Глава 4. Совещание в Малой Виске
Местечко Малая Виска, расположенное на реке Виски, стало центром евангельского движения в Елизаветграде. Здесь находился филиал Библейского общества, где печатался Новый Завет. Население, в основном, молдаване, много евреев, у которых есть своя синагога. Молдаване хорошо относились к евреям, и погромов в Малой Виске не было. В местечке много евангелистов, у которых молитвенные собрания проводятся регулярно. В общине имеется хор, которым управляет регент. Руководит общиной Козинский, зять Тимошенко.
В день приезда Герасима Балабана в Малую Виску народу собралось больше обычного, и собрание пришлось проводить в большом амбаре. Богослужение длилось четыре часа. С особым вниманием была выслушана проповедь Онищенко. Он рассказал о своем пребывании в Херсонской тюрьме, и это вызвало много слез и радости в силе духа Евангелия в среде грешников и преступного мира. И все понимали, что путь Онищенко - это путь, уготованный Самим Богом для славы имени Его.
Вечером того же дня на том же месте состоялось хлебопреломле-ние. И до полуночи из амбара доносилось пение, рассказывались стихи, а пожилые старики делились своим опытом жизни, как правильно жить в евангельском духе.
На второй день там же была проведена общая беседа в виде вопросов и ответов. Беседа скоро превратилась в диспут, в обсуждение вопросов веры, крещения, причастия и других. На эту беседу были приглашены православные миряне местечка и евреи. Были люди сомневающиеся, были и неверующие в Бога. На все вопросы братья старались давать исчерпывающие ответы.
А вечером в помещении собрания собрались приехавшие на совещание. Ведущий совещание Герасим Балабан сказал:
— Ширится евангельское движение на юге Украины. Это уже не волна, а море. Во всех селениях есть евангелисты, а во многих селениях и городах созданы общины. Но у них нет общего, единого установления, как поступать в том или другом случае жизни, как выполнять обычные требы: рождение, захоронение, бракосочетание, крещение, преломление хлеба и другие потребности в жизни общины. Я считаю, что назрела необходимость созвать и провести съезд, хотя бы наш Южно-Украинский. Время сегодня позволяет это сделать. Что нас ожидает завтра - мы не знаем. И мы не должны медлить, не должны быть рабами ленивыми и лукавыми. Поднялся Онищенко и в свою очередь сказал:
— Я тоже считаю, что надо выработать и утвердить для всех определенный Устав, норму действий. И, наверное, это надо сделать сейчас. Я не могу участвовать с вами официально. Я ухожу в далекие места на всю мою жизнь. Но по воле Бога я сегодня здесь с вами. И радуюсь помочь вам. Съезд нужен. И надо провести его завтра. Только не здесь, не в Малой Виске. Здесь мы уже второй день и дольше быть не должны. Вы знаете, почему.
— Братья, - сказал Козинский, внимательно все слушавший, - Бог нас учит мыслить одинаково, единомысленно. Все верно, все так. Я с утра еще послал оповестить братьев по всему нашему уезду, кто должен быть на съезде. Съезд состоится завтра в 10 часов утра в г. Новомиргороде.
Оттуда приехал брат Семеренко и сообщил, что место для съезда приготовлено.
— Нам семь часов для съезда достаточно, - сказал Балабан. - А в 6 часов вечера пусть собираются жители - евангелисты. Мы вознесем молитву Богу и проведем в путь нашего друга и брата Ивана Федоровича.
— Братья! - сказал Козинский. - Я уже сказал братьям, которые с подводами, что завтра в 7 часов утра они должны выезжать со всеми вами. Брат Семеренко укажет вам путь. А нам сегодня нужно составить повестку дня и план работы на завтра. И перечень вопросов и ответов на них.
— Братья! - поднялся Балабан. - Мы над этим уже работали, обдумывали, советовались, и я вам вкратце скажу то, что мы записали.
В записях Балабана определялось, что проповедь Евангелия считается одной из основных обязанностей евангелистов. Определялось, что благовествовать могут и братья, и сестры, что не только книгоношами должны распространяться Евангелия, а всеми во всех направлениях.
О быте евангелистов в записях Балабана указывалось на то, что евангелисты должны быть примером мирянам в чистоте и порядке во всем, в том числе в домах и в хозяйстве. Указывалось, что родившихся детей не крестят, а приносят
в молитвенный дом для совершения над ними молитвы; что бракосочетания должны совершаться в простоте без внешних уборов и церемоний; что похороны должны совершаться с почтением к усопшему, с молитвой и пением духовных песен.
О членах общины указывалось, что для приема в общину должно быть покаяние, перемена жизни, твердая вера и свидетельство о их жизни других членов общины. Испытательный срок определяется одним годом. Крещение производится в водоемах и совершают его во имя Отца, Сына и Святого Духа. Разъяснялись вопросы рукоположения на руководящих, вопросы избрания руководящего и пресвитера согласно Слова Божьего. О совершении хлебопреломления.
Все внимательно выслушали сообщение Герасима и согласились со сказанным.
— А теперь, братья, предадим все Господу и разойдемся, чтобы немного отдохнуть. Завтра день напряженного труда, день больших свершений на ниве Божьей. В 7 часов выезжаем.