Св.Афанасий Вел.: жизнь и учение.
(ок. 295 – 373гг.)
Жизнь и церковная деятельность
Св. Афанасий Великий родился в Александрии, в христианской семье. Философии он не изучал, хотя и получил хорошее образование, главное внимание он обратил на изучение Священного Писания, которое знал до тонкости. В 319г. он был посвящен в дьякона еп. александрийским Александром и участвовал в Никейском соборе (325г.). По смерти Александра (328г.) Афанасий был избран его преемником, после чего занимал епископскую кафедру в Александрии в течение 47 лет, из которых 15 лет провел в изгнании.
Все епископское служение св. Афанасия проходило среди гонений и преследований. Ариане и мелитиане, а позже и Евсевиане встретили его избрание враждой и клеветой, и все47 лет служения смещали его с занимаемой кафедры. Остаток дней своих св. Афанасий провел в Александрии в литературных и пастырских трудах. Он почил в 373г., незадолго до своей кончины рукоположив своего преемника епископа Петра.
Письменное наследие
1) «Слово против язычников» (доказывается ложь и ничтожество язычества). 2) «Слово о воплощении Слова и о пришествии Его к нам во плоти» (≈317г.) (Это сочинение содержит все основные положения богословского учения Афанасия. В заключение св. Афанасий отсылает за подробностями к Писанию, изглаголанному Богом чрез мужей богомудрых и святых, но прибавляет, что «без чистого ума и без подражания жизни святых никто не может уразумевать словеса святых»). 3) Три «Слова против ариан». 4) Четыре письма «К Серапиону, епископу тмуйсскому, о Духе Святом». 5) «Защитительное слово», в котором св. Афанасий оправдывает свое бегство во время гонений. 6) «Защитительное слово (апология) перед императором Констанцием». 7) «История ариан», написанная для монахов и повествующая о том, что сделано было арианами при Констанции. 8) «Житие преподобного отца нашего Антония», основателя египетского монашества. 9) «Праздничные послания» (Так назывались окружные послания, рассылаемые александрийскими епископами, в которых ежегодно сообщалась дата празднования Пасхи. В праздничных посланиях св. Афанасия приводятся описания церковных обычаев).
«Житие св. Антония» – первое в истории христианской письменности житие, послужившее образцом для всей средневековой агиографической литературы. Для нас особенно интересны детали, раскрывающие идеологию и взгляды раннего монашеского движения. Описание того, как Антоний решил стать монахом, стало традиционным для жанра житий святых.
Учение о Троице
Основная заслуга св. Афанасия состоит в его борьбе с арианством. В то время как в восточной Церкви не осталось ни одного православного епископа, он – один против всех — мужественно отстаивал православную никейскую веру, провозгласившуюединосущие Отца и Сына.
Афанасий не вдавался в богословские тонкости. Сражаясь с арианством за единосущие, он отстаивал самый смысл, самое существо христианства. Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить самую сущность и основание христианской веры: человечество нуждается в спасении, но спасение возможно только от Бога, поэтому Христос – и человек, и Бог, а иначе мы не спасены.
О Духе Святом Афанасий говорит в своих письмах к Серапиону. Его рассуждения следуют той же логике, что и его учение о Христе. Есть один Бог – единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой – тоже Бог, а иначе мы не спасены:
ЧерезДуха Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» (идиос) Духом.
Учение о Спасении
Афанасий, как и все отцы Церкви, считает, что смерть и тленность не были сотворены Богом, но пришли в мир вследствие грехопадения. Бог сотворил все «хорошим» (как говорит Библия, «благим»), но наделенным свободной волей и способным к восстанию против Него. Результатом восстания явилась смерть – мощная космическая реальность, захватившая власть и поистине воцарившаяся в «этом мире».
Спасение, согласно Афанасию, заключается не просто в прощении грехов рода человеческого, но в избавлении мира от смерти и тления.
Смерть – настолько могущественный враг, что победить ее можно только изнутри, только ее же оружием – смертью, и притом смертью самого воплощенного Бога. Ради этого и происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти, уничтожается тление.
По учению св.Афанасия: спасение – это обожение. Мы соединяемся с Сыном. Становимся его сотелесниками. Мы входим во Вторую Ипостась, приобретаем Его свойства. И какой в этом смысл, если Сам Сын не единосущен Отцу? Афанасий, отстаивая единосущие, отстаивает, что мы достигаем самого центра бытия. Только в случае единосущия Сына Отцу, мы можем говорить об обожении и о спасении. У Ария не было такого сотериологического чувства (он только видел моральную сторону религии – стать хорошим человеком).
Сотериологический аспект (вопрос: Что есть спасение?) является главным критерием для разбора всех ересей, потому все ереси ставят крест на спасении. Мы призваны стать обоженными.