Славное благовесте (Рим. 10:1-21)

1 Братия! желание моего сердца и молитва Богу об Из­раиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией; потому что конец зако­на — Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пи­шет о праведности от закона: «исполнивший его человек жив будет им». А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть Христа свести; или: «кто сойдет в бездну?» то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их». Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным». А Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне». Об Израиле же говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Ревность без рассуждения. — «Хорошо всегда ревновать в добром». Ревность весьма обязательна в достижении любой цели; но ревность без рассуждения — как дикая лошадь без уздечки и стремян. Бурная, но бесполезная деятельность. Это похоже на человека, проявляющего великую ревность и усердие в стремлении попасть в определенное место, но идущего не в том направлении. Неважно, насколько усерден человек, но он никогда не доберется до места к северу от него, если будет двигаться на юг. Неведение сводит на нет всякую ревность. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6).

Неразумение Израиля. — Они не разумели праведности Божьей. Подобное неразумение не сгинуло вместе с жившим тогда поколением израильтян и не связано с каким-то определенным народом. Но неразумение праведности Божьей стало во сто крат страшнее, соединившись с самым преданным служением Ему.

Праведность Божья. — Праведность Божья есть нечто, не под­дающееся описанию. Это нечто совершенно отличное от словесной формы или даже формулировки закона. Это не что иное, как жизнь и характер Божий. Как не существует сладости без чего-либо сладкого, так нет и такого понятия, как абстрактная праведность. Праведность должна быть обязательно связана с живым существом. Но один Бог праведен (см. Мк. 10:18). Поэтому где бы ни была праведность, там действует Бог. Праведность — неотъемлемая черта Божья.

Форма и сущность. — Иудеи имели «в законе образец веде­ния и истины», но не саму истину. Закон Божий, записанный на ка­менных скрижалях или в книге, совершенен, насколько это возможно. Но между записанным и подлинным законом существует такая же раз­ница, как между фотографией человека и самим человеком. Записан­ный закон — лишь только тень. В буквах нет жизни, и они не способ­ны что-нибудь совершить. Они лишь словесная форма существующе­го только в жизни Божьей.

Пустая праведность. — Иудеи очень хорошо понимали, что слова на камне или в книге не способны к действию; и, не разумея праведности, которой эти слова были лишь описанием, они силились установить собственную праведность. Они никогда не поступили бы подобным образом, если бы разумели Божью праведность. О ней ска­зал псалмопевец: «Правда Твоя, как горы» (Пс. 35:7). Они пытались воспроизвести в себе неотъемлемое свойство Божье.

Подобные усилия, несмотря на великое усердие, могут окон­читься лишь полной неудачей. Савл Тарсянин был «неумеренным рев­нителем» отеческих преданий гораздо более многих своих сороди­чей, однако же, придя к правильному пониманию, преимущества свои был вынужден счесть тщетою. То есть чем больше он пытался ут­вердить собственную праведность, тем хуже становилось его поло­жение.

Покорность праведности.— Если бы иудеи ведали о Божьей праведности, они не стали бы пытаться установить собственную. Они хотели заставить Божью праведность подчиниться им, тогда как долж­ны были сами покориться ей. Божья праведность действенна. Она есть сама жизнь Его. Как воздух устремляется в открытое окно, так и пра­ведная жизнь Божья заполняет каждое сердце, открытое для нее. Ко­гда люди начинают трактовать Закон Божий, они непременно искажа­ют его и подгоняют по своим меркам; явить его совершенство можно, лишь покорившись ему и позволив ему править. Тогда он воплотится в жизнь сам собой. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флл. 2:13).

Конец закона.— «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). А «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Поэтому концом закона является его полное исполнение. Это не требует доказательств. Не суть важно, в каком значении употреблено слово «конец». Допустим, что его значение «цель». Совершенно ясно, что требования закона должны быть выполнены. Или используем слово «конец» в его обычном значении чего-то отдаленного, и мы получим то же самое. Мы приходим к концу закона, когда достигаем крайних пределов его требований.

Христос — конец закона. — Мы уже поняли, что концом, или целью, закона является праведность. Сказано, что Христос есть конец закона «к праведности». Закон Божий — правда Божья (см. Ис. 51:6, 7). Но эта праведность является подлинной жизнью Самого Бога, а слова закона — лишь тень ее. Жизнь сию можно найти только во Христе, ибо Он один открывает правду Божью (Рим. 3:24, 25). Жизнь Его — это Закон Божий, поскольку в Нем Бог. То, что иудеи имели только формально, в действительности находится лишь во Христе. В Нем же и конец закона. Говорит ли кто, что «конец закона» означает его отмену? Очень хорошо; когда найдут они отмену Христу, тогда же отменится и закон, но не раньше. Только изучение жизни Христовой откроет праведность, которую требует Закон Божий.

К чьей праведности? — К чьей праведности Христос — конец закона? «К праведности всякого верующего». Верою вселяется Христос в сердца наши (Еф. 3:17). Совершенная праведность закона находится только в Нем. В Нем она абсолютно совершенна. Таким образом, поскольку Христос живет в сердце верующего, только в Нем достижим и конец закона. «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29). «Сердцем веруют к праведности».

Делать, чтобы жить, или жить, чтобы делать. — Праведность от закона, то есть собственная праведность человека (см. Флп. 3:9), основана на принципе «делай, чтобы жить». Но его ошибочность заключена в самой формулировке, ибо жизнь всегда предшествует действию. Петр не стал приказывать мертвой Серне, чтобы она вершила еще одно доброе дело или пошила еще платьев, дабы могла она жить, но именем Христа возвратил ее к жизни, чтобы могла она и дальше дарить людям свою доброту. Человек, творящий добро, будет жить им, но он, во-первых, живет, а потом уже творит его. Поэтому праведность, которая от закона, лишь пустая мечта. Христос дает жизнь, вечную и праведную жизнь Божью, которая производит правед­ность в душе, живущей ею.

Христос — Слово. — Стихи 6-8 этой главы являются непо­средственной цитатой из Второзакония 30:11—14. Моисей, знакомя народ с законом и призывая к покорности, говорил людям, что запо­ведь «не далеко» и не нужно посылать за ней на небо, но «весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнять его». Павел, писавший богодухновенно, привел эти слова Моисея, указав, что они относятся ко Христу. Христос есть Слово, Заповедь, которая «не далеко» и которую не нужно ни с небес нести, ни воскрешать из мертвых. Пусть читатель очень внимательно срав­нит две эти части Писания, и он ясно увидит, что подлинная заповедь Господня есть не что иное, как Христос.

Закон и жизнь. — Эта истина вовсе не была сокрыта до напи­сания Нового Завета. Вдумчивый иудей во дни Моисея мог ясно осоз­нать, что только в жизни Божьей можно найти праведность закона. Моисей сказал: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и прокля­тие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову, дать им» (Втор. 30:19, 20).

Представив закон народу, Моисей показал им жизнь Божью, на­ходящуюся только во Христе. «Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» (Ин. 12:50). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя едино­го истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Слово весьма близко. — Имея в виду, что Слово есть Хри­стос, мы читаем: «"Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце тво­ем", то есть слово веры, которое проповедуем». Действительно ли Христос так близко? Это не вызывает сомнений, ибо Он Сам сказал: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). И близок Он не только к доб­рому, но Он «не далеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). Так близко, что «мы Им живем и движемся и существуем».

Протянув руку, мы найдем Его. Христос близок к сердцу даже порочных людей, ожидая, когда они признают себя таковыми и во всех делах своих отблагодарят Его; и тогда поселится Он в сердцах их «ве­рою». И станет Он во всех делах направлять их. Ни в чем любовь Христова не проявляется так полно, как в Его обитании в грешниках, где переносит Он всю их ненависть, дабы терпением Своим отвратить их от злых дел.

Вера в воскресение. — «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Он был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). «Христос за всех умер». Он принял смерть за каждого человека. Посему и воскрес Он для оправдания каждого. Веруя сердцем, что Бог воскресил Его из мертвых, верую, что Он оправдает меня. Тот, кто не верит, что Иисус очищает его от греха, не верит по-настоящему, что Бог воскресил Его из мертвых; ибо мы не можем верить в воскресение Иисуса, не веря в то, для чего Он воскрес. Вера в воскресение Иисуса распространена гораздо меньше, чем принято считать.

Не постыдится.— Корень слова «верить» означает основание, нечто, на чем можно возводить строение. Верить в Иисуса — значит строить жизнь на Нем. Он есть Камень испытанный, крепко утвержденный. Строящему на Нем не придется спешно спасаться, когда обрушится ливень или наводнение, а ветра будут бушевать и биться о его дом, ибо Он есть Камень вечный.

Нет различий. — Ключевым словом благовестного призыва является слово «всякий». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Разграничения не сделано, ибо «нет различия между Иудеем и Еллином».

Прочтите заново вторую, третью, а также четвертую главы Послания к Римлянам. Послание в целом, несомненно, наносит смертельный удар по злонамеренной идее о том, что Бог пристрастен и благоволит к одним более, чем к другим. Идея о том, что Бог предназначил какие-то особые благословения только одному народу Земли, а не всем, будь то иудеи, израильтяне, англичане или кто-то еще, есть прямое отрицание благовестия благодати Божьей.

Благовесте для всех. — Стихи 13, 14 и 15 повествуют о шагах, которые необходимо предпринять для спасения. Во-первых, люди должны призвать Господа. Но для того, чтобы Его призвать, нужно в Него поверить. Но «как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» Проповедники были посланы для благовествования, но не все поверили и покорились, хотя все услышали.

Что же они услышали? Они услышали слово Божье. В доказатель­ство сему апостол говорит, что вера от слышания слова Божьего, и до­бавляет: «Разве они не слышали? Напротив, "по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их"». Все услышали, и неизви­нительно неверие всякого человека. Прочтите снова Рим. 1:16—20.

Проповедники славы. — Благовествование Христово есть «благовествование о славе» Его. Оно просвещает наши сердца (см. 2 Кор. 4:4). Поэтому проповедующие должны быть облечены в славу. Солнце, луна, звезды — прекрасные «проповедники», чьи слова дошли до пределов мира. Они проповедуют благовестие о славе Христовой. Они стали вечным примером правильного благовестия — они сияют славой Божьей.

Итак, апостол говорит нам, услышавшим и поверившим слову: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9). Благовестие — это откровение Божье людям. Бог есть свет, поэтому провозглашение благовестия состоит в возвещении Его света. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесно­го» (Мф. 5:16).

ГЛАВА 11

Весь Израиль спасется

Одиннадцатая глава Послания к Римлянам завершает обсуждение вопроса об Израиле. В каждой из трех глав — девятой, десятой и одиннадцатой — ясно показано, что язычники, если они веруют, имеют те же права на наследие, что и иудеи, а последние, в свою очередь, теряют все привилегии народа Божьего из-за своего неверия. Трудно найти более простое, чем в этих трех главах, доказательство того, что все люди равны и обетования Божьи предназначены, всем верующим, независимо от происхождения.

1 Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаммиова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут». Что же говорит ему (Божеский) ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом». Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтоб не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда». Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спа­сение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычни­кам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение мое; не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя. Скажешь: «ветви отломи­лись, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неве­рием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

Не отверженный. — Апостол Павел знал, что Бог не покинул Свой народ, прямых потомков Авраама, и в доказательство тому ска­зал, что сам он принят Богом. Если бы Господь покинул иудейский народ, то и для Павла не стало бы надежды, потому что он был «Ев­реем от Евреев». Слово «никак» вводит некоторых людей в заблужде­ние. Смысл его в том, что Павел молил Бога, чтобы Он не покинул Свой народ, а вместе с ним не отверг и самого Павла. Слово «никак» сле­дует понимать как «ни в коем случае». И тогда все становится ясно. Итак: «Неужели Бог отверг народ Свой? Ни в коем случае». Где дока­зательство? Нет ничего проще: «Ибо и я Израильтянин, от семени Ав­раамова, из колена Вениаминова».

Кто отвержен? — Хотя Бог и не отверг Свой народ, тот ока­зался в бедственном положении. То, что Бог не покинул его, еще не означало, что он спасется. Павел откровенно говорил, что даже он, проповедуя другим, может стать отверженным (1 Кор. 9:27). Как бы то ни было, все находится в Его руках. Бог не стал бы отвергать его против его же воли. Ведь Господь сказал нам: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). А прийти могут все, ибо сказал Он также, что «желающий» может прийти. Бог не оставляет никого, но если Его полностью отвергают, тогда, поскольку Он не принуждает, у Него нет другого выхода, как только предоставить их самим себе.

«Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего... За то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их» (Притч. 1:24-32).

Бог простер руки Свои к народу непослушному и упорному (Рим. 10:21), и его спасение находится в его же руках. Бог принимает всякого, вопрос лишь в том, примут ли люди Его.

Остаток. — На примере из времен Илии мы продвигаемся дальше в изучении вопроса о принятии и отвержении. В то время, кажется, весь Израиль отвернулся от Господа, но осталось семь тысяч человек, не признавших Ваала. «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Благодать Божья проявляется для всех и предлагается всем. Те, кто принимает ее, становятся избранными и неважно, какого они племени и народа. Хотя план спасения охватывает весь мир, с прискорбием констатируем, что лишь немногие из каждого народа и поколения примут его. «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется».

Маслина. — В то время как некоторые фразы одиннадцатой главы трудны для понимания, глава в целом очень проста. Народ Божий представлен в образе маслины, а в образе прививки представлены отношения всех людей с Богом. Прежде чем углубиться в детали этой иллюстрации, нам необходимо рассмотреть общество Израильское.

Из второй главы Послания к Ефесянам мы знаем, что как язычники ефесяне были «отчуждены от общества Израильского», «не имели надежды и были безбожники в мире». Другими словами, не имеющие отношения к обществу Израильскому являются безбожниками; либо безбожники те, кто отчужден от общества Израильского.

Итак, Христос есть единственное проявление Божье людям, и Он «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин, 1:11). Поэтому народ иудейский в большинстве своем был безбожным, как язычники, а следовательно, отчужденным от общества Израильского. Та же глава Послания к Ефесянам гласит, что Христос пришел, чтобы примирить и иудея, и язычника с Богом, тем самым показав, что оба они были отлучены от Него. Далее из той же главы мы узнаем, что общество Израильское есть «свое Богу» и составлено из святых, примирившихся с Богом. Только такие израильтяне «не чужие и не пришельцы».

Происхождение слова «Израиль». — Это имя восходит к той ночи, когда Иаков боролся с Богом и в конце концов верою своею получил благословение, которого искал. Физической силой он не смог бы ничего добиться; несомненно, одного прикосновения Господа было бы достаточно, чтобы сделать его совершенно беспомощным; но, бу­дучи беспомощен, он в простой вере своей бросился к Господу и до­бился победы, и назван был Израилем — князем Божьим. Это звание относится ко всем его потомкам, хотя принадлежит оно лишь тем, кто имеет живую веру в Бога, так же, как мы используем термин «христиа­нин» по отношению к тем, кто принадлежит Церкви, и не думая утвер­ждать, что они действительно знают Господа.

Привьются все (Рим. 11:23-26)

23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, пото­му что Бог силен опять привить их. Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хоро­шей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение про­изошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное чис­ло язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: «приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова».

Праведный народ. — Многое уже сказано о неверии детей Израилевых, но было время, когда весь иудейский народ имел веру великую. Достаточно будет привести один пример. «Верою пали сте­ны Иерихонские по семидневном обхождении» (Евр. 11:30). Тринадцать раз целое воинство обошло вокруг города без видимой причины и без единого восклицания. Такая вера свидетельствует о том, что в то время они были праведным народом, в тесном единении с Богом; ибо «оп­равдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Ии­суса Христа» (Рим. 5:1). В то время их имя поистине соответствовало их характеру; они были подлинными израильтянами. Они ступали «по следам веры отца нашего Авраама».

Отсеченные ветви. — Но они не сохранили веру. «Мы сдела­лись причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14). Они не исполнили этого, и потому остались «без Христа, отчуждены от общества Израильского» (Еф. 2:12). В Послании к Римлянам 11:17 апостол, вопрошая: а что «если же некоторые из ветвей отломились?» и т. д., не имел в виду, что остальным удалось избежать подобной судьбы, что явствует из последующего. Ибо он говорит: «Они отломились неверием» (ст. 20), и далее: «Всех заключил Бог в непослушание» (ст. 32), тем самым показав, что все отломились. Итак, мы выяснили, что люди, которые были «возлюбленные Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26), через свое неверие пали до уровня тех, кто никогда не знал Бога.

Привитые ветви. — Все ветви маслины — Израиля — отломились через неверие. Дабы не пустовало их место, Бог взял ветви дикой маслины — язычников — и привил их. Эта прививка была «не по природе» (ст. 24), поскольку полностью была делом благодати. Если бы она была по природе, то эти ветви принесли бы природные плоды и прививка стала бы бесполезной, поскольку природный плод плох (см. Гал. 5:19-21; Еф. 2:1-2). Но благодать свершила чудо, и привитые ветви принялись и стали частью природного корня. Плод привитых ветвей более не от природы, но стал плодом духа (Гал. 5:22, 23).

Воссоединение. — Мы должны помнить, что Бог не покинул Свой народ. Они сами изменили Ему через неверие. «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (ст. 23). Шансы иудеев и язычников равны. «Нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его» (Рим. 10:12). Христос пришел, чтобы «примирить обоих с Богом посредством креста», и «чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:16, 18).

План Божий неизменен. — Давайте не забывать, что, прививая язычников на место упорствующего Израиля, Бог ни в коей мере не изменил Свой план. Все это было заключено в обетовании Аврааму. «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы"» (Гал. 3:7, 8).

В начале Бог создал Адама, отца человеческого рода. Адам был сыном Божьим (Лк. 3:38), поэтому все его потомки по праву являются народом Божьим. Он не покинул их за то, что они согрешили. Любовь Его охватила весь мир (Ин. 3:16) и не уменьшилась во дни Авраама, Исаака и Иакова. Единственным преимуществом Израиля было поручение Божье нести благовестие славы язычникам, которым оно пред­назначено в той же степени, что и иудеям.

Посещение язычников. — Язычники, как и потомки Иакова, с самого начала были предназначены стать Израилем. Об этом свиде­тельствует собрание в Иерусалиме. Петр рассказал, как приказано ему было свыше благовествовать язычникам и что Бог не делает разли­чия между ними и иудеями. Затем Иаков сказал: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них на­род во имя Свое; и с сим согласны слова пророков, как написано: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:14-18; см. также Ам. 9:11-15). Из всего вышесказан­ного мы узнали, что «скиния Давидова», дом или царство Давидово, будет воссоздана проповедью благовестия среди язычников, и все это, согласно замыслу Божьему, от начала мира. Писание нуждается не в критических замечаниях, но в осмыслении верующего.

«Полное число язычников». — «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). Куда должно войти полное число язычников? Конечно, в Израиль; ибо вхождением полного числа язычников «весь Израиль спасется».

Когда войдет полное число язычников? Господь Сам дает ответ: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Бог посещает язычников, «чтобы составить из них народ во имя Свое». Ими заполнен будет Израиль. Как только работа благовествующих среди язычников будет завершена, придет конец. И тогда не будет более благовествования — ни язычникам, ибо они уже решат для себя, ни иудеям — ибо тогда «весь Израиль спасется». В то время уже не бу­дет нужды в Благой вести; она завершит свой труд.

Наши рекомендации