Учение Ерма о Церкви. Этика Ерма. Эсхатологическое чувство «Пастыря».
ЭкклессиологияЕрма. Отождествление Церкви и Мессии. Призыв к свидетельству, мученики сидят по правую сторону от Церкви. Идея предсуществующей Церкви (Домостроительный план), ради нее сотворен мир. Построение башни-Церкви из камней-верующих. Основывается на камне с дверью Сыне или на воде крещения. Необходимость принятия крещения. Отождествление Сына Божия и Духа Святаго. Ерм отождествляет церковь, как со Христом, так и с общиной.
"Пастырь" написан в апокалиптическом жанре; по содержанию - это этические наставления.
Этика "Пастыря" Ерма. Этика зиждется на удалении от всего мирского и простоте. 4 заповедь "Для рабов Божиих покаяние одно". Ерм полагает, что после крещения новые грехи не прощаются. Отношение полов – продолжение мыслей ап. Павла: женившиеся – будьте как неженившиеся.
Эсхатология Ерма. У Ерма есть чувство Страшного Суда. У него говорится об ангеле справедливого наказания. У Ерма в одном из видений открывается образ суда и наказаний.
Возникновение христианской апологетики, ее задачи, богословская проблематика, специфика; основные представители.
Успех христианского Благовествования вызвал естественную реакцию язычества, которая шла, от:
- государственного неприятия религии Христовой,
- оппозиции ей со стороны языческой интеллигенции и непонимания ее в массе языческого "плебса
- враждебность иудаизма к Церкви Христовой. Взаимодействие данных факторов и определило во многом задачи ранней христианской апологетики.
Принято говорить о точном сроке появления апологии: в 129 году христианин Кодрат написал послание императору Адриану.
Апологетов было очень много: Кодрат Афинский, Аристид Афинский, Аристон Пелльский, Иустин Великий, св. мч. Иустин Философ, Феофил Антиохийский, Афинагор Афинский, МелитонСардийский, Клавдий Аполлинарий, Мильтиад, Тертуллиан, Эрмий, Ириней Лионский, Татиан, Пантен, Климент Александрийский, Ориген и др.
Жанр апологии жив и сейчас.
Задачи апологетов:
1) Перед лицом иудейской традиции нужно было доказать, что во Христе находится исполнение Ветхого Завета.
2) Надлежало показать этическую высоту христиан, святость морали и чистоту христианства.
3) Следовало показать высоту христианского учения, явить христианство как философию, как учение о мироздании и т.д.
4) Следовало защитить свои права с точки зрения римского законодательства. Эта тема в апологиях к сенату и императору.
Основные темы раннехристианских апологий:
1) Учение о божественном достоинстве Сына. Сын для апологетов не столько Спаситель, сколько Логос - Творец мироздания.
2) Антропология - о достоинстве плоти.
3) Основание христианства - учение о воскресении.
Достоинство плоти доказывается исходя из цельности человека – союз души и тела - в помощь берется учение Плотина, если дух бессмертен, то и тело будет бессмертно.
Целью апологетов было прежде всего продемонстрировать языческому обществу приемлемость христианства с культурной точки зрения, и это было трудной задачей, так как христианам приходилось вести войну «на многих фронтах». Таким образом, христианская апологетика велась на многих уровнях: философском, социальном, этическом, антииудейском и др.
Сщмч. Иустин Философ: жизнь и учение.
(ок. 100 – 165 гг.)
Основные источники и свидетельства о жизни сщмч. Иустина.
Раннехристианский мученик и апологет.
Родился в семье римского чиновника в Палестине г. Сихем. Обучался философии (у стоиков). Перипатетиков, школа пифагорейцев, школа платоников. Встретил старца. 2 точки зрения:
- опора на разум и силу доказательств
- христианское – только Бог дарует разум и ничего без Него человек ничто постичь не в силах. Крестился в 132 (137) г. Во время правления Антония Пия (138 – 161 гг.) прибыл в Рим, где открыл свою философскую школу (по сути катехизическую школу); среди его учеников Татиан. Около 165г. после допроса у римского префекта Рустика о христианском образе жизни и отказа вернуться к почитанию эллинских богов – Иустина и шестерых его учеников казнили.
Письменное наследие
Сохранившиеся труды:
1) Первая апология (императору Антонию Пию),
2) вторая апология (римскому сенату),
3) Диалог с Трифоном иудеем.
Утерянные сочинения: 1) Синтагма против ересей; 2) Против Маркиона; 3) К эллинам;
4) Обличение; 5) Лирник; 6) О Божественном единодержавии.
Спорные сочинения: 1) Увещательное слово к эллинам; 2) Речь к эллинам; 3) О единовластительстве (О монархии); 4) О воскресении; 5) Послание к Диогнету.
3. Проблемы логологии (учение о слове в книгах Нового Завета)св. Иустина
1) Иустин Философ по сути один из первых четко говорит о Святой Троице. "Мы чтим Творца вселенной Сущего Бога. И знаем Сына и имеем Его на втором месте. И Духа пророческого имеем на третьем месте. И у нас есть основания почитать их."
2) Есть неудачные цитаты: "Будучи началом всех творений, Бог родил из Себя Логоса как некую разумную силу."(причинно-следственная связь)
3) Иустин: "Сын сосуществует и рождается, когда в начале Бог все создал и украсил через Него." Мысль о том, что Бог творит мир посредством своего Слова, а следовательно, что второе Лицо св. Троицы зависит от воли Божией, может быть легко истолкована как субординатизм
4) В лице Иустина Философа христианская мысль воспринимает стоическое учение о семенных логосах. Все эти логосы собраны в Логосе. Сын Божий - Логос - является хранителем семенных логосов. Иустин пишет, что все люди причастны семенным логосам, но в особой степени христиане, т.к они видели Логос и прибывают в Логосе, причастны Сына в Евхаристии.
5) ИустинФилософ любимый святой отец экуменистов. Иустин пишет, что первые христианские святые были – Сократ и другие. Философию сопоставляет с Ветхим Заветом.