Золотой век Кали-юги — время духовного подъема

Здесь было немало сказано о мрачном будущем Кали-юги, однако не все еще потеряно. Как я уже говорил в конце главы третьей, впереди нас ждут удивительные перспективы и прекрасные возможности, так что не бу­дем терять надежды. Хотя мы, разумеется, видим — до­статочно развернуть любую газету, — как все новые и новые пророчества Вед начинают сбываться на наших глазах, все же среди 432 тыс. лет Кали-юги есть особые 10 тыс. лет, когда все может измениться к лучшему. Это очень важный период, требующий особого внимания, по­тому что, согласно Ведам, он обладает множеством пре­имуществ. В этот период во многих областях жизни лю­дей — в духовном сознании, в просвещении, в поисках знания и единства — будут наблюдаться подъем и гармо­низация. Однако подобные изменения могут произойти, только если мы объединим свои усилия, иначе шанс бу­дет упущен. Этот период подъема называется Золотым веком Кали-юги, и именно в это время живем мы с вами.

В этот Золотой век Кали произойдет поляризация сил света и тьмы, борьба между ними усилится. Силы тьмы сейчас огромны и становятся все более устрашающими, но и силы света и тех людей, кто старается принести свет в этот мир, тоже велики и постоянно возрастают. Если мы будем продолжать работать ради увеличения сил света, распространяя изначальное духовное знание, этот мир может стать пригодным для духовного развития, для проявления более высоких уровней бытия. Все зависит от того, удастся ли нам обуздать разлагающее, упадничес­кое влияние эпохи Кали, а это возможно лишь в том слу­чае, если во всем мире начнется работа, направленная на возрождение духовного сознания. Хотя предсказания на ближайшее время сулят нам войны и даже изменение са­мого лица земли, эти бедствия не являются абсолютно неизбежными. Грядущие события могут быть менее ка­тастрофичными и даже могут вовсе не произойти, если изменится уровень вибраций в атмосфере, но это, разу­меется, требует изменения общественного сознания. Чем более радикально мы изменим себя, тем сильнее изме­нится наше будущее.

Десятилетие с середины 80-х до середины 90-х годов стало временем огромных перемен, мы наблюдали де­монтаж тех систем, которые несомненно являлись прояв­лением сил тьмы: падение Берлинской стены, распад Со­ветского Союза, изменения в правительствах многих стран мира. Заметны также перемены в общественном мнении, связанные с осознанием и переоценкой факто­ров, вредных для здоровья и жизни: курения, професси­онального стресса, употребления в пищу красного мяса, демонстрации жестокости в кино и на телевидении и т. д. Мы больше узнаём о древнейших способах организации деятельности, обустройства жилища и рабочего прост­ранства человека, так чтобы условия жизни делали здо­ровым его организм и способствовали как внутреннему, так и внешнему его росту и развитию. Повышается интерее к древним медицинским методам. Делаются попытки найти альтернативу твердому топливу. У многих людей появляется более ясное осознание того, что жизнь пред­ставляет собой нечто большее, чем видимое физическое существование, растет интерес к иным планам бытия — это можно заметить по тому, как часто стали публико­ваться рассказы тех людей, которые пережили собствен­ную смерть или совершили «путешествие к свету».

Все большее число людей понимает, что жизнь — это не только борьба за существование вкупе с попытками создать и поддержать семью. Она не должна замыкаться лишь на добывании всесильных долларов, накопление которых делает нас счастливыми, а потеря является при­чиной нашего глубокого несчастья. Люди все чаще прихо­дят к выводу, что жизнь предназначена для того, чтобы в этом человеческом теле чему-то научиться, чтобы по-но­вому взглянуть на то, что или кто мы есть на самом деле. Мы больше не гадаем, почему случилось то или иное, мы начинаем понимать, что все происходящее с нами — не­важно, хорошее это событие или плохое, — должно при­вести нас к определенным прогрессивным сдвигам в со­знании, к пониманию своего места и задач в этой жизни. Итак, наше бытие вовсе не должно ограничиваться борь­бой за существование. И если бы мы старательнее обду­мывали то, что преподносит нам действительность, нам не так часто приходилось бы принимать ее уроки в фор­ме обрушивающихся на нас тяжелых испытаний. Часто говорят, что, проходя через жизненные испытания и про­верки, человек узнает о самом себе больше, чем в хоро­шие времена. Обычно это так и есть. Но если бы мы осо­знавали назначение жизни, то могли бы немало узнать о самих себе и в счастливые, приятные времена.

Скажем, в этой жизни вам предстоит узнать что-то о себе в ходе определенных кармических событий, которые должны произойти из-за некоторого жизненного долга, созданного в прошлом. Вам, может быть, нужно развить какой-то дремлющий талант, от которого выиграете вы, а вместе с вами и другие люди. А может быть, вы здесь ра­ди того, чтобы принять участие в эволюционных измене­ниях общества. Возможности вашего призвания безгра­ничны, точки приложения неисчислимы. Осознав это, мы замечаем, что мир и наше восприятие самих себя меня­ются и развиваются.

Тех из нас, кому известно, что произойдет в Золотой век Кали-юги, это не удивляет. Мы знаем, что описанная выше тенденция развития сохранится, ибо предсказано, что большая часть древнего знания, пребывавшего в заб­вении сотни и тысячи лет, особенно в мрачные времена, теперь будет снова проявлена. Мы видим, что это уже происходит. Многие открытия и достижения последнего времени, многое из того, что мы сейчас используем для улучшения своей жизни, берет начало в далеком про­шлом, и сейчас мы просто открываем эту мудрость зано­во. Это совершенно очевидно, стоит только внимательно изучить науку Вед.

Предсказано, что эта тенденция — открывать заново и использовать древнюю мудрость, укрепляя силы света и духовного развития, — сохранится в течение 10 тыс. лет. В Брахма-вайварта Пуране Шри Кришна предсказы­вает, что по прошествии 5 тыс. лет Кали-юги в мир явит­ся Его мантра -упасака (преданный, поклоняющийся Его святым именам) и распространит пение и повторение имен Кришны по всей планете. Сказано, что где бы и кто бы ни пришел в соприкосновение с этим методом, созна­ние такого человека изменится. Влияние этого метода будет таким сильным, что развитие эпохи Кали приоста­новится. Этот период глобального духовного пробужде­ния продлится приблизительно до 12000-го года н.э. Когда же он закончится, продолжает Господь Кришна, Кали полностью вступит в свои права, и все перемены, предсказанные в предыдущей главе, неизбежно осуще­ствятся. Следовательно, пока у нас есть возможность реализовать свое преимущество, мы должны воспользо­ваться ею.

В каком-то смысле Золотой век Кали-юги подобен по­следней заправке на границе пустыни. Это последняя возможность приготовиться самому и заправить, маши­ну перед тем, как въехать в опасную зону. Так и Золотой век Кали-юги — это наша последняя возможность усо­вершенствовать себя, всем вместе и каждому в отдель­ности, чтобы быть готовыми встретить неодолимый на­тиск эпохи Кали.

Преимущества Кали-юги

Шримад-Бхагаватам (11.5.38-40) говорит, что когда насту­пает Золотой век Кали-юги, то даже те, кто живет в Са-тья-югу и другие эпохи, желают принять рождение в это время, потому что в Золотой век Кали-юги на этой плане­те будет много преданных Всевышнего, Господа Нараяны. Разумные люди других эпох жаждут общения с этими ду­ховно развитыми, мудрыми существами, потому что в Ка­ли-югу, воспользовавшись их помощью, можно достичь духовного совершенства в течение одного воплощения.

Ведическая традиция — не единственная, которая считает, что родиться в эту эпоху желают многие души. Тибетские ламы, мистики Восточной Индии, американ­ские аборигены — индейцы, жрецы племени майя и дру­гие, — тоже утверждают, что многие души ждут вопло­щения именно в эту эпоху, чтобы воспользоваться всеми преимуществами грядущих перемен.

Несмотря на хаос и войны, опустошающие планету, Зо­лотой век Кали-юги обладает важнейшим преимущест­вом — возможностью стремительно продвинуться в ду­ховном постижении. С тех пор как Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1534) явился, чтобы создать общедос­тупный и самый подходящий для этой эпохи метод духов­ного осознания, прошло всего лишь 500 лет. Рождение этого метода открывает Золотой век Кали-юги, и, значит, мы живем в самом начале периода просвещения. Этот ме­тод харинама санкиртаны, вид мантра-йоги, представляет собой совместное прославление и пение имен Всевышне­го, что, к слову сказать, является целью и содержанием гимнов и песнопений большинства религиозных и духов­ных институтов. В данном случае это Харе Кришна мантра. Слово харинама значит «имя Хари, Кришны». Хотя эта мантра, равно как и метод пения или повторения ее, опи­сывается в ведических текстах тысячелетней давности, Шри Чайтанья говорил, что распространение этого мето­да и этой мантры суть единственный и важнейший в эпо­ху Кали способ изменения мышления человечества и про­буждения духовного сознания. На самом деле, этот метод призван создать новый тип человека. Кали-сантарана Упа-нишад особо отмечает:

Во всей ведической литературе не найти религиозного метода для эпохи Кали более возвышенного, чем повторение Харе Кришна.

Это подтверждается и в Шримад-Бхагаватам (11.5.32), где предсказано, что разумные люди эпохи Кали будут совместным пением имен Кришны поклоняться Всевыш­нему (Господу Шри Чайтанье), Который непрерывно по­ет и повторяет имена Кришны и Который есть Сам Кришна, хотя Его тело и не темного цвета. С Ним Его спутники, слуги, атрибуты и близкие друзья.

Шри Чайтанья-чаритамрита (Ади-лила, 17.22) также го­ворит:

В эпоху Кали воплощением Господа Кришны является святое имя Господа в форме Харе Кришна маха-мантры. Просто повторяя святое имя, можно вступить в прямое общение со Всевышним. Каждый, кто делает это, несомнен­но достигнет освобождения.

Другими словами, именно эта мантра открывает дверь, ведущую непосредственно в духовный мир. Более того, повторение этой мантры изменяет уровень вибра­ций как нашего собственного сознания, так и окружаю­щей среды. Эта мантра способна вызвать духовную виб­рацию и появление духовной атмосферы здесь, в материальном мире.

Шримад-Бхагаватам (12.3.51-52) утверждает далее, что самое прекрасное достояние Кали-юги — это метод про­буждения дремлющего духовного сознания. Там также говорится (11.5.36-37), что просвещенным людям, то есть тем, кто обладает знаниями, открывается истинная цен­ность этой эпохи падения, заключенная в том, что имен­но в Кали-югу совершенства можно достичь с помощью простого метода санкиртаны. Для воплощенной в теле ду­ши, блуждающей по материальному миру, нет большего достижения, чем войти в контакт с божественным движе­нием санкиртаны, благодаря которому каждый обретает высший покой и вырывается из замкнутого круга повто­ряющихся рождений и смертей.

В Падма Пуране (5.80.2-8) мы находим беседу Господа Шивы с его супругой Парвати, в которой Шива особо от­мечает, что Кали-юга не властна над теми, кто взывает к имени Хари или повторяет: «Харе Рама, Харе Кришна». Просто держа в памяти имена Вишну, человек может ос­вободиться от мирского существования, неважно, чист он или нечист.

Дело в том, что поскольку эпоха Кали так тяжела и беспокойна, поскольку она испытывает и оскверняет на­ше сознание множеством раздоров, все другие формы ре­лигии и методы духовного осознания теряют свою эф­фективность или открывают доступ лишь к неполному знанию, поэтому все они не ведут к желанному результа­ту. Они могут призывать к миру и прощению, давать ка­кие-то моральные нормы и определенное понимание, но они не открывают высшего принципа духовного осозна­ния. Шукадева Госвами говорит в Шримад-Бхагаватам (12.3.45-49), что, хотя в Кали-югу все предметы, места и люди осквернены, Всевышний может снять это оскверне­ние с того, кто воспевает Господа, думает о Нем, славит Его или хотя бы выражает Ему почтение. Стало быть, осквернение, копившееся даже в течение многих и мно­гих жизней, может быть устранено осознанием Бога и со­средоточенностью на Нем, пребывающем в сердце. Такое осознание многократно превосходит любой другой метод, будь то аскетизм, управление дыханием, суровые обеты или омовения в святых местах. Любой, кто сохраняет эту сосредоточенность в момент смерти, несомненно достига­ет высшего удела — духовного мира.

По этому поводу говорится в Маханирвана Тантре (2.14-20), что все ведические обряды и все способы ду­ховного очищения, бывшие эффективными в другие эпо­хи, в Кали-югу бесполезны. Наилучший метод для этой эпохи — тантрические мантры, которые, когда их поют, медитируют на них или используют их при совершении обрядов и церемоний, дают немедленный результат.

В одном стихе Брахма -вайварта Пураны объясняется, что в эпоху Кали даже опытные люди не умеют правиль­но совершать аскезы, заниматься йогической медитаци­ей, изысканно поклоняться Божеству и проводить очис­тительные обряды. Это означает, что у нас просто не хватит возможностей — ментальных, интеллектуаль­ных, физических или иных, — чтобы достичь искомого результата с помощью какого-либо из этих методов.

Цель, которая в Сатья-югу достигалась путем медита­ции, в Трета-югу — исполнением обрядов, а в Двапара-югу — утонченным поклонением Божеству, теперь, в Ка­ли-югу, может быть достигнута просто санкиртаной, прославлением и пением имен Бога, Господа Кешавы, Кришны. Это подтверждают Брихан-нарадия Пурана (39.97), а также Вишну Пурана (6.2.17), Падма Пурана (Уттара-кхан-да, 72.25) и Бхагавата Пурана (12.3.52). Другими словами, поскольку Кали-юга — это самая тяжелая эпоха, нам, живущим в это время, предоставляется самый легкий ду­ховный метод. Именно это и утверждает Курма Пурана (1.30.37), говоря, что хотя эпоха Кали полна недостатков, все же у нее есть одно достоинство, которое состоит в том, что люди могут достичь большого духовного блага без осо­бых усилий. Ваю Пурана (58.47) и Линга Пурана (40.47) пояс­няют, что благочестивая деятельность одного дня в Кали-югу эквивалентна месяцу благочестия в Двапара-югу или целому году в Трета-югу. Это подтверждает и Падма Пура­на (1.41.91-92 и 7.26.40-44), где сказано, что благо, дости­гаемое за десять лет духовной практики в Сатья, или Крита-югу, за год в Трета-югу или за месяц в Двапара-югу, равно благу, получаемому в Кали-югу от духовной практики в течение одного дня и одной ночи. То, что в Крита-югу достигается медитацией, к чему ведет прове­дение церемоний в Трета-югу и изысканное поклонение Божеству в Двапара-югу, в Кали-югу приходит как ре­зультат прославления и повторения имени Кешавы (Кришны). Падма Пурана (6.71.23-29) также заключает, что, уничтожив при помощи этого метода все свои грехи, люди Кали-юги могут достичь наивысшего положения.

Собственно, по этой причине царь Парикшит и не убил олицетворенного Кали, когда встретился с ним в первый раз (см. главу третью этой книги). Действительно, почему он просто не покончил одним ударом с Кали и со всеми неприятностями, которым суждено было произойти? Шримад-Бхагаеата-Махатмья (1.67-69), часть Падма Пура-ны, объясняет, что, когда царь Парикшит впервые встре­тил Кали, он подумал, что тот не заслуживает смерти от руки царя. В эпоху Кали, просто повторяя имя Шри Кришны и славословя Его, можно добиться результата (освобождения от материального существования), кото­рого нельзя достичь ни концентрацией ума, ни глубокой йогической медитацией. А потому, решив, что эпоха Кали ценна уже одним этим, хотя и лишена других достоинств, царь Парикшит, заботясь о духовном благе тех, кто рож­дается в Кали-югу, позволил ее духу остаться в живых.

В Народа Пуране (1.41.89-118) имеются подробные ука­зания как для общин, так и для индивидов относительно того, как подняться на более высокие планы бытия, и там говорится, что мрачная эпоха Кали никоим образом не влияет на тех, чье сознание поглощено преданностью Ха­ри, Кришне, кто постоянно повторяет Его имена. Там ска­зано также, что те, кто посвящают себя повторению имен Хари, не уступают Шиве (или после соответствующих изменений сознания могут достичь высшего уровня бы­тия, измерения Шивы). Поэтому Парада Пурана советует человеку погрузиться в духовные вибрации повторения святых имен Хари, Кешавы, Говинды, Васудевы, Джа-ганнатхи или Кришны. Таким людям нечего опасаться эпохи Кали. Они благородны и удачливы, даже если не общаются со святыми людьми. Сколь же удачливы те, кто повторяет эти имена, говорит Парада, ибо их не свя­зывают грехи и они достойны поклонения дэвов. Парада особо подчеркивает, что личное освобождение из матери­ального мира невозможно в Кали-югу никаким иным спо­собом, кроме повторения имени Хари. Это величайшее благо и величайшее покаяние.

Вывод из всего вышесказанного таков: колоссальное благо Кали-юги заключено в возможности узнавать и слушать о Верховном Существе и очистить таким путем свое сознание, чтобы понять, кто и что ты есть на самом деле. Это ясно сказано в Бхагаватам (12.3.51):

Хотя Кали-юга — это океан порока, есть все же в ней одно хорошее качество, которое состоит в том, что, по­вторяя святые имена Кришны, можно освободиться от ма­териального существования и вернуться в духовный мир.

Это конечная цель жизни, и в Кали-югу достичь ее легко.

На самом деле, согласно Брихан-нарадия Пуране (38.126), в эпоху Кали это абсолютная необходимость. Там сказано:

Повторяйте святое имя, повторяйте святое имя, по­вторяйте святое имя Господа Хари, ибо для духовного раз­вития в эпоху Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути.

Сказано также, что все ведические обряды и результа­ты всех других видов духовной практики заключены в святых именах Харе Кришна мантры, а потому это наилег­чайший и самый эффективный метод духовного просве­щения и освобождения. Ведическая литература не остав­ляет сомнений в этом. Например, в Сканда Пуране (раздел Чатурмасья-махатмья) сказано, что самый совершенный метод духовного возвышения — это повторение святого имени Господа Шри Хари. Исполнение санкиртаны спо­собно удовлетворить Всевышнего, особенно в эпоху Кали.

Именно по этому поводу Брахма в Шримад-Бхагаватам (11.6.24) говорит Господу Кришне:

В Кали-югу благочестивые и святые люди легко перепра­вятся через мрак этой эпохи, если будут слушать о Твоих запредельных качествах и деяниях и прославлять их.

Кроме того, предсказано, что бхакти-йога, этот путь духовного развития через преданность Всевышнему, распространится по всему миру. Об этом говорится в разделе Падма Пураны, Шримад-Бхагавата-Махатмье (2.1-12). Там приводится беседа олицетворенной Бхакти и великого мудреца и святого Нарады Муни. Нарада объ­ясняет, что в другие эпохи — Сатья-югу, Трета-югу и Двапара-югу — методом духовного просвещения были медитация и совершение обрядов. Но в Кали-югу с Вер­ховным Существом соединяет только бхакти, предан­ность Всевышнему. Сама Бхакти заботится о предан­ных на Вайкунтхе, в духовном мире, а ее тень опекает их на земле.

Нет эпохи, подобной Кали, восклицает Нарада (2.13-21). В эту эпоху бхакти путешествует по всему ми­ру и входит в каждый дом и в каждое сердце. Нарада го­ворит, что если он не будет проповедовать бхакти по все­му миру, заставляя все иные религии скрыться под землей, если он не учредит великие празднества в честь преданности, то он больше не слуга Шри Хари, Кришны. Те, кто наделены бхакти, хотя бы они и были грешниками эпохи Кали, после смерти достигнут обители Шри Криш­ны в духовном мире. Те, кто полон бхакти, никогда не увидят Яму, бога смерти. Привидения, духи умерших, злые духи, великаны-людоеды или демоны никогда не тронут бхакт. Всевышнего не завоевать ни медитацией, ни добрыми делами, ни священными обетами, ни палом­ничествами, ни умерщвлениями плоти, ни обрядами, ни рассуждениями, ни просвещением. Это можно сделать только при .помощи бхакти (преданности). В Кали-югу бхакти — это единственный высший путь, через который Шри Кришна являет Себя. Легкость этого пути — вели­чайшее преимущество Кали-юги.

Наши рекомендации