Восстановление апостола Петра

(Ин 21:15-25)


«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? «— Симон больше всех обещал Господу, перед Его страданиями, свою верность: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф 26:33); «Я душу мою положу за Тебя» (Ин 13:37); «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк 14:31); «С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк 22:33). Несмотря на все эти горячие уверения, Петр трижды отрекся от Господа и этим, конечно, лишился своего апостольского звания и апостольских прав — перестал быть апостолом. Это отмечает, несомненно, со слов ап. Петра, и Евангелист Марк, который повествует, что ангел, явившийся женам-мироносицам, говорит: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...», выделяет Петра, как отпавшего чрез отречение от лика апостольского, ставя его на последнее место, после остальных апостолов.
За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве. Трижды Петр отрекся, трижды же Господь заставляет его на вопрос: «Любишь ли Меня?» ответить: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» и после каждого уверения поручает ему, как апостолу, пасти агнцев Его, пасти овец Его. «Говорит ему в третий раз: любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий спросил его:»Любишь ли Меня? — Ты знаешь, что я люблю Тебя,» (поется поэтому в службе 29 июня на день памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла стихира на «Славу» на «Господи, воззвах»).
Совершенно напрасно и неосновательно хотят римо-католики видеть в этом даровании ап. Петру каких-то особенных прав и преимуществ, по сравнению с другими апостолами. «Агнцы,» которых поручает Господь Петру пасти, это самые молодые, новорожденные, так сказать, члены Церкви Христовой, нуждающиеся в особенной заботливости пастыря, а «овцы» — обыкновенные, уже духовнозрелые члены Церкви, не требующие уже такого, особенно тщательного ухода и заботы. Весьма характерно, что в первый раз Господь спрашивает Петра: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» как бы намекая на то, что Петр обещал Господу большую верность и преданность, чем другие ученики. Характерно и то, что Он называет Петра его прежним именем — «Симон,» — а не Петром, ибо отрекшись, обнаруживши неустойчивость, отсутствие твердости духа, он тем самым перестал быть «Петром,» то есть —«камнем.» Смиренно сознавая глубину своего падения, Петр уже не сравнивает свою любовь к Господу с любовью прочих учеников, и даже вообще не смеет заверять Господа в своей любви к Нему, а только ссылается на Его всеведение: «Ты знаешь, что я люблю Тебя.» Мало того, по смирению, вместо слова «любить» — «агапан,» употребленного в вопросе Господа и означающего любовь полную и совершенную, Петр употребляет другое слово— «филин,» означающее личную сердечную привязанность и преданность. Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребляет это же самое слово «филин.» Это опечалило Петра, что Господь как бы подвергает сомнению его личную привязанность к Нему, и поэтому в третий раз он с особенной силой исповедует Ему свою любовь, ссылаясь на всеведение Господа. Как в третий раз он с особенной силой, с клятвой и божбой отрекся от Господа, так Господь принуждает его в третий раз с особенной силой исповедать свою любовь к Нему.
С восстановлением Петра в его апостольском звании Господь соединяет предречение о предстоящей ему к концу его апостольства мученической кончине, к которой приведет его эта засвидетельствованная им только что любовь к Господу. «Когда ты был молод, то препоясался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» — насильственную мученическую смерть Господь символически представляет здесь под видом бессилия старца, с которым, против его воли, делают, что хотят. Св. Ал. Петр действительно был распят в Риме на кресте при имп. Нероне в 68 г. «Иди за Мной»— это последнее решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине.
После сих слов Иисус пошел, а ученики, видимо, последовали за Ним. Видя возлюбленного ученика Господа Иоанна, Петр возгорелся желанием знать, какова будет его участь, ожидает ли и его мученическая кончина за Христа. Но Господу не было угодно открыть образ кончины возлюбленного ученика Своего. Он ответил Петру, что знать это — не его дело: «Что тебе до того? Ты иди за Мною.» Здесь опять опровержение римо-католического лжеучения о том, что Петру поручены Господом другие ученики, что он был поставлен «князем» их. Если бы Господь поручил Петру, как Своему наместнику, других учеников, то, конечно, Петр был вправе спрашивать об Иоанне, и Господь не дал бы ему такого ответа: «что тебе до того?»
Об Иоанне же Господь произнес слова, которые дали повод думать, что он не умрет, а будет жить до самого второго пришествия Христова: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Сам Евангелист, однако, такое мнение опровергает, подчеркивая, что речь Господа была условная: «Если Я хочу, чтобы он пребыл...»
Повествование свое об этом, а вместе с тем и все свое Евангелие св. Иоанн заканчивает уверением: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.» Этим удостоверяется принадлежность Евангелия св. Иоанну Богослову и истинность всего им сообщаемого в Евангелии. В заключение св. Иоанн опять повторяет, что в Евангелиях многое не записано из того, «что сотворил Иисус,» ибо, если бы писать обо всем подробно, то «думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.» Это может показаться преувеличением, гиперболическим выражением, но речь тут идет именно о необъятности дел Христовых, значения которых не в состоянии вместить этот ограниченный мир. Некоторые полагают, что эти два последних стиха 24 и 25 приписаны к Евангелию от Иоанна впоследствии древнейшими читателями его, желавшими на вечные времена удостоверять подлинность этого Евангелия.





Явление в Галилее

(Мф 28:16-20), (Мк 16:15-18), (Лк 24:46-49)


«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидевши Его, поклонились Ему; а иные усомнились» — так как ангелы сказали женам-мироносицам, что Господь предваряет их в Галилее, то надо полагать, не одни апостолы устремились в Галилею, чтобы видеть там Господа, согласно Его обещанию. Многие считают, что это явление Господа на горе было именно тем, о котором говорит св. ап. Павел в (1 Кор 15:6), что Господь явился тогда «более нежели пятистам братьям в одно время.» Что это за гора, неизвестно, но очень вероятно, что это была гора преображения Фавор, на которой ученики сподобились видеть преображение того славного состояния Господа, в котором Он им явился теперь. Некоторые из собравшихся «усомнились,» что именно и показывает, что это не могло быть массовой галлюцинацией, как пытаются уверять неверующие.
«И приблизившись Иисус,» то есть приближаясь, дабы рассеять всякие сомнения в том, что это действительно Он, «сказал им: 'Дана Мне всякая власть на небе и на земле'.» Как Единородный Сын Божий, Он от начала мира имел всякую власть на небе и на земле; теперь же, как Победитель ада и смерти, Он приобрел такую же власть над всем и по человечеству, как Искупитель мира. Явившись в мир, как человек, Сын Божий ограничил Себя в употреблении Своей Божественной власти, ибо не восхотел совершить дело спасения людей одним Своим всемогуществом. Через воскресение Он воспринял всю полноту Своей Божественной власти уже как Богочеловек, и от Него теперь зависело завершить все дело спасения людей ниспосланием Духа Святого, учреждением Церкви Своей и посольством Апостолов на проповедь во весь мир.
«Итак, идите, научите все народы,» как говорит св. Матфей, или: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, « как передает св. Марк; «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день. И проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» — так передает это полномочие, данное Господом Своим Апостолам, св. Лука. Теперь Господь уже не ограничивает их проповедь одними иудеями, как прежде (Мф 10:5-6), (Мф 15:24), но посылает их учить все народы, ибо весь мир искуплен страданиями Христовыми и должен быть призван в Царство Христово. «Крестящие их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа « — Богочеловек дает Своим ученикам право и налагает обязанность крестить все народы во имя Святой Троицы. Это значит, что крестящие действуют не сами от себя, но по власти, даруемой им от Самого Триипостасного Бога, а принимающие крещение принимают на себя через это обязанность веровать во Святую Троицу и посвящать свою жизнь призвавшему их, искупившему и возродившему Триипостасному Божеству. Крещение есть знамение омытия грехов человека невидимым действием Святого Духа и знак его вступления в Церковь Христову для новой, возрожденной в Боге жизни. Крещение должно предваряться учением, и принимающие Крещение должны следовать всему тому, что заповедано Христом Спасителем: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам.»
Св. Марк добавляет к этому еще, какие чудесные знамения явятся последствием веры для тех, которые уверуют: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.» От человеческого греха весь мир пришел в расстройство, и зло стало в нем господством: уверовавшие во Христа-Искупителя получат власть и силу побеждать всякое зло, а также падших духов, которые подстрекают людей на злые дела. Эти чудеса, как свидетельствует вся дальнейшая история Церкви, действительно творили апостолы и многие истинные христиане.Так через Своих учеников и их последователей Господь восстанавливает утраченную миром гармонию.
«И се, Я с вами во все дни до скончания века,» — возлагая на апостолов тяжкий труд распространения евангельского благовестия по всему миру, Господь ободряет их, обещая им Свое таинственное незримое сопребывание с ними «до скончания века.» Но так как апостолы не дожили «до скончания века,» то обетование это надо относить и ко всем апостольским преемникам. Это не значит, что после скончания века Господь не будет с учениками Своими. «Нет, тогда-то особенно и будет» (бл. Феофилакт), но значит лишь то, что до скончания века, несомненно, Он Сам будет находиться незримо среди истинно верующих, Воглаве основанной им Церкви, и руководить ею ко спасению людей.

Вознесение Господне

(Лк 24:50-53), (Мк 16:19-20)


Последнее явление Воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесеньем Его на небо, подробнее всего описывается Евангелистом Лукой. Вкратце говорит об этом также Евангелист Марк. Явление это имело место в Иерусалиме, куда, следовательно, апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней, в течение коих Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием, как сообщает об этом св. Лука в (Деян 1:2-5). Господь дал повеление апостолам оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать на них обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святой должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела — проповеди Евангелия всему миру. Затем Господь вывел учеников Своих вон из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, «И, подняв руки Свои, благословил их,» произнося, очевидно, известные слова, как было принято в Ветхом Завете, но которые Евангелистом здесь не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете, как напр, говорит (Лев 9:22).

. «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо.» «Какой чудный образ действия,» — говорит об этом Московский Митрополит Филарет: «Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его.» Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою.» Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Св. Духа. Они как будто переродились теперь, в результате, несомненно, 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божья. В этом молитвенном состоянии высокого духовного подъема они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения.
Св. Марк добавляет к этому, что Господь, вознесшись на Небо, «воссел одесную Бога.» Это — образное выражение, основывающееся на некоторых видениях (Деян 7:36), которое означает то, что Господь и по человечеству воспринял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаженного так с самим сидящим.
Заключает св. Марк своё Евангелие свидетельством о том, что произошло уже после сошествия Св. Духа: о том, что Апостолы «выйдя» из Иерусалима, конечно, «проповедали всюду,» по всему миру, «при Господнем содействии,» при помощи Божьей, «и подкреплении слова последующими знамениями,» — т.е. доказывая истину своего слова сопровождавшими их проповедь чудесами, о чем подробно рассказывает нам книга Деяний Апостольских.

Наиболее замечательные из сохранившихся унциалов 23

Введение 35

в Четвероевангелие 35

Рождество Христово 75

Хронология событий последующих Рождеству Иисуса Христа 80

Отрочество Иисуса Христа 92

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе 95

Сорокадневный пост и искушение от дьявола 102

Первые ученики Христовы 106

Изгнание торгующих из Храма 114

Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом 117

Последнее свидетельство Иоанна Крестителя 124

Заключение Св. Иоанна в темницу 127

Беседа с Самарянкой 128

Прибытие в Галилею и начало Проповеди 132

Галилейская деятельность 132

Исцеление сына царедворца в Капернауме 133

(Ин 4:43-54) 133

Исцеление тещи Петровой 137

Проповедь в Галилее 138

Проповедь в Назаретской синагоге 138

Проповедь в Назаретской синагоге (Лк. 4:16-34) 138

Призвание Матфея 143

Исцеление расслабленного у овечьей купели 147

О равенстве Отца и Сына 148

Срывание колосьев в субботу 151

Исцеление сухорукого 152

Господь избегает известности 152

Избрание Апостолов 152

Нагорная проповедь 153

Заповеди блаженства 154

Свет мира 155

Две меры праведности 156

Главное — угождать Богу 160

Молитва «Отче наш» 160

Вечное сокровище 162

Не осуждай 163

Постоянство в молитве 164

Узкий путь 164

О ложных пророках 164

Исцеление прокаженного 168

Исцеление слуги капернаумского сотника 168

Воскрешение сына Наинской вдовы 169

Посольство от Иоанна Предтечи 170

Обличение нечестивых городов 171

Прощение грешницы в доме Симона-фарисея 173

Исцеление бесноватого и обличение фарисеев 173

Ответ Господа искавшим знамения от Него 175

Женщина прославляет Матерь Христову 176

Учение Господа Иисуса Христа в притчах 177

Притча о сеятеле 178

Притча о плевелах 180

Притча о невидимо растущем семени 180

Притча о зерне горчичном 180

Притча о закваске 181

Притча о сокровище, скрытом в поле 181

Притча о драгоценной жемчужине 181

Притча о неводе, закинутом в море 182

О хозяине, хранящем новое и старое 183

Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним 183

Укрощение бури 184

Изгнание легиона бесов 184

Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 186

Исцеление двух слепцов 188

Вторичное посещение Назарета 188

Жатвы много, тружеников — мало 189

Христос посылает Апостолов на проповедь 190

Усекновение головы Иоанна Крестителя 193

Чудесное насыщение пяти тысяч людей 195

Хождение Господа по водам 196

Беседа о хлебе небесном 197

Обличение фарисейских преданий 202

Исцеление дочери хананеянки 203

Исцеление глухого косноязычного 204

Чудесное насыщение четырех тысяч человек 205

Обличение фарисеев, просивших знамения 206

Исцеление слепого в Вифсаиде 207

Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим 207

Господь предрекает Свою смерть и воскресение 209

Преображение Господне 212

Исцеление бесноватого отрока 214

Чудесная уплата церковной подати 215

Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном 216

Именем Христовым творились чудеса 217

Учение о борьбе с соблазнами 218

Притча о заблудшей овце 219

Притча о немилосердном должнике 220

Христос идет на праздник в Иерусалим 222

Самаряне не принимают Христа 223

Послание на проповедь 70 учеников 224

Господь на празднике Кущей 225

Суд над прелюбодейцей 228

Беседа с иудеями в храме 230

Исцеление слепорожденного 233

Беседа о добром пастыре 236

Беседа в праздник обновления 238

Возвращение 70 учеников 239

Притча о милосердном самарянине 240

Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии 241

Притча о неотступной просьбе 242

Обличение книжников и фарисеев 242

Притча о безрассудном богаче 243

Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина 244

Притча о благоразумном домоправителе 244

О разделении среди людей 245

Падение силоамской башни 246

Притча о бесплодной смоковнице 246

Исцеление скорченной женщины 247

Тесный путь в Царство Небесное 248

Угрозы Ирода 249

Исцеление страдающего водянкой 249

Притча о любящих первенствовать 250

Притча о званных на вечерю 251

Об истинных последователях Христа 251

Притча о блудном сыне 252

Притча о неверном домоправителе 254

Притча о богатом и Лазаре 256

Учение о святости брака и о девстве 257

О силе веры 259

Исцеление десяти прокаженных 260

Второе пришествие Христово 260

Притча о судье неправедном 261

Притча о мытаре и фарисее 262

Благословение детей 262

Богатый юноша 263

Апостолы наследуют жизнь вечную 264

Притча о работниках, получивших ровную плату 265

О предстоящих Христу страданиях 266

Исцеление Иерихонских слепцов 268

Посещение Закхея 268

Притча о десяти талантах 269

Воскрешение Лазаря 271

Решение Синедриона убить Иисуса Христа. 274

Ужин в доме Лазаря 275

Вход Господень во Иерусалим 277

(Мф 21:1-11), (Мк 11:1-11), (Лк 19:28-44), (Ин 12:12-19) 277

Изгнание торгующих из храма 280

Великий понедельник 281

Проклятие бесплодной смоковницы 281

Желание эллинов видеть Иисуса Христа 282

Великий вторник 284

Засохшая смоковница 284

Беседа со старейшинами 284

Притча о двух сыновьях 285

Притча о злых виноградарях 286

Притча о званных на брачный пир 287

О дани Кесарю 289

Посрамление Саддукеев. 289

О наибольшей заповеди. 290

Обличение книжников и фарисеев. 291

Лепта вдовицы. 294

О Втором Пришествии. 295

Притча о десяти девах 299

О Страшном Суде 300

Великая среда 302

Решение первосвященников убить Христа 302

Великий Четверток 305

Тайная Вечеря 305

Омовение ног 308

Господь объявляет о предателе 309

Установление таинства Евхаристии 311

Спор о старшинстве 314

Прощальная беседа 314

Продолжение прощальной беседы 319

Первосвященническая молитва 323

Моление о чаше 325

Взятие Христа под стражу 327

Суд над Господом у первосвященников 329

Отречение Петра 332

Великая Пятница 334

Приговор Синедриона 334

Погибель Иуды 335

На суде у Пилата 336

Крестный путь на Голгофу 345

Распятие 346

Покаяние благоразумного разбойника 349

Богоматерь у креста 350

Смерть Христова 351

(Мф 27:45-56), (Мк 15:33-41), (Лк 23:44-49), (Ин 19:28-37) 351

Приход жен-мироносиц ко гробу 356

Явление Господа Марии Магдалине 359

Подкуп стражи гроба 361

Явление Господа ученикам на пути в Эммаус 362

Явление десяти ученикам 364

Неверие Фомы 366

Явление при Тивериадском море 368

Восстановление апостола Петра 370

Явление в Галилее 372

Вознесение Господне 374

Наши рекомендации