Характер деятельности Свидетелей Иеговы
Общество свидетелей Иеговы хорошо организовано и требует от рядовых верующих дисциплины и полного подчинения руководителям звеньев. Основным организационным звеном является собрание или группа, которую возглавляет совет старейшин, состоящий из пяти наиболее преданных мужчин (женщины к руководству не допускаются). Из совета старейшин назначается надзиратель собрания.
В нашей стране группы в целях конспирации делятся на более мелкие звенья - килки (т.е. кружки, состоящие из 5-15 верующих). Несколько групп объединяется в округ, руководимый надзирателем. Округи входят в обводы (прежнее наименование - стрефа), которые подчиняются краевому комитету свидетелей Иеговы, возглавляемому слугой края. Ежемесячно каждый член организации отчитывается перед слугами килок о количестве часов, затраченных на проповедническую деятельность, о количестве посещений, распространенной литературы и т.д. В зашифрованном виде отчеты передаются в вышестоящие звенья, а затем сводный отчет переправляется в центр в Бруклине.
Богослужения проводятся в виде простых бесед с чтением Слова Божия и молитвами. Имеются рукописные сборники песнопений. Особым моментом общения свидетелей Иеговы является чтение журналов "Сторожевая башня".
Один раз в году, в месяце, соответствующем древне-еврейскому месяцу авиву, совершается хлебопреломление. Участие в этой заповеди очень своеобразно: непосредственно вкушать "пасхального агнца", хлеб и вино имеют право только запечатленные члены организации из числа 144000. Остальные же участвуют в этой заповеди духовно, умозрительно.
Крещение членов организации совершается в сознательном возрасте путем полного погружения в воду. Крещение рассматривается как символ полного посвящения человека на служение Иегове.
В нашей стране свидетели Иеговы встречаются в основном в западных районах Украины, Белоруссии, Прибалтике, Молдавии, а также в Ставропольском, Краснодарском краях, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Учение Свидетелей Иеговы
У свидетелей Иеговы нет строго зафиксированного и изложенного вероучения. Основные положения учения иеговистов содержатся в трудах основателей этой организации: Ч.Русселя, Д.Рутерфорда и др.
Богословы, изучающие догматику свидетелей Иеговы, отмечают противоречивость, непоследовательность и произвольность толкования ими мест Священного Писания.
Следует заметить, что Библия, издаваемая Бруклинским центром подвергается своего рода редакционной поправке, когда ряд стихов Священного Писания произвольно изымается из общего контекста (например, Ин.1,1-3; 1 Ин.5,7 и др.).
В Библии, изданной в 1961 году, слова "Бог", "Господь" были заменены словом "Иегова".
В связи с этим следует отметить, что понятия свидетелей Иеговы почти по всем вопросам отличаются от общепринятых в христианстве. Многие положения их учения находятся в резком противоречии с Библией. Ниже мы познакомимся с некоторыми положениями учения свидетелей Иеговы по основным догматическим вопросам.
О Боге и Троице
Признавая в качестве Единого, Живого, Истинного Бога - Бога Иегову, свидетели Иеговы категорически отвергают основной догмат христианства о Троице.
"Есть только один Бог - Создатель Неба и Земли, давший жизнь всему живому. Иисус - Сын Божий, начало творчества Божия и великий исполнитель Бога Иеговы. Святой Дух - невидимая сила Бога..." (Рутерфорд).
В 5-м томе "Исследования Писания" Ч.Руссель писал о Троице: "...Эта теория противна Писанию так же, как она противна здравому смыслу. Бессмыслицу триединства Божия вселили в нас седовласые профессора богословских семинарии. В наши дни никто не уделит этому взгляду самого ничтожного внимания".
Н.Кнорр еще более категоричен в своих заявлениях. В книге "Бог пребывает" он писал: "Сам сатана создал учение о троичности Бога".
Эти утверждения противоречат Библии, которая являет нам троичность Бога.
О Иисусе Христе
По мнению свидетелей Иеговы, Иисус Христос есть первый и высший ангел, сотворенный непосредственно самим Богом. (Руссель, 1 том "Исследования Писания"). Этот ангел есть не кто иной, как архангел Михаил, который вначале имел имя Логос, Слово, а затем Христос.
Именно поэтому Он является первородным и единородным Сыном Божиим, а после Его силой и во имя Его были созданы все остальные ангелы, силы и власти, и земные создания. Для свидетелей Иеговы Христос - не Творец, "через Которого все начало быть" - Ин.1,3, а всего лишь высшее великолепное создание Божие. Принимая водное крещение, Христос, по их мнению, дал обет быть верным свидетелем Иеговы.
В понимании евангельских христиан-баптистов Христос не первосозданный (творный) ангел, а Единородный Сын Божий, Единосущный Отцу.
О Духе Святом
Свидетели Иеговы не признают Духа Святого как третье лицо Святой Троицы. По их убеждениям, Дух Святой - не личность, а "великая и святая сила Божия".
Согласно Рутерфорду, слова "Дух Божий" обозначают власть Божию. Она невидима человеку, однако действия ее видны глазу человеческому. Бог может воздействовать невидимою силою Своею на ум всякого создания Своего. На помазание Духом Святым, по мнению свидетелей Иеговы, могут претендовать "только 144000 избранных Богом, начиная от Авеля и кончая современными руководителями организации".
Искупление в жертве Христа
Понимание искупительной жертвы Иисуса Христа расходится с евангельским освещением ее сути.
Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус Христос не был распят на кресте, а был "прибит ко столбу" ("Истина, ведущая в жизнь вечную", стр.51).
Крест они рассматривают как языческий знак, который воспрепятствует им получить воскресение в 1000-летнем царстве.
Говоря о значении страданий Христа, Ч.Руссель в 1-м томе "Исследования Писания" писал: "Человек Христос Иисус искупляет Адама... Одна осужденная жизнь может искупить только одну осужденную жизнь, но не больше. Христос отдает Самого Себя как выкуп, но выкуп не дает права на получение вечной жизни ни для кого из людей. Имеет ли страдание Христа какое-то отношение к искуплению грехов?" Ответом на этот вопрос, по их мнению, должно быть "нет"!
Из вышеизложенного следует, что свидетели Иеговы упраздняют значение "креста Христова" как единственного источника спасения человечества.
Заслуга Христа, по их мнению, состоит в том, что Он открыл людям имя Бога-Иеговы, поклоняясь которому, они якобы будут жить вечно.
О Воскресении Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа свидетели Иеговы объясняют также очень своеобразно. В одной из своих книг Руссель писал: "Иисус не существует больше в человеческой форме. Человеческое тело Христа не разложилось, не истлело, превратилось ли оно в газы или где-нибудь еще хранится - никто не знает. Необходимо было не только, чтобы человек Иисус Христос умер, но чтобы человек Христос Иисус никогда больше не существовал. Иисус умер как человек, но воскрес из мертвых, как духовное существо высшего порядка. Человек Иисус мертв, навсегда мертв".
В своей книге "Арфа Божия" (1922 г.) Д.Рутерфорд пишет: "Тело Иисуса было удалено из гроба сверхъестественным образом. Мы не знаем, что случилось с Ним, мы знаем только, что оно не подвергалось тлению. Превратилось ли тело в газ, или же где-то хранится как знак любви Божией и послушания Иисуса, никто не знает этого, но это неважно. Вероятно в тысячелетии Бог откроет это. Мумию этого тела найдут когда-то в доказательство того, что воскресение Его следует понимать духовно".