Восстановление апостола Петра
(Ин 21:15-25)
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? «— Симон больше всех обещал Господу, перед Его страданиями, свою верность: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф 26:33); «Я душу мою положу за Тебя» (Ин 13:37); «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк 14:31); «С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк 22:33). Несмотря на все эти горячие уверения, Петр трижды отрекся от Господа и этим, конечно, лишился своего апостольского звания и апостольских прав — перестал быть апостолом. Это отмечает, несомненно, со слов ап. Петра, и Евангелист Марк, который повествует, что ангел, явившийся женам-мироносицам, говорит: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...», выделяет Петра, как отпавшего чрез отречение от лика апостольского, ставя его на последнее место, после остальных апостолов.
За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве. Трижды Петр отрекся, трижды же Господь заставляет его на вопрос: «Любишь ли Меня?» ответить: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» и после каждого уверения поручает ему, как апостолу, пасти агнцев Его, пасти овец Его. «Говорит ему в третий раз: любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий спросил его:»Любишь ли Меня? — Ты знаешь, что я люблю Тебя,» (поется поэтому в службе 29 июня на день памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла стихира на «Славу» на «Господи, воззвах»).
Совершенно напрасно и неосновательно хотят римо-католики видеть в этом даровании ап. Петру каких-то особенных прав и преимуществ, по сравнению с другими апостолами. «Агнцы,» которых поручает Господь Петру пасти, это самые молодые, новорожденные, так сказать, члены Церкви Христовой, нуждающиеся в особенной заботливости пастыря, а «овцы» — обыкновенные, уже духовнозрелые члены Церкви, не требующие уже такого, особенно тщательного ухода и заботы. Весьма характерно, что в первый раз Господь спрашивает Петра: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» как бы намекая на то, что Петр обещал Господу большую верность и преданность, чем другие ученики. Характерно и то, что Он называет Петра его прежним именем — «Симон,» — а не Петром, ибо отрекшись, обнаруживши неустойчивость, отсутствие твердости духа, он тем самым перестал быть «Петром,» то есть —«камнем.» Смиренно сознавая глубину своего падения, Петр уже не сравнивает свою любовь к Господу с любовью прочих учеников, и даже вообще не смеет заверять Господа в своей любви к Нему, а только ссылается на Его всеведение: «Ты знаешь, что я люблю Тебя.» Мало того, по смирению, вместо слова «любить» — «агапан,» употребленного в вопросе Господа и означающего любовь полную и совершенную, Петр употребляет другое слово— «филин,» означающее личную сердечную привязанность и преданность. Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребляет это же самое слово «филин.» Это опечалило Петра, что Господь как бы подвергает сомнению его личную привязанность к Нему, и поэтому в третий раз он с особенной силой исповедует Ему свою любовь, ссылаясь на всеведение Господа. Как в третий раз он с особенной силой, с клятвой и божбой отрекся от Господа, так Господь принуждает его в третий раз с особенной силой исповедать свою любовь к Нему.
С восстановлением Петра в его апостольском звании Господь соединяет предречение о предстоящей ему к концу его апостольства мученической кончине, к которой приведет его эта засвидетельствованная им только что любовь к Господу. «Когда ты был молод, то препоясался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» — насильственную мученическую смерть Господь символически представляет здесь под видом бессилия старца, с которым, против его воли, делают, что хотят. Св. Ал. Петр действительно был распят в Риме на кресте при имп. Нероне в 68 г. «Иди за Мной»— это последнее решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине.
После сих слов Иисус пошел, а ученики, видимо, последовали за Ним. Видя возлюбленного ученика Господа Иоанна, Петр возгорелся желанием знать, какова будет его участь, ожидает ли и его мученическая кончина за Христа. Но Господу не было угодно открыть образ кончины возлюбленного ученика Своего. Он ответил Петру, что знать это — не его дело: «Что тебе до того? Ты иди за Мною.» Здесь опять опровержение римо-католического лжеучения о том, что Петру поручены Господом другие ученики, что он был поставлен «князем» их. Если бы Господь поручил Петру, как Своему наместнику, других учеников, то, конечно, Петр был вправе спрашивать об Иоанне, и Господь не дал бы ему такого ответа: «что тебе до того?»
Об Иоанне же Господь произнес слова, которые дали повод думать, что он не умрет, а будет жить до самого второго пришествия Христова: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Сам Евангелист, однако, такое мнение опровергает, подчеркивая, что речь Господа была условная: «Если Я хочу, чтобы он пребыл...»
Повествование свое об этом, а вместе с тем и все свое Евангелие св. Иоанн заканчивает уверением: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.» Этим удостоверяется принадлежность Евангелия св. Иоанну Богослову и истинность всего им сообщаемого в Евангелии. В заключение св. Иоанн опять повторяет, что в Евангелиях многое не записано из того, «что сотворил Иисус,» ибо, если бы писать обо всем подробно, то «думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.» Это может показаться преувеличением, гиперболическим выражением, но речь тут идет именно о необъятности дел Христовых, значения которых не в состоянии вместить этот ограниченный мир. Некоторые полагают, что эти два последних стиха 24 и 25 приписаны к Евангелию от Иоанна впоследствии древнейшими читателями его, желавшими на вечные времена удостоверять подлинность этого Евангелия.
Явление в Галилее
(Мф 28:16-20), (Мк 16:15-18), (Лк 24:46-49)
«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидевши Его, поклонились Ему; а иные усомнились» — так как ангелы сказали женам-мироносицам, что Господь предваряет их в Галилее, то надо полагать, не одни апостолы устремились в Галилею, чтобы видеть там Господа, согласно Его обещанию. Многие считают, что это явление Господа на горе было именно тем, о котором говорит св. ап. Павел в (1 Кор 15:6), что Господь явился тогда «более нежели пятистам братьям в одно время.» Что это за гора, неизвестно, но очень вероятно, что это была гора преображения Фавор, на которой ученики сподобились видеть преображение того славного состояния Господа, в котором Он им явился теперь. Некоторые из собравшихся «усомнились,» что именно и показывает, что это не могло быть массовой галлюцинацией, как пытаются уверять неверующие.
«И приблизившись Иисус,» то есть приближаясь, дабы рассеять всякие сомнения в том, что это действительно Он, «сказал им: 'Дана Мне всякая власть на небе и на земле'.» Как Единородный Сын Божий, Он от начала мира имел всякую власть на небе и на земле; теперь же, как Победитель ада и смерти, Он приобрел такую же власть над всем и по человечеству, как Искупитель мира. Явившись в мир, как человек, Сын Божий ограничил Себя в употреблении Своей Божественной власти, ибо не восхотел совершить дело спасения людей одним Своим всемогуществом. Через воскресение Он воспринял всю полноту Своей Божественной власти уже как Богочеловек, и от Него теперь зависело завершить все дело спасения людей ниспосланием Духа Святого, учреждением Церкви Своей и посольством Апостолов на проповедь во весь мир.
«Итак, идите, научите все народы,» как говорит св. Матфей, или: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, « как передает св. Марк; «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день. И проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» — так передает это полномочие, данное Господом Своим Апостолам, св. Лука. Теперь Господь уже не ограничивает их проповедь одними иудеями, как прежде (Мф 10:5-6), (Мф 15:24), но посылает их учить все народы, ибо весь мир искуплен страданиями Христовыми и должен быть призван в Царство Христово. «Крестящие их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа « — Богочеловек дает Своим ученикам право и налагает обязанность крестить все народы во имя Святой Троицы. Это значит, что крестящие действуют не сами от себя, но по власти, даруемой им от Самого Триипостасного Бога, а принимающие крещение принимают на себя через это обязанность веровать во Святую Троицу и посвящать свою жизнь призвавшему их, искупившему и возродившему Триипостасному Божеству. Крещение есть знамение омытия грехов человека невидимым действием Святого Духа и знак его вступления в Церковь Христову для новой, возрожденной в Боге жизни. Крещение должно предваряться учением, и принимающие Крещение должны следовать всему тому, что заповедано Христом Спасителем: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам.»
Св. Марк добавляет к этому еще, какие чудесные знамения явятся последствием веры для тех, которые уверуют: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.» От человеческого греха весь мир пришел в расстройство, и зло стало в нем господством: уверовавшие во Христа-Искупителя получат власть и силу побеждать всякое зло, а также падших духов, которые подстрекают людей на злые дела. Эти чудеса, как свидетельствует вся дальнейшая история Церкви, действительно творили апостолы и многие истинные христиане.Так через Своих учеников и их последователей Господь восстанавливает утраченную миром гармонию.
«И се, Я с вами во все дни до скончания века,» — возлагая на апостолов тяжкий труд распространения евангельского благовестия по всему миру, Господь ободряет их, обещая им Свое таинственное незримое сопребывание с ними «до скончания века.» Но так как апостолы не дожили «до скончания века,» то обетование это надо относить и ко всем апостольским преемникам. Это не значит, что после скончания века Господь не будет с учениками Своими. «Нет, тогда-то особенно и будет» (бл. Феофилакт), но значит лишь то, что до скончания века, несомненно, Он Сам будет находиться незримо среди истинно верующих, Воглаве основанной им Церкви, и руководить ею ко спасению людей.
Вознесение Господне
(Лк 24:50-53), (Мк 16:19-20)
Последнее явление Воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесеньем Его на небо, подробнее всего описывается Евангелистом Лукой. Вкратце говорит об этом также Евангелист Марк. Явление это имело место в Иерусалиме, куда, следовательно, апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней, в течение коих Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием, как сообщает об этом св. Лука в (Деян 1:2-5). Господь дал повеление апостолам оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать на них обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святой должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела — проповеди Евангелия всему миру. Затем Господь вывел учеников Своих вон из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, «И, подняв руки Свои, благословил их,» произнося, очевидно, известные слова, как было принято в Ветхом Завете, но которые Евангелистом здесь не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете, как напр, говорит (Лев 9:22).
. «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо.» «Какой чудный образ действия,» — говорит об этом Московский Митрополит Филарет: «Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его.» Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою.» Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Св. Духа. Они как будто переродились теперь, в результате, несомненно, 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божья. В этом молитвенном состоянии высокого духовного подъема они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения.
Св. Марк добавляет к этому, что Господь, вознесшись на Небо, «воссел одесную Бога.» Это — образное выражение, основывающееся на некоторых видениях (Деян 7:36), которое означает то, что Господь и по человечеству воспринял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаженного так с самим сидящим.
Заключает св. Марк своё Евангелие свидетельством о том, что произошло уже после сошествия Св. Духа: о том, что Апостолы «выйдя» из Иерусалима, конечно, «проповедали всюду,» по всему миру, «при Господнем содействии,» при помощи Божьей, «и подкреплении слова последующими знамениями,» — т.е. доказывая истину своего слова сопровождавшими их проповедь чудесами, о чем подробно рассказывает нам книга Деяний Апостольских.
Наиболее замечательные из сохранившихся унциалов 23
Введение 35
в Четвероевангелие 35
Рождество Христово 75
Хронология событий последующих Рождеству Иисуса Христа 80
Отрочество Иисуса Христа 92
Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе 95
Сорокадневный пост и искушение от дьявола 102
Первые ученики Христовы 106
Изгнание торгующих из Храма 114
Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом 117
Последнее свидетельство Иоанна Крестителя 124
Заключение Св. Иоанна в темницу 127
Беседа с Самарянкой 128
Прибытие в Галилею и начало Проповеди 132
Галилейская деятельность 132
Исцеление сына царедворца в Капернауме 133
(Ин 4:43-54) 133
Исцеление тещи Петровой 137
Проповедь в Галилее 138
Проповедь в Назаретской синагоге 138
Проповедь в Назаретской синагоге (Лк. 4:16-34) 138
Призвание Матфея 143
Исцеление расслабленного у овечьей купели 147
О равенстве Отца и Сына 148
Срывание колосьев в субботу 151
Исцеление сухорукого 152
Господь избегает известности 152
Избрание Апостолов 152
Нагорная проповедь 153
Заповеди блаженства 154
Свет мира 155
Две меры праведности 156
Главное — угождать Богу 160
Молитва «Отче наш» 160
Вечное сокровище 162
Не осуждай 163
Постоянство в молитве 164
Узкий путь 164
О ложных пророках 164
Исцеление прокаженного 168
Исцеление слуги капернаумского сотника 168
Воскрешение сына Наинской вдовы 169
Посольство от Иоанна Предтечи 170
Обличение нечестивых городов 171
Прощение грешницы в доме Симона-фарисея 173
Исцеление бесноватого и обличение фарисеев 173
Ответ Господа искавшим знамения от Него 175
Женщина прославляет Матерь Христову 176
Учение Господа Иисуса Христа в притчах 177
Притча о сеятеле 178
Притча о плевелах 180
Притча о невидимо растущем семени 180
Притча о зерне горчичном 180
Притча о закваске 181
Притча о сокровище, скрытом в поле 181
Притча о драгоценной жемчужине 181
Притча о неводе, закинутом в море 182
О хозяине, хранящем новое и старое 183
Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним 183
Укрощение бури 184
Изгнание легиона бесов 184
Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 186
Исцеление двух слепцов 188
Вторичное посещение Назарета 188
Жатвы много, тружеников — мало 189
Христос посылает Апостолов на проповедь 190
Усекновение головы Иоанна Крестителя 193
Чудесное насыщение пяти тысяч людей 195
Хождение Господа по водам 196
Беседа о хлебе небесном 197
Обличение фарисейских преданий 202
Исцеление дочери хананеянки 203
Исцеление глухого косноязычного 204
Чудесное насыщение четырех тысяч человек 205
Обличение фарисеев, просивших знамения 206
Исцеление слепого в Вифсаиде 207
Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим 207
Господь предрекает Свою смерть и воскресение 209
Преображение Господне 212
Исцеление бесноватого отрока 214
Чудесная уплата церковной подати 215
Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном 216
Именем Христовым творились чудеса 217
Учение о борьбе с соблазнами 218
Притча о заблудшей овце 219
Притча о немилосердном должнике 220
Христос идет на праздник в Иерусалим 222
Самаряне не принимают Христа 223
Послание на проповедь 70 учеников 224
Господь на празднике Кущей 225
Суд над прелюбодейцей 228
Беседа с иудеями в храме 230
Исцеление слепорожденного 233
Беседа о добром пастыре 236
Беседа в праздник обновления 238
Возвращение 70 учеников 239
Притча о милосердном самарянине 240
Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии 241
Притча о неотступной просьбе 242
Обличение книжников и фарисеев 242
Притча о безрассудном богаче 243
Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина 244
Притча о благоразумном домоправителе 244
О разделении среди людей 245
Падение силоамской башни 246
Притча о бесплодной смоковнице 246
Исцеление скорченной женщины 247
Тесный путь в Царство Небесное 248
Угрозы Ирода 249
Исцеление страдающего водянкой 249
Притча о любящих первенствовать 250
Притча о званных на вечерю 251
Об истинных последователях Христа 251
Притча о блудном сыне 252
Притча о неверном домоправителе 254
Притча о богатом и Лазаре 256
Учение о святости брака и о девстве 257
О силе веры 259
Исцеление десяти прокаженных 260
Второе пришествие Христово 260
Притча о судье неправедном 261
Притча о мытаре и фарисее 262
Благословение детей 262
Богатый юноша 263
Апостолы наследуют жизнь вечную 264
Притча о работниках, получивших ровную плату 265
О предстоящих Христу страданиях 266
Исцеление Иерихонских слепцов 268
Посещение Закхея 268
Притча о десяти талантах 269
Воскрешение Лазаря 271
Решение Синедриона убить Иисуса Христа. 274
Ужин в доме Лазаря 275
Вход Господень во Иерусалим 277
(Мф 21:1-11), (Мк 11:1-11), (Лк 19:28-44), (Ин 12:12-19) 277
Изгнание торгующих из храма 280
Великий понедельник 281
Проклятие бесплодной смоковницы 281
Желание эллинов видеть Иисуса Христа 282
Великий вторник 284
Засохшая смоковница 284
Беседа со старейшинами 284
Притча о двух сыновьях 285
Притча о злых виноградарях 286
Притча о званных на брачный пир 287
О дани Кесарю 289
Посрамление Саддукеев. 289
О наибольшей заповеди. 290
Обличение книжников и фарисеев. 291
Лепта вдовицы. 294
О Втором Пришествии. 295
Притча о десяти девах 299
О Страшном Суде 300
Великая среда 302
Решение первосвященников убить Христа 302
Великий Четверток 305
Тайная Вечеря 305
Омовение ног 308
Господь объявляет о предателе 309
Установление таинства Евхаристии 311
Спор о старшинстве 314
Прощальная беседа 314
Продолжение прощальной беседы 319
Первосвященническая молитва 323
Моление о чаше 325
Взятие Христа под стражу 327
Суд над Господом у первосвященников 329
Отречение Петра 332
Великая Пятница 334
Приговор Синедриона 334
Погибель Иуды 335
На суде у Пилата 336
Крестный путь на Голгофу 345
Распятие 346
Покаяние благоразумного разбойника 349
Богоматерь у креста 350
Смерть Христова 351
(Мф 27:45-56), (Мк 15:33-41), (Лк 23:44-49), (Ин 19:28-37) 351
Приход жен-мироносиц ко гробу 356
Явление Господа Марии Магдалине 359
Подкуп стражи гроба 361
Явление Господа ученикам на пути в Эммаус 362
Явление десяти ученикам 364
Неверие Фомы 366
Явление при Тивериадском море 368
Восстановление апостола Петра 370
Явление в Галилее 372
Вознесение Господне 374