Возникновение и развитие христианского богословия. Основные вехи
Христианское богословие возникло в прямой связи с верой в Божественность Иисуса Христа и развивается на протяжении истории христианства. Христоцентричность богословия выражена словами апостола Павла: "Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор.3,11).
Основав Церковь из первых учеников, Христос послал их в мир для проповеди Евангелия (Матф.28,19-20).
Проповедь о Христе принималась верой. Живая вера и преданность Богу вскоре превратились в учение о Боге, в знание истин веры, т.е. стали достоянием разума. "Я веровал и потому говорил" (2 Кор.4,13). Таким образом, от веры в Евангелие перешли к знанию, получившему впоследствии название "богословия". Развитие богословия, совпадающее по времени с развитием христианской церкви, разделим на периоды, соответствующие периодам ее истории: древней истории (до конца 6 века), средних веков (до 16 века) и нового времени (от начала 16 века).
Начальный период. Период древней истории был периодом расцвета и обильных плодов в богословии. Первые ростки богословия относятся ко 2 веку Р.Х. К этому времени церковь в Риме имела твердо установленный символ веры (единого символа веры для всех церквей не существовало). Считают, что OPI представляет не что иное, как апостольский символ веры ("верую") в его древнейшем виде, происхождение которого относится к началу 2 века, а, возможно, и ранее, по преданию - к дням апостолов.
Произносившееся при крещении в раннехристианских церквах исповедание (крещальный символ) заключало в себе главные истины христианской веры. Это было первоначальное догматическое деяние христианской церкви (см. "Апостольский символ веры" приложение 1). Вследствие распространения Евангелия христиане были призваны к деятельности по изложению и развитию христианского вероучения, разъяснению Священного Писания, церковного устройства. Таким образом, полагалось основание догматическому и экзегетическому богословию.
Составителями древнейших писаний были апостольские мужи (конец 1-го - начало 2-го века). В известном древнейшем сочинении "Дидахе" содержались указания на совершение крещения, постов, молитв, празднование воскресения, избрание служителей и др., а также затрагивались вопросы эсхатологии. Известны послания Варнавы (70-100 гг.), Климента Римского (конец 1 века н.э.). В послании Варнавы опровергалась необходимость соблюдения христианами Ветхого Завета, постов, обрезания, субботы и др. При этом в тонкой аллегорической экзегезе указывалось на чисто духовное значение его предписаний.
В первом послании Климента дается наставление о восстановлении нарушенного церковного порядка.
Второе - содержит древнейшую проповедь (гомилию), произнесенную в Коринфе, дошедшую до наших дней (авторство оспаривается).
В 7 посланиях к церквам и Поликарпу Игнатия Антиохийского (начало 2 века), содержатся свидетельства устройства раннехристианской общины, предостережение от лжеучения.
К древнейшим посланиям, близким к апостольскому времени, относится "Пастырь" Ерма и Диогнетово послание. В первом дается наставление христианам с призывом к покаянию и благотворительности. В Диогнетовом послании опровергается язычество и иудейство и объясняется причина появления христианства. Сочинение считается жемчужиной древнехристианской литературы.
Апологии. В первые три века, до обращения в христианство императора Константина (312 г.), богословие развивалось в исключительно трудных условиях борьбы с различными враждебными силами, которые противостояли юной Церкви (иудеи, иудействующие христиане, язычество, ереси).
Борьба против иудействующих христиан, доказывавших необходимость соблюдения Моисеева закона, была начата еще апостолом Павлом (Гал.5-10). Почти в течение трех веков шла неравная борьба христианства с иудейством и языческим миром римлян и греков в лице их жрецов, писателей и римских императоров, ставивших своей целью подавление и физическое истребление христиан.
В период 10 гонений римских императоров были умерщвлены апостолы Христа (Петр, Павел и другие), апостольские ученики (Климент Римский - в 103 г., Игнатий Антиохийский между 107-115 гг., Варнава, Поликарп Смирнский - между 156-166 гг., Ириней Лионский - между 195-202 гг., Иустин Философ - в 165 г., Киприан - род. 200 г. и многие другие).
Вместе с ними погибали и их труды (сжигались, терялись), что наносило ущерб развитию богословия (см. лекции 1-3 "История христианства").
Чем же отвечала Церковь на эти жертвы? Ее служители учили кротко переносить гонения и страдания. "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны" (1 Петр.4,12-16).
Например, Игнатий целовал цепи, которыми был скован, а Поликарп благодарил Бога за свою мученическую смерть. Диакон Лаврентий, умиравший на железной раскаленной решетке, сказал палачам: "Уже испеклось, пора поворотить", и стал молиться о вразумлении врагов.
Высшей апологией (защитой) в то время была апеляция к Богу - молитва мучеников и церкви (Деян.4,24-31; 7,59-60). Это была особая апология христианства. Мужество и твердость мучеников, верность Господу, смирение, кротость, любовь к своим врагам производили сильное влияние на язычников и сильнее проповеди располагали к принятию христианства. Все очевидцы были вынуждены уважать религию, воспитывающую своих последователей в верности истине до смерти.
Невинные жертвы и страдания христиан возбудили в образованной части христиан желание выступить в защиту христианской веры. Начиная с 125 года, возник особый род литературы - апологии, в которых христианство защищалось от враждебного к нему отношения со стороны иудейства, язычества и еретических учений.
Второй век был веком христианских апологий, с которыми к римским императорам обращались Квадрат (около 126 г.), Аристид (около 130 г.), дважды - Иустин Философ (около 140 и 155 г.), Афинагор ( около 177 г.) и другие.
Особый толчок к развитию богословия дал гностицизм. Христианство существовало менее 30 лет, когда стали зарождаться различные формы ереси, известные под одним названием гностицизма. Последний вынуждал церковь отражать это чуждое христианству учение. Гностики ставили знание выше веры и считали себя исключительными обладателями гносиса (знания, познания). Одним из первых во 2 веке в борьбу с гностицизмом вступил епископ Ириней Лионский (120-195), самый ранний церковный писатель и богослов, написавший пять книг против гностицизма под названием "Опровержение и низложение лжеименного знания" (кратко - "Против ереси"). В этом труде Ириней опроверг внесенные гностиками в христианство языческие элементы и указал на Священное Писание как единственный авторитет, "основу и столп истины", по которому надо "устроять" свою жизнь и понятия.
Апологии, хотя и не ставили своей целью развитие богословия, явились началом апологетического богословия христианства. Наиболее сильными апологетами христианства в более позднее время были Климент Александрийский (155-220), Тертуллиан (ок. 160-220) и Ориген (185-254).