Д. распорядок дня и задачи координатора программы

Ниже приводится распорядок дня, который координатор программы может использовать в работе христианского лагеря для воспитанников в возрасте от 11 до 15 лет. Для самого координатора программы каждый день будет особенным, потому что он руководит активными, развивающимися людьми, которые учатся говорить «нет» злу и «да» Христу. Поэтому координатору программы в равной степени необходимы как четкий план действий, так и гибкость, достаточная для того, чтобы справиться со всевозможными заминками и изменениями, сюрпризами и разочарованиями.

ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

для детей в возрасте от 11 до 15 лет

7:00 Подъем работников лагеря

7:30 – 7:55 Время личной молитвы работников лагеря

8:00 Молитвенное собрание работников лагеря/Подъем воспитанников

8:40 Подъем христианского флага

8:55 Завтрак и уборка комнат

9:45 – 10:10 Общее собрание (Пение)

10:20 – 11:20 Изучение Библии в группе

11:30 – 12:50 Досуг. Занятия спортом

13:00 – 15:15 Обед и тихий час

15:30 – 17:20 Досуг. Занятия спортом

17:30 Ужин

18:30 – 19:50 Досуг. Занятия спортом

20:00 – 21:30 Собрание

21:45 Вечерний чай в комнатах

22:15 Общение в группе

22:30 Тишина и сон

6:55Разбудите тех работников лагеря, которых по договоренности с другим координатором программы следует будить вам. В принципе, координатор программы для девочек должна работать в лагере с девушками, а координатор программы для мальчиков – с юношами. Умойтесь и наведите порядок в своей комнате.

7:30Время вашей личной молитвы. Пусть Слово Божье наставит вас и придаст вам силы. Обратитесь к Господу с личной Молитвой о Царстве. Затем помолитесь о каждом из своих наставников поименно. Принесите каждого из них к престолу Божьей благодати на этот день и попросите Господа производить в каждом из них и через каждого из них действие по Своему благоволению (Филиппийцам 2:13). Эти 25 минут – самый важный момент вашего дня и основа вашего праведного руководства.

7:55Молитвенное собрание работников лагеря. Участвуйте в нем вместе со своими наставниками. Первые три молитвенных собрания проведет директор лагеря. На четвертое утро соберите своих наставников отдельно. Открывайте собрание кратким словом из Писания. Время от времени просите сделать это кого-нибудь из наставников. Выделите пять-шесть минут на обмен мнениями и просьбами о молитве. Оставшиеся 10 минут молитесь друг за друга и вместе друг с другом. Не тратьте это время на обсуждение каких-либо проблем или вопросов. Если же какие-то проблемы будут упомянуты в молитве, отметьте их для себя, чтобы впоследствии вернуться к их обсуждению. Эти 25 минут, которые вы проводите вместе, должны быть посвящены краткому обмену мнениями и проникновенной молитве. «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Коринфянам 4:20).

Внимательно слушайте суждения и молитвы своих наставников. Вы многое сможете узнать о каждом из них, если будете сравнивать изо дня в день, чему посвящены их суждения и каково содержание их молитв. Потратьте еще 30 секунд, чтобы сделать одно-два объявления, а затем отправьте их наставлять детей в праведности.

Пока наставники и их подопечные повторяют сегодняшние стихи для запоминания, у вас будет достаточно времени, чтобы переговорить с директором лагеря и другим координатором программы, показаться на кухне, улыбнуться работникам кухни и убедиться, что там все идет по плану, выполнить несколько личных дел. Не забудьте подготовиться к подъему флага.

8:35Руководите церемонией подъема флага. Вы должны обращать внимание, кто из наставников приходит вовремя и строит своих подопечных как по струнке, а кто опаздывает и стоит как попало. Построение воспитанников необходимо проводить каждый день, вплоть до последнего дня последней лагерной смены. Руководя, применяйте чаще пряник, чем кнут. Выделите и поощрите ту группу, которая построилась быстрее и ровнее других, и вскоре все группы будут бороться за ваше слово одобрения.

Неплохо назначить двух старших воспитанников (при условии, что им не менее 12 лет) поднимать флаг в течение всей лагерной смены. Выберите и подготовьте их заранее, за день до того, как им нужно будет впервые поднимать флаг, чтобы не было заминок или оплошностей во время самой церемонии. Подъем флага – это ритуал, и его следует проводить, соблюдая порядок и сохраняя благоговение.

При исполнении песни «Решил пойти я за Иисусом»запевайте сами, а не подхватывайте за другими. Если вы не обладаете голосом, который был бы слышен всем вокруг – найдите кого-нибудь, у кого такой голос есть, и пусть он займет место рядом с поднимающими флаг.

При совершении молитвы «Отче наш»(речь идет именно о молитве, а не просто о чтении наизусть) направляйте остальных, а не повторяйте слова молитвы за другими. И снова, если ваш голос для этого недостаточно силен, используйте переносной громкоговоритель или попросите кого-то, кто обладает голосом и чье сердце предано Господу, направить молитву.

Сделайте необходимые объявления. Они всегда должны быть краткими и немногочисленными. Поскольку в течение дня у вас имеется непосредственный контакт со всеми вашими наставниками, а те, в свою очередь, целый день общаются со своими воспитанниками, вам не следует превращать подъем флага в основное место общения с подчиненными. Однако иногда бывает необходимо сделать общее объявление, особенно когда в программе происходят изменения, связанные с погодой. Ваши объявления должны быть хорошо подготовленными, ясными и краткими.

Попросите воспитанников прочитать наизусть библейский стих для запоминания, приготовленный к сегодняшнему дню. Все воспитанники должны быть в состоянии прочитать этот стих по памяти достаточно бегло и точно. Слушая каждый день разные группы, вы быстро узнаете, кто из наставников может организовать, увлечь подопечных и добиться результата, а кто нет. Поощрите способных наставников, помогите тем, кто нуждается в помощи.

Воспитанники не должны читать наизусть своему наставнику. Они должны по памяти рассказывать выученный библейский стих вам, другому сотруднику лагеря или другому наставнику. Сотрудник, который будет слушать подопечных, должен быть заранее проинструктирован о том, как это делать и какие требования ему следует к ним предъявлять. Вот несколько полезных советов, которыми не нужно пренебрегать слушающему:

1. Он должен сам очень хорошо знать эти стихи наизусть.

2. Он должен смотреть в глаза наставнику и воспитанникам.

3. Читать наизусть нужно быстро и без запинки. Попросите воспитанников и наставника продекламировать отрывок хором, а сами внимательно наблюдайте за губами каждого, чтобы увидеть, кто действительно знает отрывок наизусть, а кто только беззвучно раскрывает рот, прячась за спинами своих товарищей. Попросите кого-нибудь, кто хорошо запомнил отрывок, прочитать его в одиночку. Похвалите его за старание и укажите на ошибки, если они были. Затем предложите прочитать отрывок наизусть тому, кто только раскрывал рот. Помогите ему добраться до конца. Не ставьте его в неловкое положение, но скажите, что ему нужно еще подучить отрывок, и после этого вся группа прочитает его вам наизусть еще раз, в полдень, перед тем как войти в столовую. Похвалите их, если они прочитают хорошо. Если же они и в полдень сделают это плохо, повторите процедуру за ужином. Библейские стихи, которые учат воспитанники, должны запомниться им на всю жизнь, поэтому со всем тщанием исполняйте свою роль слушающего и проверяющего.

4. В первый день воспитанники читают наизусть один стих, во второй день – два, в третий – три или столько, сколько было предназначено к заучиванию за три дня и т.д. В последний день они должны прочитать наизусть все стихи, предложенные им для запоминания за время лагерной смены. Помните: повторение – мать учения.

Поскольку с каждым днем воспитанники должны читать наизусть все больше стихов, это мероприятие будет занимать с каждым разом все больше времени. Поэтому каждая последующая проверка должна быть организована лучше, чем предыдущая, и проходить более плодотворно, чтобы вы могли уложиться в рамки отведенного времени. Этого можно достичь, если приглашать квалифицированных проверяющих, подробно инструктировать их о порядке проведения проверки и критериях оценки, а затем справляться у них, как идут дела.

5. Девяносто восемь процентов воспитанников способны учить стихи наизусть и делают это хорошо. Если они целеустремленны и дисциплинированы, они справятся с этим заданием. Отличайте тех воспитанников, которые не желают учить стихи наизусть, от тех, кто не в состоянии этого сделать. О последних лучше поговорить с их наставником наедине и попытаться найти какое-то решение проблемы.

6. Некоторые группы будут плохо запоминать стихи из-за того, что их наставник не руководит ими как следует. Не наказывайте за это воспитанников. Лучше разберитесь с их наставником. У него будут проблемы и в других областях.

8:55Время завтрака, и у вас появляются первые неувязки. Вам следовало бы самому впускать воспитанников в столовую, а вы еще не закончили слушать, чтение наизусть библейских стихов. Для вас важнее исполнить роль слушающего, чем впускать своих подопечных на завтрак. Попросите своего помощника заменить вас в столовой. Только не обращайтесь с этой просьбой к наставникам. Никогда не следует обращаться к наставнику с просьбой, которая оторвет его от подопечных и оставит их без присмотра.

Старайтесь как можно быстрее присоединится к тем, кто завтракает. Координаторы программы всегда едят вместе с воспитанниками. Во время еды координаторы программы смотрят в оба и держат ухо востро. Наблюдательный координатор программы узнает многое о своих наставниках, глядя на то, как они ведут себя за столом. Для координатора программы время приема пищи – рабочее время. Будьте бдительны. Изучайте. Наблюдайте за происходящим.

Одна из обязанностей координатора программы – выпускать воспитанников из столовой. Неплохо делать это по группам, в том порядке, в котором группы заканчивают еду. Так будет легче поддерживать порядок в столовой. От каждой группы требуется выполнение некоторых обязанностей. Пока воспитанники ожидают от координатора программы разрешения выйти из столовой, он может проверить, выполнила ли группа эти обязанности. Он также имеет возможность поблагодарить воспитанников за сотрудничество, сообщить наставнику необходимую информацию и кратко согласовать с ним планы, касающиеся программы на несколько ближайших часов. У выхода из столовой координатор программы еще раз встречается с каждой группой, и это еще один этап процесса установления добрых взаимоотношений.

Уборка комнат пройдет без сюрпризов, если координатор программы хорошо подготовил наставников в ходе семинара для сотрудников лагеря. Наставникам-новичкам, естественно, понадобятся дополнительные инструкции. Порядок в комнатах будет проверять медсестра. Договоритесь с ней, чтобы она сообщала вам обо всех нарушениях порядка. Ведите ежедневный учет оценок за уборку. Похвалите группы, которые добились лучших результатов. Тем воспитанникам, чьи группы получили оценку ниже шести баллов, предложите повторить уборку перед очередным приемом пищи. Медсестра еще раз проверит качество уборки, и если группа получит шесть баллов или более, она сможет идти на обед.

У вас должно быть в запасе несколько минут, чтобы проверить готовность тех сотрудников, которые организуют общее собрание (пение), почистить зубы и провести «пятиминутку» с наставником.

9:40Настало время общего собрания (пения). Координаторы программы отвечают за то, чтобы это мероприятие началось вовремя и проходило по плану. Пойте вместе с воспитанниками. Не допускайте того, что может помешать успешному проведению этого собрания: хождения воспитанников, когда пение уже началось; уклонения наставников от своих обязанностей; нехватки песенников; неналаженной работы проектора; духоты в помещении. Все эти детали, если о них не позаботиться заранее, могут испортить общее впечатление. Если же все вовремя предусмотреть, пение пройдет намного лучше.

Координатор программы должен стараться участвовать в общем пении. Разговаривайте и занимайтесь организационными вопросами лишь постольку, поскольку это необходимо для проведения данного собрания, не более. Если вы занимаетесь чем-то посторонним, вы привлекаете к себе ненужное внимание и мешаете ведущему. Если кто-либо из наставников заводит с вами разговор, который не терпит отлагательства, предложите ему выйти из помещения, чтобы поговорить с вами, не мешая проведению собрания.

10:15Координатор программы должен обеспечить своевременное начало занятий во всех группах, присутствие на занятиях всех воспитанников и эффективную работу наставников. Большинство наставников никогда прежде не проводили библейских занятий, и им понадобится инструктаж координатора программы. Во время семинара для сотрудников лагеря предупредите своих наставников, что вы будете посещать их занятия и наблюдать, как они проводятся, с тем чтобы сказать им, что они делают правильно, и помочь в том, в чем нужна помощь. Вы присутствуете на занятиях не в качестве надзирателя, а в качестве помощника, друга и советчика.

В день проведения первого библейского занятия посидите по пять минут на занятии у каждого из наставников, чтобы показать им свой интерес и получить некоторое представление о том, как тот или иной наставник справляется со своими обязанностями. Во время досуга или за обедом переговорите с каждым из наставников и выслушайте его оценку проведенного библейского занятия. Вы быстро выясните, кому из наставников понадобится ваш инструктаж, чтобы провести последующие занятия более эффективно. Заранее дайте им несколько устных советов. На второй день выберите двух наставников, на чьих занятиях вы проведете по 30 минут. Иногда, присутствуя на занятии, вы найдете необходимым провести часть урока самому. В некоторых случаях вам может быть полезно провести все занятие целиком, чтобы показать наставнику, как это делается. После посещения занятия того или иного наставника не забудьте высказать ему честную оценку его работы. Сделать это нужно до того, как он будет проводить следующее занятие.

Возможно, среди ваших наставников окажется такой, который будет настолько плохо справляться со своими обязанностями, что его подопечные не смогут усвоить даже самых элементарных библейских истин. Скажите ему об этом и замените его. Вы можете сами ежедневно проводить занятие в его группе, предложив наставнику поучиться у вас, а в следующую смену сделать еще одну попытку. Но поступайте так только в том случае, если все остальные наставники справляются с работой хорошо и не нуждаются в вашей помощи. Есть и другие варианты: можно попросить лагерного проповедника или помощника координатора программы взять проведение этих занятий на себя; можно соединить эту группу вместе с ее наставником с другой группой, где наставник проводит библейские занятия более успешно. Какое бы решение вы ни приняли, действуйте тактично, чтобы никого не поставить в неловкое положение.

Предложите лагерному проповеднику тоже посещать библейские занятия и инструктировать наставников по вопросам их проведения.

11:25Ключевая роль координатора программы при проведении досуга состоит в том, чтобы ровно в 11:30 быть на месте и наблюдать за происходящим. На месте ли спортивный инструктор, все ли он приготовил и вовремя ли начал? Лучшие ли игры и виды спорта он выбрал? Как он руководит игрой и как судит соревнования? Кто из наставников опоздал? Чьи подопечные отсутствуют? Кто из наставников прислал своих ребят, но не появился сам? Кто из наставников помогает спортивному инструктору и делает проведение досуга более веселым и полезным? Кто из наставников стоит в стороне, болтая с приятелем? Кто из них укрепляет сплоченность в своей группе, а кто никак не может добиться уважения и поддержки со стороны подопечных?

Хороший координатор программы получает ответы на эти вопросы в первый или во второй день смены из личных наблюдений. Он не будет ждать, пока на четвертый день смены услышит об этом от других.

Долг координатора программы – поддержать тех руководителей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, научить тех, кто изо всех сил старается быть на высоте, и разобраться, почему оставшиеся не оправдывают его ожиданий. Будьте деликатны и тверды. Разрешайте проблемы немедленно, прежде чем они превратятся в серьезные неприятности.

Помните, все дети любят активный отдых. Если они здоровы, но не участвуют в играх, в этом кроется какая-то проблема. Приложите максимум усилий, чтобы выявить эту проблему и найти ее решение. Если необходимо, попросите о помощи директора.

Будет совершенно естественно, если вы присоединитесь к игре. Поиграйте вместе с воспитанниками и их наставниками. Помогите спортивному инструктору. Иногда вы можете научить их какой-либо новой игре.

Будем надеяться, что все ваши наставники и воспитанники участвуют в играх, все хорошо организовано, и вы можете удалиться в свою комнату, чтобы продумать программу второй половины дня. Не забудьте об этом, чтобы уверенно чувствовать себя вечером. Вам также потребуется провести пятиминутки еще с несколькими наставниками.

Один-два раза в неделю вам понадобится проводить совещание с директором и другими административными работниками лагеря, чтобы оценить обстановку в лагере, работу лидеров, ход выполнения программы и наметить мероприятия на ближайшие дни. Всегда берите с собой на подобные совещания «Журнал координатора программы». В этом журнале вы ежедневно делаете записи о замеченных вами положительных моментах в жизни вашего отряда, а также о возникших проблемах, вопросах, предложениях и обо всем, что следует вынести на обсуждение в ходе следующего совещания. Кроме того, туда вы записываете все вопросы, обсуждавшиеся на совещаниях, и принятые по ним решения.

Не забудьте заглянуть на кухню и проверить, все ли готово к обеду. Если есть какие-то изменения (например, обед задерживается), вы должны узнать об этом первым, чтобы перестроить программу и отдать соответствующие распоряжения. Вы руководите выполнением программы, и ваш долг – избежать любых срывов или хотя бы свести их последствия к минимуму.

12:55Время обеда. Вы стоите у входа в столовую, ожидая своих воспитанников и их наставников. Вы хотите похвалить те группы, которые получили высокие оценки за уборку комнат, и убедиться в том, что группы, получившие оценку ниже шести баллов, убрали свои комнаты заново. Вы хотите услышать рассказы о новых впечатлениях, о том, как в группах прошли библейские занятия и в каких спортивных состязаниях они участвовали. Вы хотите видеть улыбки на их лицах и слышать их дружеский треп. Вы хотите заглянуть в глаза каждому из наставников, чтобы прочитать, что спрятано в его душе. Вы хотите заметить того воспитанника, который забыл вымыть руки перед едой, и тактично предложить ему сбегать сделать это до начала обеда. Наконец, вы хотите узнать, кто из воспитанников невесел, понаблюдать за ним и позже поговорить о нем с наставником. Эти 10-15 минут – очень ценное для вас время; не пропустите их и не упустите той информации о людях, которую вы можете за это время получить. Никогда не вступайте в долгие беседы у дверей столовой. Задавайте краткие вопросы и давайте краткие ответы, пока воспитанники ждут своей очереди или проходят внутрь. Не задерживайте их у входа.

Заходите в столовую и обедайте. Координатор программы должен хотя бы раз в день питаться за одним столом с группой воспитанников. Подобный опыт вам просто необходим. Вам нужно послушать, о чем они говорят за столом. Вам нужно посмотреть, как они себя ведут за столом. Не заменяйте наставника. Он по-прежнему находится на своем месте. Вы только гость. Слушайте воспитанников. Вникайте в темы их разговора и участвуйте в нем. Наблюдайте, как наставник разговаривает с ними и как относится к ним. Наблюдайте, как они относятся к наставнику и как они относятся друг к другу. Ешьте быстро, поскольку вам нужно будет отпустить те группы, которые уже поели и убрали за собой. Но прежде чем уходить, похвалите всех за то, как хорошо они ведут себя за столом и по отношению друг к другу. Если вы не удовлетворены их поведением, вежливо посоветуйте им, как исправиться. Поблагодарите их за компанию и пожелайте приятно провести послеобеденное время. После этого начинайте выпускать группы из столовой. Напоминайте всем, что сразу после обеда начинается тихий час. Напомните тем группам, которые участвуют в программе вечернего собрания, о необходимости как следует подготовиться.

13:45Наступает время отдыха (сна), и координатор программы нуждается в нем даже больше, чем наставники и подопечные. Утром он встает зачастую раньше всех, а вечером ложится спать позже всех. Однако прежде всего координатор программы должен добиться того, чтобы в его группах воцарилась тишина. Будьте настойчивы в первый день каждой смены, и вы облегчите себе жизнь на все остальные дни.

Требуйте выполнения следующих правил:

1. Тихий час начинается сразу после окончания обеда.

2. Все находятся в своих комнатах.

3. Все находятся в постели в течение всего тихого часа – никаких беганий в туалет и т.п.

4. Полная тишина.

Наставники, которые не настаивают на выполнении этих правил, мешают отдыху групп в соседних комнатах. Это очень выбивает из колеи наставников, которые делают свое дело хорошо. Чтобы добиться неукоснительного выполнения правил во всех группах, координатору программы поначалу требуется следить за порядком в течение всего тихого часа. Когда наставники в достаточной степени разовьют в себе навыки лидера и докажут, что на них можно положиться, координатор программы может уменьшить наблюдение.

Чтобы разрешить проблему отдыха для координатора программы, следует поручить наблюдать за соблюдением тихого часа помощнику координатора. Координаторы программы должны иметь возможность регулярно отдыхать днем. Мы все лучше работаем, если хорошо отдохнули.

15:25Координатору программы следует действовать так же, как в 11:25. Актуальны те же моменты. Ваша цель – свести к минимуму возможные неувязки и через активный отдых укрепить добрые взаимоотношения. Следите за ходом всех мероприятий. Пройдитесь по комнатам ваших наставников и посмотрите, что там в порядке, а что – нет. Будьте готовы к неожиданностям.

Большую часть этого времени дня посвятите проверке готовности к вечернему собранию и организации собрания следующего дня. Поговорите с каждым, кто участвует в вечерней программе, чтобы убедиться, что он понимает свои задачи, как следует подготовился, представляет себе содержание программы в целом и знает, за кем ему выступать и каким временем он располагает. Не менее важно ознакомиться с содержанием всех выступлений. Не принимайте плохо подготовленные или неуместные номера. Если вы чувствуете, что тот или иной человек или целая группа не подготовлены и уже не успеют подготовиться до вечера, лучше будет отложить представление на день или вовсе отменить его.

Выделите время на то, чтобы спланировать собрания и особые мероприятия на несколько дней вперед, если вы еще не успели этого сделать. Пикники, морские сражения, походы, прогулки чрезвычайно интересны и увлекательны, но их нужно планировать заранее. Наступит воскресенье, и оно должно пройти совершенно по-особенному, непохоже на будни. Чем вы с наставниками собираетесь заниматься в перерыве между сменами (не считая отдыха)? Отведите каждую неделю несколько часов на планирование дальнейшей программы. Попросите сотрудников лагеря, не занятых наставничеством, помочь вам. Поручите какие-то задания им, это облегчит вашу работу и обогатит вас новыми идеями. Они будут работать с гораздо большей отдачей, если вы составите план мероприятий вместе с ними и поделитесь с ними частью своей ответственности. А вы в этом случае избежите перегрузки. Обо всех своих планах сообщайте директору. Не забывайте о пятиминутках, которые вам нужно провести с каждым наставником. Это хороший момент для того, чтобы встретиться с наставником, с которым вы еще не успели пообщаться.

Два-три раза за смену вам необходимо собрать на час всех своих наставников, чтобы повторить с ними их обязанности. Наставники могут забыть или не совсем правильно понимать некоторые аспекты своей работы, и им нужно напоминать их обязанности и разъяснять стоящие перед ними задачи. Такие встречи обычно помогают наставникам стать более умелыми лидерами. Нехорошо отрывать наставников от их подопечных. Однако для того, чтобы провести такую важную встречу, как эта, вам следует попросить свободных сотрудников лагеря присмотреть за девочками-воспитанницами, пока вы будете встречаться с их наставницами. На следующий день вы можете таким же образом организовать встречу с наставниками мальчиков.

17:25Ужин. Подойдите к столовой за несколько минут до начала ужина, чтобы успеть войти в курс дела и убедиться, что все идет как надо. Встречайте своих подчиненных у входа в столовую и, когда мимо вас проходит группа или человек, участвующие в программе вечернего собрания, еще раз напомните им об их обязанностях. Расскажите каждому наставнику о программе на вечер. Это гораздо более действенно, чем общее объявление. Если есть какие-то нестыковки, наставник должен немедленно обсудить их с вами и внести необходимые поправки. Так вы сможете избежать разочарований, огорчений и смущения среди ваших подчиненных. Мероприятия, которые проводятся после ужина, очень важны для каждого. И воспитанники, и наставники имеют полное право провести это время по своему усмотрению – индивидуально или вместе с группой. Координатор программы должен убедиться, что их планы не идут вразрез с общей программой лагеря, запланированной на это время. Необходимо заранее тщательно спланировать мероприятия этого часа со спортивным инструктором или с другим сотрудником, ответственным за их проведение.

Когда все ваши воспитанники и наставники находятся в столовой, присоединитесь к ним для ужина. Следите за тем, что происходит в столовой, и во время еды держите ситуацию под контролем. Выберите, с кем вы разделите трапезу. Это хорошая возможность поговорить с сотрудниками и выяснить, как они провели день и как у них идут дела. Вам, возможно, понадобится обсудить с одним или двумя сотрудниками какие-либо проблемы. Скажите им об этом, когда они будут заходить в столовую, и попросите оставить для вас место за их столом. Возьмите себе за правило хотя бы один раз за смену поесть вместе с сотрудниками, не занятыми наставничеством, чтобы не потерять контакта и с ними. Избегайте постоянно сидеть за столом с одними и теми же людьми.

Если на время ужина у вас запланирована беседа, попросите вашего помощника отпустить воспитанников после ужина. Покажите ему, как это лучше сделать и проследите за его работой. Похвалите, если он хорошо справился с заданием, и поправьте, если он что-либо упустил.

18:30Вечерняя программа. Для групп и отдельных исполнителей, которые готовятся выступать на собрании, и для тех лидеров, которые отвечают за его проведение, настало время последних приготовлений. Для всех остальных оно может быть занято общелагерными спортивными состязаниями под руководством спортивного инструктора или занятиями по выбору группы, это может быть свободное время или личное время. Что бы ни происходило в этот час, координатор программы за все несет ответственность и должен сделать так, чтобы пребывание в лагере было безопасным и радостным для всех. Проверив ход всех мероприятий и убедившись, что все идет гладко, вы можете провести пятиминутку с тем наставником, с которым еще не разговаривали сегодня. Если же вы побеседовали уже со всеми наставниками, у вас есть возможность продолжить незаконченный или отложенный разговор с кем-либо из них.

19:55Не забудьте о собрании. За пять минут до момента, на который по расписанию назначено начало собрания, все уже должно быть устроено, расставлено по местам и приведено в полную готовность, включая настройку музыкальных инструментов. Это требует руководства. Проведение вечернего собрания, в котором участвует весь лагерь, лежит целиком на вашей ответственности, так что постарайтесь организовать его как можно более четко. Придите в помещение, где оно будет проходить, и хотя бы за пять минут до начала собрания будьте полностью готовы. См. раздел «Общее собрание» на странице 13 настоящего руководства.

21:30Обитатели лагеря хотят провести время вместе. После собрания предоставьте воспитанникам и сотрудникам возможность пообщаться друг с другом. Какая-нибудь очень простая непринужденная игра, в которой могут участвовать все, способна послужить хорошим средством для достижения этой цели. Координаторы программы отвечают за то, чтобы все проходило спокойно, организованно и весело. Возможно, полезно будет поручить проведение этого часа спортивному инструктору.

Если вы хотите уделить больше времени после собрания непринужденной коллективной игре, можно сократить время досуга перед собранием и начать собрание раньше.

Имейте в виду, что некоторые воспитанники захотят отколоться от общей компании и действовать по собственному плану в комнатах, в лесу или в каком-то другом месте, где они могут выйти из поля вашего зрения ... и оказаться в тени. Стоит поручить хотя бы одному сотруднику лагеря, не занятому в наставничестве, ходить по территории лагеря и призывать отбившихся от коллектива присоединиться к остальным.

Возможно, в это время наставники захотят переговорить с координаторами программы, поэтому постарайтесь, чтобы им не сложно было вас найти. Будьте в гуще событий. Не забудьте напомнить тому, кому вы поручили подготовку вечернего чая, о его обязанностях, и убедитесь, что все готово.

21:45Вам следует решить, где лучше накрывать стол к вечернему чаю. Организация его всегда должна быть подчинена интересам отдельной группы. Решите, что вам больше по душе: чтобы наставник и его подопечные пили чай в столовой за своим столом, или на свежем воздухе вместе с другой группой, или чтобы каждая группа устраивала чаепитие в своей комнате и затем переходила прямо к общению. Обсудите это с наставниками и дайте им четкие указания.

Разделив вечерний чай с той или иной группой, координатор программы получает хорошую возможность для построения добрых взаимоотношений и радостного общения с воспитанниками. Он также получает из первых рук представление о том, как общаются наставник и его воспитанники, как они относятся друг к другу.

После вечернего чая запланируйте уборку, чтобы облегчить работу работникам кухни. Наблюдайте за ходом уборки и убедитесь, что все участвуют в выполнении намеченных мероприятий.

22:15Общение в группе. Цели, методика проведения и содержание общения в группе детально описаны в «Книге для наставника» и в сборнике материалов для ежедневных библейских занятий. Перечитайте эти пособия. Помните, это самое главное событие дня. Поэтому помогите наставникам начать общение так, чтобы их не отвлекали другие группы или отдельные воспитанники.

То, где вы находитесь и чем занимаетесь в это время, очень важно. Вокруг туалетов и умывальников будет необычайное столпотворение. В своей обычной вежливой, но решительной манере потребуйте, чтобы все поторопились. Наставники ждут, когда соберутся все воспитанники, чтобы начать общение, и рассчитывают на то, что координаторы программы поторопят тех, кто задерживается. Чем лучше вы владеете ситуацией в первый вечер каждой смены, тем легче вам будет справиться с ней во второй вечер, и так далее. Вы можете попросить других помочь вам в этом, но перепоручить этого дела вы не можете никому.

Когда все воспитанники разошлись по комнатам, находитесь неподалеку от комнат своих наставников и прислушивайтесь, как у них идут дела. Ваш долг – обеспечить всем вашим группам возможность общаться без помех. Если в комнате слишком шумно, загляните в дверь и попросите вести себя потише.

Если в группе оказался недисциплинированный подопечный, наставник может выставить такого воспитанника за дверь. Вы должны взять его на себя. Будьте неподалеку, чтобы поговорить с нарушителем и восстановить порядок. В случае необходимости попросите директора лагеря помочь вам. Наблюдайте за порядком в лагере. Помогайте наставникам.

23:00Настало время выключить свет и отойти ко сну. Еще раз обойдите лагерь и посмотрите, как идут дела у наставников. Некоторые, возможно, закончили общение рано и легли спать вовремя. Другие еще бодрствуют. Если они не мешают окружающим, пусть себе беседуют. Если разговоры продолжаются и через 10-15 минут после отбоя, вам, наверно, стоит зайти и поинтересоваться, что там происходит. Если это просто проходной разговор, уложите всех спать. Сделайте это доброжелательно. Если же в группе идет глубокая дискуссия по важному вопросу, будьте деликатны. Дайте им еще 10 минут, после чего вернитесь снова. Возможно, будет уместно, если вы включитесь в обсуждение.

Всегда, когда вы присутствуете на общении в группе, делайте это так, чтобы завоевать ее уважение, дружбу и доброе расположение. Всегда поддерживайте порядок и благоразумие.

Когда все затихнут и вы решите, что день ваш подошел к концу, убедитесь, что в лагере нет сотрудников, которые считают, что для них наступило свободное время. Важно, чтобы наставники ложились спать одновременно с подопечными. Сотрудники лагеря, которые продолжают общаться после отбоя, могут стать одной из самых серьезных проблем в лагере. Сообщайте о таких случаях директору лагеря, и пусть он разбирается с ними.

У вас был долгий, полный событий день. Научитесь расслабляться. Не берите проблемы дня с собой в постель. Обсудите их на следующее утро с директором лагеря. Порадуйтесь всему хорошему, что произошло за этот день, и отдыхайте спокойно.

Счастье – не отсутствии проблем, а в умении их решать.

Г. Джексон Браун

Е. ОКОНЧАНИЕ СМЕНЫ

Праздник дружбы

Вы стремитесь к тому, чтобы смена и началась хорошо, и закончилась благополучно. Существует несколько вариантов окончания смены. Вам вовсе не обязательно каждую смену завершать одинаково. Вместе с директором лагеря, наставниками и другими сотрудниками лагеря решите, как бы вам хотелось закончить смену. Распределите обязанности за несколько дней до ее окончания, чтобы можно было подготовиться, не нарушая хода основной программы. Решите, когда будет проводиться праздник окончания смены: в дневное время, вечером, или и днем, и вечером.

Составляя свои планы, всегда имейте в виду главную цель праздника окончания смены. Эта цель состоит в том, чтобы отпраздновать установление или укрепление взаимоотношений с Богом и с новыми друзьями, с которыми мы провели эту смену. Праздник может включать в себя спортивное мероприятие или серию спортивных мероприятий, в которых будет участвовать весь лагерь, праздничный обед или костер, праздничное собрание или и то, и другое, и третье вместе. В группах должны пройти свои праздничные мероприятия, которые будут посвящены тому драгоценному опыту, который приобрели друзья за прошедшую смену. Вам не стоит заниматься праздниками групп, дайте только некоторые общие рекомендации, чтобы одна группа не мешала другой и все происходящее было отмечено хорошим вкусом. Главная ваша обязанность – планирование и организация общего праздника.

Планируя эти мероприятия, не забудьте об уборке помещений и территории и определите, кто будет этим заниматься. Иначе вам придется приняться за уборку самолично, когда все уедут.

Многие воспитанники любят собирать на память автографы друзей и много времени проведут за этим занятием. Возможно, они даже начнут собирать автографы за несколько дней до отъезда. Имейте это в виду и отведите на это время. Может быть, вам понадобится дать некоторые указания относительно того, где можно ставить автографы, а

Наши рекомендации