Основатель адвентизма и его последователи

Основателем (отцом) адвентистов считается американец Вильям Миллер (1782-1849 гг.)

В 1816 году после своего обращения он стал членом баптистской церкви и начал серьезно заниматься чтением Библии. Особое внимание он обратил на пророчество в книге Даниила 8,13-14; 9,24-27, а также и на другие тексты, касающиеся пришествия Христа. При этом он истолковал указанный в пророчестве день, как год. Плодом его четырехлетних исследований (1818-1822 гг.) явился его труд, состоявший из 20 статей под названием "Компендиум веры". Его 15 и 16 статьи гласили: "Я верю, что второе пришествие Христа близко, что Он в какой-то мере стоит уже у дверей, что это произойдет в течение 21 года, т.е. в 1843 г. или до него...".

Опираясь в своих вычислениях на пророчество книги Даниила, а также на девятую главу книги Ездры, о времени восстановления храма и Иерусалима, дата великого события - второго пришествия Христа - выпадала у Миллера на период с 21 марта 1843 г. по 21 марта 1844 г.

Только через 9 лет, в 1831 году, эти "откровения" он впервые обнародовал в проповеди в баптистской церкви.

Эта весть быстро облетела Америку и другие страны Европы и Азии, а его имя приобрело известность.

Последователями адвентизма были верующие протестантских течений: баптисты, методисты и др., из которых состояли первые общины.

В 1833 г. В.Миллер написал и выпустил книгу под названием "Доказательства Священного Писания и истории в пользу второго пришествия Христа в 1843 г. и Его личного царствования в течение тысячи лет". В.Миллер и его друзья ревностно проповедовали свое новое учение, и к 1842 г. они имели уже около полумиллиона сторонников, именуемых "евангельскими адвентистами", но после возникновения АСД (в 1844 г.) это первоначальное движение стало уменьшаться.

Однако, несмотря на громко предсказанное В.Миллером пришествие Христа 21 марта 1843 г., оно не оправдалось. Все осталось по-прежнему. Но это не убедило В.Миллера и его сторонников в том, что они глубоко заблуждались. Они искали оправдания неудавшемуся пророчеству и нашли его в словах Евангелия от Матфея 2,25, где говорится, что Жених замедлил; и в Евангелии от Луки 12,36, где написано: "..будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего."

Ожидать - это значит пропустить какое-то раньше сказанное определенное время. Ту же мысль они якобы нашли в книге Аввакума 2,1-3.

По их утверждению, ошибка оказалась в том, что надо было ждать до "полночи", т.е. плюс еще "полдень", значит - полгода. И адвентисты на сей раз определили четко и ясно: второе пришествие Христа наступит 22 октября 1844 года.

Адвентисты продавали свое имущество, не собирали урожай, ибо Христос грядет. Но все осталось по-прежнему, Христос и на этот раз не пришел на землю. После 22 октября 4844 года адвентисты пережили глубокий духовный крах, а в материальном отношении многие оказались в безысходном положении. Многие оставили веру в Бога и начали увлекаться спиритизмом и оккультизмом.

Ошибочная практика предсказания сроков пришествия Христа вопреки учению Евангелия - Мф.24,36, послужила причиной исключения В.Миллера и его последователей из баптистских общин, выходцы из которых составили первые самостоятельные общины адвентистов (1845 г.).

Сам В.Миллер тоже впал в глубокое отчаяние. В дальнейшем он отошел от активного сотрудничества с АСД, но, к счастью, остался убежденным христианином.

"Сила Миллера была в том, что он проповедовал о зримом втором пришествии Христа, о суде грешников и о воздаянии праведным в такое время, когда об этих истинах многие забыли. Его слабость была в том, что он не признавал необходимости богословского образования. Миллер умер как христианин, в надежде, что он скоро будет вместе со своим Господом" (ц. 2).

Адвентисты снова стали искать причину своей ошибки. Один из сотрудников адвентистов Хирам Эдсон во время видения понял, что 22 октября 1844 года Иисус Христос принял на себя другую миссию, а именно: Он вошел в небесное святилище.

"Разочарование 1844 года содействовало открытию истины о том, что святилище, которое должно было быть очищено, находится на небе" (ц.З).

"В 1844 году, по окончании пророческого периода - 2300 дней, Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения" (ц. 4).

Для первых адвентистов седьмого дня это новое учение было ключом, открывавшим тайную причину разочарования 1844 г. Посредством этого учения люди, твердо верившие в близость пришествия Христа, смогли примириться с их неисполнившимися ожиданиями" (ц. 5).

Все ожидания теперь были перенесены в небесную сферу, где события происходят вне человеческого контроля, кроме некоторых избранных. И таким "избранным" человеком, по твердому убеждению АСД, оказалась женщина Елена Г.Уайт.

С именем Вильяма Миллера закончился первый этап истории адвентизма.

В дальнейшем, вероучение адвентистов, и прежде всего, о праздновании субботнего дня взамен воскресного, последовательно развивалось тремя адвентистскими деятелями: Рахилью Престон, Иосифом (Джозефом) Бэте и Еленой Уайт.

В 1844 году в адвентизм, который до этого времени существовал как адвентизм первого дня (праздновали воскресенье), проникла идея о субботе, как истинном дне покоя и поклонения. Эту "услугу" им оказали существовавшие в США баптисты седьмого дня, община которых была основана уже в 1671 г. Такая же община, но немецкая, была организована в США в 1728 г.

В середине 1840-х годов член баптистской церкви седьмого дня, Рахиль Престон (ученица В.Миллера), развивала идею о субботе среди адвентистов первого дня и убедила их, что надо праздновать не первый день недели, а седьмой (субботу). Эта идея, не сразу всем приятная, очень помогла уменьшить конфуз адвентистов после 22 октября 1844 г.

Джозеф Бэте в 1846 году издал труд, в котором доказывал необходимость празднования субботнего дня. Этот труд оказал влияние на адвентистов различного толка.

Затем и Е.Уайт в 1846 году в своем видении увидела в небесном святилище сияющую 4-ю заповедь. С тех пор Елене Г.Уайт принадлежит решающее значение в вопросе почитания адвентистами субботы как дня покоя и поклонения Богу.

Елена Г.Уайт, урожденная Гасмон (1827-1915 гг.), родилась в США. Обратилась к вере 13-тилетней девочкой через проповедь В.Миллера. 1844 годом датируется ее первое видение, что и поставило ее в центр адвентистского движения. Е.Г.Уайт много раз говорила о том (и АСД принимают все это верой), что она была несколько раз на небесах, что она вошла во святилище, что она видела ангелов, беседовала с ними, и что она видела Самого Небесного Отца...

Все эти видения Е.Г.Уайт адвентисты принимают как подлинное достоверное божественное откровение. В этих видениях Е.Уайт новое движение адвентистов седьмого дня получило подтверждение своим новым доктринам.

Особое место в истории АСД занимают труды Е.Г.Уайт: "Свидетельство для общин", "Великая борьба между Христом и сатаной", "Опыты и видения", "Путь ко Христу", "Видение о субботе" и др. Что говорят сами адвентисты об этих книгах? Среди адвентистов седьмого дня считается общепризнанным, что Дух Святой, вдохновляя произведения Е.Г.Уайт, действовал таким же образом, как и в отношении библейских пророков. Но произведения Господней вестницы, обращенные к церкви АСД, не превосходят Библию и не дополняют ее канон. "... По отношению к Библии труды Е.Г.Уайт занимают подчиненное положение. Они предназначены помочь лучшему пониманию этой Книги, привлечь внимание к преданным забвению истинам Слова Божия, потому так высоко ценятся Церковью адвентистов как вдохновленный свыше комментарий Библии" (ц. 6).

"Признавая, что воздействие Святого Духа на жизнь и произведения Елены Г.Уайт (в течение примерно 70 лет) отразилось на росте ее понимания Библии и Божьего плана спасения людей, мы верим, что ее авторитет превосходит авторитет невдохновленных свыше толкователей.

"Мы убеждены, - утверждают адвентисты, - в важности произведений Е.Г.Уайт для наших дней, как это было ею высказано: "Продлится ли еще жизнь моя или нет, голос моих письменных трудов будет звучать постоянно, и влияние их сохранится во все время существования этого мира" (ц.7).

В вероучении АСД, принятом в 1980 году, сказано о даре пророчества:

"Пророчество - один из даров Духа Святого. Этот дар является отличительным знаком церкви остатка. Он проявил себя в служении Е.Г.Уайт, вестницы Господа, письменные труды которой продолжают оставаться авторитетным источником истины, служа для церкви утешением, руководством, наставлением и обличением. Эти труды ясно утверждают и то, что Библия есть мерило, при помощи которого следует проверять каждое учение и каждый духовный опыт" (ц. 8).

Для нас, евангельских христиан-баптистов, непонятен уже тот факт,что труды какого-то человека подняты на уровень вероучения. То, что АСД считают труды Е.Г.Уайт "авторитетным источником истины", существенно отличает АСД от других евангельских течений в протестантизме, для которых единственным источником истины является то Откровение, которое дано Богом в Библии.

Каждому читателю адвентистской литературы ясно видно, что цитаты из трудов Е.Г.Уайт считаются единственным и наивысшим мерилом при толковании Библейских текстов. Чтобы как-то прикрыть это, АСД, вместо фамилии Е.Г.Уайт, часто пишут "Служительница Божия". Если цитируются широко известные труды Е.Г.Уайт, то упоминается только название соответствующего труда. В настольном календаре АСД на 1980 год Е.Г.Уайт цитируется около 30 раз, в календаре на 1982 год - более, чем 50 раз.

Уже с самого начала в адвентизме появились разные течения. Самым влиятельным течением, доктрины которого в дальнейшем будем рассматривать, является АСД. Но не все адвентисты приняли все доктрины АСД. Различия существуют, например, в вопросе о спящих в гробах; есть адвентисты, которые учат, что второе пришествие Христа надо понимать духовно, и что оно духовно произошло именно в 1844 г.; есть адвентисты, которые считают, что с 1844 года кончилось время, благоприятное для проповедования Евангелия. Кроме АСД, есть еще христиане второго пришествия и другие группы.

Наши рекомендации