Догматика и церковное устройство
Догматические принципы последователей Братского единения в течение столетий претерпевали изменения, очищаясь от искажений и приближаясь к первохристианскому исповеданию веры. На этапе становления Братство признавало требование сохранения безбрачия священнослужителей.
Современная догматика гернгутеров практически не отличается от лютеранской, основными принципами которой являются: признание Священного Писания единственным авторитетом и вполне достаточным источником вероучения; провозглашение учения об оправдании верою в спасительную жертву Христа; понимание церкви как общества святых, оправданных и возрожденных. Как и лютеране, моравские братья признают только два таинства: крещение и причастие. Известный богослов Карл Барт назвал догматику графа Цинцендорфа самой христоцентричной догматикой последних столетий. Все внимание гернгутеров обращено на прославление Иисуса Христа, Его страданий.
Церковная практика гернгутеров сохранила традицию детокрещения, но на местах совершаются и крещения взрослых по вере. В члены церкви принимаются только возрожденные люди.
Что касается внешней стороны богослужений, то нужно отметить, что она очень проста. Как правило, молитвенные залы гернгутеров окрашены в белый цвет, что выражает радость спасения и служения Богу. В церковном помещении нет ни алтаря, ни кафедры, а только впереди стоит стол, за которым братья в обычном одеянии совершают служение. Регулярно проводятся вечери любви.
При совершении хлебопреломления участвующие передают хлеб и чашу друг другу.
Руководящим органом братства в мировом масштабе является Синод, который собирается каждый седьмой год. В его ведении находятся семнадцать провинций, расположенные в Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии.
Управление провинцией осуществляется провинциальным синодом, который собирается раз в два года.
Поместной церковью руководит избираемый братский совет, во главе которого стоит пастор. Сам пастор назначается провинциальным руководством.
Церковные попечители привлекают к служению всех членов, учитывая их способности.
Для целенаправленного воспитания и успешного сотрудничества члены церкви и посетители условно подразделяются на семь групп, в зависимости от возраста и семейного положения. Со стороны руководства каждой из них уделяется особое внимание. Один раз в год проводится день соответствующей группы, который празднует вся церковь.
Гернгутеры издают своеобразный календарь, в котором на каждый день года из 1700 ветхозаветных стихов по жребию выбирается стих и к нему подбирается подходящий новозаветный стих. Им пользуются христиане разных течений. К 1985 году вышло уже 255-ое издание. На русском языке издание осуществляется в виде отрывного календаря и называется "Лучи света".
В заключение нужно отметить, что это движение сыграло важную роль в подготовке Реформации; благовестническая деятельность гернгутеров озарила светом Евангелия многие уголки земли и послужила основой для дальнейшего углубленного восприятия евангельских истин.
В настоящее время гернгутеры входят в состав Всемирного Совета церквей. Они являются как бы соединяющим звеном между лютеранской и реформатской церквями, с одной стороны, и баптистами и методистами, с другой.
Контрольные вопросы
1. Пробуждение в Богемии. Основание Братского единения.
2. Роль Яна Амоса Коменского в жизни Братского единения.
3. Цинцендорф и расцвет деятельности Братского единения.
4. Моравские братья, гернгутеры, братский устав, труд благовестия.
5. Влияние гернгутеров на методизм в Англии и побуждение в Прибалтике. Связь гернгутеров с Россией.
6. Догматика и церковное устройство последователей Братского единения (гернгутеров).
Лекция 10
Адвентисты седьмого дня
Исторический обзор
Адвентисты седьмого дня (АСД) являются особой разновидностью христианского протестантства, занимающего промежуточное положение между иудаизмом и христианством. Адвентизм как течение возник впервые в США в 1831 году.
В вероучении АСД мы видим продолжение того направления первохристиан (иудействующих) Иерусалимской церкви, которое исчезло после 70-го года по Р.Х., т.е. после разрушения г.Иерусалима римлянами под руководством полководца Тита (39-81 гг.).
Главные отличительные черты современного учения адвентистов заключаются в праздновании субботы вместо воскресного дня, своеобразном толковании пророчеств книг Даниила и Откровения Иоанна о втором пришествии Христа, уплате десятины, отрицания бессмертия души и др.
Слова "адвентист" и "адвентизм" происходят от латинского слова "адвентус" - пришествие. В народе АСД называют субботниками. Сами адвентисты называют себя "народом пророчества" - церковью, придающей особое значение исследованию пророчеств Библии. "Наша церковь сама является осуществлением пророчества, и в самом ее названии заключена пророческая надежда. В годы своего формирования она была питаема Духом пророчества. Церковь и сейчас нуждается в Духе пророчества и руководствуется им. Хотя многие положения в вероучении мы разделяем с другими церквями, однако те, по которым мы расходимся с ними, имеют глубокое основание в пророчестве" (ц.1).
Адвентисты в историческом плане появились не на пустом месте, о чем было упомянуто вначале. Но они имеют и более современную предысторию.
На возникновние учения адвентистов в США оказали влияние распространенные в христианском мире того времени (18-19 вв.) эсхатологические учения многих богословов и их школ в странах Европы: Юнга-Штиллинга, Иосифа Вольфа, Бенгеля и др., а также "пророческой школы" Друммонда в Англии (Лондон). Впадая в крайности, они в своих трудах предсказывали близкие сроки пришествия Христа на землю и установление тысячелетнего царства. Так, Юнг-Шиллинг в своем сочинении "Победная песнь христианской веры" предсказал пришествие Христа в 1836 г., а встречу - в горах Закавказья. На 1836 г. пришествие Христа предсказывал и немецкий богослов Бенгель.
Эти воззрения через печатные произведения и верующих эмигрантов, распространяясь в США, находили последователей, которые впоследствии разделились на несколько самостоятельных ответвлений: Церковь Адвентистских христиан (1855 г.), Евангельские адвентисты, Церковь во Христе Иисусе (адвентисты грядущего века, 1838 г.), Адвентисты седьмого дня (1844 г.) и др.
Кроме особых эсхатологических воззрений адвентисты вобрали в себя учение "баптистов седьмого дня" о праздновании субботы вместо воскресного дня.
Многие религиозные мыслители и руководители церквей того времени заострили внимание и стали серьезно размышлять о втором пришествии Христа. Об этом думали и говорили уже Эдвард Ирвинг (1792-1834 гг.) и Роберт Халдане (1764-1843 гг.). Эти мысли побудили Эндрю Фуллера (1754-1815 гг.), Вильямса Керри (1761-1834 гг.) и многих других к миссионерской активности.
Мы, ЕХБ, полностью разделяем тот взгляд, что Библейское учение о втором пришествии нашего Господа Иисуса Христа делает нас более активными в работе для нашего Господа: "Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так" - Мф.24,46.
Но адвентизм есть нечто иное, чем только эсхатологическое учение о втором пришествии Христа. Центральным моментом возникновения АСД, как определенного движения протестантизма, является стремление исчислять определенную дату второго пришествия Христа. Адвентисты настойчиво осуществляли эти свои желания, несмотря на ясные, понятные слова Самого Иисуса Христа: "Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот Он в пустыне", - не выходите; "вот Он в потаенных комнатах", - не верьте. Ибо, как молния исходит с востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет" - Мф.24,23-27,36,42.