Священное Писание (Библия) и Священное Предание

Источником православного вероучения является Божественное откровение, которое церковь получила в Священном Писании и в Священном Предании (подразумевается как собственное имя устного духовного наследия вероучения).

"Священным Писанием называют Книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и апостолами. Эти книги называются Библией" (П.К. стр.6).

"Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды" (П.К. стр.6).

По учению православия, Священное Предание является "ключом", раскрывающим сокровенные истины Священного Писания. Этот "ключ" разумения кратко изложен в Никео-Цареградском Символе веры и в "Апостольских Правилах", вошедших в церковный канон. В вопросе "ключа" понимание православных расходится с пониманием евангельских христиан-баптистов. Последние считают, что источником божественного откровения является только Священное Писание, которое раскрывается Самим Автором Писания - Духом Святым - 2 Петр. 1,19-21.

На важность этого понимания указывает и катехизис. "Священное Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно" (П.К. стр.7). Библия - Священное Писание состоит из 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета.

По содержанию ветхозаветные книги разделяются на четыре разряда: законоположительные ("Пятикнижие"), исторические, учительные, пророческие.

В Новом Завете к числу законоположительных книг относятся четыре Евангелия; к историческим - книга Деяний Святых Апостолов; к учительным - Послания Апостолов. К числу пророческих книг относится книга Апокалипсис (Откровение).

Однако Русская православная Библия кроме 66 канонических книг включает 12 неканонических книг Ветхого Завета. (Вторая книга Ездры, Товита, Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, 1-я, 2-я, 3-я Книги Маккавейские, третья книга Ездры).

Кроме этого в три канонические книги Православной Библии внесены неканонические добавления: Даниила включены 13,14 главы и в 3-ей главе стихи с 24 по 91 (молитва трех отроков); Есфирь главы (37 строк); 2 Паралипоменон - в 36 главе после 23 стиха помещена "Молитва Манасии" до конца главы. О полезности этих книг катехизис говорит следующее: "Они назначены отцами церкви для чтения вступающих в церковь" (П.К. стр.10).

ЕХБ считают, что для вступающих в церковь необходимо прежде всего чтение канонических книг, ибо их писали "святые Божий чело-веки, будучи движимы Духом Святым" - 2 Петр. 1,21.

Святая Троица

Догмат о единстве Святой Троицы в ипостаси Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого изложен в первых восьми членах Никео-Цареградского Символа веры. Догмат о единстве Святой Троицы не может быть вполне постигнут человеческим разумом, а только частично раскрывается очами веры, подобно тому, как человеческий глаз способен воспринимать дневной солнечный свет как единство, состоящее из семи цветов, которые при особых условиях раскрываются в великолепии радуги. Но и эти цвета радуги не являются пределом полного познания источника дневного света - солнца. Христианин верою принимает Триединство Божие на основании слов Христа, повелевшего крестить уверовавших в Него во имя Отца и Сына и Святого Духа - Мф.28,19. Понимание Троицы ЕХБ не расходится с православным.

Бог Отец

Первый член Символа веры изъясняет, что Бог Отец является Вседержителем и Творцом всего сущего во вселенной: видимого и невидимого нами, духовного и материального, неодушевленного и всего, имеющего многообразные формы жизни.

Катехизис раскрывает понятие о Боге Отце как о Безначальном, Вечно Сущем, Премудром Творце вселенной и говорит о доступных нашему восприятию свойствах Бога: Всеведение, Премудрость, Всемогущество, Святость, Правда, Верность, Любовь, Всеблаженство и Единство во Святой Троице.

Бог Сын

Символ веры говорит о Господе Иисусе Христе Сыне Божием в шести членах - со второго по седьмой.

Иисус Христос - Сын Божий, рожденный прежде сотворения всего сущего, единосущен Богу Отцу, участвовал с Ним в творении вселенной.

Для спасения рода человеческого от первородного греха, духовного рабства, впадшего в грех человека, Сын Божий сходит с небес и воплощается в образ человека от Духа Святого и Девы Марии, став Богочеловеком.

Во время Своей жизни во плоти Христос нес служение Пророка, Первосвященника и Господа.

Бог Дух Святой

Восьмой член Символа веры говорит о том, что Бог Дух Святой единосущен Богу Отцу и Богу Сыну и совместно участвовал в творении вселенной, всему давая жизнь.

Катехизис разъясняет, что Бог Дух Святой исходит от Отца на всех уверовавших во Христа. Будучи по достоинству равным Богу Отцу, Он достоин равного поклонения с Отцом и Сыном.

В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов и учеников Христовых, чтобы быть для них Наставником и Утешителем, утверждать их на пути следования за Христом. Церковь Христова есть храм Духа Святого. Дух Святой проявляет Свое действие в духовном рождении христианина (в крещении), в ниспослании даров (Ис.11,1-3), в проявлении плодов (Гал.5,22-23).

Церковь

Девятый член Символа веры изъясняется следующим образом.

Церковь является обществом верующих во Христа, соединенных единством веры, учения, священноначалия и благодатию церковных таинств.

Главой Церкви является Христос, от Которого она получает жизненную силу и благодать.

Церковь включает в себя верующих, еще живущих на земле, и всех, окончивших земной путь в истинной вере и святости. Это единство небесного и земного - церкви торжествующей и церкви странствующей и противоборствующей злу - осуществляется во взаимном молитвенном общении.

Вселенская Церковь свята и едина, ибо она освящена Христом, является сокровищницей даров благодати, освящающих каждого ее члена.

Истинная Церковь является католической (Вселенской), так как она не ограничивается пределами государств или автокефалий отдельных церквей, имеющих даже внешние различия в обрядах, но сохраняющих единство догматики и преемственность апостольскую. Впоследствие непрерывности апостольского преемства, церковь является ортодоксальной или православной (правильно верующей и поклоняющейся Богу).

По подобию Святой Троицы Церковь имеет нераздельное и неслиянное множество своих членов, объединенных между собою в духе любви, несущих различные в ней служения.

Православное учение о церкви соответствует евангельскому мировоззрению. Однако молитвенное общение, как ходатайство за нас ушедших в вечность наших братьев, по нашим прошениям к ним ЕХБ не исповедуют, ибо у нас есть Ходатай - Иисус Христос (Рим.8,34; 1 Ин.2,1) и Святой Дух - Утешитель и Наставник.

В этом суть различия в вопросе молитвенного общения между торжествующей и борющейся церковью. Разделяя с РПЦ понимание Вселенской Церкви как общества верующих, ЕХБ различают поместную и домашнюю церковь.

Наши рекомендации