Фиксируется как исторический факт, что уже в евангельские времена были живые носители идей религиозного трансгуманизма.

Этим людям в личном общении сказал Христос: «вы – от нижних, вы – от мира сего, вы – от отца диавола суть» ™k toа patrХj toа diabТlou ™stš (Ин. 8:23, 44). Адепты древней революционности уже тогда могли сознавать, что они «от лукавого» – то есть либо должны превзойти человека, либо уже отличны от всех людей.

2. Трансгуманизм безрелигиозного типа появился сравнительно недавно. Наука развивается революционными скачками, «научные революции» – это ее динамика, ее природа. Накопившийся потенциал научного знания привел к первому рубежу – научно-технической революции. Ко второму рубежу наука, которая знает о себе самой, как она развивается, идет сознательно и, на сегодняшний день, все с большей скоростью. Человек и созидает научно-технический прогресс, но он же – самим собою – его и тормозит. Центральная проблема на следующем рубеже научного прогресса – человек. В распоряжении человека должны оказаться средства, чтобы изучать человека (как биологическое, психическое, социальное существо) с тем, чтобы его трансформировать.

Близится единственный в истории момент, когда носитель научного знания должен подвергнуться решительному воздействию со стороны самой науки. Революция пожирает своих детей…

Т

рансгуманисты от науки и прогресса могут и не знать, что человек – это нечто большее, чем биологическое, психическое и социальное существо… Это им знать не обязательно, наука такими вещами не занимается. О том, что человек есть «образ», что он по духу может или явить образ Божий, или поклониться другому существу духовной природы, – об этом знают трансгуманисты из лагеря древних знаний. Придет время, и революционная интеллигенция двух направлений соединит усилия. Все произойдет по писанному: «вы от отца диавола суть» – вдохновитель всех революций пожрет своих детей.

[1]ТМ: «начал человек (ха-адам) многим быть на земле (ха-адамá)».

[2] Никак не «красивы» (как в Синодальном переводе), именно «хороши» товот tbj, kala…. Только Бог видит, что нечто «хорошо» – тов.

[3] Также ангелов, сохранивших верность Богу (Иов 1:6, Пс. 89/88:7, Дан 3:25/3:92).

Бене-ха-элохим можно понимать, как «сыны сильных». «Элохим» может означать любую верховную власть и может относиться к Богу, ангелам, судьям или правителям. В иудаизме есть три трактовки, кто были бене-ха-элохим в отношении к дочерям человеческим. 1) Это были сыны Сифа, а «дочери человеческие» происходили от Каина (Ибн Эзра). 2) «Сыны сильных» были сыны правителей, вельмож, «сыны судей» (Раши). 3) Бене-ха-элохим – падшие ангелы, которые сумели как-то оплодотворить земных женщин (Иосиф Флавий, т.н., «Книга Еноха», Таргум Йонатан и др.)

Из этих трех трактовок первая для иудаизма – самая нежелательная, ибо открывает путь к уразумению, что есть каинитянский дух. «Христа отрицающие» идут «путем Каина» (Иуд. 1:4, 11). Вторая трактовка – самая слабая, ибо из факта смешанных браков аристократии с простолюдинками не может воспоследовать событие космического значения. Третья трактовка (о павших ангелах) – самая фантастичная, она и стала самой распространенной в иудаизме. Рождение ребенка от ангела – мерзкая пародия на боговоплощение. — Как можно родить от ангела? – спрашивает современный исследователь (Д. Щедровицкий). «Видимо, эти духовные существа имели силу каким-то образом воплотиться... Или же они обладали возможностью воздействовать на образование плода во чреве матери каким-то особенным способом, преобразуя его «по образу своему»» (Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия. М., 2000, с. 77). Что такое «образ Бога» известно, это человек, но что такое человек как «образ ангела»?

[4]Св. Иоанн Златоуст, заостряя вопрос в нравственной плоскости, пишет о временах перед Потопом: «Ной, говорит Писание, человек (Быт. 6:9). Он только человек, а прочие не человеки, но, имея вид человеческий, ниспали до неразумия животных. Человеком мы называем того, кто сохраняет образ человека» (Беседы на Книгу Бытия).

[5] Согласно преданию, которое отразилось в Новом Завете, праведный Енох, седьмой от Адама, обличал современников в нечестии (Иуд. 1:14 сл). В потомках Сифа Енох принадлежит к тому же поколению, что Ламех в потомках Каина. Именно при Ламехе особо выделяется роль женщин каинского рода (Быт. 4:19 сл.).

[6] В иудаизме «падшие» толкуют в этом стихе как сыновья падших ангелов (Таргум Йонатан).

[7] Анак qn[ – это тот у кого «(долгая) шея», так обозначали человека очень большого роста. «Сыны Анака» можно понимать, как «сыны Великана» (рав. А. Каплан), или как имя собственное – «сыны Енаковы» (LXX Числ. 13:32, И. Нав. 15:13

[8] Согласно иудейскому толкованию, «гиганты существовали еще до того, как потомки Шета (Сифа) стали брать в жены дочерей из рода Каина» (Грин, Герц). Откуда взялись «гиганты»?

[9] В еврейском и греческом «рождали» – глагол как мужского, так и женского рода. ТМ: «рождали им» – скорее всего, жены рождали мужьям. В LXX говорится о сынах Божиих: «они рождали себе» – ˜auto‹j (мужской род).

[10] На символическом языке червь – признак вечного мучения: «преступных Богу червь не скончается» (Ис.66:24; Мр.9:44). Сатана, в образе змея искусивший прародителей, был проклят не поднимать головы от земли и есть землю (LXX Быт. 3:14). Из всех ползучих под такое описание больше всего подходит червяк.

[11] Имя сатаны в LXX: «Денница, заутро восходящая» – Р ˜wsfТroj Т prwˆ ¢natšllwn. ТМ: хелел бен-шáхар rxv-!B llyh – «Блистающий сын зари».

В LXX Денница спал с неба, так спал и царь Вавилонский; в ТМдругой смысл: хилел бен-шáхар – обращение к царю Вавилонскому: «Как упал ты с неба, Блистающий, сын зари, ты разбился о землю, попиравший народы».

[12] ™k»ruxen,никак не «проповедал» (как в славянском и русском переводе). Ад – это не та «обитель», чтобы там проповедовать (учить, уверять, сообщать осмысленное убеждение), особенно проповедовать тем, кто при жизни не покорились.

В Ветхом Завете глагол khrЪssw (возвещать, провозглашать) обозначает только громкое открытое говорение; так надлежит говорить священнику (Исх. 32:5), пророку (Ион. 3:2; Мих. 3:5), так говорит Премудрость (Прит. 9:3). Во всех этих случаях в ТМ глагол кара arK – называть, призывать, возглашать.

[13]aƒ kak…ai, аналогично в ТМ: «И увидел Яхве, что многое зло человека» – раба раат ха-адам ~dah t[r hBr.

[14]Оборотническая религия – служение богопротивнику с использованием установлений истинной религии, которым сообщается противоположный знак.

[15]Предпотопное состояние человечества описано у Гесиода (люди «медного» века) и у Платона (обитатели Атлантиды). Это одна и та же генерация, но у Гесиода люди медного века – жуткие насильники, а у Платона жители Атлантиды – весьма разумны. Верно и то, и другое: предпотопные исполины были жуткие насильники весьма разумные.

[16]«Ибо Он знает состав наш, помнит, что персть мы» (Пс. 103/102:14).

[17]В ТМ нет различия «злое» и «лукавое».

[18]В ТМ от глагола нихам ~xn. Негодный в данном случае перевод: «и раскаялся Господь». Бог «не как человек, чтобы раскаяться Ему» (1 Цар. 15:29).

[19]Глагол ацав bc[ того же корня, что «печаль» (эцев, ицавон), которую ради спасения назначено нести жене (Быт. 3:16) и мужу (Быт. 3:17). Человек, однако, может к печали (той, что от Бога) прибавлять печаль от себя самого – причинять скорбь себе и другим. Человек может и человека, и Бога опечалить.

Наши рекомендации