Карма (воздаяние, возмездие)
Согласно Гите, человечество движется не к погибели, а к возвышению, эволюционирует, изживая свое невежество. Карма - это закон воздаяния за прошлые жизни в теле. Карма - это причинно-следственная связь, обуславливающая поведение и долг каждого данного человека.
Каждый человек, по учению Кришны, должен нести последствия того, что он сейчас. И только на основе принятия этих последствий он может развиваться дальше и достигнуть в итоге свободы от уз желаний и иллюзий. Поэтому в данном случае Арджуна должен воевать - это его карма, неизбежное следствие его предыдущей жизни, это его долг.
Гуны (оковы)
Гуны - это типы привязанностей человека.
Гунами определяются плоды в жизни человека: невежественный пожинает невежество, энергичный - боль, мудрый - радость. Гунами определяется и дальнейшая судьба человека: умерший в состоянии невежества рождается снова в семье глупца, умерший в час своего энергичного действия родится снова в семье тех, чьими оковами является действие, жадность, активность. И только умерший в состоянии просветленного знания больше не рождается, но соединяется с Брамой.
Поэтому поведение Арджуны определено и его гунами: он - человек действия. Он должен воевать. Но если он будет это делать высшим путем, т.е. без страха и без желания определенного результата, понимая, что и победа, и поражение - это лишь игра света и тени, иллюзии майи-материи, то он будет действовать и не будет при этом связанным действием, не будет иметь ни страха, ни желания, то он будет умным и умрет как мудрый.
Мудрый видит в действии - бездействие, будучи утвержден в покое вечного "атмана". Он видит, что боль следует за наслаждением, а за потерей - приобретение, и он бесстрастен и равнодушен.
Касты
Кастовая система представлена в индуизме как естественный порядок вещей: если поведение и долг человека обусловлены его кармой, то есть определенные группы людей, объединенные сходной кармой.
В Индии люди делятся на четыре группы - касты: это священнослужители - брамины, воины - "кшатрия", купцы и ремесленники - вайшия и слуги, рабочие - "шудра". Каждая группа имеет свои обязанности и свой долг для исполнения, которые способствуют духовной эволюции члена группы. Попытки брать на себя не свои обязанности опасны духовно и социально. Эволюция не может быть заменена скачком, и каждый должен следовать по предписанному его касте пути долга. Арджуна принадлежит к касте воинов, и он должен исполнять свой воинский долг.
Индуизм в современном мире
Начиная с конца 19 века индуизм проникает в Америку, а потом - в страны Западной Европы, в "христианский мир". Первопроходцем в этой области стал Свами Вивекананда, начавший свою проповедническую деятельность в 1893 г. в Чикаго. Суть своих проповедей он выразил в следующих словах: "Каждая душа потенциально божественна. Целью является проявить вне эту внутреннюю врожденную божественность, проявить ее через победу и управление природой как внешней, так и внутренней. Делайте это через посредство труда и богослужения, или психического контроля, или философии, - через одно, другое или все, вместе взятое, - и будьте свободны. В этом вся религия. Учения, обряды, храмы, книги, формы - все это лишь детали".
Учение Вивекананды привлекло многочисленных последователей в Европе и Америке, однако ортодоксальные индуисты не признают их своими единоверцами. Индуизм как религия в целом ограничился Индией, замкнулся в ее границах.
Здесь тайное становится явным, и абстрактные, завуалированные утверждения древней индийской философии проявляются в откровенном заявлении, что человек есть бог, и ему нужно уже даже не самосовершенствование, а самовыражение, проявление во сне своей божественной сущности.
Имея дело с западным "христианским миром", современная индийская философия охотно признает Христа как великого учителя человечества и как одно из многих воплощений мировой души (поклонники Вивекананды такими же словами характеризовали его самого).
Однако при всех этих "допущениях" индуизм указывает на свою причастность к некой "вечной философии", изначальной, первобытной и потому внеконкурентной среди всех других религий мира, включая христианство. Индуизм сегодня утверждает свою "надмирность", свое существование с сотворения мира.
И это утверждение имеет свое основание, если вспомнить, что священное писание индуизма - Веды - является древнейшей антологией магических культов и мифов, принесенных арийцами со своей прародины - Месопотамии, из центра языческого богослужения - Вавилона с главной направленностью его жрецов - "построить себе башню, высотою до небес и сделать себе имя" (Быт. 11,4).
Индуизм сегодня призывает европейский мир вернуться к этому "первоисточнику" и объединить все мировые религии вокруг основных черт "вечной философии" с ее гордым утверждением божественности того человека, который имеет об этом "знание" и способен эту божественность в себе раскрыть и стать "сверхчеловеком", богом.
Заканчивая эту главу, остается отметить, что ни в Индии, ни в мире вообще еще никому не удалось дать удовлетворительное определение индуизма, и в вопросе о том, что именно к нему относить, существуют большие расхождения. В последние годы преобладающей становится точка зрения, что содержание термина "индуист" можно раскрыть лишь приблизительно.
Литература
1. Упанишады. Основные тексты, выбранные и переведенные на английский с санскрита Свами Прабхавананда и Фредериком Манчестером. 1964 г.
2. Бхагаватгита. Переведена на английский Свами Прабхавананда и Кристофером Айшервудом. 1964 г. (Одиннадцатое издание).
3. Видение Индии. Сисиркумар Митра. Очерк культурных и религиозных достижений Индии. США, 1949 г.
4. Совершенство Йоги. А.С.Бхактиведанта, основатель международного общества "Сознание Кришны".
5. Осознание Кришны. Тот же автор.
6. Идеалы индуизма. Анни Бесант. Лекции, прочитанные в центральном индуистском колледже в Варанази. 1965 г.
7. Бога, демоны и другие. Р.К.Нараян. 1964 г.
8. Вивекананда. Избранные произведения.
9. Шри Аробиндо. Духовная эволюция человечества.
10. Рамаяна. Литературное изложение В.Г.Эрмана. М. 1965 г.
11. Боги, брахманы, люди. Перевод с чешек. М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1969 г.
Зороастризм
Это религиозное учение древней Персии, оказавшее влияние на индуизм и на многие более поздние учения. Сущность этого учения - пессимистический дуализм, основателем его считается Зороастр (Зоратустра), который по преданию жил около 1000 г. до Р.Х., был магом и имел книги "тайного откровения" и "прорицания". Местом его жизни была древняя Индия.
Согласно этому учению, весь мир делится на два царства - добра и зла, или света и тьмы. В обоих царствах действуют свои духи, они ведут борьбу между собой, и через 12 тысяч лет она должна закончиться победой света. Главным в служении является культ огня - представителя света на земле. На жертвеннике должен постоянно гореть огонь. Жертвоприношения состоят из произведений растительного мира - хлеба, плодов, цветов, ароматов. Человек должен принимать участие в этой борьбе на стороне света.
В зороастризме содержатся в зачаточном виде все основные положения восточной религиозной философии: о Земле как месте борьбы и страданий, о стремлении человека мудрого к свету и чистоте как залогу будущего блаженства, о необходимости иметь "тайное знание", чтобы избежать зла, и о фатальной предопределенности всего сущего.
В 3 в. по Р.Х. на Ближнем Востоке возникло и распространилось от Северной Африки до Китая (3-11 вв.) религиозно-философское учение "манихейство", родоначальником которого является перс Мани, родом из Вавилонии. В его учении дуализм получает дальнейшее развитие и оказывается направленным против христианства: человек рассматривается как творение тьмы (материи), которая заключила искру света (душу) в оковы плоти. Иисус поэтому не является человеком во плоти, а лишь видимостью человека, и дарует людям спасение посредством "знания" - гносиса, т.е. тайного знания, данного через откровение особым посвященным, которые способны вырваться из тьмы материи к свету духа.
Буддизм
Буддизм - одна из древнейших религий мира. Он возник более чем 2500 лет назад, в 6 в. до Р.Х. в Северной Индии, привлек внимание и был принят многими народами Азии, "укротив" ее, став основой ее цивилизации. Буддизм сейчас исповедуют около 300 млн. человек, он распространен в Индии, Китае, Бирме, Индокитае, Японии, Цейлоне и Таиланде.
Личность Будды
Будда (санскр. "Совершеннейший") - имя, данное основателю буддизма Сидцхартхе Гаутаме его последователями. Точные даты жизни не установлены, предположительно, это 623-544 гг. до Р.Х. Сиддхартха родился в г. Капиталаваста, расположенном в верховьях Ганга, у подножия Гималаев (южная граница современного Непала), в семье раджи (князя) Судходаны из рода Шакьев. Отсюда одно из его прозвищ Шакья-Муни - "отшельник из Шакьев". Мысли о страдании и тщете всякого счастья заставили его в 26 лет покинуть дворец, родителей и любимую жену, отказавшись от почета, славы, роскоши и слиться с бродячей толпой. Ничего не дало Сидцхартхе обращение к мудрецам-монахам, и тогда он уходит в лес, где проводит шесть лет, предаваясь размышлениям о жизни. Однажды, сидя под деревом, Сиддхартха уяснил себе смысл жизни и постиг причину страданий и путь избавления. "Когда я созерцал это, душа моя была искуплена от греха желания, от греха земного существования, от греха заблуждения, от греха незнания. В искупленном пробудилось знание об искуплении... не вернусь я к этому миру - это познал я".
Первая публичная проповедь Будды состоялась в Бенаресе, а всего он проповедовал 44 года.
"Истинно, истинно говорю вам, ученики мои, все созданное скоропреходяще. Боритесь непрестанно", - это последние слова Будды, обращенные к его ученикам. Тело Будды после смерти было сожжено со всеми почестями, какие оказывались усопшим царям.
Учение Будды
Все то, чему учил Будда, передавалось из уст в уста его учениками. Канонизация его учения произошла в 1 веке до Р.Х. на о.Цейлон, когда была создана палийская Типитака (на языке пали), считающаяся важнейшим первоисточником учения. Слово "Типитака" (на санскритском языке - Трипитака) означает "тройная корзина" и переводится как "три корзины мудрости": "корзина устава", "корзина поучений" и "корзина чистого знания".
Другая версия канона, записанная в самой Индии на языке санскрит, дошла до наших дней только в виде отдельных фрагментов в переводах на тибетский, непальский, китайский, японский и другие восточные языки.
В 1871 г. в Бирме был созван специальный собор для уточнения Трипитаки путем сопоставления различных списков и переводов. Текст этот был затем вырезан на 729 мраморных плитах. Каждая плита помещена в специально построенном небольшом храме. Так вырос оригинальный город-библиотека, хранилище канона-Кутодо, место, почитаемое всеми буддистами мира.
В чем же состоит учение Будды, которое составляет основу закона Будды? Свое учение Будда сформулировал в "четырех истинах": существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий.
Учение о страдании
Страданием проникнуто все существующее, и это связано с фактом существования. Все подлежит болезни, старости, падению, смерти: "Все пребывает в пламени, зажженном огнем любви, огнем ненависти, огнем соблазна; оно зажигается рождением, страстью и смертью, скорбью с воплями печали, заботой, страданием и отчаянием. Весь мир стоит в пламени, весь мир окутан дымом, весь мир пожрется огнем".
Учение о причине страдания
Согласно буддизму, корень зла во внутренней природе каждого человека: "Святая истина о происхождении страдания такова: жажда к бытию, наслаждению и к желанию, находящему свое наслаждение на земле, жажда к созиданию, жажда власти ведут от воплощения к воплощению".
Другими словами, страдания порождаются нашей волей, нашими желаниями. Несчастье происходит оттого, что мы требуем от вселенной для себя и для тех, кого мы любим, больше, чем она может дать. Несчастье - от эгоизма.