аспект приложения православного аскетического учения к жизни в технократической среде; роль веры в созидании целостного человека, способного противостоять глобализации.
Христианство и культура
Утрата традиционных ценностей. Современная цивилизация как соблазн „земного рая". Кризис бездуховности в современном мире. Старые и новые лжеучения. Понятие «псевдорелигиозности». Психотехники как суррогат религиозности. Опасность религиозного универсализма.
Темы курсовых сочинений
1. "Эстетический" подход к религии: Шлейермахер и современное общество
2. Анализ иеромонахом Серафимом (Роузом) современного безбожия (нигилизма)
3. Нетеистическая религиозность и ее место в советском обществе
4. Основные апологетические идеи К.С.Льюиса в его книге “Просто христианство”
5. Святитель Феофан Затворник о причинах и ступенях отпадения человека от веры и Церкви
6. Основные препятствия на пути воцерковления современного человека
7. Онтологическое доказательство бытия Божия
8. Анализ теории происхождения религии от внеземных цивилизаций
9. Причины религиозного индифферентизма современного общества
10. «Автономная этика» И.Канта и христианская нравственность
11. Основные апологетические идеи К.С.Льюиса в повести “Расторжение брака”.
12. Современная палеоантропология о религиозности древнего человека.
13. Обзор естественно-научной апологетики в России конца ХХ – начала ХΧΙ в.
14. Преображение как преодоление дихотомии «сакральное – профанное».
15. Неоязычество в постсоветской России: истоки, формы, православное осмысление как явления современной жизни.
16. «Откровения антелов хранителей»: неоязычество или христианство?
17. В чем принципиальное различие молитвы и медитации?
18. Понятие веры в контексте богооткровенных и естественных религий (по книге Е.Степановой «Постижение веры»)
19. Обряд и его значение в религиозной жизни
20. Математические аналогии в апологетике
21. Характер первоначальной религии человечества в свете современных исследований
22. Психотехника как суррогат религии
23. Постсоветский атеизм, его идеология, структура, адепты.
24. Бессмертие души с точки зрения науки ХХ в.
25. Проблема сохранения человека как биологического вида на пороге ΙΙΙ-го тысячелетия.
26. Фанатизм ХХ в. как религиозно-культурный феномен.
27. Антропный принцип Вселенной в структуре доказательств бытия Божия
28. Аномальные явления ХХ в. с точки зрения православной аскетики
29. Проблема страданий животных в современной апологетике.
30. Апологетика христианства в католическом богословии ХХ в.
31. Философская апологетика в греческом православном богословии ХХ в.
32. Ф.М.Достоевский глазами западных апологетов.
33. Аналогии техногенной культуры и их возможность для современной христианской апологетики.
34. Неоязычество как феномен постсоветской культуры.
35. Путь человека от веры к неверию: уроки ХХ в.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Учебники и учебные пособия
· Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 1999.
Дополнительные учебные пособия:
· Августин, архим. (Гуланицкий). Руководство к Основному богословию. Изд. 10-е. М., 1914.
· Голубинский Ф., прот. Умозрительное богословие. М., 1884.
· Добротворский В.Н. Основное и догматическое богословие. Харьков, 1888.
· Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.
· Михаил (Мудьюгин), архиеп. Курс основного богословия. М., 1995.
· Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.
· Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев, 1912.
· Светлов П.Я. Одигетика. Руководитель в занятиях апологетикой. Киев, 1997.
· Светлов П.Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.
· Тихомиров Д.А., прот. Курс Основного богословия, 4-е изд. Пг., 1915.
· Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин, 2000.
Дополнительная литература:
1. Аквилонов Е., проф., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия, 2-е изд. СПб., 1905.
2. Апологетика. //Православная Энциклопедия.
3. Баженов В.Б., протопресв. О религии... СПб., 1905.
4. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 124-242.
5. Бурдо Л. Вопрос о смерти, его различные решения. СПб., 1911.
6. Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1-2 Харьков, 1902-1904.
7. Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891.
8. Введенский А. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.
9. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.
10. Владимир (Богоявленский), свщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912.
11. Глаголев С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1984.
12. Глаголев С. Очерки по истории религий, ч. 1. Сергиев Посад. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1902.
13. Глаголев С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.
14. Глаголев С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Исследование. Харьков, 1900.
15. Глаголев С., проф. Из чтений о религии. Религия как основа жизни. Религия в ее исторических формах... Св. Троице-Сергиева Лавра, 1905.
16. Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905.
17. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.
18. Израиль (Лукин), архим. Обозрение ложных религий: языческой, новоиудейской и магометанской. Харьков, 1849.
19. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
20. Иннокентий (Борисов), архиепископ. О религии вообще. О религии откровенной... СПб., б.г.
21. Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002.
22. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы. Канберра, 2002.
23. Кейт А. Доказательства истинности христианской веры. На основании буквального исполнения ветхозаветных и новозаветных пророчеств. СПб., б.г.
24. Клитин М.М., прот., проф. История религии (Опыт историко-богословского исследования), т. 1. Одесса, 1910.
25. Кудрявцев-Платонов В.Д. О доказательствах бытия Бога.
26. Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871.
27. Лавровский А., прот. Опыт изъяснения взаимного отношения между Божественным Откровением и разумом человеческим. СПб., 1889.
28. Льюис К.С. Страдание. М., 1992.
29. Льюис К.С. Чудо. М., 1992.
30. Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914.
31. Махорьев Ф. Мессианское значение чудес Иисуса Христа. СПб., 1892.
32. Михаил (Грибановский), епископ. Истина бытия Божия. // Богословские труды. 1990. Сб. 13. С. 5-82.
33. Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. Опыт библейско-апологетического исследования. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1901.
34. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
35. Тихомиров П.В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия). Исследование. Харьков, 1899.
36. Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М., 1994.
37. Успенский Е. Христианское умозрение и человеческий разум. М., 1895.
38. Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в Него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.
39. Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 365-416.
40. Франк С.Л. Непостижимое, гл. 10 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 510-555.
41. Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 107-152.
42. Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992.