Отношение апостола Петра к другим апостолам

Апостолу Петру в лике апостолов принадлежала некая первенствующая роль. В перечне апостольских имен имя Петр всегда стоит на первом месте. В Деяниях апостольских повествуется о том, что именно Петр предложил избрать двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Петр выступает с речью в день Пятидесятницы, произносит речь на апостольском Соборе и т. п. Однако все вопросы общецерковного значения апостолы решают сообща, соборно. Петр не повелевает апостолам. Наоборот, об апостолах сказано в книге Деяний, что они «послали» Петра в Самарию (Деян. 8,14). В послании к Га-латам (2, 11) говорится, что апостол Павел «лично противостал» Петру, когда тот, лицемеря, не только сам поступал «не прямо по истине Евангельской», но и других принуждал вести себя не так, как надо (Гал. 2,14).

Следовательно, не могло быть и речи о слепом, безоговорочном повиновении всех Петру. Каждому пастырю и архипастырю надо помнить, что он не только учитель, но и ученик Церкви. В данном случае Церковь говорила устами апостола Павла, а Петр был лишь ее учеником. Рассмотрев основные догматические предпосылки, на которые пытаются опереться римо-католические богословы, можно сделать следующий главный вывод: несостоятельность их исходных доводов и ложное толкование свидетельств Священного Писания и Предания. Дальнейшее изучение развития католического учения о власти папы над Церковью в историческом плане с полной ясностью покажет, как быстро отделившаяся от Православия Римско-католическая Церковь превратилась в абсолютную монархию, взявшую на себя всю полноту светской власти.

Вопрос 2. Особенности англиканского вероучения.

ПРАВОСЛАВИЕ и ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Д. П. Огицкий, священник Максим Козлов, 1995

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМАЦИИ В АНГЛИИ (конец)

…В вероучении Англиканской Церкви, изложенном в 39-ти членах, которые являются официальным, хотя и неполным изло­жением веры англикан, имеются догматы, вполне согласные с Православием (о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и другие), а также учения, провозглашенные из противодействия Риму, которые тоже приближают Англиканскую Церковь к Пра­вославию (отрицание сверхдолжных заслуг, чистилища и индуль­генций, предписание богослужений на родном языке, приобщение мирян под двумя видами, отмена обязательного безбрачия духо­венства, отрицание главенства папы над всей Церковью). В то же время они содержат и ряд заблуждений, оставшихся от като­лицизма (исхождение Св. Духа "и от Сына") и лютеранства (учения о первородном грехе и о состоянии человека после паде­ния, об оправдании верой, о погрешимости Вселенских Соборов, о том, что Восточные Церкви впали в заблуждение, отрицание почитания икон и святых мощей, отрицание призывания святых, протестантское учение о таинствах). Они включают еще ряд уче­ний, изложенных неопределенно, которые могут быть поняты по-разному (о числе таинств, о присутствии в таинстве Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, учение об иерархии, которое можно понимать и в православном, и в протестантском смысле) и, наконец, признание церковного главенства короля.

В 1571 г. 39 членов были утверждены парламентом Англии, ' подписаны епископами в качестве важнейшей символической кни­ги вероопределения Англиканской Церкви.

РЕФОРМАЦИОННЫЕ ТЕЧЕНИЯ ВНУТРИ АНГЛИКАНСТВА

Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского направления - пуритан, разделившегося на умеренных пресвитериан и более радикальных индепендентов, в самой Англиканской Епископальной Церкви образовались и по сей день существуют течения, по-разному относящиеся к спорным вероучительным вопросам.

Высокоцерковники - это протестантская церковная аристок­ратия, подчеркивающая типичные особенности англиканства, государственный характер Церкви, супрематию короны, привилегии членов Церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и Древней Церковью в богослужении и организации. Основная идея высокой Церкви: противодействуя крайностям протестантства, отстоять и сохранить в Англиканской церкви все, что в ней содержится от древних времен, приближение ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее разделения. Высокая Церковь стремится к возможно лучшему сохранение католических традиций, принимает учение об оправдании верой и делами, отстаивает авторитет Церкви, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистические взгляды. Это течение ближе всего к Православию. Высокую церковь можно назвать англиканством в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце XVII в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов и как сторонники авторитета и прав короны и Церкви.

Низкоцерковники представляют собой крайние течения протестантизма с его учением об оправдании одной верой и о Библии как единственном источнике вероучения. Из книг Священного Писания особенным уважением у них пользуется Пятикнижие Моисея, хотя в теории новозаветные книги ставятся выше ветхозаветных. Низкоцерковники с конца XVII в. вербовались в тех ах, которые при Стюартах пополнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике они сливались с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. К середине XIX в. низкая Церковь численно уменьшилась тала растворяться в широкой Церкви. Представители низкой церкви называют себя евангеликами.

Широкоцерковники - это, собственно говоря, не партия, а равнодушная к религиозно-церковным вопросам масса, которую часто называют "индифферентной Церковью". Они стремятся к единению всех течений на основе веротерпимости. Предоставили широкой Церкви считают, что спорить из-за догматических разногласий не стоит: все христиане - братья между собой и осознание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравственном отношении. Пренебрегая основами веры, данной Хрис­том, отрицая догматику, широкая церковь воспринимает христианство лишь как нравственное учение, лишенное своего источника и своей основы, — "мораль без догмы".

Помимо изложенных в предыдущих разделах течений, Англи­канская Церковь вызвала к жизни ряд общин (сект), основные вероучительные принципы которых имеют определенные особен­ности, послужившие причиной их отделения от этой Церкви. Наиболее важными и широко распространенными являются бап­тизм и методизм.

Билет 8.

Вопрос 1. Мариальные догматы католичества: о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии.

ПРАВОСЛАВИЕ и ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Д. П. Огицкий, священник Максим Козлов, 1995

МАРИАЛЬНЫЕ ДОГМАТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К наиболее поздним догматическим определениям, провозгла­шенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.

В православном святоотеческом богословии автономная мариология отсутствует. Учение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов только внутри христологии, а не как некая самосто­ятельная мариология, или особый раздел антропологии, посвя­щенный Святой Деве. Самое именование Богородица, которым на III Вселенском Соборе (431) Церковь торжественно подтвер­дила Богоматеринство Пресвятой Девы, утвердилось в контексте христологических споров. В противоположность тем, кто отрицал Богоматеринство, здесь отстаивается ипостасное единство Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим: родившийся от Нее есть непреложно Бог и человек.

ДОГМАТ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ ДЕВЫ МАРИИ

Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объяв­ление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: "Уче­ние, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первого момента своего зачатия по особой благодати и особенной привилегии Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Ис­купителя человеческого рода, была сохранена от всякого пятна первородного греха, есть учение Богооткровенное и потому долж­но быть твердо и решительно исповедуемо всеми верными".

Смысл этого догмата таков: Римско-католическая Церковь признает, что Дева Мария была зачата праведными родителями Своими, Иоакимом и Анной, естественным образом, то есть за­чатие не было безмужним, как зачатие Иисуса Христа в день Благовещения. Однако, по папскому учению. Дева Мария уже в самом зачатии была освобождена от причастности первородному греху в силу будущих заслуг Иисуса Христа.

Католическая Церковь исходит при этом из того, что перво­родный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом Ее зачатии, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения.

Мнения о непорочном зачатии Девы Марии богословы Запа­да высказывали уже тысячу лет назад, занимая иногда прямо противоположные позиции. Его не разделяли и опровергали, на­пример, такие крупные представители западного богословия, как Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Бернард Клервосский (1090-1153), Фома Аквинат (1226-1274). Противником этого учения был и орден доминиканцев. Главным защитником учения о непорочном зачатии был францисканец Дунс Скот (ок. 1260-1308), а впоследствии орден иезуитов. Церковь Христова не знает тако­го догмата и не может согласиться с ним по существу.

Спасение рода человеческого совершено Иисусом Христом. Мы спасаемся Христом, будучи "срасплены" с Ним, то есть, со­участвуя в Его жизни, крестных страданиях и Воскресении. В этом основа христианской веры. Из римско-католического учения о непорочном зачатии Девы Марии вытекает, что спасение мож­но было получить иным путем, еще до Христа. Идея первенства Христова в новом человечестве этим затемняется.

Дева Мария принадлежала к человечеству, ради которого Христос сошел на землю. Об этом говорит и естественность Ее зачатия праведной Анной (рождение "от плоти"). Разделяя судь­бу человечества, Она разделяла с ним и вину первородного греха.

Правомерно ли отделять, как это делают католики. Деву Ма­рию от остальной части потомства Адамова, не подрывается ли этим весь смысл предуготовленной домостроительной истории Ветхого Завета, которая принципиально заключалась в том, что человеческий род из поколения в поколение взрастил избранную от всех родов для воплощения Сына? По сути, католиками отри­цается также единство природы человеческого рода: если Дева Мария - особенна, то можно ли говорить о ее полновесной тождественности человеческому роду, и тем самым подвергается сомнению само воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества.

По римско-католическому учению, изъятие Девы Марии от последствий первородного греха произошло в силу будущих крес­тных заслуг Спасителя. Но такое толкование (спасение в счет будущих заслуг) проникнуто духом юридизма. И непонятно, по­чему эта возможность спасения (еще до пришествия Христа в мир) не могла быть распространена на других людей.

В подтверждение учения о непорочном зачатии римо-католики ссылаются на то, что в Вульгате содержится пророчество о том, что семя жены сотрет главу змия (ср. Быт. 3, 15). Но в этих словах нет ни прямого, ни косвенного указания на непорочное зачатие.

Ссылаются католики и на слова ангельского приветствия: "Радуйся, благодатная!.." В латинском переводе - gratia plena, то есть "полная благодати". Но значение оригинального греческо­го слова KEXAPITOMEVN дословно переводится как "облагодатствованная". Этот смысл поясняют и последующие слова арханге­ла: "Обрела бо беси благодать у Бога", то есть благодать эта была не чем-то изначально данным Ей, а заслуженно "обретен­ным" Ею, связанным с Ее образом жизни (то же говорится и о других праведниках - Ное (Быт. 6, 8); Давиде (Деян. 7, 46)). Здесь нет указания на непорочное зачатие.

Нельзя также ссылаться в подтверждение католического уче­ния на то, что Православная Церковь тоже отмечает зачатие Девы Марии праведной Анной особой службой (9 декабря). Православные отмечают такой же службой и зачатие Иоанна Предтечи праведной Елизаветой (23 сентября), но отнюдь никто не делает выводы, что и это зачатие было "непорочным" в смыс­ле непричастности Иоанна Предтечи первородному греху.

Как видно из молитв Божественной литургии. Церковь при­носит Богу словесную сию службу о всех, искупленных крестной смертью Христовой - "о всяком дусе праведнем, в вере скончав­шемся, изрядно о пресвятой. Пречистой, Преблагословенней, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии". Церковь не включала бы в это поминовение Деву Марию, если бы считала Ее непричастной первородному греху.

ДОГМАТ О ТЕЛЕСНОМ ВОЗНЕСЕНИИ ДЕВЫ МАРИИ НА НЕБО

В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный дог­мат - о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоякую трактовку: она может относиться к переходу Богороди­цы в загробную жизнь как через смерть, так и помимо нее.

Новый догмат явился логическим выводом из догмата о непо­рочном зачатии, ибо если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, безусловно, даны и дары сверхъестественные - праведность и бессмертие. Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти.

"Непорочная Богоматерь, Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душой и телом в Небесную Славу". В канонах праздника Успения есть утверждение о телесном вос­хождении Пресвятой Девы, о том же свидетельствует иконогра­фия, факт отсутствия Ее мощей. Но лишь на внешний взгляд православное учение совпадает с католическим. По сути - нет, так как римский догмат происходит от догмата о непорочном за­чатии. Если быть последовательным и в опоре на догмат о непо­рочном зачатии, католическим богословам остается два выхода.

Первый - это отрицать саму возможность смерти Божией Матери, как это делают так называемые имморталисты (immortalis - бессмертный). Однако это учение явно противоречит древнему Преданию, и прежде всего Преданию Иерусалимской Церкви о факте естественной смерти Пресвятой Богородицы. Начиная с IV столетия о том есть много святоотеческих свидетельств (св. Модест Иерусалимский, св. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин). В католичестве это течение не очень влиятельно. Если же считаться вместе с морталистами с фактом смерти Пре­святой Девы, то остается только провозгласить смерть Богороди­цы искупительной, а саму Святую Деву - искупительницей или соискупительницей, как об этом уже говорят и пишут и к чему склоняется современная католическая мариология. Этот вывод находится в исключительном, противоречии с Православным Пре­данием.

Дополнение (эти же догматы у этих же авторов во втором издании этой же книги изложены несколько иначе)

ПРАВОСЛАВИЕ и ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Д. П. Огицкий, священник Максим Козлов

Издательство храма св. муч. Татианы, Москва, 1999

Догмат о непорочном зачатии был-принят, казалось бы, с самой благой целью - для прославления Пресвятой Девы Богородицы Марии. Для особого указания на Ее святость и непорочность даже еще до Ее рождения. Тем не менее Церковь наша, прославляя Богоизбранную Отроковицу, этот католический догмат не принимает и принять не может. Почему? Какие выводы, заведомо неприемлемые для всего церковного учения, проистекают из принятия положения, что Божия Матерь была освобождена от вины первородного греха?

Оказывается, этот догмат подрывает самые основы христианской веры и учения - о спасении. Если до искупительной жертвы Христа оказывается возможным, в силу особой привилегии, спасение, всецелая святость и непорочность одного человека - Пресвятой Девы Богородицы Марии, то почему тогда та же самая привилегия не могла быть уделена и другим? Скажем, ветхозаветным праведникам, прародителям Христа по плоти? Если принять, что один человек был искуплен, то почему Бог не помиловал вообще всех ветхозаветных праведников? Почему они должны были сойти во ад? Пророк и Предтеча Иоанн пришел и возвестил грядущее искупление, но никто из них не мог быть освобожден от ада, потому что отделенность от Бога еще не могла быть преодолена. Церковь всегда согласно учила, что только после того, как Христос Спаситель пришел, воплотился в реальной истории человеческой, пострадал и по Воскресении вознесся на Небеса со Своей Пречистой Плотию, стало возможно спасение и обожение человека.
Таким образом, этот, казалось бы, призванный прославить Божию Матерь догмат на самом деле принижает Ее личную святость и личную заслугу. Выходит, что освобождение от последствий первородного греха было дано Ей автоматически, без учета того совершенно исключительного подвига святости, который Она несла во время Своей земной жизни.

Следует особо подчеркнуть, что догмат о непорочном зачатии разрывает единство человеческого рода и тем самым подвергает сомнению само спасительное воплощение Сына Божия и восприятие Им на Себя подлинной человеческой природы. Многие святые отцы повторяют глубокое речение об искупительном подвиге Христа, высказанное впервые святителем Григорием Богословом: «Что не воспринято, то и не исцелено».
Для того чтобы исцелить всего человека, Христос Спаситель должен был; воспринять всего человека (кроме греха, который не является изначально присущим человеческой природе). Это восприятие было возможно только в том случае, если Божия Матерь никак и ничем не была выделена из предшествующих поколений рода людского, если Она не была особым созданием, находящимся в исключительном положении, если по природе своей Она была точно такой, как и все другие люди. Католики же, по сути дела, через принятие догмата о непорочном зачатии подвергают это сомнению.

Есть и третья причина, по которой этот догмат не может быть принят Православной Церковью. Вся история Ветхого Завета - это история того, как род человеческий, ведомый промыслом Божиим, должен был через поколения праотцев, святых, праведников, принести Ту, Которая была бы не только лично свята, но в Которой проявилась бы святость всего-человечества. Которая явилась бы вершиной человеческого рода.
А если принять католический догмат, то получится, что в любой момент кому-то могла быть дана привилегия непорочности, независимо оттого, кто был этот человек. Таким образом, утрачивается значение Ветхого Завета, как приуготовления человечества к воплощению Христа Спасителя.
Итак, не все то, что, казалось бы, направлено к прославлению Бога и Божи-ей Матери, на самом деле является таковым.

Католики любят ссылаться на то, что и православные именуют Божию Матерь Всесвятой, Непорочной, Пречистой. Понятно, что эти именования есть у нас и в богослужебных текстах, и в творениях святых отцов, но они употреблены не в догматическом, не в том вероучительном смысле, который усваивается им католическим догматом, а в смысле богослужебного прославления или в том смысле, в каком мы говорим о святости ветхозаветных пророков и праведников, которые были причастны первородному греху и с необходимостью сходили во ад до искупления Христом Спасителем.

Догмат о телесном вознесении:

Православная Церковь учит так: Божия Матерь, как и все. люди, находилась под ответственностью первородного греха, и потому Она, хотя не имела никаких личных грехов (и в этом смысле была Святой, Непорочной, Пречистой), должна была понести главное последствие первородного греха - смерть. Божия Матерь, закончив путь земной жизни, сначала вкусила смерть по такому же закону, как и все потомки
Адама и Евы, так как последствия греха прародителей являются общими для всех людей. Но, умерши естественным образом, как и все люди, Она не осталась во власти смерти и была, прежде всеобщего воскресения и преображения, изъята от общей участи всех рожденных на земле и пребывает ныне уже на небе в прославленной Своей плоти.
У католиков иной подход. Согласно их догмату о непорочном зачатии, Божия Матерь под виной первородного греха не находилась и не несла ответственности за него.

Вопрос 2. Учение лютеран о церкви, таинствах.

ПРАВОСЛАВИЕ и ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Д. П. Огицкий, священник Максим Козлов, 1995

ЛЮТЕРАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

Символические книги лютеран

Само понятие "символические книги" возникло в протестан­тизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным.

Протестантизм как новое, по сути дела, вероучение, появив­шееся в результате разрыва с римским католицизмом и не имею­щее твердой опоры в непрерывной живой церковной традиции, с самого начала испытывало настоятельную потребность формули­ровки новых, отличных от римо-католических, вероучительных норм и изложения их с возможной полнотой и определенностью. Это диктовалось, с одной стороны, необходимостью занять более определенные позиции в полемике с римо-католицизмом, а с дру­гой - остановить процесс собственного дробления на различные толки. В результате в XVI в., то есть уже вскоре после возник­новения протестантизма, появляются изложения его основных догматических положений, признанные протестантами за правиль­ное выражение их веры и послужившие базой для их объединения в особую христианскую конфессию. Эти изложения вероуче­ния и получили наименование "символических книг". Таковыми у протестантов признаются следующие книги:

"Большой катехизис" и "Малый катехизис" Лютера (1529).

Первый предназначался для учителей и проповедников, вто­рой - для простого народа. В первом заметное место занимает полемический элемент, второй - чужд полемики. Оба катехизи­са были одобрены впоследствии "Формулой согласия" и до сих пор не вышли из употребления.

"Аугсбургское исповедание" и "Апология Аугсбургского испо­ведания" (1530).

Наши рекомендации