Членство в секте заканчивается весьма плачевно для многих иеговистов
Пресса многих стран рассказывала о самоубийствах среди “Свидетелей Иеговы. Доктор Джерри Бергман в своей paбoтe “Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness” сообщает, что многие “свидетели Иеговы” страдают шизофренией, тяжелой депрессией, алкоголизмом и другими болезнями. Уровень заболевания психики среди “свидетелей Иеговы”, поданным различных зарубежных ученых, превышает средний [73]в 1,5-10 раз [74].
Также и число самоубийств среди “свидетелей Иеговы” в два-три раза превышает уровень среди не членов секты [75]. Доктор Бергман приводит мнение Рене Грутмана, убежденного “свидетеля Иеговы”. Ради своих убеждений он перенес тюремное заключение из-за отказа служить в швейцарской армии, а также бросил работу, связанную с переливанием крови. После двадцати двух лет пребывания в “Обществе” совесть заставила Грутмана написать руководству организации о том, что многие из самых добросовестных “братьев и сестер” страдают тяжелыми депрессиями, приводящими к самоубийствам. Он также обвинил руководство секты в том, что оно пытается промывать мозги и управлять мыслями своих членов. Его собственная жена Кларисса также окончила жизнь самоубийством [76]. В ответ Грутман был немедленно лишен общения.
“Лишение общения (отлучение от общения)” — то есть абсолютный бойкот как-либо провинившихся членов секты — часто приводит наиболее добросовестных “свидетелей” к мысли покончить счеты с жизнью. Бывший член Правящей корпорации Реймонд Франц сообщает, что у него имеется большой список случаев суицида, происшедших в Вефиле. Один сотрудник бросился с крыши производственного здания “Общества”, другой — с третьего этажа общежития и т. д. Данные о таких событиях тщательно скрываются. [77]
Пресса многих стран рассказывала о самоубийствах среди детей “Свидетелей Иеговы”, причина которых кроется в их трагических убеждениях и особенно в страхе перед надвигающимся концом света [78].
Бывшая “свидетельница” Ронда Пенланд пишет: “"Свидетели Иеговы" утверждают, что они способствуют укреплению семейных связей. Из-за них мой брат убил себя, моя мать пробовала покончить с собой. Остальные члены семьи прервали со мной общение. "Свидетели" не объединили мою семью, они разрушили ее” [79].
Что же касается утверждения, что среди “свидетелей Иеговы” нет места таким делам, как насилие, убийство, нарушение закона, то стоит упомянуть о следующем факте. В Государственном научном центре им. В.П. Сербского на экспертизе находилась последовательница “свидетелей Иеговы”, пытавшаяся убить на религиозной почве своего малолетнего ребенка. Подобная трагедия в России не единственная.
И вот случаи, происшедшие уже в Соединенных Штатах. Согласно информации, опубликованной в Winnipeg Free Press, 10.02.1987 г., Джим Костелнюк, покинув “Общество” в 1978 г., был “лишен общения”. Его жена, оставшаяся в секте, препятствовала ему видеться с детьми и позже вышла замуж за другого члена секты. В1985 году она и оба ребенка были убиты новым мужем, членом организации [80].
24 ноября 1982 г. в газете “Watertown Daily Times”, на с. 21, было опубликовано сообщение о том, как член организации “Свидетели Иеговы” Холмс, заподозрив, что страдает болезнью крови, застрелил свою спящую жену и шестилетнего сына, а затем покончил с собой. Основной причиной его действий, как считают американские психологи, был запрет на переливание крови, существующий в организации иеговистов [81].
В конце 2001 г. чета “Свидетелей Иеговы” из Чикаго до смерти забила 12-летнюю дочь. Глава семьи Лэрри Слак, уже будучи под арестом, заявил, что применил к дочери библейскую меру наказания: нанес ей 40 ударов без одного тростью (на самом деле это был полутораметровый кусок дюймового кабеля)три раза подряд [82].
Многие американские ученые считают, что криминальные случаи в деятельности иеговистов основаны на учении самой организации. Например, исследователь Вернер Кохн в своей работе “Jehovah's Witnesses as a Proletarian Sect ("Свидетели Иеговы" как пролетарская секта”) пишет, что высокие криминальные показатели являются следствием теологических учений “Общества сторожевой башни”. При этом он анализирует литературу организации, которая изобилует кровожадными изображениями и сценами насилия. [83] По мнению Кохна, эта постоянная озабоченность темой насилия у людей, которые настаивают на мирном характере своей организации, свидетельствует о том, что у членов секты то-насилие, которое они изображают как совершаемое другими, в большей степени является проекцией их собственных внутренних импульсов. [84]
Джерри Бергман, в качестве иллюстрации теории Кохна, приводит следующий пример из жизни американских “Свидетелей Иеговы”. В 1985 году пятнадцатилетняя миссионерка “Общества сторожевой башни” Кристина Сэвбридж со своим приятелем совершили зверское убийство 84-летней вдовы Этел Кэвуд. Преступление было совершено во время посещения ее с целью распространения изданий “Свидетелей Иеговы”. Молодые люди нанесли жертве 19 ударов разделочным ножом и разбили ей голову бутылкой. Причиной убийства стали наличные деньги, которыми миссионеры хотели завладеть. Тело они уничтожить не успели, так как торопились на встречу, а утром были заняты на собрании “Свидетелей Иеговы” в “Зале Царства”. Вся семья Кристины — убежденные члены “Общества сторожевой башни”. Выяснилось, что до этого она воровала деньги у пожилых людей, когда помогала отцу в распространении журналов секты. Лидеры секты отказываются комментировать этот случай [85].
Еще один случай, который позволяет американским специалистам сделать вывод, что молодые люди, воспитывающиеся в семьях “свидетелей Иеговы”, предрасположены к насильственным действиям и не контролируют себя. В газете “The Daily Sentinel Tribune” сообщается о семнадцатилетнем Джэйсоне Карре, застрелившем свою мачеху, младшую сестру и брата. Единственное, о чем он сожалел, что ему не удалось убить и отца, также активного члена организации “Свидетели Иеговы”, критиковавшего сына за низкую “духовную” активность [86].
Многочисленность подобных случаев, по мнению американских исследователей, позволяет сделать вывод о тяжелых душевных расстройствах членов “Общества сторожевой башни”, полученных в результате пребывания в организации. То же, в еще большей степени, относится к детям, выросшим в семьях “свидетелей Иеговы”.
Точку зрения иностранных исследователей разделяют и отечественные специалисты. Руководитель клинического отделения НИИ психиатрии Минздравмедпрома РФ доктор медицинских наук профессор Ю. И. Полищук утверждает, что “анализ имеющихся данных не оставляет сомнения в том, что деятельность секты "Свидетели Иеговы" часто сопровождается нанесением ущерба психическому и физическому здоровью человека. Этот ущерб проявляется в расстройствах личности под влиянием сектантской практики с ее регрессом, деформацией, формированием жесткой зависимости от секты, снижением способности к критическому мышлению, отчуждением от родителей. Часто формируются патологические сверхценные идеи религиозного содержания. Тем самым ограничивается и ущемляется свобода и права личности. Улиц, предрасположенных к психическим заболеваниям, нередко возникает манифест, или обострение психического заболевания. Наблюдаются обострения кожных и иных заболеваний из-за жесткого контроля за сознанием сектантов со стороны "надзирателей" и "старейшин", которые прибегают к угрозам и запугиванию”. [87]
А пока нам необходимо помнить, что “Свидетели Иеговы— одна из самых многочисленных и самых быстрорастущих тоталитарных сект в большинстве стран Восточной Европы. Секта, в основе вероучения которой лежит грубое материалистическое язычество. Однако именно ей чрезвычайно успешно удается маскироваться под вполне традиционную и общепризнанную христианскую деноминацию. Именно так чаще всего воспринимается эта тоталитарная секта в массовом сознании — как на Западе, так и на постсоветском пространстве.
Мы должны хорошо знать, что ответить иеговистам и как возразить им по всем основным пунктам их лжеучения. От нашего ответа и от нашего знания Писания зависит, сможем ли мы отстоять для Церкви многих ее чад, соблазняемых пропагандистами этой тоталитарной секты.
[1] Russe/Charles Гаге. Studies in the Scriptures (7 vols.). Brooklyn. N. Y.. 1917. Vol. 3. R 327.
[2] Так Свидетелей Иеговы часто называют в нашем обществе. Однако, употребляя этот привычный термин, следует оговориться, что, во-первых, сами “Свидетели, так себя не именуют, а во-вторых, имеется еще несколько иеговистскихсект (так наз. -ильницыи др.), правда, довольно малочисленных и маловлиятельных. Но все-таки употребление этого термина в отношении Свидетелей Иеговы вполне верно с богословской точки зрения: религии, как правило, называются по имени Бога или высшего существа, в которого веруют их приверженцы (ср. христиане, кришнаиты, буддисты, муниты, сатанисты и т. д.). То, что “Свидетели Иеговы”, отрицая божество Христа, называют себя христианами, — типичный пример лжи, к которой прибегает секта.
[3] Для “внешних” официальные представители секты часто говорят, что отказываются переливать кровь из-за боязни заразиться или оттого, что -бескровное лечение намного более передовое. На самом деле это еще один пример сектантской лжи.
[4] Об истории отношения 'Свидетелей Иеговы” к переливанию крови см.: Православный информационно-просветительский журнал “Прозрение-. 1999.2 (3). С. 90-91.
[5] Во всяком случае, в 2000 г. руководство секты дало понять, что если человек, переливший себе кровь под страхом смерти, покается, к нему не будут применены дисциплинарные меры. Тогда же было заявлено о допустимости применения составных элементов крови. Однако пока это решение не будет доведено до сведения рядовых сектантов через публикацию в •Сторожевой Башне”, мы не можем воспринимать его как вступившее в силу.
[6] Сами иеговисты местоимения, относящиеся к Иегове, часто пишут с маленькой буквы.
[7] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М.. 1999. С. 23.
[8] Кретъен Л. и М. Свидетели Иеговы. СПб.. б. г. С. 2.
[9] Эта супружеская пара успела родить детей еще до своего перевода в Вефиль.
[10] Там же. С. 3.
[11] И это число постоянно растет: по данным Центра апологетических исследований, в мире ежеминутно появляется новый иеговист. Правда, эта статистика не учитывает число выбывающих из секты.
[12] Данные на 1 января 2001 г.
[13] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией.С.23.
[14] См., напр.: Организованы проводить наше служение. Watch Tower Bibleand Tract Society of Pennsylvania, 1990. C. 119,127, а так же: Сторожевая Башня. 01.11.1996. С. 30-31; 01.11.1997. С. 27. 29.
[15] Qualified To Be Ministers. New York, S. a. C. 197.
[16] Watch Tower. N. Y.. 01.06.1960. C. 352.
[17] Цит. по: Стратегия теократической войны. СПб., б. г. С. 1.
[18] Russel Ch. Т. Studies in the Scriptures. N. Y.. 1891. R 410. Цит. no: Tucker Ruth. Strange Gospels. London, 1991. R 137.
[19] Сторожевая Башня. 01.05.1997. С. 17.
[20] См., напр., брошюру В чем смысл жизни?. (1993). С. 19.
[21] Брошюра<Что от нас требует Бог?-(1996).С. 22.
[22] Пробудитесь! 22.02.1997. С. 18.
[23] Сторожевая Башня. 01.07.1998. С. 9.
[24] Там же. 01.12.1994. С. 6.
[25] Там же. 01.04.1991. С. 4.
[26] Там же. 01.06.1993. С. 11.
[27] Там же. 01.03.1994. С. 13.
[28] Там же. 01.05.1997. С. 17; см. также: Тамже. 01.07.1994. С. 7.
[29] Там же. 01.03.1994. С. 13.
[30] См.: ДворкинА Процесс “Свидетелей Иеговы” и пропагандистская война// Прозрение. 1999. 2(3). С. 86-89.
[31] Ты можешь вечно жить в раю на земле. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. Германия, 1989. С. 36-37.
[32] Там же. С. 44.
[33] Там же.
[34] См.: Там же. С. 34-46.
[35] Там же. С. 49.
[36] Радуйся жизни на земле вечно! Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, Германия, 1993. Подпись к иллюстрации 29.
[37] Ты можешь вечно жить в раю на земле. С. 58.
[38] Радуйся жизни на земле вечно! Подпись к иллюстрации 29.
[39] Ты можешь вечно жить в раю на земле. С. 58-59.
[40] Гордиенко Н. С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. СПб.. 2000. С. 57.
[41] Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год. N.Y., 1975. С. 148-149.
[42] Watch Tower. N.Y., 01.07.1964. R 395.
[43] См. ниже.
[44] Гордиенко Н. С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. С. 60-61.
[45] Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 143,147.
[46] Там же. С. 174.
[47] См.:Тамже.С.159.
[48] Сторожевая Башня. 01.04.1996. С. 8.
[49] См.: Евменов Д. В. История создания и учение -Общества Сторожевой башни-: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). М., 1998. С. 130-134.
[50] Римо-католическая церковь виделась им (как и теперь, по инерции) врагом номер один, что тоже было в духе времени: в Америке в конце XIX в. ощущалась сильная враждебность к новоприбывшим иммигрантам из южной и восточной Европы — по большей части римокатоликам. Ку-клукс-клан возник приблизительно в то же время и с теми же популистскими антиинородческими (в том числе и антикатолическими) лозунгами.
[51] См.: Сторожевая Башня. 15.09.1910. С. 298.
[52] Они также пытаются вести прозелитическую деятельность в России, правда, в несравненно более скромных масштабах, чем “Свидетели Иеговы”. Во всяком случае, они издали целый ряд своих книг и брошюр на русском и украинском языках.
[53] Некоторые исследователи, говоря об этих личностях и их ролях в своих организациях, вспоминают соотношение между Лениным и Сталиным.
[54] Царственное служение. 1974. Май. С. 3,
[55] Факсимиле письма см.: Haac F.-W. JehovasZeugen. Muenchen. 1993. S. 25-27. На русском языке это письмо опубликовано в журнале -Прозрение2(3), 1999. С. 73.
[56] См.: Чинилин П. Кто виновен в страданиях -Свидетелей Иеговы// Прозрение. 1999.2(3). С.72.
[57] Garbe D., WinkelD. -Die "Bibelforsche"(Zeugen Jehovas) in den Konzentrationslager (19331945)// Dahauer Hefte, Sludien und Dokumente zurGeschichte der nationalsozialistischen Konzentrationslager. Nov. 1994. S. 22-25.
[58] См.: Чинилин Л. Кто виновен в страданиях “Свидетелей Иеговы”.
[59] См. выше.
[60] Сторожевая Башня. 01.01.1999. С. 18-21.
[61] Там же. 01.01.2000. С. 18-21. В “Сторожевой Башне”от 01.01.2000 количество “крещенных возвещателей” в России составляет уже 120 577 человек. Однако процент роста организации в нашей стране за последние 10 лет сократился с более чем 20% до 4%.
[62] К концу 2001 г. — более 120 тысяч.
[63] Там же.
[64] Пробудитесь! 22.02.1998.
[65] Сторожевая Башня. 01.01.2001. С. 18-21.
[66] Там же.01.05.2000.С.9-10.
[67] Там же. 15.09.1981. С. 24-26.
[68] Цит. по: Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997. С. 90-91.
[69] Сторожевая Башня. 01.10.1967 г. Цит. по: Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. С. 93.
[70] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. С. 203, а также с. 7.
[71] Французский закон против сект был принят в мае 2001 г.
[72] См. этот материал на сайте Центра сщмч. Иринея, ел. Лионского (http://iriney.vinchi.ru).
[73] Bergman J. R. Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness (-Свидетели Иеговы и проблемы душевных болезней-)-Clayton, 1992. Р. 56.
[74] См.. напр.: Montague H. The Pessimistic Sect's Influence on the Mental Health of its Members: The Case of Jehovah's Witnesses//Social Compass. 1977. № 1. P. 135-148.
[75] Bergman J. ft. Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness. R 142.
[76] Ibid.
[77] Franz ft. Crisis of Conscience. Atlanta, 1992. R 608.
[78] Опасность, стоящая у ваших дверей. СПб., б. г. С. 1.
[79] Bergman J. R. Указ. соч.. R 142.
[80] Ibid.
[81] Ibid, P. 189.
[82] См.: The Guardian. 17.11.2001.
[83] Cohn W. Jehovah's Witnesses asa Proletarian Sect. New York, 1954. Apr. R 24-26.
[84] Ibid.
[85] Об этом подробнее см.: Parker A. Jehovah's Sect Girl. 15, killed widow //The Sun. 1985. Mar. 1. P.ll.; Jack D. The Disciple of Death // Daily Express. 1985. Mar. 13. S. 1. 3. Летом 2001 г. в СМИ появились сообщения о том, что молодая таганрогская “свидетельница" ограбила старушку, к которой она напросилась беседовать о Библии и помогать по хозяйству. Руководство местной общины-Свидетелей Иеговы” также отказалось от комментариев (см: http://iriney.vinchi.ru/secls/witness/news002.htm).
[86] The Daily Sentinel-Tribune. 1983.20 (II).
[87] Письмо Савеловскому межрайонному прокурору г. Москвы от 6,06.199б.