Система христианского богословия

Под системой христианского богословия (данной церкви) понимается изложение всей совокупности богословских дисциплин, освещающих христианскую религию в логической последовательности и полноте.

При этом вся система и отдельные богословские дисциплины должны иметь единый источник - Священное Писание.

Богословские системы христианских церквей сохраняют определенные области согласия в понимании основных догматических истин:

- исповедания единосущной Троицы (Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого);

- христологии (Боговоплощение и искупительная смерть Христа, воскресение и вознесение);

- богодухновенность Библии;

- веры в искупительную жертву Христа, прощение грехов, бессмертие души, загробную жизнь в Царстве Божьем и т.д.

- крещения и Вечери Господней.

Существующие различия касаются второстепенных вопросов: роли церкви и священнослужителей в деле спасения, церковных установлений, порядка богослужений, церковного права. Протестантское богословие имеет свои особенности, отличающие его от православной и католической церквей, а именно: спасение личной верой, всеобщности священства, исключительный авторитет Священного Писания (исключается священное предание), поклонение триединому Богу (исключается поклонение святым и Богоматери).

В состав богословских дисциплин Библейского института ФСЕХБ входит: догматика, библиология, общая история христианской церкви, гомилетика, экзегетика, пастырское богословие, сравнительное богословие, нравственное богословие (христианская этика), история ЕХБ.

В систему богословия других церквей, например, православной, входят и другие богословские дисциплины: основное богословие (апологетика), литургика (учение о христианском богослужении), библейская археология, патрология (учение отцов церкви), церковное право (законы, которыми управляется православная церковь).

Приведем краткое определение каждой из богословских дисциплин, изучаемых на заочных Библейских курсах.

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ - главнейшая, богословская дисциплина, в систематическом виде излагающая основные истины веры, открытые в Священном Писании (Боге Отце, Христе Спасителе, Духе Святом, Церкви и т.д.).

Основная задача догматического богословия - тщательное исследование и изложение догматов христианской веры, как они открыты Духом Святым на страницах Библии. Цель догматического богословия - сообщить верующему человеку "твердое основание того учения, в котором наставлен" и помочь усвоить истины веры для личного спасения.

БИБЛИОЛОГИЯ(учение о Библии) или Введение в Библию - раздел богословия, излагающий историю и сущность Библии. Библиология исследует состав Библии, ее происхождение и историю, объясняет авторитет Библии и ее богодухновенность, знакомит с языком и переводами Священного Писания, каноном и др.

Введение в Ветхий и Новый Заветы знакомит с происхождением каждой книги, ее кратким содержанием и целью написания.

Библиология содержит краткие сведения о географии Палестины, административном делении и библейской археологии. Библиология является вспомогательным предметом в изучении Библии.

В исторических церквях имеется самостоятельный курс библейской археологии, объясняющий древности иудейские, упоминаемые в Священном Писании.

Гомилетика- богословская дисциплина, излагающая учение о проповеди, включая историю и правила разработки евангельской проповеди и требования, предъявляемые к проповеднику. Цель гомилетики - научить служителя церкви проповедовать Христа и Его учение в ясной и доступной для слушателя форме. Гомилетика учит подражанию Христу и необходимости явления в проповеди Духа как главного его элемента.

Главная цель, которая при этом должна быть достигнута, - "взыскать и спасти погибшее" (Матф.18,11-14).

Пастырское Богословие- раздел богословия, излагающий учение о духовно-нравственных качествах служителей церкви и их служении, исходя из Священного Писания.

Пастырское богословие, как и гомилетика, относится к прикладным богословским дисциплинам, научающим пастыря претворению в жизнь учения Библии в своей личной жизни и жизни паствы.

Пастырское богословие в протестантских церквях (в отличие от исторических церквей) излагает правила пастырского служения на основе принципа всеобщего священства, основанного на Священном Писании.

Каждый пастырь должен стремиться подражать идеальному Доброму Пастырю - Христу (Иоан.10,11).

Нравственное Богословие(христианская этика) - богословская дисциплина, излагающая учение о нравственном законе Божием и вытекающих из него обязанностях христианина по отношению к Богу, ближнему, самому себе, семье, церкви и государству.

Иными словами нравственное богословие учит, как должен поступать и действовать христианин в своей практической жизни.

Основным правилом христианина должно быть единство веры и высоконравственной жизни. Главная задача нравственного богословия - научить христианина "быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим.4,12), а также "...целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке" (Титу 2,12).

Нравственное богословие в эпоху Реформации (16-17 в.) выделилось из основного богословия.

Экзегетика(герменевтика) - богословская дисциплина, излагающая понятия и правила изъяснения Священного Писания.

Экзегетика ставит цель - помочь служителю в его самостоятельной работе над Библией для лучшего понимания смысла ее текстов, отдельных книг, а также всего Писания в целом.

Приложение 1
Апостольский символ веры

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога, Всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Аминь.

Приложение 2
Никео-Цареградский символ веры
(Никейский с 1 по 7 член)

1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И в единого Господа Иисуса Христа Единородного Сына Божия. От Отца рожденного прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Которым все стало быть.

3. Ради нас человеков и ради нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.

4. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного.

5. И воскресшего в третий день по Писанию.

6. И вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца.

7. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, Кому поклоняются и славят наравне с Отцем и Сыном и Которым говорили Пророки.

9. В единую святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое крещение во остановление грехов.

11. Ожидая воскресения мертвых.

12. И жизни будущего века.

Аминь.

Приложение 3
Афанасьевский символ веры

Вселенская же вера сия состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности.

Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына и иная - Духа Святого.

Но и Отца, и Сына, и Святого Духа Божество едино, слава равна, и величие совечно. Какой Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не создан, и Сын не создан и Дух Святой. Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), непостижим (неизмерим) и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные, и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый).

Подобно ему Отец - Вседержитель, Сын - Вседержитель, Дух Святой - Вседержитель; впрочем, не три Вседержителя, но един Вседержитель.

Так, Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един.

А также Отец - Господь, Сын - Господь, Дух Святой - Господь, впрочем, не три Господа, но Господь един.

Ибо, как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедывать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа.

Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден.

Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден.

Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ.

Посему, един Отец, а не три отца; един Сын, а не три сына; един Дух Святой, а не три святых духа.

И в сей Троице нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но три ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.

Посему, кто хочет спастись, так да разумеет о Святой Троице.

Контрольные вопросы

1. Развитие богословия в доконстантиновское время (начало развития, роль богословских школ, выдающиеся богословы, первая богословская система, итоги развития).

2. Развитие богословия Вселенскими соборами (споры о Троице христологии, антропологический спор, решения соборов по этим вопросам).

3. Выдающиеся богословы 4-6 веков и их вклад в развитие богословия.

4. Итоги развития богословия с 4 но 6 век.

5. Развитие богословия в средневековый период. Схоластическое богословие. Выдающиеся богословы и их труды.

6. Протестантское богословие. Возникновение и основоположники. Упадок протестантского богословия (модернистское богословие).

7. Что понимается под системой христианского богословия?

Лекция 2
Католицизм

Задача данной лекции состоит в том, чтобы дать общее представление о вероучении и организации римско-католической церкви. Вот почему в ней почти совершенно отсутствует исторический материал. Конечно, принято считать, что история церкви является как бы неким сосудом, способствующим раскрытию его содержимого, "поэтому нельзя проходить и мимо самого сосуда. Хорошее знание истории, в этом случае истории христианской церкви, помогает в значительной степени лучше понять церковную идеологию, вероучение и ее внутреннее содержание" (П.Эгле, 1979 г.).

Что такое католицизм?

Слово католицизм (от греч. katholikos - вселенский, всеобщий) в отношении церкви употребляется в разных значениях. Во-первых, с понятием "католическая церковь" связано представление о вселенской церкви в отличие от поместной церкви или общины. Во-вторых, этим определением выражается отличие этой церкви от другой или отделившейся церкви. В-третьих, в трудах историков "католическая церковь" выступает как единая христианская церковь до своего разделения в 1054 г. на Западную и Восточную церковь. После 1954 года Западная церковь продолжала именовать себя "католической", а за Восточной церковью закрепилось наименование "православная". В-четвертых, после Реформации (16 в.) католическую церковь стали называть "римско-католической", то есть церковью, последователи которой в своем учении и практике объединены под главенством римского папы. "Церковь называется римско-католической потому, что ее главой является законный епископ Рима" ("К.к.").

Начиная с 4 века разрыв между восточной и западной частью Римского государства значительно углубился. Этому в значительной степени способствовало различное направление в духовной жизни Востока и Запада: греки проявляли склонность к размышлению о сущности всего существующего, в то время римлянам больше были свойственны всесторонняя активность и трезвость практического ума. "Восточное христианство находилось под влиянием эллинской философии, в то время как Западная церковь испытывала на себе влияние римского законодательства" (Р.Вызу). Именно под влиянием древнегреческой философии начались большие разногласия по вопросу о единосушности Христа Богу. Александрийский священник Арий утверждал, что только один Бог предвечен, тогда как Сын Божий сотворен и не единосущ Богу Отцу. Арианство было осуждено как ересь отцом церкви Афанасием Александрийским на Никейском соборе в 325 году. На этом же соборе было подтверждено, что Христос был истинным Богом - "единородным от Отца" (Иоан.1,14), а не существом, сотворенным Богом Отцом. Учение Афанасия Александрийского (295-373) о "единосущности" было догматизировано на 1 и 2 Вселенских соборах. Длительная борьба между Римом и Константинополем завершилась окончательным разрывом в 1054 году, что явилось началом образования двух могущественных церквей: менее активной, с мистическим уклоном - Восточной церкви, и более деятельной, чем созерцательной - Западной церкви. "Восточная церковь характеризуется большей неподвижностью, чем Западная церковь. Вскоре она становится государственной церковью в полном смысле этого слова. В ней редко возникают какие-либо попытки к реформам. Здесь чуть ли не все сначала до конца определяет форма. Западная церковь стремится к самостоятельности, она не хочет быть служанкой у государства. Наоборот, она стремится к тому, чтобы господствовать, сознавая, что Бог дал ей два меча, один из которых она милостиво вручает светскому правителю" (П.Эгле, 1979 г.).

С католической церковью связано немало выдающихся личностей и событий. С 1054 года католическая церковь дала таких выдающихся мыслителей, как Бернар Клервосский (1091-1153), Франциск Ассизский (1182-1226), Фома Аквинский (1226-1274), Дунс Скот (1266-1308), Фома Кемпийский (1379-1471) и многих других. Положительную роль в распространении грамотности, развитии литературы и науки сыграли монастыри, получившие широкое распространение начиная со 2 века. В лоне церкви рождаются выдающиеся произведения архитектуры, музыки, изобразительного искусства, строятся больницы, университеты, школы.

Но в то же время мрак невежества, нависший над народом и низшими слоями духовенства, был очень глубоким. В этой тьме невежества как страшный призрак, появляется суеверие, которое застилает духовный взор как рядового верующего, так и духовенства. Необходимо, однако, напомнить, что в жизни самой церкви всегда существовал большой разрыв между тем, чему учили ее руководящие иерархи, и как практически слышанное воспринимал и претворял в жизнь народ.

Как известно, реформация в 16 веке породила протестантизм, который пробудил католицизм от глубокой спячки, вызвав ответную реакцию - так называемую контрреформацию. Общие положения контрреформации имевшие своей целью обновление католицизма, были закреплены на Тридентском соборе (1545-1563). Вопросами приобщения церкви к современности: как сохранить влияние церкви в народе, что следует отбросить и что сохранить, к каким новым методам деятельности надлежит обратиться, чтобы церковь не стала тормозом на историческом поступательном пути - был занят 2 Ватиканский собор (1962-1965).

Далее в сжатой форме остановимся на практике римско-католической церкви и конспективном рассмотрении вопросов вероучения.

Библия

Нас, протестантов, прежде всего интересует вопрос об отношении католической церкви к Библии. Наряду с признанием авторитета и богодухновенности Библии, католическая церковь признает также равноценным Божественному откровению и предания. Уже в 5 веке Лерин Винцент учил: "Мы хотим придерживаться того, чему верят все, повсюду и всегда, так как это находится в полном соответствии с тем, что является истинно католическим".

"Мы знаем, что источником нашей веры являются откровения Божий. Они даны нам как в книгах Священного Писания, так и в устных преданиях.

Церковные предания первичнее и шире, чем Священное Писание, и они должны быть приняты как источник и основание веры наравне со Священным Писанием. Поэтому католическая церковь всегда основывалась как на Священном Писании, так и на церковном предании.

Источники церковного предания различны и многообразны: надписи в катакомбах, на саркофагах христиан, различного рода письменные источники, сохранившиеся после смерти апостолов, формулы вероучения (символа веры), декреты и установления римских пап, положения и предписания Вселенских соборов, катехизисы, литургии, но, главным образом, - творения отцов церкви" (П.Строд).

Протестанты, особенно баптисты, неизменно подчеркивают, что Библия является единственным и вполне достаточным источником для обоснования веры, учения и практической религиозной жизни. Характерной чертой отношения католической церкви к Библии является также то, что ее авторитет фактически подчинен авторитету церкви (авторитет Церкви превалирует над авторитетом Библии). Не столько теоретически, сколько практически Библия является Священным Писанием только на том основании, что она считается фундаментом и основой учения церкви. Например:

"Мы должны следовать учению нашей Матери - Церкви как учению самого Иисуса Христа, и во всем, что касается веры и нравственности, мы должны повиноваться церкви" (П.Строд).

"Чему учит церковь, то исходит от Бога. Это записано в священных книгах и возвещается в проповеди и учении" ("К.к.").

Церковь открыто устанавливает, каким переводом Библии можно пользоваться. За основу католическая церковь берет перевод Библии на латинский язык, выполненный Иеронимом (345-420), так называемую Вульгату.

"Мы можем пользоваться только такими переводами Священного Писания, которые утверждены церковью" ("К.к.").

Чтение Библии на родном языке католическая церковь запретила примерно в 13 веке, когда различные группы верующих стали распространять свои, отличающиеся от официальной церкви, взгляды, ссылаясь на Библию. В настоящее время церковь изменила свой взгляд по этому вопросу и разрешила чтение Библии рядовым членам церкви, однако она сохранила за собой право на ее истолкование.

"Церковь охраняет Священное Писание, как драгоценное сокровище. С помощью Святого Духа она преподает нам Священные Писания и изъясняет их" ("К.к.").

На 2 Ватиканском соборе аббат Лорантен сказал: "Делать вывод, что Библию может читать кто угодно и как угодно, было бы вредным заблуждением".

Бог

Понятие о Боге в католической церкви не является личным вопросом каждого верующего, этот вопрос разрешается авторитетом церкви. Официальная догматика католической церкви о сущности Бога отражает взгляды Фомы Аквинского (1225-1274), который, как известно, находился под заметным влиянием Аристотеля. Учение о Боге, содержащееся в катехизисе и предназначенное для рядовых верующих привлекает прекрасными, достойными внимания идеями, например:

"Великий в Своей любви, Святой Бог склонился к нам, людям, и говорил к нам. Когда Бог обращается к нам, тогда все - и Самого Бога, и нашу жизнь, и весь мир мы видим в новом свете. Бог не только ведет разговор с человеком, но Он направляет также его на путь, ведущий в небеса. Что бы мы не говорили о Боге, Его сущность нельзя выразить никакими высокими словами. Не можем мы постичь Его также нашим умом. Бог - это неисчерпаемое море, Он непостижим, как сияющая тайна" ("К.к.").

Иисус Христос

Католическое учение об Иисусе Христе буквально повторяет Евангельскую повесть, сравнительно мало уделяя внимания откровениям ап.Павла о Христе. Особенно подчеркивается трехстороннее служение Иисуса как Мессии: Пророка, Первосвященника и Царя. На практике почитание Иисуса Христа, в смысле веры и поклонения, разделяются наравне с почитанием Богоматери Марии.

Святой Дух

Признавая Святой Дух Богом наравне с Отцом и Сыном, католическая церковь поныне определенно подчеркивает, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (филиокве), вопреки учению православной церкви (греко-византийской), считающей что Святой Дух исходит только от Бога Отца.

Святая Троица

О Троичности Бога католическая церковь учит, что Бог един по существу, но троичен в лицах. В то же время подчеркивается, "что учение о Троице является наивеличайшим таинством веры" ("К.к."). Бернард Клервосский об этом говорит так: "Желание проникнуть в тайну Святой Троицы - это величайшая дерзновенность, верить в нее - это блаженство, однажды увидеть ее - значит обрести вечную жизнь".

Культ Марии

Вопрос, где очень остро сталкиваются взгляды католической церкви и протестантизма - это культ Марии. Кем же является Мария в понимании католиков и что об этом говорит катехизис?

"Пресвятая Дева Мария есть Матерь Спасителя. От вечности избрал ее Бог быть Матерью Божьего Сына. Этой славой увенчал и возвысил Бог Марию над всеми людьми и Ангелами.

Как было сказано, будучи Матерью, Мария осталась Девою. Святой Иосиф не был отцом Иисуса по плоти, он был приемным отцом. Ангел явился ему во сне и возвестил, что Мария стала Матерью Спасителя через Святого Духа.

Мария, как избранная быть Материю Божией, должна была родиться также непорочной. Поэтому Бог сохранил ее от первородного греха, даровав ей с первого мгновения благодатную жизнь. Она была зачата также в непорочности. Эта великая благодать была приобретена также смертью Иисуса.

Бог одарил Марию такой "полнотой благодати, которая делала ее способною неизменно исполнять волю Божию. Так она была сохранена также от личных грехов" ("К.к.").

"Иисус родился от Пресвятой Девы Марии, которая была чистой и непорочной до своего зачатия, чистой и непорочной после зачатия, чистой и непорочной после рождения. Она постоянно оставалась Девой и девственницей" (П.Строд).

Теоретически католическая церковь не учит поклонению Марии, но просит ее ходатайствовать перед Христом.

"Мы обращаемся в молитве также к Марии, Матери нашего Господа, равно как к Ангелам и другим угодникам. Все же мы им не поклоняемся, мы прославляем их и молимся им, чтобы они ходатайствовали за нас перед Богом.

Подобно тому, как радуга получает свое сияние от солнца, так Мария получает свою святость от Христа" ("К.к.").

Практически массы верующих в своем большинстве поклоняются Марии и прославляют ее больше всего. Так что с полным основанием можно говорить о культе Марии, о ее обоготворении. В 1854 году папа Пий 9 догматизировал непорочное зачатие Девы Марии, установив одновременно в честь этого события праздник 8 декабря. 15 августа празднуется праздник принятии Девы Марии телом и душою в небесную славу, что также было обнародовано как новый догмат папой Пием 12 в 1950 году.

"Почитание Девы Марии затмило все другое. Иероним находил, что она "вторая Дева", как и Христос второй Адам. Тертуллиан и Климент Александрийский также верили в ее вечное девство. Во время возникновения аскетизма в 4 веке почитание Девы Марии приняло еще большие размеры. Человеческая фантазия занималась ею в бесконечных вариациях. В несторианской борьбе Мария приобрела особенное значение, ее назвали "первым сотворенным существом". Народ теперь посвящал ей то, что раньше он отдавал богиням, хотя и на более высоком моральном уровне. В борьбе вокруг личности Христа Сам Христос становился все более далеким и прекрасным. Более нежное сердце Марии должно было лучше содействовать достижению Его милости" (Р.Вызу).

Церковь

Вероучение римско-католической церкви очень тесно переплетается с обрядовыми священнодействиями. "Обрядовые священнодействия для протестантов являются всего лишь проявлением религиозной жизни, в то время как для католиков обрядовая сторона служения является самой религиозной жизнью" (Р.Приеде). Поэтому для понимания целого ряда религиозных вопросов с точки зрения католической церкви необходимо уяснить себе, как практически осуществляется обрядовая сторона служения. Вот почему в очерке о католицизме вопрос о церкви занимает такое важное место. Что же представляет собою церковь в понимании католиков?

"Явленная нам Иисусом Христом религия дарована нам Самим Богом, поэтому истинность ее не подлежит никакому сомнению. Для того, чтобы эту религию сохранить в разуме, воле и сердце человека живой и действенной, Иисус Христос создал Союз Своих последователей или верующих, то, что мы называем Христовой церковью. Таким образом, церковь Христова есть не что иное, как осуществление религии Христа, принятие и исполнение всего Его учения" (П.Строд).

Важное значение в понимании католиков имеют четыре признака, характеризующие истинную церковь, и всеми ими обладает римско-католическая церковь.

"Только римско-католическая церковь обладает этими четырьмя качествами. Она едина, то есть, она повсюду исповедует одну и ту же веру, имеет одни и те же таинства, у нее один и тот же глава церкви; она - святая: это доказывает ее святое учение, ее святые деяния, но главным образом об этом свидетельствуют ее святые угодники, многие из которых, по милости Божией, имели дар чудотворения; она является католической (вселенской, всеобщей), потому что сохранила всю истину и все таинства, существует со времени Христа и распространилась по всему миру; она является также апостольской церковью, потому что ведет свое начало от самих Апостолов: ее епископы - преемники Апостолов, а ее глава является преемником Апостола Петра. Все это ясно доказывает, что она является истинно Христовой церковью.

Остальные религиозные общества - группы верующих - не имеют этих четырех свойств. Прежде всего, они не являются апостольскими; они появились после Апостолов, их руководители не являются законными преемниками Апостолов, они не имеют преемства со Святым Петром. Поэтому ни одна из них не может быть истинной церковью Христовой.

Единственно католической церкви поручено Христом вести людей навстречу вечному блаженству, для чего Он наделил ее соответствующими средствами к достижению этой великой цели. Только ей дано проповедовать Слово Божие, совершать таинства и святую мессу с принесением жертвы, а также наставлять людей на христианский путь жизни. Поэтому единственно католическую церковь называют церковью, которая способна совершать освящение" ("К.к.").

В связи с таким пониманием назначения церкви понятен также известный афоризм Киприана: "Extra Ecclesiam non est salus" - нет спасения вне церкви. Любопытно, что существует попытка смягчить этот абсолютизм, которая, как бы в обход основному тезису, утверждает, что душа католической церкви намного шире ее тела, то есть, если кто в силу своего незнания не принадлежит официально католической церкви, но фактически верит и принимает ее учение, тот не будет лишен спасения.

Такого рода взгляды явились в большей мере причиной обособленности католической церкви. Этому способствовали не только абсолютизация ее взглядов, но и многочисленность ее последователей, материальные богатства и чисто политическое влияние в мире. После 2 Ватиканского собора, когда было постановлено предать забвению акты анафем 1054 года, католическая церковь формально не выступает против других христианских церквей, но на деле держится убеждения, что подлинное церковное единство будет достигнуто лишь тогда, когда все некатолики станут опять католиками. Для достижения этой цели католическая церковь начала активизировать свою деятельность в рамках экуменического движения церквей.

Первенство Петра

Хотя до настоящего времени остается недоказанным утверждение, что ап.Петр был руководителем Римской церкви, католическая церковь положила эту концепцию (понятие) в основание самой церкви и ее структуры. Католическая церковь принимает за самоочевидное, что согласно словам Христа: Матфея 16,18-19; Иоанна 21,15-17, - Он оставил Петра Своим заместителем на земле, видимым главой церкви, ее Пастыреначальником. Так, например, отец церкви Амвросий сказал: "Где Петр, там - церковь", другими словами: где есть священник, там - церковь.

Папство

Следующим шагом в создании церковной структуры является вера в апостольское преемство (sukzession): "Так как Петр умер, будучи первым епископом Рима, то законным его преемником является Римский епископ" ("К.к."). Начиная с 11 века, Римского епископа стали называть папой (лат. papa, греч. раррас - отец, наставник, воспитатель). Папа в католической церкви является не только высшим духовным главой или вождем, но почти неограниченным духовным правителем по вопросам веры и церковной жизни. Первый Ватиканский собор в 1870 году провозгласил догмат папской непогрешимости, то есть любые акты и суждения папы объявляются непогрешимыми.

"Во все времена Римский епископ являлся преемником Петра и наместником Христа на земле. Он как наместник Христа и глава церкви, выступая с амвона (ex cathedra) по вопросам веры и морали, обладает непогрешимостью, ибо исполняет обязанности Пастыря всех христиан. Это право непогрешимости принадлежит папе как непосредственному преемнику апостола Петра, как наивысшему правителю всей церкви Христовой" (П.Строд).

В последнее время папа по своей собственной инициативе начинает отказываться от слишком громких титулов и притязаний на высшую светскую власть и ее атрибуты.

Иерархия

Церковная иерархия (греч. hierarchia, буквально - священновластие) - это совокупность церковных служителей, начиная с папы и донизу в порядке их подчиненности: кардиналы, епископы, священники и другие.

"Преемников Апостолов мы именуем архиепископами, епископами, а преемника Петра - римским епископом, Римским Отцом - Папой, или Святым Отцом. Римским епископом именуем его потому, что Рим был его резиденцией, там он и умер мученической смертью за церковь Иисуса. Поэтому на римского епископа, или папу, переходит вся власть, которая принадлежала в церкви Христовой Апостолу Петру. Таким образом, вплоть до наших дней в церкви Христовой сохранился тот порядок, который установил Сам Христос, а именно: видимым высшим главой церкви является наместник Христа, римский епископ - преемник Апостола Петра. Его помощниками являются архиепископы и епископы, а последним помогают пастыри общин или священники" (П.Строд).

Надо сказать, что в период понтификата (правления) последних пап все большее значение приобретают коллегиальные решения кардиналов и епископов.

Священник

Служение священника является основным элементом католической церкви.

"Посвященный в священники соединен со Христом особенным образом, с высоким небесным Первосвященником, уподобляется Ему. Он никогда уже больше не может лишиться своей власти священника; но он может пользоваться ею только по поручению своего законного руководства" ("К.к.").

Хотя теоретически церковью называются все верующие католики, на самом же деле, практически церковью является духовенство, все остальные дети церкви должны без возражения подчиняться церкви, то есть, указаниям духовенства. Правда, под влиянием обстоятельств, в последние годы мирянам предоставляется больше возможности для участия в церковной жизни. Речь идет о так называемом апостолате мирян, то есть, о проявлении активности мирян в семьях, на местах работы, в общественной жизни, чтобы всячески содействовать достижению цели католической церкви. Скомпрометировавшее себя в ходе истории безбрачие священников (целибат) все еще остался в силе.

Таинства

Как уже было сказано выше, религиозная жизнь католической церкви выражается, главным образом, в обрядовом священнодействии, основу которого составляют таинства. Католическая церковь в настоящее время совершает семь таинств.

Таинство крещения

"В крещении Христос очищает нас от грехов, отпускает нам наказание за грехи, даруя нам жизнь по благодати и много других милостей. Крещаемый отрекается от сатаны и от всех грехов, свидетельствует о своей вере во Христа Иисуса и дает обещание жить и умирать как истинный христианин. При крещении детей обещание вместо них дают восприемники" (К.к.").

Таинство миропомазания

При рукоположении и миропомазании в основание берется свидетельство Деян.Апостолов 8,17 и 19,6.

"Для поддержания новой жизни и укрепления в ней епископ простирает над всеми руки и призывает Святого Духа. Затем епископ возлагает отдельно на каждого правую руку, совершая крестообразное помазание чела миром (хрисма). При помазании епископ слегка ударяет освящаемого по щеке, произнося при этом: "Мир тебе".

Крестообразное помазание освященным елеем означает, что отныне утверждаемый является воином Христовым, и что он перед всем миром должен засвидетельствовать о своей вере. Помазание миром означает также, что утверждаемый обличен силою Христовой, силою Святого Духа. Легкий удар по щеке утверждаемого служит ему напоминанием, что он как воин Христов должен быть готовым переносить также поношение Христово".

Таинство причащения

Официальным богослужением римско-католической церкви является так называемая месса, в центре которой находится литургическое жертвоприношение, то есть момент, когда совершается жертвоприношение Христа и когда видимые знаки Вечери Господней - хлеб и вино - перетворяются (transsubstantiatio) в истинное тело и кровь нашего Господа. Главное в мессе - Христова жертва умилостивления. Само вкушение святой трапезы (communia) имеет второстепенное значение.

"Когда церковь участвует в святой Евхаристии, Христос совершает среди нас то же жертвоприношение, которое Он совершил на кресте. Святая жертва мессы (литургии) - это то же жертвоприношение, что и на кресте, ибо в том и другом случае Христос есть одновременно и Первосвященник и жертва умилостивления. В жертвоприношении святой мессы присутствует крестная жертва.

Но между жертвоприношением мессы и жертвоприношением на кресте существует также различие. Жертвоприношение на кресте было кровавой жертвой, жертвоприношение мессы - бескровная жертва. Жертвоприношение на кресте было единократным, жертвоприношение мессы повторяется каждый раз снова, вплоть до судного дня Христова" ("К.к.").

Давая оценку всему сказанному, надо признать, что "все это на много превосходит реальную действительность того религиозного переживания, которое мы испытываем при вкушении Вечери Господней" (В.Малдонис).

Надо сказать, что в связи с трапезой Господней католическая церковь испытывает необъятный комплекс умозаключении и допущений. В известном смысле можно сказать, что Вечеря Господня является осью всех священнодействий. Это самый мощный магнит церкви. Религиозность верующего человека практически сводится к участию в мессе и причащению (коммунии). И если все делается именно так, как того требует и учит церковь, то блаженство в настоящей и будущей жизни можно считать гарантированным. В отличие от других направлений христианства, особенно протестантизма, самым важным моментом с догматической точки зрения является учение о преосуществлении, то есть тело и кровь Христову. Это учение бло провозглашено догмой на Латеранском соборе в 1215 году.

Таинство покаяния

Исповедь, введенная в церковную жизнь как таинство покаяния, можно сказать, насильственно вторгается в самую глубину личной жизни каждого верующего, ибо все согрешили, и все нуждаются в покаянии. Классифицируя грехи по степени их греховности, налагая наказание или отпущение грехов, церковь или, вернее, духовенство, становится судьею мыслей и чувств верующих. При этом необходимо заметить, что исповедь не перестает быть источником неисчислимых интриг, хотя и существует правило, что содержание исповеди является абсолютной тайной.

"В день Своего воскресения Он облек Апостолов и их преемников в звании священников властью отпускать во имя Его грехи. Как свидетельствует Евангелист Иоанн 20,19-23, Он установил таинство исповеди и доверил ее Своей церкви" ("К.к.").

Не о<

Наши рекомендации