Библияопочитаниисвятыхимолитвеим
ЗемнаяиНебеснаяЦерковьедины.ЦерковьХристовусоставляютнетольконынеживущиехристиане, ноиверныеБогуАнгелы, идушиумершихправедников: «НовыприступиликгореСионуикоградуБогаживаго, кнебесномуИерусалимуитьмамАнгелов, кторжествующемусоборуицерквипервенцев, написанныхнанебесах, икСудиивсехБогу, икдухамправедников, достигшихсовершенства» (Евр. 12:22–23). ИбоБогположил «всенебесноеиземноесоединитьподглавоюХристом» (Еф. 1:10). ПосколькунебеснаяиземнаячастьЦерквисоставляютединоеТелоХристово, тоПравославнаяЦерковьинынепродолжаетмолитвеннообщатьсяисапостолами, исдругимисвятыми, отошедшимикоГосподу.
СвященноеПисание, внушаянамникомуневоздаватьбожескогопоклонения, кромеЕдиногоИстинногоБога (Исх. 20:2–5), вместестемучит, чтоисвятыеугодникиБожиидостойнынашегопочитания: «Ввечнойпамятибудетправедник» (Пс. 111:6); «Памятьправедникапребудетблагословенна» (Прит. 10:7). СвященноеПисаниеучитнаспочитатьсвятых: «Поминайтенаставниковваших, которыепроповедываливамсловоБожие, и, взираянакончинуихжизни, подражайтевереих» (Евр. 13:7). АпостолИаковговорит: «мыублажаемтех, которыетерпели» (Иак. 5: 11) .СвятыеАпостолы, живяещеназемле, удостоилисьпрославленияотхристиан: «РукамиАпостолов, —говоритсявКнигеДеянийапостольских, — совершалисьмногиезнаменияичудесаи... изпостороннихжениктонесмелпристатькним, анародпрославлялих» (Деян. 5: 12,13).
ИапостолПавелсамсвидетельствуетГалатамотом, какониотносилиськнему: «хотяявнемощиплотиблаговествовалвамвпервыйраз, новынепрезрелиискушениямоеговоплотимоейиневозгнушалисьим, апринялименя, какАнгелаБожия, какХристаИисуса».ИапостолнепорицаетГалатовзатакоепрославлениеего, нохвалит, говоря: «Каквыбылиблаженны! Свидетельствуюовас, что, еслибывозможнобыло, выисторглибыочисвоииотдалимне»(Гал. 4:13–15). ТемболеесвятыхапостоловподобаетпочитатьпослеихмученическойкончинызаХриста.
ВБиблиимножествосвидетельствпочитательногопоклонениятем, когоБогудостоилчести, ангеламисвятым: сыныпророковпоклонилисьЕлисеюдоземли (4Цар. 2,15). СыныИаковапоклонилисьИосифулицемдоземли (Быт. 42:6). Иаковпоклонилсядоземлисемьраз(Исаву) (Быт. 33:3). ПередИлиейпалпятидесятник (4Цар. 1:13). ЖенщиныпередЕлисеем (4Цар. 4:37). НавуходоносорпоклонилсяДаниилу (Дан. 2:6). Авдий — Илие (3Цар. 18:7). Темничныйстраж «втрепетеприпалкПавлуиСиле» (Деян. 16,29). Исключениемявляютсялишьдвапримера: КогдаКорнилий, будучиязычником, принялапостолаПавлазаБогаипоклонилсякакемуБогу, — поэтому-тоПетризаявилКорнилию: «Ятожечеловек» (анеБог, какподумалКорнилий). Вязычествечастьлюдейпринимализабогов. Ликаонцы, например, кричали: «богивобразечеловеческомсошликнам. ИназывалиВарнавуЗевсом, аПавлаЕрмием, потомучтоонначальствовалвслове», — ихотелипринестиим (т.е. ПавлуиВарнаве) вжертвуволовивенки. Ноапостолызаявили: «Мужи! чтовыделаете?имыподобныевамчеловекиинепозволилиобоготворитьих» (Деян. 14:11–15). Второйпример, когдастарейшийизживущихапостоловИоанн, имеявдушеблагочестивыйобразпоклоненияАнгелам, хотелпоклонитсяему, ноАнгелнепозволил, потомуонпреждеэтогослышалповелениеотАнгела: «поклонитесьСотворившемунебоиземлю» (Откр. 14:7), — ивэтотмоментхотелпоклонитьсяне «Сотворившему», асотворённому (Откр. 22:9). СпасительговорилОтцуНебесному: «славу, которуюТыдалМне, Ядалим» (Ин. 17:22), т.е. апостоламиугодникамБожиим. Богумыпоклоняемся; должны, следовательно, поклонятьсяитем, комуданаСпасителемславаЕго. Святойчеловек — этохрамБожий (1Кор. 3:16), избранныйБогомсосуд (2Тим. 2:2), и, почитаясвятого, мы, впервуюочередь, темсамымпрославляемБога, внемживущегоидействующего (2Кор. 4:7). ПоэтомуГосподьсказал: «Ктопринимаетвас, принимаетМеня, актопринимаетМеня, принимаетПославшегоМеня» (Мф. 10:40).
О МОЛИТВЕ СВЯТЫМ:Библия учит, что небесная часть Церкви Христовой слышит нас: «сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:7). Так и души праведников помнят и знают о земных делах — «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:9). Даже богатый грешник (Лк. 16:28) беспокоился о судьбе своих живых братьев. Не тем ли паче праведники и после смерти молятся за нас? Святые не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своими молитвами: «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3–4). Апостол Петр обещал заботиться о верующих и после свой смерти: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия(смерти) всегда приводили это на память» (2Пет. 1:15). Патриарх Иаков, благословляя Иосифа и сынов его, молился Ангелу так: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48: 16). Так как «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16), христиане просят святых и Ангелов о молитвенной поддержке, так же, как мы просим и на земле наших братьев и сестер молиться друг за друга. В Священном Писании часто встречается подтверждение того, как Господь дает свою милость по ходатайству других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Вспомни Авраама, Исаака и Израиля…». после этой молитвы «отменил Господь зло», о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх. 32:11– 14). Также и Соломону Господь говорил, что не карает его «ради Давида», отца его (3Цар. 11:12; ср. 3Цар. 11:13). Господь через пророка Исаию говорил еврейскому народу: «ходатаи твои отступили от Меня»(Ис. 43:27). Значит, могут быть ходатаи пред Богом, и Господь Сам объясняет, когда уже бессильно ходатайство пред Ним. Когда Господь прогневался на Израильский народ при царе Манассии, то сказал пророку Иеремии: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер. 15:1). А в книге Маккавейской описано, что Иуда Маккавей видел такое видение: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий»(2Мак. 15:12–14). В Писании сказано, что «един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5), но святые праведники не являются посредниками, а сомолитвенниками: «при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор. 1:11). Христиане не молятся мертвым, но живым, т.к. у Бога все живы. Христос называет живыми давно почивших Авраама, Исаака и Иакова: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). Да и не может любовь людей, молившихся за своих ближних, прекратиться, потому что сказано: «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8).
На гробах первых христианских мучеников, погребенных в Риме в катакомбах в первые века, сделаны надписи, сохранившиеся доныне. На памятниках сделаны такие обращения к скончавшимся: «Моли о нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!»
Библия о молитве за усопших
Христоссказал, чтовбудущемвекенепроститсятолькоодингрех — хуланаДухаСвятого (Мф. 12:32), именнопоэтомуПравославнаяЦерковьнезабываетсвоеймолитвеннойзаботойибессмертныедушиумершиххристианимолитсяопрощенииихгрехов. Нашиусопшиеближниенуждаютсявнашихмолитвах, ведьниодинчеловекнеможет, умирая, сказать: «яочистилсердцемое, ячистотгрехамоего» (Прит. 20: 9; ср. Лк. 17:10; Иак. 3:2). МолитвазаусопшихвсегдаявляетсянепременнойчастьюБожественнойлитургии, начинаяотлитургииапостолаИакова. ВоХристенетразницымеждумертвымииживыми: всехристианесоставляютединоеТелоХристово, всеонибратья, обязанныелюбитьдругдругаизаботитьсядругодруге: «Никтоизнаснеживетдлясебя, иниктонеумираетдлясебя; аживемли —дляГосподаживем; умираемли — дляГосподаумираем: ипотому, живемлиилиумираем, — всегдаГосподни. ИбоХристосдлятогоиумер, ивоскрес, иожил, чтобывладычествоватьинадмертвымиинадживыми» (Рим. 14:7–9). ВСвященномПисанииестьясныеуказаниянато, чтоуеврейскогонародасуществовалвовсевременаобычайпреломлятьхлебыобумерших (Иер. 16:7) ираздаватьнеимущимпригробах (Тов. 4:17). ИудаМаккавейпринесжертвузаумершихвоинов (2Мак. 12:43), атакжепослучаюкончиныближнихбылопринятоналагатьнасебяпост (1Цар. 31:13; 2Цар.1:12; 3:35). ВкнигеВторозакония, 26 гл. 14 ст., говорится: «янеелотнее (отдесятины, посвященнойБогу)впечалимоей… инедавализнеедлямертвого». Следовательно, изоставшегосяимуществаможнобылоуделятьнапоминовениеусопших. УпророкаВаруханаходим: «ГосподиВседержителю, БожеИзраилев, услышьмолитвуумерших, исынов, согрешившихпредТобою» (Вар. 3:4–5).
СовременапостоловСвятаяЦерковьнакаждойлитургиимолитсяоупокоенииусопшихправославныххристиан. ВдревнейшейлитургииапостолаИакова, котораяипонынеежегодносовершаетсявИерусалиме, естьмолитвыобумерших. АпостолИаковпоучалхристиантакмолитьсяобумерших: «ГосподиБожедуховивсякияплоти, помяниправославных, которыхмыпомянули, отправедногоАвелядонынешнегодня; Самупокойих.... ВЦарствеТвоем, внаслажденияхрайских, внедрахАвраама, ИсаакаиИакова, святыхотцевнаших, откудаудалилисьболезнь, печальивоздыхание, гдезритсясветлицаТвоего, исияетсветнепрестанный». Вримскихкатакомбах, гдехристианехоронилисвоихмертвыхспервыхднейхристианства, надихгробамисделанынадписи, вкоторыххристианевыражаютсвоимолитвыкБогуобумерших: «Господи, даникогдадушаВенерынебудетомрачена. Антониясладкаядуша, Богдаосвежиттебя. Богдаосвежиттвоюдушу! Господи, прошуТебя, даувидитонсветрая. Покойсяспокойно». «Вечныйсветтебе, ТимофейвоХристе». Мученическисгоревшимсделанатакаянадпись: «Даосвежит, дапрохладитТот, Комувсевозможно». ВИерополедонынехранитсякамень, подкоторымпохороненравноапостольныйАверкий,скончавшийсяоколо 167 года. Наэтомкамневыбитысловасвятителя, вкоторыхонпроситпомолитьсяонемвесьсинод. Еслибыупервыххристианнебыломолитвзаумерших, тоиравноапостольныйепископнезавещалбыих.
БиблияоПриснодевеМарии
О ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ:Среди всех Ангелов и угодников Божиих больше всех возвышена и прославлена Богом Приснодева Мария, которую христиане особенно ублажают и почитают, как Матерь Бога. Кто не чтит Марию Богородицей, тот не исповедует, что Рожденный от Нее — Бог. Утверждающий это — антихрист, отвергающий Иисуса Христа, пришедшего во плоти (2Ин. 1:7). В Священном Писании есть пророческие слова о том, что все роды будут ублажать Богородицу — «отныне будут ублажать Меня все роды…» (Лк. 1:48). Истинная Церковь продолжает исполнять это пророчество, ублажая и величая Деву Марию потому, что это величие даровал Ей Сам Бог: «сотворил Мне величие Сильный» (Лк. 1:46–49), и никто из людей не в силах забрать дарованное Богом.Те же, кто противится Сильному и не прославит Им прославленную Богородицу «погибнут от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих» (2Фес. 1:9–10).
Христиане почитаютМариюкакПриснодеву, тоестьОнабылаДевойдоРождестваСпасителя, вовремяРожденияипослеРождения. ИосифбылмнимымотцомИисусаХриста (Лк. 3:23). НасамомжеделеБогоматерьродилаСпасителянеотИосифа, аотДухаСвятого. ИпослеРождестваИисусаХристаМарияпродолжалаоставатьсяДевой, иначенельзяпонятьнедоумениеБогородицынавестьАнгела: «МарияжесказалаАнгелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Из Ее ответа видно, что хотя Мария уже была обручена, Она не имела даже мысли о вступлении с Иосифом в плотские отношения. Если Ей предстояла бы супружеская жизнь, то Ее слова «как будет это» были бы не уместны. Однако в Писании можно найти строки о братьях Иисуса Христа: «не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13:55). Но стоит отметить, что Мария не называется здесь матерью Иакова, Иосии, Симона и Иуды, но только матерью Иисуса. Указанные евангелистом братья Иисуса не были Ему родными, это дети Иосифа от первого брака, иначе Христос, имея родных братьев, не стал бы перепоручать Свою Мать ученику Иоанну: «говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26). О том, что Дева Мария — истинная Приснодева пророчествовалось еще в Ветхом Завете: «и привел он меня ко внешним воротам на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: воротасиибудутзатворены, неотворятся, иникакойчеловекневойдетими: ибоГосподь, БогИзраилеввошелимиионибудутзатворены» (Иез. 44,1–2). СамГосподьповиновалсяСвоейМатериичтилЕе (Лк. 2:51). МногиежелжеучителянежелаютчтитьБогоматерь, стараясьбытьблагочестивееСамого Христа и в результате становятся христоборцами. Молитва Богородицы имеет пред Господом особую силу, ведь и первое Свое чудо Христос совершил именно по Ее просьбе (Ин. 2:1–11). И сейчас Господь спасает по Ее молитвам всех просящих Ее о заступлении. Потому у христиан принято в Церкви обращаться к Марии со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Примером позволительности такого обращения могут служить слова апостола: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22). Если апостолы могли спасти других, т.е. помогать их спасению, то тем более может это делать Божия Матерь.
Святитель Игнатий Богоносец писал (Iвек):««У нас все знают, что ПриснодевственнаяМатерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим»
ПриведемвкачествепримеравеликогомилосердияБожьегоявленногонашейотчизне, черезЕгопречистуюМатерь :КиевскиекнязьяизварягОскольдиДир, воспользовавшисьотсутствиемимператораМихаила III (царствовал 842—867 гг.), который, какговорит «Повестьвременныхлет», «отошедшюнаОгаряны», окружилиКонстантинопольфлотилиейв 200 кораблейс 8000 воинов. Страхпередврагомбылнастольковелик, чтовКонстантинополеизковчегавынулиризыБогоматери, перенеслиихвхрамСвятойСофии, аутромсовершиликрестныйходкберегузалива, гдестоялисударусов. Впередимноголюдноготоржественногошествиясвященникинеслисвятыеризы. Навидууврага, приобщеммолитвенномпеснопении, когдакрайризыПречистойедваопустиливприбрежныеводы, прияснойсолнечнойпогодеиштиленаморе, началасьбурясогромнымиволнами, которые «безбожныхРусикрабльсмяте». КнязьячудомоставшиесявживыхпринялиСвятоеКрещениеипроповедовалиправославнуюверукогда вернувшисьвКиев..
В 1395 году полчища непобедимого Тимберлана двинулись на Москву. Москвичам оставалось лишь уповать на помощь Бога и заступнечество Его Пречистой Матери. Великий князь Василий Дмитриевич велел перенести крестным ходом чудотворную икону Богородицы Владимирскую, написанную евангелистом Лукой, из Владимира в Москву. Народ в безчисленном множестве, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: "Матерь Божия! спаси землю Русскую". В этом безчисленном множестве народа нельзя было видеть человека - говорит летописец - который бы не плакал и не возсылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и все духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении Великокняжескаго семейства и бояр, торжестенно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшаго им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божия спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан оставил свое намерение идти на Москву. Он увидел во сне - пишут летописцы - великую гору и с вершины ея идущих многих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных ангельских воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. "Величественная Жена - отвечали мудрейшие из них - есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан". "Итак, мы не одолеем их" - сказал Монгольский хан, и велел полкам своим идти из пределов России, так Москва была спасена. В память чудеснаго заступления Богоматери сооружен каменный храм в честь Ея и монастырь Сретенский.
Тихвинская икона Божией Матери, так же одна из икон, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Икона эта издревле почиталась в Греции как чудотворная. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Затем святая икона являлась в селе Вымоченице близ реки Паши, и в нескольких других местах. Наконец, икона остановилась близ г. Тихвина на реке Тихвинке. В местах, где являлась чудотворная икона, окрестные жители устраивали в честь Божией Матери храмы или часовни. При Иоанне Грозном вокруг Успенского храма был устроен Тихвинский мужской общежительный монастырь. Привлеченные знамениями, совершавшимися от Тихвинской иконы, в монастырь собрались многие иноки. Тысячи паломников ежегодно посещали обитель. Особенно часто у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери исцелялись больные глазами и прозревали слепые. В 1613-1614 годах шведские войска, захватившие Новгород, неоднократно пытались разрушить Тихвинскую обитель. Однажды во время осады Божия Матерь явилась благочестивой женщине Марии, получившей перед Тихвинской иконой исцеление от слепоты, и повелела обнести Свою икону с крестным ходом по стенам монастыря. Когда повеление Царицы Небесной было исполнено, на осаждавших напал "беспричинный" страх, они пришли в смятение и бежали от обители. В другой раз во время осады монастыря шведы увидели несметные полки русских, шедшие на них из обители. Так было неоднократно, об этом рассказывали пленные шведы.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из турок и татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Инокиимирянеусердномолились, припадаякчудотворномуобразуБожиейМатериикракесмощамипреподобногоИова. Утром 23 июлясвосходомсолнцататарыдержалипоследнийсоветоштурмеобители, игуменжевелелпетьакафистБожиейМатери. Спервымисловами "ВзбраннойВоеводе" надхрамомвнезапноявиласьСамаПречистаяБогородица, "омофорбелоблистящийсяраспуская", снебеснымиангелами, держащимиобнаженныемечи. ПреподобныйИовнаходилсяблизБожиейМатери, кланяясьЕйимолясьозащитеобители. Татарыпринялинебесноевоинствозапривидение, всмятениисталистрелятьвПресвятуюБогородицуипреподобногоИова, нострелывозвращалисьназадиранилитех, ктоихпускал. Ужасохватилнеприятеля. Впаническомбегстве, неразбираясвоих, ониубивалидругдруга. Защитникимонастыряустремилисьвпогонюизахватилимногихвплен. Некоторыепленныевпоследствиипринялихристианскуюверу.
ВИсторииПравославнойЦеркви известнымногиетысячифактовявногозаступленияБогаиЕгоПречистойМатеризасвойнарод. Ещев 1654 годуархидиаконАнтиохийскойЦерквиПавелАлеппский, путешествующийпоРоссииссвоимпатриархомМакарием, писалвпутевыхзаписках: "Вэтостраненетниоднойбольшойцеркви, гденебылобычудотворнойиконыБогоматери; мывиделисвоимисобственнымиглазамикаксвятыяиконы, такичудесасовершавшиесяотних"