Целенаправленное устранение арианства из адвентистского духовного наследия
174. В первом томе Избранных Свидетельств[187], на стр. 204-205 Е. Уайт записала пророческое предостерижение о том, что в будущем произойдет с деноминацией АСД, если стражи не будут бодрствовать. В этом предупреждении она говрит о том, что религия АСД будет изменена, прошлый опыт движения сочтут ошибочным, будет создана новая организация, написаны книги иного порядка, и будет введена система интеллектуальной философии. Это пророчество уже исполнилось в нашей деноминации. Ниже я хотел бы представить факты о том, какая полномасштабная редакция адвентистского духовного наследия была проведена в середине XX века группой руководителей церкви. Ниже я приведу свидетельства самих участников этих процессов.
175. В 1919 году В. Прескотт предложил изъять книгу У. Смита «Даниил и Откровение» из обращения[188]. Эта книга, первоначально изданная в двух частях[189], была одобрена Е. Уайт[190]. Она была и остаётся наиболее долговечным адвентистским изданием, не считая книг Духа пророчества. Однако, она выражала арианский взгляд на Христа. По этой причине В. Прескотт предложил изъять книгу из обращения. Он заявил: «Должны ли мы продолжать распространять в нашей стандартной литературе утверждения, будто Сын не со-вечен с Отцом?»[191].
176. Но многие считали эту книгу хорошей в другом отношении, и было решено пересмотреть её, чтобы затем привязать к историческим событиям, произошедшим с того времени, как последний раз она была пересмотрена самим У. Смитом. Однако, главной целью пересмотра должно было стать удаление антитринитарных заявлений.[192]
177. Исторический Адвентизм времен Е. Уайт высоко ценил книгу У. Смита, несмотря на ее арианские идеи. В официальномцерковном Ежегоднике от 1913 года[193], в самом начале изложен перечень книг, рекомендумеых Церковью АСД для всех своих членов. В начале списака помещена книга Урии Смита «Даниил и Откровение», после которой идет кн. Е. Уайт «Желание Веков». Следовательно, всего через 6 лет Прескотт стал руководствоваться совершенно другой верой, нежели та, которую исповедовала Церковь в 1913 году (за 2 года до смерти Е. Уайт).
178. Вопрос о пересмотре книги «Даниил и Откровение» был вновь поднят в 1941-1944 гг. и окончательно решен.
179. В книге «Движение предначертанное Богом» её автор адвентистский историк и богослов Лерой Фрум, настолько был убеждён в своей правоте и правильности своих действий, что привёл описание той работы, которая проводилась по искоренению старого учения. Всё это делалось для того, чтобы мы могли быть признаны в христианском мире «евангелическими течениями как воистину возрождённые свыше христиане и как братья во Христе»[194].
180. Фрум:«После того как наши исправленные церковные заявления стали историческими фактами, и общеизвестными, и после того, как были устранены из некоторых наших книг неправильные положения – всё это поставило нас в более выгодное положение… Представились возможности внести исправления в различные энциклопедии и справочники»[195].
181. Фрум:«Особенно нас радовала готовность со стороны многих внести исправления в неправильное освещение нашей веры, и в ложные представления о наших основных принципах. Многие эти исправления происходили за кулисами в тишине совершая своё дело»[196].
182. После такой корректировки нашего учения, по словам Фрума, последовали многочисленные приглашения из различных христианских университетов. «За этим последовали диалоги с римско-католическими студентами». «Установились связи, родились отношения». «Теперь мы были лучше подготовлены для таких сближений и возможностей. Ещё до этого о нас сложилось не выгодное представление; нами были опубликованы и не исправлены некоторые неверные взгляды на вечные истины. Когда всё это было исправлено – путь очистился и о нас начали спрашивать, открылись возможности, и продолжают открываться»[197].
183. В 1941 году был собран комитет для того, чтобы отредактировать текст формулы крещения, исповедания перед крещением и свидетельства о крещении так, чтобы он подчеркивал тринитарное учение. Через 25 лет после этого, Фрум написал, что: «...задачей комитета было сформулировать единый завет крещения и формулу крещения на базе «Основ веры», опубликованных в Ежегоднике и Руководстве в 1931г[198]., а также выделить более чётко Первую, Вторую и Третью Личности Божества» (Письмо Л. Фрума Андерсену Р., Шулеру Дж. Л., Ребоку Д. Е., Петерсону А. У., Тюрнеру У. Г., Уиверу Дж. Е., 22 ноября, 1966 г.)
184. В 1949 году «Review and Herald» попросил проф. Д. Е. Рибока пересмотреть книгу «Библейские чтения в кругу семьи». И он убрал из неё учение о том, что Иисус принял греховную природу человека, как было изложено в раннем издании на стр. 174. Фрум пишет по этому поводу: «Таким образом, неточность была удалена и больше не допускалась в последующих изданиях. Так, благодаря ревизии 1940-х годов была устранена ещё одна ошибка, имеющая отношение к нашим классическим и другим полезным книгам»[199].