Вооруженное выступление против имама запрещено.
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
«И выход против правителя является запретным.
Об этом свидетельствует хадис, в котором ‘Убáда бин Ас-Сáмит сказал: «Мы дали клятву Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) в послушании и повиновении, когда нам будет легко и когда нам будет трудно, и тогда когда нас станут лишать того, что по праву принадлежит нам. И в том, что не будем отнимать власть у тех, кому она принадлежит по праву. За исключением того случая когда увидим (в правителе) явное неверие, в отношении чего у нас будет доказательство от Аллаха(То есть, четкое и ясное указание из Корана и Сунны на то, что действие, совершенное им, ведет к куфру)».(Согласованный хадис. Аль-Бухари 7199, Муслим 1709).
Также Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вами будут править правители, они будут совершать праведные дела, о которых вы будете знать, и будут совершать грехи, которые вы будете порицать, и тот, кто выразит порицание им и осудит их, будет непричастен к ним, а кто не в силах открыто осудить их, но возненавидит это в душе, спасется, но тот кто будет доволен этим и последует за ними, тот согрешит и заслужит наказание». Тогда сподвижники сказали: «А не сражаться ли нам с ними?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет, пока они молятся, нет, пока они молятся» (Хадис передал Муслим 1854).
(Что значит «тот, который будет порицать и тот, который будет исправлять» имеется ввиду своим сердцем, а не языком и не руками).
Из этого хадиса следует, что оставление молитвы — это явное неверие, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) не разрешил выступать против правителей, если нет явного неверия. И он (Да благословит его Аллах и приветствует) также сделал совершение ими молитвы препятствием для выступления против них. И это указало на то, что оставление молитвы является разрешением для выступления против них, а выступить против них, в свою очередь, разрешено только при наличии явного неверия, как на это указывает хадис ‘Убáда бин Ас-Сáмит.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Если правитель стал кафиром, то необходимым условием для выхода против него является наличие силы, учитывание пользы и вреда, а также наличие того, кто может его заменить.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Группа, выступающая против правителя должна знать, что в их выходе может быть больше вреда, чем тот вред, который они хотят устранить!” См. “Минхаджу-Ссунна” 3/391.
Шейх Ибн Баз сказал: "Нет проблем в том, чтобы выступить против правителя, ставшего кафиром, если есть для этого возможность. Однако если нет возможности, то нельзя выходить против него, или же если этот выход повлечет больший вред, то недозволенно выходить, ради общего блага, и на это указывает шариатское правило: «Недозволенно избавляться от зла, которое повлечет еще большее зло!» Наоборот, обязательно избавляться от зла тем, что избавляет или облегчает его. А что касается удаление зла, которое повлечет еще большее зло, то это запрещено иджма'ом (единогласным мнением) мусульман!»
Он также сказал: «Если после этого последует большее зло, нарушение безопасности, притеснение людей или неправомерное убийство и тому подобные великие нечестия, то это недозволенно!" См. «аль-Фатауа Ибн Баз» 8/203.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если мы в состоянии свергнуть его (правителя ставшего кафиром), то мы выходим, а если же мы не в состоянии этого сделать - то нет, потому что все обязанности (уаджибат) шариата обуславливаются наличием возможности (къудра). Далее, если мы выступим, то это может повлечь еще больший вред, чем тот который был при этом правителе. И если мы выступим против него, а он окажется сильнее нас, то после этого мы окажемся в еще более униженном положении, а он станет еще больше упорствовать в своем неверии и тирании. Эти вопросы нуждаются в разуме, который будет руководствоваться шариатом. И в подобных вопросах мы должны отстраняться от своих чувств. Нам нужны чувства для того, чтобы они воодушевляли нас, но мы нуждаемся в разуме и шариате для того, чтобы мы не последовали за чувствами, которые ведут к погибели!” См. “Бабуль-мафтух” 3/126.
Также шейх Ибн ‘Усаймин, отвечая на вопросы об основах «ахлю-Сунна» сказал: "Одной из основ, которая отличает приверженцев нововведений от ахлю-Сунна, - выход против правителя мусульман. Ахлю-Сунна говорят: “Мы должны подчиняться правителям, какие бы смертные грехи или нечестие они не совершали, до тех пор, пока они не совершат явного неверия /куфр бауах/”. Т.к. пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам выступать против правителя, кроме как при наличии соответствующих условий. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если только вы увидите явное неверие /куфр бауах/ (со стороны правителя), на которое у вас есть довод от Аллаха». аль-Бухари, 7056; Муслим, 1709.
1 условие: «Если только вы увидите… », т.е. своими глазами или узнаете об этом истинным знанием.
2 условие: Чтобы его грех являлся “неверием” /куфр/, а не нечестием /фискъ/. Если он прелюбодействует, ворует, убивает, все это не выводит его из Ислама, однако он является одним из нечестивцев, и запрещено кому-либо выходить против него.
3 условие: Чтобы его неверие /куфр/ был “явным” /куфр бауах/, т.е. не было в нем истолкования /та‘уиль/. Если же в его действиях допускается истолкование, то его нельзя обвинять в неверии и выходить против него.
4 условие: «На которое у вас есть довод от Аллаха», т.е. чтобы его куфр не был из тех видов, которые являются куфром на основе аналогии /къияс/ и т.п. Т.е. чтобы это был действительно куфр, и должен быть явный довод от Аллаха, т.е. из Корана или Сунны.
Это четыре условия.
Есть еще и 5 условие, извлекаемое их других текстов Корана и Сунны. А это то, что у нас должна быть силадля того, чтобы свергнуть этого правителя, который совершает явный куфр. Если же у нас не будет силы, то за войной против него последует больше зла, чем до того, как мы выступили против него. В такой ситуации (т.е. если у нас нет достаточной силы) мы должны исправлять наше положение другими путями по мере наших возможностей".
См. “Ликъа аль-баб аль-мафтух” 108.
[Конец примечания].