Шесть категорий встреч с нло
Доктор Гинек, изучавший вопрос более подробно, чем кто-либо из широко известных ученых, для удобства разделил феномены НЛО на шесть категорий[21]. Первая, «ночные светящиеся объекты», относится к наиболее часто наблюдаемым и наименее удивительным. Большинство таких объектов легко опознаются как небесные тела, метеориты и т. д., и их не относят к НЛО. Настоящие загадочные «ночные светящиеся объекты» (т. е. те, что остаются «неопознанными») кажутся связанными с разумной деятельностью, но не могут быть опознаны, как обычный самолет, и часто наблюдаются многочисленными свидетелями, в том числе полисменами, летчиками и диспетчерами аэропортов.
Вторая категория НЛО — это «дневные диски», которые ведут себя сходно с «ночными светящимися объектами». Это и есть «летающие тарелки», и почти все неопознанные объекты этой категории представляют собой диски, которые по форме варьируются от круглых до сигарообразных. Часто они кажутся металлическими, и сообщается, что они способны на невероятно быстрые остановки и старты на высокой скорости, а также проявляют необычайную маневренность (например, внезапные перемены направления или неподвижное зависание), которая технически невозможна для всех известных в наше время воздушных кораблей. Имеется множество документальных фотографий подобных дисков, но все они не очень убедительны из-за удаленности объектов, не исключена и возможность подделок. Как и «ночные светящиеся объекты», НЛО этой категории почти всегда совершенно бесшумны и часто их видят по два и больше одновременно.
Третья категория — «радарно-визуальные» сообщения, т. е. наблюдения на радаре, подтвержденные непосредственными визуальными наблюдениями (так как радар сам по себе может давать различные ложные изображения). Большинство таких наблюдений происходит ночью, и самые наглядные случаи — это наблюдение одновременно с нескольких самолетов (иногда специально поднятых в воздух на поиски НЛО) на достаточно близком расстоянии; в таких случаях НЛО всегда маневрируют быстрее самолета, иногда преследуют его и в конце концов исчезают, развив неслыханную скорость (до 4 000 миль и более в час). Иногда, как это бывает и в категориях 1 и 2, объект как бы делится и превращается в два или более хорошо различимых объекта: случается и так, что, совершенно ясно видимые летчиками в воздухе, эти объекты вообще не улавливаются экранами радара. Наблюдения этой категории, так же, как и первых двух, продолжаются от нескольких минут до нескольких часов.
Множество случаев первых трех категорий хорошо документированы большим количеством достойных доверия, имеющих опыт и независимых свидетелей. Тем не менее, как замечает доктор Гинек, каждое из этих наблюдений может произойти из-за редкого необычного стечения обстоятельств, а не какого-либо нового и неизвестного дотоле феномена. Но когда накапливается множество хорошо документированных показаний, сходных между собой, вероятность того, что они представляют собой необычайные искаженные восприятия привычных объектов, становится ничтожно малой («Наблюдения НЛО», стр. 82). Вот почему сейчас серьезные ученые, исследующие НЛО, сосредоточили свои усилия на собирании хорошо документированных показаний, и сравнительное изучение множества надежных свидетельств уже начинает обнаруживать четкие модели активности НЛО.
Эмоциональная реакция тех, кто вступил с НЛО в контакты первых трех категорий, — всего лишь озадаченность и недоумение; они видели нечто совершенно необъяснимое, и у них остается мучительное желание увидеть это «хоть чуточку поближе». Только в считанных случаях — чаще всего с летчиками, которые пытались преследовать неопознанные объекты, — возникал страх при встрече с объектом, который, по всей видимости, управлялся разумными существами и по своим техническим возможностям далеко опережал современную технику. А вот в случаях «близких контактов» люди испытывают гораздо более глубокие эмоции, и на первый план выходит «психическая» сторона феномена.
«Близкие контакты первого рода» (БК-I) — это наблюдения светящихся объектов с близкого расстояния (около 500 футов или меньше), при этом свет часто очень ярок и вызывает люминесценцию находящейся под ними земли. Описывая форму объектов, ее обычно определяют как овальную, иногда с куполом наверху, а огни часто описываются как вращающиеся, обычно против часовой стрелки. Объекты часто зависают невысоко над землей, бесшумно или с негромким гудением, иногда двигаются над самой землей, проходя значительные расстояния, и обычно скрываются с необыкновенной скоростью, совершенно беззвучно и, как правило, вертикально вверх. Показаний о таких «близких контактах», одновременно наблюдавшихся несколькими свидетелями, довольно много; все эти показания сходны между собой, как будто это было действительно наблюдение одного и того же объекта (или тождественных объектов) во всех хорошо документированных случаях. Как правило все такие контакты происходят ночью в широко разбросанных точках, и каждый случай имеет немного свидетелей (в случаях, изученных доктором Гинеком, в среднем — трех или четырех).
«Близкие контакты первого рода» всегда поразительны и часто наводят ужас, но не оставляют никаких видимых следов; свидетели обычно настолько потрясены увиденным, что забывают сделать фотографии, даже если камера под рукой. Типичное воздействие на очевидцев отражено в замечании свидетеля появления НЛО в 1955 году: «Уверяю вас, что если кому придется увидеть такой объект так близко хотя бы на одну минуту, это врежется ему в память до самой смерти» («Сообщение об НЛО Гинека», стр. 145). Эти столкновения настолько необычны, что зачастую рассказам свидетелей не верят — причина, по которой многие сообщают об этом только по секрету, много лет спустя, или вообще молчат. Такие события в высшей степени реальны для тех, кто их переживает, — но для всех остальных они совершенно неправдоподобны.
Типичный «близкий контакт первого рода» пережили два помощника шерифа из Портадж Каунти, Огайо, в 1966 году. Примерно в 5 часов утра 16 апреля, остановившись возле машины, оставленной на обочине проселочной дороги, они увидели объект «величиной с дом», который опустился до верхушек деревьев (примерно высотой в 100 футов). Он стал приближаться к людям, светясь все сильнее, и по мере приближения освещал все вокруг ярким светом, потом остановился и завис над ними с легким гудением. Потом объект стал удаляться, и они преследовали его примерно 70 миль по территории штата Пенсильвания на скорости, доходившей до 105 миль в час. Двое других полисменов ясно видели этот объект, когда он поднялся выше, а затем взвился вертикально вверх и исчез. Это было на рассвете. Требование конгресса вынудило «Проект Синяя книга» расследовать этот случай; он был «объяснен» «как наблюдение планеты Венера», и офицеры, сообщившие о нем, были подвергнуты издевательствам в прессе, в результате чего была разбита семья одного из них, а его здоровье и карьера — подорваны («Наблюдения НЛО», стр. 114–124). Личные трагедии, подобные этой, среди людей, имевших «близкие контакты первого рода», настолько обычны, что их определенно следует причислить к «типичным характеристикам» этого феномена.
«Близкие контакты второго рода» (БК-II) в основном сходны с БК-I, но отличаются тем, что оставляют некоторые разительные физические или психические следы своего пребывания. Эти следы включают в себя отметины на земле; сожженные или опаленные деревья и другую растительность; влияние на электрические приборы, которое вызывает помехи в радиоприборах и остановку автомобильных двигателей; беспокойство у животных, проявляющееся в необычном поведении; и действие на людей, проявляющееся в виде временных параличей или онемения, жара, тошноты и других неприятных ощущений; временной потери тяжести (иногда производящей левитацию); внезапного излечения от травм и болей и, наконец, разнообразных психических и физических последствий, например, странных отметин на теле. Встречи с НЛО такого рода дают наиболее широкие возможности для научного исследования, так как кроме показания свидетелей имеются и вещественные доказательства, которые можно изучить, но в действительности таких исследований было очень мало, отчасти потому, что ученые вообще опасаются всерьез заниматься всем, что касается НЛО, а отчасти потому, что сами доказательства обычно недостаточно полны или отчасти субъективны. Составлен один каталог, в который сведены 800 случаев этого типа в 24 странах («Сообщение об НЛО Гинека», стр. 30). Еще ни разу не был зарегистрирован подлинный «кусочек» НЛО, да и оставленные на земле отметины столь же загадочны, как и сами объекты. Чаще всего эти отметины, оставленные при приземлении (когда сами НЛО на глазах людей находились на земле или прямо над этим местом), представляют собой выжженные, иссушенные или углубленные участки в форме кольца, обычно от 20 до 30 футов диаметром и от одного до трех футов толщиной; эти «кольца» не исчезали неделями и месяцами, и получены сообщения, что год или два круг внутри кольца остается бесплодным. Немногие химические пробы почвы в таких кольцах не позволяют сделать определенные выводы о причине подобного состояния.
«Близкие контакты второго рода» случаются с людьми, которые находятся ночью на удаленных участках дорог. Во многих сходных случаях светящийся объект приземляется в поле неподалеку или на дороге перед легковой машиной или грузовиком, мотор и фары автомашины перестают работать, а сидящие в ней люди в ужасе смотрят на НЛО, пока он не скрывается, чаще всего внезапно и бесшумно взмывая вертикально вверх; после этого моторы снова начинают работать, иногда включаясь самопроизвольно.
Но самые странные из всех встреч с НЛО — это сообщения о так называемых «близких контактах третьего рода» (БК-III), а именно: о встречах с НЛО, связанных с «одушевленными существами» («пассажирами», или гуманоидами). Первая реакция большинства людей, узнающих о подобных сообщениях, — представить себе «маленьких зелененьких человечков» и отмахнуться от феномена в целом, как от неправдоподобного, считая его мошенничеством или галлюцинацией. Однако успех недавно снятого в Америке научно-фантастического фильма, который называется точно так же, как эта категория встреч с НЛО, — «Близкие контакты третьего рода» (научным консультантом которого был доктор Гинек), а также сведения в Сводках Голлопа за 1974 год, согласно которым 5% тех, кто слышал про НЛО, считает их реально существующими, а 46% общего числа опрошенных верит в разумную жизнь на других планетах[22] (на сегодняшний день этот процент, несомненно был бы еще выше) — указывают на очень быстро возрастающую готовность современного человека принять идею реальных контактов с «нечеловеческим разумом». Научная фантастика породила образы, «эволюция» создала философию, а технология «космического века» обеспечила возможность для таких контактов .
Как это ни поразительно, но такие контакты, видимо, уже происходят в действительности и в наши дни, как подтверждают свидетельства многих достойных доверия свидетелей. А это значит, чтоинтерпретация — объяснение, которое должно быть дано этим событиям, — приобретает первостепенное значение; стоит ли за ними реальный контакт с гостями из космоса или это всего лишь объяснение, внушенное «духом времени», контактов совсем другого рода? Как мы увидим из нижеследующего, современные ученые, изучающие НЛО, уже поставили эти вопросы.
Доктор Гинек признается в своем активном нежелании признавать возможности встреч типа БК-III. «Откровенно говоря, я был бы очень рад вообще обойти молчанием этот вопрос, если бы я мог это себе позволить, не нарушая принципа научной добросовестности» («Наблюдения НЛО», стр. 158). Однако, стремясь сохранить научную объективность, он считает невозможным игнорировать хорошо документированные случаи этого странного феномена, сообщенные надежными свидетелями. Из почти 1 250 «близких контактов», зарегистрированных в каталоге д-ром Жаком Валле, в 750 сообщается о приземлении кораблей, и более чем 300 из них сообщают о нахождении «гуманоидов» внутри или поблизости с кораблем; и треть из этих последних — случаи, подтвержденные несколькими свидетелями (там же, стр. 161).
Вот один такой случай встречи с «гуманоидами», происшедший в ноябре 1961 года на территории одного из северных равнинных штатов США: четверо охотников возвращались поздно вечером домой, когда один из них заметил пылающий объект, падающий вниз; казалось, что это упал самолет, потерпевший аварию — примерно в полумиле от них на дороге. Когда они достигли места «аварии», все четверо увидели в поле объект в форме длинного цилиндра, под углом врезавшийся в землю, вокруг которого стояли четыре человеческие с виду фигуры (расстояние было около 160 метров). Они посветили фарами на одну из фигур, высотой примерно в 4,4 фута (135 см), которая была одета в нечто вроде белого комбинезона; она сделала знак, чтобы они не подходили. Немного помедлив (они все еще думали, что это потерпевший аварию самолет), охотники поехали за полисменом, а когда они вернулись, то увидели только несколько слабых красных огоньков, похожих на огни автомобиля. Они вместе с полицейским выехали на поле и последовали за огнями, но тут же заметили, что огни внезапно исчезли абсолютно бесследно, хотя поле было мокрое. После того, как озадаченный полицейский уехал, охотники снова увидели «цилиндр», спускающийся с неба в красноватом сиянии. Как только предмет приземлился, возле него показались две фигуры; прозвучал выстрел (хотя никто из охотников не признается, что выстрелил он), и одна из фигур, «раненная» в плечо (послышался глухой удар), повернулась и упала на колени; охотники в панике кинулись к своей машине и удрали, договорившись никому не рассказывать про этот случай. Они вернулись домой со странным ощущением, что в течение ночи был какой-то «потерянный» период времени. На следующий день одного из этих людей посетили на работе несколько щеголеватых людей, похожих на «официальных представителей», которые задавали ему вопросы об этом случае (не упоминая о выстреле), отвезли его на своей машине домой, где задавали вопросы о его одежде и обуви, а затем отбыли, попросив его никому не рассказывать об этом случае. Охотник предполагал, что эти официальные лица из военно-воздушных сил США, которые стараются скрыть какое-то новое «секретное изобретение», эти люди ничего о себе не говорили и больше с ним не встречались. Все четверо были до крайности потрясены этим происшествием, и только через шесть лет один из них счел своим долгом рассказать все это агенту казначейства США («На пределе реальности», стр. 129–141).
Главные события в этой истории типичны для «близких контактов третьего рода». Немного иначе выглядели обстоятельства знаменитой «высадки» в Калли, небольшом городке возле Хопкинсвилля, Кентукки, которые были детально расследованы полицией, военно-воздушными силами и независимыми исследователями. Вечером и ночью 21 августа 1955 года семеро взрослых и четверо детей из одного фермерского хозяйства имели продолжительную встречу с «гуманоидами». Происшествие началось в семь часов, когда подросток, сын фермера, увидел, как летающий объект «приземлился» позади дома. Никто ему не поверил, но через час они увидели, что по направлению к дому шагает «маленький человечек», испускающий «странное сияние», с поднятыми вверх руками. Двое мужчин со страху стали стрелять в это существо, когда оно было в 20 футах от дома; оно перекувыркнулось и скрылось в темноте. Вскоре после этого другое такое же существо показалось в окне; они снова стали стрелять в него, и оно тоже исчезло. Выйдя наружу, мужчины стали стрелять в еще одно существо, с похожей на коготь рукой, которое они заметили на крыше; еще одно спланировало на землю, когда в него попал заряд. Они видели и обстреляли еще несколько существ (а может быть, это были все те же существа), но пули рикошетировали от них и не приносили им вреда; судя по звуку, это было похоже на стрельбу по ведрам. Расстреляв без всяких последствий четыре коробки патронов, все одиннадцать человек, до смерти перепуганные, вскочили в машину и помчались в полицейский участок Хопкинсвилля. Полиция прибыла на ферму после полуночи и тщательно обыскала все хозяйство, обнаружив несколько необычных следов и заметив несколько странных метеоров, падающих на ферму, но не увидела ни одного «существа». После того, как полиция уехала, существа появились вновь, еще больше напугав жителей фермы.
В этом случае «гуманоиды», согласно описанию, были от 3,5 до 4 футов ростом (1–1,2 м), с громадными ладонями и глазами (без зрачков и век), с большими заостренными ушами, и их длинные руки свешивались до земли. Они были, как казалось, без одежды, но как бы «бронированы никелем». Они подбирались к дому всегда с самой темной стороны и не проходили, когда был включен наружный свет[23].
Доктор Гинек проводит резкую грань между «близкими контактами третьего рода» и случаями «контактеров». «Контактеры» постоянно встречаются с существами с НЛО, часто передают от них псевдорелигиозные послания о «высокоразвитых» существах на других планетах, которые собираются прийти, чтобы принести «мир на землю», и они часто связаны с религиозными культами НЛО. Обычные БК-III, наоборот, как правило, очень похожи на другие «близкие контакты»; они происходят с людьми сходных профессий и одинаковой надежности, одинаково неожидан-но и вызывают сходные потрясения при виде чего-то совершенно невероятного. Про НЛО-навтов, которых видят, рассказывают, что они собирают пробы почв и камней, кажутся заинтересованными человеческими постройками и средствами сообщения или чинят свой корабль. По описаниям, «гуманоиды» большеголовы, и черты лица у них не человеческие (нет глаз или громадные широко расставленные глаза, носы маленькие или вовсе отсутствуют, вместо рта — щель), ножки — палочки, отсутствие шеи; некоторые, по рассказам, нормального человеческого роста, другие, как в случае Калли-Хопкинсвилля, ростом всего в 3,5 фута. Недавно закончен очередной каталог, в который входит примерно 1 000 случаев БК-III (Гинек. Наблюдения НЛО. Стр. 31).
Насчитывается некоторое количество случаев, рассказанных серьезными и, судя по всему, достойными доверия людьми, о «похищениях» НЛО-навтами людей с целью «тестирования». Почти все такие показания (если исключить «контактеров») получены в процессе углубленного гипноза; впечатление настолько травмирует свидетелей, что сознание не фиксирует их, и только через какое-то время такие люди соглашаются на сеанс гипноза, чтобы получить объяснение некоторых загадочных «потерь времени» в связи с «близкими контактами», из которых они помнят только начало.
Один из наиболее широко известных случаев «похищения» произошел около полуночи 19 сентября 1961 года возле Уитфилда, в Нью-Хемпшире. На эту тему написана книга Джона Фуллера «Прерванное путешествие», которая в сокращенном виде была напечатана в журнале «Лук». В эту ночь Барни и Бетти Хилл возвращались из путешествия (так они проводили свой отпуск); внезапно они заметили снижающийся НЛО, который приземлился прямо перед их машиной на проселочной дороге. К ним подошли несколько «гуманоидов», и это все, что они помнят до тех пор, как два часа спустя оказались на 35 миль дальше по дороге. Эта амнезия тревожила их, вызывая физические и нервные нарушения, так что наконец они обратились к психиатру. Под гипнозом они оба независимо друг от друга рассказывали, что произошло в потерянное время. Оба утверждали, что их взяли на борт «корабля» и провели физическое обследование, в том числе взяли на анализ частички кожи и ногтей. Их отпустили, внушив под гипнозом, что они не будут помнить ничего из виденного. Под гипнозом они рассказали о своих переживаниях с сильной эмоциональной реакцией («Наблюдения НЛО», стр. 178–184).
В похожем случае в 3.30 ночи 3 декабря 1967 года полисмен в Эшланде, Небраска, увидел на дороге объект с рядом мерцающих огней, который поднялся в воздух при его приближении. Он доложил начальству о «летающей тарелке» и пошел домой с сильной головной болью, в ушах у него гудело, а под правым ухом оказался красный рубец. Позднее гудело, а под правым ухом оказался красный рубец. Позднее оказалось, что ночью был перерыв в двадцать минут, о котором он ничего не помнил; под гипнозом он рассказал, что последовал за НЛО, который снова приземлился. НЛО-навты осветили его ярким светом, а затем взяли на борт своего «корабля», где он видел панели управления и машины, похожие на компьютеры. (Французский инженер во время своего 18-дневного «похищения» видел нечто подобное.) «Гуманоиды», одетые в комбинезоны с эмблемой крылатого змея, сказали полисмену, что они прилетели из соседней галактики, у них есть базы на территории США, и своими кораблями они управляют посредством «обратного магнетизма»; они как бы случайно контактируют с людьми и «хотят» их «заинтриговать». Они отпустили полисмена, приказав ему «не распускать язык о том, что было этой ночью» («Невидимый колледж», стр. 57–59).
На первый взгляд такие случаи кажутся просто неправдоподобными, как некоторые странные галлюцинации или плоды больного воображения. Но сейчас их уже слишком много, чтобы можно было отмахнуться от них с легким сердцем. Если бы это были встречи с обычными земными воздушными кораблями, сообщения звучали бы не особенно убедительно. Далее, сами психиатры предупреждают, что результаты глубокого гипноза весьма ненадежны; сам гипнотизируемый часто не может отличить истинные факты от «внушений», запечатленных в его мозгу самим ли гипнотизером или кем-нибудь во время предполагаемого «близкого контакта». Но даже если эти переживания не вполне «реальны» (как объективные явления в пространстве и времени), сам факт, что такое множество их «внушено» людям за последние годы, имеет большое значение. Без сомнения, за случаями «похищения» также скрывается нечто , и с недавних пор исследователи НЛО стали искать объяснения этих явлений в другом направлении.
Подобные происшествия, и особенно «близкие контакты « 1970-х годов, заметно связаны с «паранормальными» и оккультными феноменами. Непосредственно перед встречей с НЛО люди порой видят странные сны, или слышат стук в дверь, когда за ней никого нет, или к ним приходят странные посетители после встречи с НЛО; некоторые свидетели получают от НЛО-навтов телепатические сообщения; НЛО теперь просто материализуются и дематериализуются, вместо того чтобы прилететь и улететь на высоких скоростях; иногда имеют место «чудесные исцеления» поблизости от них или при облучении их светом[24]. Но «близкие контакты» с НЛО чреваты также лейкемией и радиационной болезнью; часто наступают трагические психические явления: деградация личности, безумие, самоубийства[25].
Нарастание «психического компонента» в связи с НЛО заставило исследователей искать аналогию между наблюдениями НЛО и оккультными феноменами и пытаться найти ключ к пониманию НЛО в психических эффектах, которые они вызывают («Невидимый колледж», стр. 29). Многие ученые отмечают подобие феномена НЛО и спиритизма 19-го века, который тоже сочетал психические явления со странными физическими эффектами, но пользовался более примитивной «технологией». В общем, 1970-е годы стали свидетелями постепенного исчезновения пропасти между «нормальными» феноменами НЛО в прошлом и культами НЛО, что можно отнести на счет возросшей восприимчивости человечества этого десятилетия к оккультной практике.
ОБЪЯСНЕНИЕ ФЕНОМЕНА НЛО
Доктор Жак Валле в своей последней книге «Невидимый колледж» рассказывает о том, что известные ученые-исследователи думают об НЛО. Он считает, что мы уже «вплотную приблизились» к пониманию этого явления. Он отмечает, что идея о «внеземной» разумной жизни стала за последние годы удивительно модной в равной мере среди ученых и среди гадалок, и это результат «великой жажды контакта с высшими формами разума, которые могут указать путь нашей несчастной, замученной, тяжело больной планете» (стр. 95). Знаменательно, что он видит, как мысль о гостях из космоса стала «великим мифом» или «чудесной неправдой нашего времени». «Для большого количества людей ожидание гостей из космоса стало необычайно важным» (стр. 207, выделено в оригинале).
Тем не менее он считает веру в этот миф слишком наивной: «Это объяснение слишком простодушно и недостаточно для объяснения разнообразного поведения НЛО-навтов и их общения с людьми» (стр. 27). Доктор Гинек отметил, что для объяснения всех воздействий НЛО нам придется допустить, что они представляют собой «феномен, который, несомненно, производит физическое воздействие, но имеет также и свойства психического мира» («На пределе реальности», стр. 259). Доктор Валле считает, что «они сконструированы одновременно и как физические экипажи (этот факт давно казался мне не вызывающим сомнения), и как психические устройства , точные свойства которых еще предстоит определить» («Невидимый колледж», стр. 202, выделено в оригинале). Собственно говоря, теория, утверждающая, что НЛО вовсе не физические экипажи, а некая разновидность «парапсихологических» или психических явлений, выдвигалась некоторыми учеными еще в начале 50-х годов; но это мнение позднее было отвергнуто, с одной стороны, приверженцами культов, настаивавшими на «внеземном» происхождении НЛО, а с другой — официальными объяснениями правительственных органов, поддерживающих широко распространенное мнение, что все эти явления — плод воображения зрителей (Кийл. НЛО: операция «Троянский конь». Стр. 38–41). И только недавно серьезные исследователи стали соглашаться с тем, что НЛО, хотя и имеют некоторые «физические» характеристики, все же не могут быть чьими-то «космическими кораблями», но явно принадлежат к области парапсихологических или оккультных явлений.
И вправду, почему, например, так много НЛО «приземляются» прямо посреди дороги? Почему столь совершенные корабли требуют частых «починок»? Почему их обитателям нужно собирать такое множество камней и палок (вновь и вновь, уже больше 25 лет) или «тестировать» такое множество людей, если они и вправду разведочные корабли с других планет, как это обычно утверждают «гуманоиды»? Доктор Валле не без оснований задает вопрос, не служит ли идея «гостей из космоса» для «прикрытия и маскировки реальной, бесконечно более сложной природы технологии, которая дала повод для наблюдений?» («Невидимый колледж», стр. 28). Он утверждает, что «мы имеем дело не с идущими одна за другой волнами нашествий из космоса. Мы имеем дело с системой контроля» (стр. 195). «То, что происходит при контактах с НЛО, можно назвать контролированием человеческих верований» (стр. 3). «С каждой новой волной НЛО их влияние на общество становится все значительнее. Все большая часть молодых людей увлекается космосом, психическими феноменами, новыми областями сознания. Появляется все больше книг и статей, изменяющих нашу цивилизацию» (стр. 197–198). В другой книге он замечает, что «вполне возможно заставить большую часть любого общества поверить в существование сверхъестественных рас, в реальность летающих машин, в многочисленность обитаемых миров, разыграв перед ними несколько тщательно разработанных сцен, отдельные детали которых приноровлены к культуре и суевериям данного времени и места»[26].
Важное обстоятельство, проливающее свет на значение этих «тщательно разработанных сцен», замечено и часто подчеркивается внимательными исследователями феноменов НЛО, особенно БК-III и «контактеров»: все эти сцены глубоко «абсурдны» или в них столько же абсурдного, сколько и рационального (Валле. Невидимый колледж. Стр. 196). Отдельные «близкие контакты» имеют нелепые детали, как, например, четыре лепешки, которые НЛО-навт дал фермеру-птицеводу из штата Висконсин в 1961 году[27]; и еще более знаменательно, что сами эти контакты удивительно бессмысленны, без всякой цели и задачи. Психиатр из Пенсильвании выдвинул предположение, что абсурдность, характерная почти для всех близких контактов с НЛО, по сути дела является гипнотизирующим приемом. «Когда люди выведены из душевного равновесия нелепостями и противоречиями и напрягают ум в поисках смысла, они исключительно широко открывают себя для передачи мыслей, для восприятия психического целительства и т. д.» («Невидимый колледж», стр. 115). Доктор Валле сравнивает эти приемы с иррациональными «коанами» учителей дзен-буддизма (стр. 27) и отмечает сходство между контактами с НЛО и оккультными обрядами посвящения (инициации), которые «раскрывают сознание» для «новой системы символов» (стр. 117). Все это указывает на то, что он называет «следующей формой религии» (стр. 202).
Значит, контакты с НЛО — не что иное, как современная форма оккультных феноменов, существовавших уже долгие века. Люди отступили от христианства и ждут «спасителей» из космоса; именно поэтому феномен и дает образы межпланетных кораблей и инопланетян. Но что же представляет из себя этот феномен? Кто и с какой целью занимается «разработкой» этих сцен?
Современные исследователи уже нашли ответы, по крайней мере, на два первых вопроса. Однако ввиду своей некомпетентности в области религиозных феноменов они не вполне осознают все значение собственных открытий. Один исследователь, Брэд Стайгер, преподаватель колледжа в шт. Айова, написавший несколько книг на эту тему, после недавнего тщательного изучения картотеки «Синей книги» военно-воздушных сил пришел к такому выводу: «Перед нами многомерное парапсихологическое явление, которое в значительной степени принадлежит планете Земля» («Канадские сообщения об НЛО», лето 1977). Доктора Гинек и Валле в надежде объяснить феномены НЛО выдвинули гипотезу «связанных с Землей чужеземцев» и говорят о «взаимопроникающих вселенных» здесь, на Земле, из которых они могут появляться примерно так же, как «полтергейст», производящий физические действия, оставаясь при этом невидимым. Джон Кийл, начавший исследования НЛО с позиций скептицизма и убежденный неверующий агностик, пишет: «Настоящая история НЛО, — это история о духах и привидениях, о странных умственных расстройствах; о невидимом мире, который окружает нас и временами врывается в наш мир... Это мир иллюзорности... где сама реальность искажена неведомыми силами, которые очевидно могут управлять пространством, временем и физической материей, — силами, которые почти полностью недоступны нашему пониманию... В общем и целом, свойства и характеристики представляют собой мелкие вариации известных многие века феноменов демонологии» («НЛО: операция «Троянский конь»», стр. 46, 299).
В предисловии к последнему библиографическому списку, подготовленному о феноменах НЛО в библиотеке Конгресса для научного отдела военно-воздушных сил США, говорится, что «многие из ныне публикуемых в популярной прессе достоверных рассказов об НЛО поразительно схожи с одержимостью демонами и психическими явлениями, давно знакомыми богословам и парапсихологам»[28]. Большинство специалистов по НЛО теперь обращается к области оккультного и к демонологии, чтобы лучше разобраться в изучаемых явлениях.
Авторы нескольких последних научных трудов по НЛО, протестанты-евангелисты, подытоживая все эти доказательства, приходят к заключению, что НЛО являются недвусмысленно демоническими по своей природе[29]. Православный христианин едва ли может прийти к иному выводу. Некоторые, или даже многие, из сообщений — фальшивки или результаты галлюцинаций; но попросту невозможно отбросить, причислив к этой категории, многие тысячи сообщений об НЛО. Великое множество современных медиумов и их спиритических феноменов тоже жульничество; но сам медиумический спиритизм, в неподдельном виде, безусловно, дает реальные «паранормальные» явления под воздействием демонов. Феномены НЛО, имеющие то же происхождение, нисколько не менее реальны.
Истории людей, вовлеченных в контакты с НЛО, обнаруживают стандартные характеристики, которые отличают общение с демонами в области оккультного. Например, полисмен из Калифорнии начал видеть НЛО в июне 1966 года и с тех пор видел их обычно ночью. После одного «приземления» он вместе с женой видел следы на земле. «В эти недели дразнящих явлений я превратился в одержимого идеей НЛО и был убежден, что должно случиться что-то великое. Я забросил ежедневное чтение Библии и повернулся спиной к Богу, так как начал читать все книги об НЛО, которые только удавалось раздобыть... Много ночей я провел в тщетном ожидании, пытаясь войти в мысленный контакт с теми, кого я считал внеземными существами, почти молясь им, чтобы они появились и вошли со мной в какой-нибудь контакт». Наконец он дождался «близкого контакта» с «кораблем», примерно 80 футов в диаметре, с вращающимися белыми, зелеными и красными огнями. Он умчался, оставив наблюдателя ждать еще чего-то «великого», но ничего больше не произошло. НЛО ни разу не появлялся, и в состоянии разочарования он предался алкоголизму, депрессии и мыслям о самоубийстве, пока обращение к Христу не положило конец этому периоду его жизни. Люди, действительно близко контактировавшие с НЛО и НЛО-навтами, пережили нечто гораздо худшее; существа из НЛО иногда буквально «овладевали» ими и пытались убить их в случае сопротивления («НЛО: более вероятное объяснение», стр. 298–305). Эти случаи наглядно напоминают нам, совершенно независимо от значения феномена НЛО в целом, что каждый «близкий контакт» с НЛО имеет специальную цель — ввести в заблуждение человека, с которым входит в контакт, и привести его, если не к дальнейшим «контактам» и распространению «культа» НЛО, то, по меньшей мере, к личному помрачению души и полной дезориентации.
Наиболее загадочные аспекты феноменов НЛО для большинства ученых, а именно: странная смесь физических и психических характеристик, присущая им, — вовсе не удивительны для тех, кто читает православные духовные книги, особенно жития святых. Бесы тоже имеют «физические тела», однако «материя» их настолько тонкая, что они не могут быть видимы человеку, если его духовные «двери восприятия» не открыты по Божиему соизволению (как у святых) или против него (как у колдунов и медиумов)[30].
Православная литература дает много примеров явлений бесов, которые точно укладываются в схему НЛО: видения «телесных» существ и «осязаемых» предметов (самих ли бесов или их иллюзорных творений), которые мгновенно «материализуются» и «дематериализуются», всегда с целью устрашения людей и приближения их к погибели. Жития святого IV века, Антония Великого («Восточные православные писания», 1976), и святого III века, Киприана, бывшего волхва («Православное слово», № 5, 1976), полны подобных случаев.
В житии св. Мартина Турского (ум. 397), написанном его учеником, Сульпицием Севером, содержится интересный пример бесовских козней в связи со странными «физическими» явлениями, которые идентичны «близким контактам» с НЛО. Некий юноша по имени Анатолий стал монашествовать возле монастыря св. Мартина, но из-за ложного смирения он стал жертвой бесовских наваждений. Он воображал, что беседует с Ангелами, и, чтобы убедить других в его святости, эти «Ангелы» обещали ему дать «сияющие одежды с небес» как знак того, что «сила Господня» обитает в этом юноше. Однажды около полуночи возле его скита послышался громкий топот танцующих ног и ропот как бы множества голосов, и келья Анатолия озарилась ослепительным светом. Затем наступила тишина, и заблудший появился на пороге кельи в своей «небесной» одежде. «Принесли свет, и все внимательно рассмотрели одеяние. Оно было удивительно мягко, с необыкновенным блеском и ярко-алого цвета, но невозможно было определить, что это за материя. В то же время при самом пристальном осмотре и на ощупь оно казалось одеждой и ничем другим». На следующее утро духовный отец Анатолия взял его за руку, чтобы отвести к св. Мартину и узнать, не козни ли это дьявола. Заблудший в страхе отказывался идти, а «когда его принудили идти против его воли, одежда исчезла под руками тех, кто его вел». Автор повествования (который или сам присутствовал при этом, или слышал от очевидца) говорит в заключение, что «дьявол не в силах был продолжать свои наваждения или скрыв<