Ульрих Цвингли и его место в Реформации
Реформаторское движение в Швейцарии началось с деятельности Ульриха Цвингли, который, будучи священником католической церкви, выступил против индульгенций, поклонения святым и т.п.
В одном из храмов г. Цюриха почти пятьсот лет тому назад на понятном языке, лишенном всяких риторических прикрас, начало проповедоваться чистое евангельское учение. Проповедовал молодой Цвингли. Люди, давно переставшие ходить в церковь и пришедшие послушать нового проповедника из любопытства, воспринимали его слова как откровение.
"Вот настоящий проповедник истины. Он скажет, в каком положении дело. Это новый Моисей, который выведет народ из египетского мрака" (ц.2).
И если считать началом новой эпохи в истории церкви на Западе первую проповедь о том, что спасение дается по вере в искупительный подвиг Христа, то окажется, что первым реформатором следует считать Цвингли. То, что Лютер впервые провозгласил в 1517 году в своих знаменитых тезисах, прибитых к воротам Виттенбергской церкви, У. Цвингли проповедовал еще в 1516 году.
22 августа 1522 года под заглавием "Начало и конец" Цвингли в 69 тезисах ответил на обвинение епископа. Затем, получив "вразумительное" письмо от папы, Цвингли решил выступить в диспуте и приготовил программу реформы, состоявшую из 67 тезисов.
Вот некоторые из них:
1) Ошибаются и богохульствуют те, кто не придает никакого значения Евангелию.
3) Иисус Христос - Единственный Путеводитель ко спасению, посему кто ищет и указывает другую дверь, тот убийца душ и вор.
7) Христос - Глава всех верующих, которые суть Его члены и без Него, как без Главы, мертвы и бесплодны. Эти-то члены и составляют Церковь как общину святых, Невесту Христову.
17) Христос - Единственный и вечный Первосвященник; поэтому те, кто выдает себя за таковых, посягают на честь и славу Христову.
19) Христос - Единственный Посредник между людьми и Богом.
50) Бог один прощает грехи и только ради Иисуса Христа, Своего Сына.
52) Священник, исповедующий грешника, не может отпустить ему грехов, а только дать совет.
56) Тот, кто разрешает от грехов за деньги, есть настоящий апостол дьявола.
57) Священное Писание не знает ничего о чистилище после смерти.
Тезисы Цвингли представляют собой один из замечетельнейших памятников Реформации. Если Лютер в начале своей деятельности не имел определенной программы, а его 95 тезисов касаются практически только одного пункта церковного учения - отпущения грехов, то у Цвингли мы находим полную программу устройства Церкви.
Объявив войну злоупотреблениям папства, признавая единственным Главою Церкви Христа, а единственным авторитетом - Слово Божие - Библию, Цвингли отверг не только папство, но и всю римско-католическую систему церковно-светского управления.
Уже с 1523 года Цюрих и Базель стали местом новых религиозных устройств. Особенностью церковного устройства являлось синодальное управление, которое ввел в жизнь Цвингли - первый среди реформаторов. Это были периодические (весной и осенью) собрания духовенства (пасторы, старейшины, диаконы), на которые допускались также представители от церквей. На них обсуждались различные вопросы церковного устройства. Депутаты церквей имели право жаловаться синоду на учение и жизнь пасторов и вместе обсуждать встречающиеся затруднения. Синоды представляли самое замечательное из церковных учреждений реформатора. Все духовные требы стали совершаться для народа безвозмездно. Непонятный латинский язык богослужений был заменен немецким. Духовенству разрешено было вступать в брак, и в 1523 году произошло первое бракосочетание священника.
В 1524 году Цвингли издал указ об отмене мессы и изображений. Богослужения упростились и стали состоять из проповеди Евангелия и пения псалмов.
Особое внимание реформатора было обращено на устройство высшего учебного заведения, которое могло бы обеспечить церковь образованными проповедниками и учителями. Цвингли никогда не отделял науки от религии. По его мнению, разум нисколько не исключает искренней веры, а истинное знание - одно из действующих средств для облагораживания человека. Богословие и наука - такова была программа Каролинума - академии, учрежденной Цвингли в 1525 году.
Другим могущественным средством для религиозного развития масс являлся перевод Библии на понятный немецкий язык. Начатый в 1524 году, он был закончен к 1529 году. Успех перевода был огромен. Одно издание следовало за другим. Библия стала настольной книгой каждого верующего. "Единственное, что укрепляет христианство и церковь, - это понимание Священного Писания" - говорил Цвингли, - "единственное, что подрывает их, - это непонимание Библии", (ц.2).
Провозглашенный У. Цвингли принцип полного отделения церкви от государства остается и поныне. Учение Цвингли распространилось по всей Швейцарии, особенно в районах, где население говорило по-немецки: Базель, Берн, Цюрих. После трагической кончины Цвингли во время военных действий в 1531 году руководство перешло к его преемнику Генриху Булингеру.
Несмотря на то, что Цвингли был первым основателем Реформатской церкви, развитие ее неразрывно связано с именем другого реформатора - Джона Кальвина.