Помощь помогающим: служители, выросшие в дисфункциональной семье
Аписа Браванд
…Автомобиль резко затормозил перед церковью. Пастор Расти красный, как рак, в гневе выскочил из машины, изо всех сил хлопнув дверцей, и поспешно направился к церкви. Пока пастор стремительно шел по дорожке, сквозь зубы проклиная все вокруг, он успел поправить галстук и пригладить волосы.
Входя в двери церкви, пастор словно надел на себя подходящую к случаю маску. И вот он уже обращается к своей пастве, широко улыбаясь и доброжелательно приветствуя окружающих его людей. Изумительно, как быстро исчез, укрывшись за фасадом любезности и приветливости, сильнейший гнев — как будто его никогда и не было.
Жена и дети пастора, потрясенные яростью главы семейства, все еще сидели в машине, слишком подавленные, чтобы идти в церковь. Вскоре прорвался и их гнев: «Он всегда обвиняет нас, что мы расстраиваем его и заставляем опаздывать. И всегда говорит, что из–за нас он плохо выглядит… Это неправда! Он так несправедлив!»
Когда члены семьи Расти медленно выходили из машины, четырехлетний Стивен вдруг спросил: «Мамочка, но почему папа такой злой с нами и такой хороший с прихожанами?»
Жена пастора, которая, как и дети, испытывала острую душевную боль, тихо сказала в ответ: «Сынок, я не знаю. Правда, не знаю. Спроси у папы».
…Медленно, тяжелой походкой Билл брел по жарким улицам, пробираясь сквозь толпу. Тело было покрыто липким потом, воздуха не хватало. Билл размышлял: «Все идет не так. И я, и Синди, после того как в прошлом году переболели гепатитом, чувствуем постоянную слабость. Из нашего брака пропала вся романтика. Мы только и делаем, что злимся друг на друга. И нет ни времени, ни сил, ни денег, чтобы что–нибудь сделать вместе.
А дети… Малыш не спит по ночам, у старших — сложности в школе. Конечно, им трудно приспособиться к особенностям южноафриканской школы. И у всех — бесконечная дизентерия. Дети скучают по друзьям, которые остались дома, в Америке. Наверное, мы все скучаем по друзьям.
И с шефом мне не повезло: типичный трудоголик. Сколько бы я ни старался, я просто не могу ему угодить.
А язык! Просто невозможно. Я никогда его не выучу, люди, ради которых мы несем служение в этой дыре — похоже, что они просто этого не замечают… да к тому же от них так воняет!
Я — неудачник. Что обо мне подумают дома?»
Билл шел, бормоча себе под нос сетования на свою горькую долю, когда внезапно — словно из–под земли — перед ним возникла привлекательная женщина. Ее соблазнительный взгляд и движения стройного, пластичного тела удивили миссионера. В эту минуту Билл чувствовал себя несчастным, никому не нужным, ему было очень жаль себя. И, поддавшись мгновенному порыву, Билл — безо всяких намерений и планов, скорее, из любопытства — пошел вслед за женщиной. «Я в любой момент развернусь и отправлюсь по своим делам, — сказал он сам себе. — А если что и случится, то в этой толпе никому нет до меня дела. Никто ничего не увидит и не узнает».
Поддавшись мимолетному возбуждению, Билл следовал за женщиной. Ему было интересно, где она живет. Просто любопытно — не более того.
Но вскоре незнакомка обернулась и указала Биллу на небольшой дом, в котором она жила. Он послушно пошел за нею. Женщина вошла в небольшую жаркую комнату, повернулась, подошла очень близко к Биллу и всем телом прижалась к нему. Биллу показалось, что сердце застучало у него в голове. Пот ручьями потек со лба — так, что глаза защипало.
Вдруг он представил себе жену, детей, вспомнил о призвании, о деле всей своей жизни… В тот же миг Билл с силой оттолкнул от себя женщину, выскочил на улицу и бросился бежать. Он бежал, пока не начал задыхаться и не заныло сердце. Тогда он перешел на шаг и вскоре растворился в толпе людей, проходивших в этот час по улице.
«Я подошел слишком близко к краю бездны и чуть не упал в нее». Билл зашел в кафе и попросил чашку кофе. Сидя за столиком, он вспомнил стихи из Библии, которые выучил наизусть много лет назад:
«Множеством ласковых слов она увлекла его,
мягкостью уст своих овладела им.
Тотчас он пошел за нею,
как вол идет на убой,
и как олень — на выстрел,
доколе стрела не пронзит печени его;
как птичка кидается в силки и не знает,
что они — на погибель ее»
(Прит 7:21–23)
Глядя в чашку с черным кофе, Билл отчетливо осознал, что ему необходима помощь. Сам, один, он был не в состоянии понять, почему все в его жизни идет наперекосяк. Он ведь христианин, более того — миссионер. Так почему же ему так плохо? Двадцать минут назад он был на волосок от падения, да что там — от самоуничтожения. Пока не поздно, надо подавать сигнал «SOS»!
Тревожные тенденции
Такие грустные истории — далеко не редкость: они хорошо знакомы психологам и консультантам. Вот уже много лет мой рабочий день в основном посвящен консультациям, которые я провожу с христианскими служителями, нуждающимися в помощи. Истории пастора Расти и павшего духом миссионера составлены мною из нескольких случаев — каждая основана на нескольких реальных историях моих клиентов. А основные мои клиенты — это вернувшиеся на Родину миссионеры. Еще я много работаю со священнослужителями (пасторами и их семьями), а также сотрудниками различных религиозных организаций, занимающихся социальным служением. Скажу вам сразу: мы очень часто идеализируем христианских лидеров, и поэтому нам сложно понять, что многие из них — взрослые дети, выросшие в дисфункциональных семьях. И они, как и все ВДЦС, несут в своей душе нелегкий груз прошлого. Не верится? Но это так!
Катастрофы, которые происходят с христианскими служителями (даже те, которые удалось предотвратить), никто не стремится предать огласке. В церковных кругах такие случаи обычно замалчиваются. Но от горькой правды никуда не денешься: эти случаи — вовсе не редкость. Практически каждый человек знает священника или христианского лидера, который прошел через развод или другой семейный кризис. Нехристиане помнят такие скандалы очень долго. Многим из нас знакомы ситуации, когда, свидетельствуя человеку о Христе, мы слышим в ответ — мол, знаем мы ваше христианство, я на эту удочку не попадусь, ведь я собственными глазами наблюдал, как пастор из соседней церкви ушел из семьи, потому что влюбился в свою прихожанку. Список поражений, нанесенных церкви Христовой можно и продолжить:
• Пастор, отвечавший за работу с молодежью, отстранен от служения, так как он сексуально домогался мальчиков из своей церкви.
• Супруги–миссионеры вынуждены срочно вернуться домой, потому что их незамужняя дочь беременна.
• Церковная община гудит, как улей, от разговоров и пересудов, потому что пастор уходит: он завел роман с женой одного из церковных лидеров.
• Две молодые женщины–миссионерки отозваны с места служения, так как попались в ловушку лесбиянской «любви» друг к другу.
Мысль о том, что многие священнослужители оказываются неспособными вести пасомых к истинному Пастору, Господу нашему Иисусу Христу, ибо сами сошли с пути к Нему, соблазнившись обманчивыми обещаниями мира сего, заставляет нас вести себя трезво и бдительно. И, подобно Иеремии, который много столетий назад стенал о согрешивших пастырях, сегодня мы тоже должны стенать о заблудших христианских служителях.
«Народ Мой был как погибшие овцы;
пастыри совратили их с пути,
разогнали их по горам;
скитались они с горы на холм, забыли ложе свое.
Все, которые находили их, пожирали их,
и притеснители их говорили: «мы не виноваты,
потому что они согрешили перед Господом,
пред жилищем правды, и пред Господом, надеждою отцов их».
(Иер 50:6–7)
Факты не лгут
В нашем обществе, власть над которым все больше захватывает секс, искушения окружают человека со всех сторон. И не только неверующего или невоцерковленного человека: все ощутимее стирается граница между миром и церковью. Журнал «Христианство сегодня» (США) опросил более трехсот пасторов евангельских церквей. Около двадцати трех процентов участников этого небольшого исследования признались, что в их жизни были моменты, когда они вели себя неподобающе в сексуальном плане. Более половины пасторов сообщили, что имели (или имеют) внебрачную половую связь. Восемнадцать процентов опрошенных вступали в нетрадиционные сексуальные связи. При этом «пойманными на месте преступления» оказались всего четыре процента из всех согрешивших пасторов.
Никаких гарантий
Христианское служение само по себе не гарантирует защиты служителя от искушений и совершения блудного греха. Псалмопевец Давид, о котором сказано, что он — «муж по сердцу Божьему» (Деян 13:22) в царствовании своем достиг вершин успеха. У него было все: богатство, слава, удача. Чего бы ни пожелал Давид — он все получал. А потом в его жизнь вмешался лукавый враг: Давид увидел Вирсавию, и они совершили прелюбодеяние. Давид решился на убийство мужа Вирсавии, и за этим преступлением последовали вина, стыд и боль. Ребенок Давида и Вирсавии умер.
Нафан, человек Божий, обличил Давида (2 Цар 12:7). Давид смиренно принял обличения Нафана и грозные предупреждения Господа. Он глубоко и искренне покаялся перед Богом. Общение с Господом было восстановлено, но никогда уже Давид не восстановил былую славу. Да, царь получил прощение, но жизнь самого Давида во многом была испорчена, и к тому же его грех имел серьезные последствия для его потомков. В семье Давида начали проявляться серьезные неблагополучия: произошла скандальная история с Амноном и Фамарью (она подробно описана в первой главе), убийство Амнона братом, восстание Авессалома и его гибель. Случай с Вирсавией стал переломным в жизни Давида: на смену благополучию пришла ярко выраженная дисфункциональность. И семья Давида, и его царство изменились навсегда.
Можно ли сказать, что сегодняшние христианские служители отличаются от тех, которые жили во времена Давида? Обратимся к данным организации, оказывающей поддержку священнослужителям штата Техас. На протяжении семи лет сотрудники этой организации работали с тремястами пятьюдесятью пасторами одной из протестантских деноминаций. Шестьдесят пять процентов из этой группы имели внебрачные отношения до или во время терапии. Семьдесят пять процентов признавали наличие значительных сложностей в семейных отношениях. Внебрачные отношения (в том числе гомосексуальные), возникали, как правило, в близком окружении пастора: с церковными органистами, секретарями, работниками церкви или их женами, а также с прихожанами. Психологи, работавшие с группой, пришли к выводу, что практически все вошедшие в нее священнослужители недооценивают свои психологические потребности и переоценивают свою способность противостоять греховным соблазнам, а также прекращать отношения, к которым эти соблазны привели. И эти данные отнюдь не являются специфичными для одной отдельно взятой деноминации, с пасторами которой велась работа. К сожалению, раковая опухоль неумения противостоять искушениям, подталкивающим служителей к греховному поведению, расползается по всей Церкви.