Деятельность органов государственной власти по регулированию государственно-конфессиональных отношений в современной России.

В первой главе диссертационной работе мы осветили основные принципы концепции государственной конфессиональной политики в современной России. Далее целесообразно проанализировать работу структурных подразделений органов власти, которые занимаются регулированием государственно-конфессиональных (прямо) и межконфессиональных отношений (опосредовано). Важно отметить, что напрямую государство не имеет права вмешиваться в координацию межконфессиональных отношений, так как в современной России церковь отделена от государства.

Первый такой орган – Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации утверждено распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп (с изменениями, внесенными распоряжением Президента РФ от 17 марта 2001 г. № 133-рп). Данный Совет выполняет ряд функций[256]:

1. Представляет Президенту аналитические материалы и доклады, рекомендации по вопросам политики Президента в области взаимоотношений государства и религиозных объединений.

2. Обсуждает проекты федеральных законов, указов Президента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих взаимоотношения государства и религиозных объединений и готовит соответствующие предложения главе государства.

3. Изучает проблемы, связанные с поддержанием межконфессионального диалога, с достижением взаимной терпимости (данный термин, на наш взгляд, нужно заменить более широким понятием «толерантность») и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий.

4. Анализирует зарубежное законодательство и практику взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, поддерживает контакты с соответствующими структурами иностранных государств.

5. Публикует справочные и информационно-аналитические материалы по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации утвержден распоряжением Президента РФ от 7 февраля 2004 г. № 47-рп (в редакции Распоряжения Президента РФ от 2 сентября 2004 г. № 400-рп; Распоряжения Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 61-рп). Интересен состав Совета, в который входят 22 человека (данные на 3 апреля 2007 г.)[257]: С.С. Собянин – Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель Совета); М.В. Островский – заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике (заместитель председателя Совета); А.И. Кудрявцев – заместитель начальника департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике (ответственный секретарь Совета); Д.Б. Аюшев – пандито хамбо лама, председатель Буддийской традиционной сангхи России; И.А. Бердиев – муфтий, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа; Р. Гайнутдин – муфтий, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, председатель Совета муфтиев России; Евгений – архиепископ Верейский, председатель Учебного комитета Московского патриархата, ректор Московской духовной академии и семинарии Русской православной церкви; В.К. Егоров – президент и ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; Езрас – епископ, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви; А.А. Игнатенко– главный эксперт Научно-исследовательского института социальных систем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Кирилл – митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода Русской православной церкви; Климент – митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии, постоянный член Священного синода Русской православной церкви; Т. Кондрусевич – архиепископ, ординарий Римско-католической архиепархии Божией Матери в г. Москве; Корнилий – митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви; Лазар Берл – главный раввин России ; С.В. Ряховский – епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников); В.Д. Столяр – старший пастор, президент Западно-российского союза церкви христиан-адвентистов седьмого дня; Т. Таджуддин – председатель (Верховный муфтий, Шейх-уль-Ислам) Центрального духовного управления мусульман России; Ювеналий – митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный член Священного синода Русской православной церкви; И.Н. Яблоков – заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Из состава Совета за последний год были исключены: М.П. Мчедлов – директор исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований Российской академии наук и В.С. Пудов – глава представительства Евангелическо-лютеранской церкви в Москве. Включены в состав Совета: Семченко Александр Трофимович – секретарь по внешним связям Российского союза евангельских христиан-баптистов. Шахнович Марианна Михайловна – заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета.





Как мы видим, состав Совета является достаточно любопытным. В контексте координации межконфессиональных отношении сразу можно сделать вывод, что государство, при представительстве в данной структуре, стремится: соблюдать некий баланс конфессиональной палитры России и приглашать для работы в данном органе ведущих специалистов в области религиоведения. Закономерно, что в Совете представлены все четыре традиционные конфессии, с перевесом представителей от РПЦ. Обращает внимание на себя, что в состав Совета входит представитель от РКЦ, а также есть представители протестантского вероучения, баптистов и старообрядчества.

Основываясь на работе данного Совета, Президент РФ подписал ряд указов и распоряжений[258]:

1. О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий (Указ Президента РФ от 14 марта 1996 г. № 378). В данном указе в целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести Президент России постановил реабилитировать тех, кто подвергался лишениям и ограничениям прав в связи с религиозной деятельностью и убеждениями. Органам власти на всех уровнях постановил оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений.

2. О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества (Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г.№ 281-рп).

3. О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения (Указ Президента РФ от 26 ноября 1994 г. № 2121).

4. О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу (Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. № 24). Данным Указом предоставляется отсрочка от призыва на военную службу священнослужителям (до 300 человек), которые приняли сан и занимают в религиозных организациях соответствующие должности при условии, что религиозные организации не имеют возможности их заменить.

Второе структурное подразделение, регулирующее государственно-конфессиональные отношения это – Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Комиссия начала свое существование после принятия Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, которое было утверждено постановлением Правительства РФ № 820 от 9 июля 1994 г.. В состав комиссии входят 28 человек. Комиссия является координационным органом, образованным для рассмотрения вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений. Деятельность Комиссии направлена на обеспечение согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и организаций по реализации положений законодательства Российской Федерации, касающихся свободы совести, свободы вероисповедания, гарантий прав человека и гражданина независимо от отношения к религии, а также светского характера государства и на оказание содействия межрелигиозному диалогу в интересах консолидации российского общества. Основными задачами Комиссии являются: подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений и требующих решения Правительства Российской Федерации; информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений; координация деятельности органов исполнительной власти в сфере взаимоотношений с религиозными объединениями.

Комиссия, в соответствии с возложенными на нее задачами:
вырабатывает для Правительства Российской Федерации рекомендации по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений; готовит проекты решений Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии; дает заключения по представляемым в Правительство Российской Федерации проектам решений по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений; осуществляет взаимодействие с государственными и общественными организациями, научными учреждениями и религиозными объединениями, в том числе зарубежными; формирует предложения об оказании содействия и государственной финансовой и иной поддержки реализации религиозными организациями общественно значимых культурно-просветительских и социальных программ; организует анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и законодательства иностранных государств в части, касающейся прав граждан на свободу совести, свободу вероисповедания, а также условий деятельности религиозных объединений и отношений между государством и религиозными объединениями; выполняет иные координационные и методические функции в отношении деятельности органов исполнительной власти в сфере, относящейся к компетенции Комиссии при Правительстве РФ[259]. Проследить работу Комиссии можно по протоколам ее заседаний.

В открытом доступе находятся протоколы заседаний данной Комиссии со 2 июня 2004 по 6 марта 2007 г., но даже этот небольшой период может осветить сектор проблем, которые обсуждаются в этом координирующем органе власти. Считаем целесообразным обозначить векторы, по которым ведет свою работу данная Комиссия:

1. Одним из основных направлений является помощь в подготовке проведении мусульманского хаджа (паломничество в Мекку). Совет по хаджу контролирует заключение соглашений ДУМа и туристическими фирмами по доставке паломников в Саудовскую Аравию. «Хадж-фирмой будет признаваться тур-фирма, заключившая на основе рекомендаций Совета по хаджу соглашение о совместной деятельности по организации паломничества с духовным управлением мусульман и добросовестно выполняющая его условия»[260]. Помимо этого, Совет контролирует формирование хадж-делегации по переговорам с саудовской стороной по поводу паломничества, а также контролирует нахождение паломников в СА.

2. Другой вопрос, который поднимается на заседаниях Комиссии – это обсуждение основных положений законодательства об образовании, касающихся религиозного образования и просвещения, а также о состоянии и перспективах развития соответствующей нормативной базы. Особенно актуальным является вопрос о государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования и поддержки негосударственных образовательных учреждений, создаваемых религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. [261]

3. Обсуждаются итоги деятельности рабочей группы, образованной Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации для обобщения и проработки предложений по совершенствованию законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях[262].

4. Рассматриваются вопросы о практике предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 24 и рекомендациях по распределению между религиозными организациями квоты, установленной данным Указом[263].

5. Затрагиваются вопросы, связанные с возможными льготами для религиозных организаций.

6. Один из самых острых вопросов касается практики передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, включая объекты культурного наследия, а также вопрос о предложениях по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей порядок передачи указанного имущества религиозным организациям[264].

7. Обсуждаются разработка Минрегионом России проекта федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России» (2006-2008 гг.).

8. Проводится работа относительно утверждения порядка пенсионного обеспечения священнослужителей религиозных организаций.

9. Одно из немаловажных направлений работы – обсуждение и внесение предложений по организации проведения экспертизы в отношении издательской продукции, которая ввозится религиозными организациями на территорию Российской Федерации, на предмет отнесения ее к материалам научного, образовательного и культурного характера.

10. Рассматриваются предложения в отношении возможности подготовки специалистов на основе государственных образовательных стандартов в учреждениях профессионального религиозного образования.

11. Рассматриваются вопросы распределения и использования финансовых средств, предусмотренных в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2005 г.” для поддержки реставрационных работ по сохранению памятников истории и культуры религиозного назначения, переданных в пользование религиозных организаций, и о включении соответствующих средств в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2006 г.”[265]

12. Обсуждаются проблемы сохранения объектов культурного наследия религиозного назначения.

13. Рассматриваются предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” в части, касающейся проведения государственной религиоведческой экспертизы[266].

Соответственно, на заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений осуждаются и принимаются решения по особо наболевшим вопросам, которые касаются конфессиональной сферы. Видно, что наиболее важными для Комиссии являются вопросы, которые ставит РПЦ (такие как передача имущества и льготы), а также вопросы, интересующие мусульманское население России.

За время свой работы Правительство приняло ряд основных распоряжений и постановлений[267]:

1. О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы (утверждено постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. № 565). На этом документе необходимо заострить внимание, так как в связи с полной реализацией принципа свободы совести вопрос религиоведческой экспертизы является достаточно острым. В нем говориться, что «государственная религиоведческая экспертиза (далее именуется – экспертиза) в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" проводится по решению регистрирующего органа при регистрации централизованной… или местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания, выданного централизованной организацией, в случае возникновения у регистрирующего органа необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики»[268].Основными задачами экспертизы являются[269]: определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения. На основе этого Постановления образуются экспертные советы, которые будут проводить религиоведческую экспертизу. «В экспертные советы входят работники органов государственной власти, специалисты в области религиоведения, отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов к работе экспертного совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций»[270]. Орган, который проводит регистрацию, в своем запросе на проведение религиоведческой экспертизы должен обосновать необходимость ее проведения, а также четко определить вопросы, которые требуется оценить экспертам. Экспертный совет, в свою очередь, «имеет право запрашивать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы по вопросам, находящимся в их ведении»[271].

2. О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций (постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 130). По этому Постановлению иностранные религиозные организации могут иметь свои представительства на территории РФ (но они не являются юридическим лицом). Представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, на них не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством РФ.

3. О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731; от 8 августа 2003 г. № 475).

4. Перечень предметов религиозного назначения, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 6 сентября 2002 г. № 661, от 3 декабря 2002 г. № 862)) К данным предметам относятся: предметы храмного хозяйства; предметы, необходимые для отправления богослужения, обрядов и церемоний; одежда и головные уборы религиозного назначения, издательская продукция религиозного назначения; аудио- и видеоматериалы религиозного назначения, имеющие маркировку с полным официальным наименованием религиозной организации.

5. Положение о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 51);

6. Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256).

12 марта 2007 г. в СМИ поступило такое сообщение: «Правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений под председательством первого вице-премьера Дмитрия Медведева поддержала законопроект о передаче в собственность религиозных организаций используемого ими имущества. Как сообщается в протоколе заседания комиссии, текст которого поступил "Интерфаксу", речь идет о передаче в собственность церквям и другим религиозным общинам имущества религиозного назначения, которое находится в государственной либо муниципальной собственности. Минэкономразвития поручено в течение месяца представить проект соответствующего закона»[272]. Также Комиссия на одном из последних заседаний поручила профильным ведомствам к апрелю 2007 г. подготовить поправки в закон о некоммерческих организациях, упрощающие отчетность для религиозных структур[273].

Следующим органом, регулирующим конфессиональную сферу жизни общества, является Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций. В ситуации общего политического и общественного дисбаланса после распада СССР для разработки законодательства, касающегося государственно-конфессиональных отношений, возникла необходимость создания в российском парламенте комитета, который занимался бы исключительно регулированием религиозной сферы жизни общества в Российской Федерации. Отдельный комитет не был образован, но был создан Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций. Он является одним из ведущих комитетов в нижней палате парламента. Его деятельность направлена на создание правовых основ функционирования и деятельности институтов гражданского общества.

Основными направлениями работы Комитета в конфессиональной сфере являются: правовое регулирование процесса образования, функционирования и развития такого социального института как религиозные организации; сотрудничество с представителями религиозной общественности; осуществление совместных проектов по религиозной тематике с Полномочным Представителем Президента РФ в Центральном Федеральном округе; участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, участие в заседаниях Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) и проводимых ею международных конференциях, подготовке документов и заседаний международного Секретариата и других высших органов МАП, организация и проведения парламентских слушаний, круглых столов, семинаров, касающихся религиозной сферы РФ.

Предварительное рассмотрение Комитетом, анализ и подготовка к рассмотрению в ГД законопроектов, касающихся религиозной сферы, осуществляются по вопросам: о религиозных организациях, о модельных законах и рекомендательных законодательных актов МАП, участников СНГ по вопросам регулирования деятельности религиозных организаций и благотворительных фондов.

При Комитете действует Экспертный Совет по основным направлениям законопроектной работы Комитета. В состав Совета входят депутаты ГД, представители различных ведомств и министерств, ученые и специалисты в области деятельности религиозные организаций и иных объединений. Комитет сотрудничает с органами власти регионального уровня, помогает им в законотворческой деятельности по вопросам, которые входят в компетенцию Комитета. Эффективное функционирование Комитета обеспечивают аппарат (квалифицированные специалисты, имеющие ученые степени и звания, а также большой опыт в законотворческой работе), работающий на профессиональной основе.

В комитете разработано 118 законов, из них 18 принято Государственной думой[274] (часть из них касается государственно-конфессиональных отношений).

Наиболее важными для данного исследования являются два закона:

· ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[275]. Этот закон уникален тем, что впервые в России были законодательно закреплены правовые основы благотворительной деятельности.

· ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[276]. Он является ключевым законом, разграничивающим сферы деятельности государства и религиозных организаций, а также определяющим взаимоотношения между двумя этими акторами и обществом.

Необходимо отметить тот факт, что законотворческая деятельность Комитета является не всегда очень успешной. До сих пор остаются проблемы, которые еще не урегулированы законодательно, или по определенным причинам разработка законопроектов, их принятие или реализация приостанавливается или вовсе не происходит. К таким проблемам можно отнести: реализацию права на граждан на религиозное образование, проблему миссионерской деятельности, вопрос государственно-религиоведческой экспертизы, проблему регулирования порядка проведения религиозных богослужений или иных культов вне территории принадлежащей религиозным организациям, проблему передачи религиозным учреждениям имущества религиозного назначения находящегося в федеральной собственности у государства, увеличение количества льгот для организаций являющихся религиозными. По некоторым из вопросов приняты Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и отданы приказы соответствующих министерств.

Одним из существенных направлений деятельности комитета является сотрудничество Комитета с Европейской Межпарламентской Ассамблеей Православия[277]. Здесь можно отметить, что закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» был представлен депутатом, а впоследствии и председателем Комитета В. Зоркальцевым, который являлся Президентом ЕМАП. Тогда и сейчас ЕМАП консультирует парламенты и правительства восточноевропейских стран, включая Россию. Некоторые конференции, инициируемые ЕМАП, были проведены в Москве и Санкт-Петербурге. Влияние ЕМАП чаще всего происходит в русле координации законотворческой работы, через параламетариев, поддерживающих православие. Политики, которые занимаются непосредственно представлением интересов православных церквей должны, по мнению ЕМАП, работать в нескольких направлениях:

· создание таких условий, при которых церковь и государственные органы, включая парламент, будут работать в тесном сотрудничестве;

· выработка таких законодательных актов, которые могли бы обеспечить возможность защиты и ограждения Православия от различных псевдорелигиозных организаций.

Комитет существовал на протяжении работы Государственной Думы всех четырех созывов.

В Государственной Думе первого созыва был подготовлен и принят в 1995 г. закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». ФЗ легитимировал возможность ведения благотворительной деятельности на территории России. Любая религиозная организация имеет право вести благотворительную деятельность как непосредственно, так и через учреждение благотворительных организаций.

В Государственной Думе второго созыва был принят один из самых значимых законов, касающийся религиозных организаций – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Основное внимание обращает на себя преамбула закона. В ней заключены основные принципы взаимодействия государства, конфессий и общества: подтверждение права каждого гражданина РФ на свободу совести и вероисповедания, равенство всех перед законом независимо от отношения к религии и религиозных убеждений. В нем признаются ведущими традиционными религиями – православие (христианство), ислам, буддизм и иудаизм, а также определяется особенная роль православия в истории. Данное определение ведущих традиционных конфессий является достаточно «скользким». С одной стороны, косвенно выделяются те конфессии, с которыми российское государство выделяет приоритетным сотрудничество, но с другой стороны, этот список остается открытым. История принятия данного закона, представляется достаточно интересной: с 1990 г. на территорию российского государства стало проникать огромное количество новых религиозных организаций. По утверждению Ричарда Саквы, именно страх перед повсеместным проникновением этих организаций на территорию России спровоцировал принятие вышеупомянутого закона и определение четырех ведущих конфессий[278]. По мнению ряда других исследователей, возможно, большее влияние на появление данного источника правового регулирования оказала ЕМАП.

В Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» определено правовое положение религиозных организаций, очерчены границы сфер влияния государства и религиозных организаций, утверждено право каждого гражданина РФ на получение религиозного образования, определены различия между понятиями «религиозная группа» и «религиозная организация». Закон устанавливает порядок создания религиозной организации и уточняет список необходимой документации для ее государственной регистрации, определяют основные положения устава организации. Также статьями закона определяются случаи отказа в государственной регистрации религиозной организации. Глава третья полностью посвящена правам и условиям деятельности религиозных организаций.

Данный закон вызвал недовольство со стороны западноевропейских стран и США. Он подвергался критике за то, что в нем четко отдавалось предпочтение четырем религиозным конфессиям, а православию отводилась особенная роль среди других религий. Данные положения, по их мнению, нарушали Хартию по правам человека. На этой волне активизировались и российские либералы, которые требовали изъять эти положения из закона. Но закон был принят без изменений.

В думе третьего созыва появился проект А. Чуева (имел несколько вариантов) «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» (в мае-июне 2002 г.). В нем автор предлагал считать традиционными религиозные организации, действующие на территории России не менее 85 лет, состоящие из местных организаций на территории более 10 субъектов РФ и признанные неотъемлемой частью исторического и духовного наследия народа России. Согласно этому документу, государство передает часть своих социальных функций религиозным организациям: работу с детскими домами, учреждениями для инвалидов, домами престарелых. Кроме того, они (религиозные организации) будут заниматься профилактикой наркомании, борьбой с бродяжничеством, контролем за усыновлением иностранцами детей из России, организовывать в храмах и молельных домах бесплатное питание для малоимущих, а также будут выполнять иную социальную работу. Помимо этого, государство и различные религиозные организации будут сотрудничать в сфере образования, СМИ (например, возможность заключения таких договоров с государственными теле- и радиовещательными компаниями, по которым эфирное время религиозным организациям будет даваться бесплатно или на льготных условиях). Религиозные организации будут проводить работу в исправительно-трудовых учреждениях (проведение обрядов, распространение религиозной литературы, организация духовно-просветительских бесед), вести духовно-просветительскую деятельность среди военнослужащих, участвовать в разрешении общественных конфликтов, а также появится возможность сотрудничества государства и религиозных организаций в международной сфере (открытие духовных миссий за рубежом, возвращение культовых комплексов и земель). Также появится возможность участия государства и религиозных организаций в совместных проектах. «Государство, в ответ, должно будет финансировать социальные проекты конфессий, и даст им свободный доступ к окормлению паствы в воинских частях и тюрьмах, возможность преподавания в школах. Церкви также возвратят все имущество, которым она владела до 1917 года»[279].

3 июня 2004 г. в Санкт-Петербурге на Научно-практической конференции «Российская цивилизация в ХХI веке: Политико-правовые основы социального партнерства государства и традиционных конфессий» был представлен проект А. Чуева («О социальном партнерстве государства и религиозных организаций»[280]).

После него депутатом от фракции КПРФ Сергеем Глазьевым в конце декабря 2002 г. в ГД РФ был внесен проект закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты». В проекте предполагается участие религиозных организаций в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и других областях. Согласно проекту, религиозные организации должны получить льготы на телевизионный и радио эфир, на издание литературы и периодики.

Здесь нужно отметить, что например, на телеканале ОТВ, для освещения своих богослужений, религиозной организации «Миссия Благая Весть» предоставляется примерно 2-3 часа телеэфира каждый день, в свою очередь, православные и мусульманские передачи выходят не каждый день, и время их общего вещания в неделю составляет порядка 3-4 часов. Если вспомнить об иудаистских и буддистских организациях, то им почти не предоставляется телевизионный эфир.

Возвращаясь к проекту Глазьева, нужно упомянуть, что в нем также говорилось, что для осуществления социальных программ государство будет оказывать служителям культа правовую, кредитную, финансовую и кадровую помощь, которая будет заключаться в выделении субсидий на строительство учреждений, в кадровом обеспечении, в финансировании расходов по эксплуатации и освобождении от налогов. Все имущество религиозных организаций, которым они владели до 1917 г., как и в проекте А. Чуева, предлагается вернуть.

В думе четвертого созыва в состав Комитета входят 8 депутатов (данные на 7 июня 2007 г.), представляющие 3 фракции: Единая Россия (6 человек) и по одному от КПРФ и "Справедливой России" - "Родина"(народно-патриотический союз). Председателем Комитета сейчас является С.А. Попов (кандидат политических наук и член Академии Политических Наук).

Если говорить о работе Комитета в целом, то в его недрах были разработаны политически, социально и общественно важные законы. Однако в регулировании государственно-конфессиональных отношений чувствуется явная недоработка и нехватка источников правового регулирования. Для более эффективной работы комитета необходимо иметь возможность прямого диалога между депутатами, входящими в комитет, и представителями религиозных организаций, а также посредством сотрудничества и тех и других с Общественной палатой РФ, более сильное аналитическое, информационное, экспертное обеспечение Комитета, разработка определенного категориального аппарата, методики и оценки современных религиозных процессов.

Здесь важным будет отступление, связанное с деятельностью Общественной Палаты РФ[281]. В Общественную палату РФ избрано 126 человек. По своему основному роду занятий члены Палаты являются: учеными (22 человека), политологами и аналитиками-экономистами (16), работниками искусства и культуры (15), юристами (14), журналистами и литераторами (12), религиозными деятелями (8), предпринимателями (7), врачами (5), педагогами (4), занимаются иными видами деятельности 23 человека.

В Общественной палате РФ сформировано 17 комиссий, в составе которых действуют подкомиссии по различным направлениям. Кроме того, члены Палаты работают в формате рабочих групп, в которые входят, в том числе, привлеченные эксперты – представители общественных объединений и иные граждане.

Одной из 17 Комиссий Общественной Палаты РФ является Комиссия по вопросам толерантности и свободы совести, состоящая из трех подкомиссий: по вопросам свободы совести, по вопросам национальностей, по проблемам противодействия экстремизму и ксенофобии.

Основными направлениями деятельности данной Комиссии являются[282]: утверждение общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей; выработка путей обеспечения межэтнического и межрелигиозного согласия; гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений; противодействие экстремизму, ксенофобии и нетерпимости на этнорелигиозной почве; осуществление мониторинга межэтнических и межрелигиозных отношений, а также деятельности политических и общественных организаций с целью выявления кризисных ситуаций и выработки рекомендаций; подготовка рекомендаций по противодействию экстремизму для законодательных органов, правоохранительных органов, региональных и местных властей, общественных организаций, СМИ, бизнес-сообщества, органов образования; налаживание международного сотрудничества в данно<

Наши рекомендации