Св.Мелитон Сардийский: письменное наследие и учение.
(н. II в. — ок. 190г.)
1. Свидетельства древней церкви о Мелитоне. Письменное наследие Мелитона.
МелитонСардийский— епископ города Сарды, христианский богослов.
Сведений о жизни Мелитона сохранилось мало, основным источником является «Церковная история» Евсевия. Мелитон сталепископом города Сарды в Лидии при императоре Антонине Пие (138–161 гг.). Посетил Палестину с целью изучения мест священной истории и для изучения книг Ветхого Завета (составил перечень священных писаний Ямнийского канона, который сегодня является древнейшим из известных христианских списков книг Ветхого Завета). Известно участие Мелитона в прекращении спора, волновавшаго Лаодикийскую церковь после мученической смерти епископа Сагариса (160—170 годы), по этому поводу им было написана гомилия «О Пасхе». Наибольшую общественную известность Мелитон приобрёл при императоре Марке Аврелии (161—180 годы), которому он направил сочинение в защиту христианства.
Труды Мелитона
1) «Слово о вере» (или «Книжечка к Антонину»); 2) Гомилия «О Пасхе». (Милетон в данном сочинении защищает малоазийскую традицию празднования Пасхи в 14 день нисана (как у иудеев)); 3) «О душе и теле»; 4) «Эклоги». (Здесь Мелитон приводит список книг Ветхого Завета); 5) «О крещении»; 6) «О Боге воплотившемся». (Сохранившийся фрагмент даёт представление о христологических воззрениях Мелитона.Он пишет об «истинности и реальности души и тела Христа, [обладающего] нашей человеческой природой» и утверждает, что Христос остаётся «истинным и предвечным Богом через несовершенство, присущее плоти».); 7) «О диаволе и Откровении Иоанна».
2. Сын Божий в писаниях Мелитона.Основное его произведение: "Слово о Пасхе". Учение Мелитонахристоцентрично. Мелитон выпадает из своего времени - учит о Христе, как о Спасителе. Мелитон: "Христос есть все - Отец как рождает, Сын как рождается". На Мелитона будут ссылаться модалисты. Мелитон имеет в виду совсем другое. Он называет Христа отцом, потому что он рождает - кого? Это нужно понимать в контексте сотериологии, т.е Христос – Бог Отец будущего века.3. Св. Мелитон и раннехристианская политология.
Мелитон является основоположником христианской политологии - учении о человеческом обществе. Христианская политология - одна из тем экклессиологии - взаимоотношения Церкви и государства. Мелитон один из первых говорит об обоюдной пользе друг для друга Церкви и государства.
Сщмч. Ириней Лионский: жизнь и труды.
(ок. 130 – ок. 202 гг.)
Основные этапы жизни и деятельности св. Иринея. Проблемы, определившие его учение.
Ириней – зап. отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической теософии.
Св. Ириней родился в Малой Азии (г.Смирна). Получил блестящее языческое светское образование. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова – святитель Поликарп Смирнский, который его же и крестил, впоследствии рукоположил во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. После мученической кончины еп. Пофина (178г.), Ириней был избран епископом города Лиона.
Известно, что Ириней – так же как и его учитель Поликарп – принимал участие в диспуте по поводу даты празднования Пасхи. Папа Римский Виктор сказал, что те, кто празднует Пасху не с Римом - отлучен. Ириней убедил папу не форсировать процесс.
Согласно Евсевию, св. Ириней скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.).
Молодому христианству 2-го века приходилось противостоять:
1) гонениям римского имперского правительства, 2) гностическим умонастроениям, (среди христиан, и вне Церкви).
Письменное наследие св. Иринея Лионского. Проблематика основных его трактатов.
Большинство сочинений св. Иринея целиком не сохранились и известны нам лишь в отрывках и по упоминаниям у древнейших историков. Целиком до нас дошли: 1) «Изложение проповеди апостольской» (армянский перевод) 2) пять книг «Против ересей» (древний латинский перевод).
В сочинении «Против ересей»: книга 1-ая – содержит описание гностического учения Валентина; во 2-ой – содержится опровержение гностиков «на основании доводов разума»; в 3-ей книге – обсуждается наиважнейший вопрос о церковном Предании и отличие в понимании этого вопроса между гностиками и христианами; 4-ая книга – посвященна проблемам св. Писания; в 5-ой книге – обсуждается воскресение.