Обзор истории израильского царства.
После разделения еврейского государства Иудейское царство, в
которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было
малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским
царством. На территории Иудеи находился Иерусалим – центр
политической и религиозной жизни еврейского народа. Поэтому
неудивительно, что многие израильтяне, особенно левиты, недовольные
политикой Иеровоама, переселялись в Иудею, чтобы быть ближе к святыне
Израиля – Иерусалимскому храму.
Первый царь Иудейский Ровоам после неудавшейся попытки силой
подчинить себе северные племена стал заботиться об укреплении границ
своего государства. Но Ровоам недолго «стоял в законе Господнем». На
четвертом году правления, под влиянием своей матери, аммонитянки
Наамы, он стал идолопоклонником и увлек за собой в идолопоклонство
своих подданных. По всей стране, на холмах и под священными деревьями
иудеи начали поклоняться чужим богам. За отступление от истинной
религии и нравственное разложение Господь вскоре наказал Иудейское
царство. Фараон Сусаким, убедившись, что оба еврейские царства
ослаблены постоянными конфликтами, напал на Палестину и опустошил
Иудею и часть Израиля. Он ушел лишь тогда, когда Ровоам заплатил
громадный выкуп, отдав ему величайшие сокровища Иерусалимского
храма и царского дворца. Великолепие и блеск Соломоновых сооружений
померкли уже двадцать лет спустя после их созидания: там, где сверкало
золото, остались голые стены.
После Ровоама воцарился его сын Авия, который царствовал всего три
года. В религиозных делах он пошел по стопам своего отца и не боролся с
идолопоклонством. Авию сменил на иудейском престоле его сын Аса,
который царствовал сорок один год. В отличие от своих предшественников
Аса был пламенным поборником истинной веры и непримиримым врагом
идолопоклонства. Прежде всего он отстранил от власти свою бабку Мааху,
жену Ровоама, насаждавшую культ Астарты и Приапа. Она поставила в
Иерусалимском храме пень дерева, символизирующий Астарту. Аса велел
сжечь этот пень в долине Кедрона. Он также убрал всех идолов с холмов и
из рощ и изгнал из страны чужестранцев, которые поклонялись ложным
богам.
Дело Асы по искоренению идолопоклонства в стране продолжил его
сын Иосафат. С этой целью он рассылал по Иудее священников и левитов,
которые учили народ почитать Истинного Бога и избегать ложных богов.
Иосафат даже сам предпринял поездку по своему царству и лично внушал
своим подданным уклоняться от идолопоклонства. Господь благословил
царствование Иосафата, и он сделал много полезного для народа
иудейского.
Одним из нечестивых царей Иудеи был Ахаз. Он ревностно почитал
лжебогов Ваала и Молоха и усердно строил в их честь капища как в самом
Иерусалиме, так и в его окрестностях. Во время его царствования
сирийцы, филистимляне и израильтяне совершали беспрерывные набеги
на Иудейское царство, опустошая его. Создался даже военный союз между
Сирией и Израилем, которые решили уничтожить царство Иудейское. Ахаз
был в затруднительном положении, но к нему явился пророк Исаия и
сообщил, что царство Иудейское не будет уничтожено, так как из дома
Давидова от Девы должен родиться Спаситель мира: «Се, Дева во чреве
приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Но Ахаз
обратился за помощью не к Богу, а к царю Ассирийскому и этим навлек
беду не только на своих противников, но и на свое царство. Тиглатпаласар
III в молниеносной кампании разрушил Дамаск, а затем вторгся в Израиль.
Страна была разорена, а ее жители уведены в плен, только хорошо
укрепленная столица – Самария не была захвачена ассирийцами. Она пала
в семьсот двадцать первом году при последнем израильском царе Осие.
Иудея же потеряла свою независимость и вынуждена была платить дань
ассирийцам.
После смерти Ахаза иудейский престол занял его сын Езекия. Во
время его правления пала Самария. Это произвело в Иудее потрясающее
впечатление. Пророк Исаия, живший в это время, призывал жителей Иудеи
покаяться и отказаться от ложных богов, чтобы их не постигла та же
участь, какая постигла Израиль. Под влиянием пророка Исаии Езекия
развернул большую деятельность по возрождению истинной религии. Он
боролся со всеми проявлениями идолопоклонства, разрушал капища,
разбивал идолов и срезал деревья, которым народ поклонялся на холмах.
Но прежде всего он возобновил богослужение в Иерусалимском храме.
При его отце храм был в запустении, богослужение не совершалось, и
ворота храма были закрыты. По приказанию Езекии храм был открыт и
освящен. При Езекии после долгого перерыва, с особой
торжественностью, была отпразднована Пасха. На праздник в Иерусалим
пришли не только иудеи, но и израильтяне.
Но мирная жизнь Иудеи вскоре была нарушена. Езекия отказался
платить дань царю Ассирийскому и заключил военный союз с Египтом
против Ассирии. В этот союз вступили также Финикия и Вавилон.
Союзники возлагали главные надежды на Египет. Пророк Исаия советовал
Езекии не вступать в этот союз, но отступать уже было поздно. Вскоре
вспыхнуло пламя восстания среди государств – вассалов Ассирии.
Ассирийский царь Сеннахирим мгновенно захватил Вавилон, подавив
восстание в Финикии, а затем разгромил египетскую армию, спешившую
на помощь союзникам. Грозный каратель подступил к стенам Иерусалима
и осадил его. Езекия был в отчаянии, но пророк Исаия успокоил его и
предсказал, что ассирийское войско не овладеет Иерусалимом, так как
город находится под защитой Самого Господа. Предсказание пророка
сбылось: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане
Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все
тела мертвые» (4 Цар. 19:35). После этого Сеннахирим прекратил осаду
города и вернулся в Ниневию. Иерусалим остался свободным. Езекия
царствовал еще несколько лет и успел поднять Иудею из руин.
Благочестивый царь умер в 687 году, а в 612 году пала столица
Ассирийского царства Ниневия. На развалинах Ассирии халдейский царь
Набопаласар основал Халдейское (или Нововавилонское) царство. После
смерти Набопаласара вавилонский престол занял его сын Навуходоносор II
(правил с 605 по 562 г. до н.э.).
Египетский фараон, желая ослабить нарастающую мощь
Вавилонского царства, начал военные действия против Навуходоносора.
Подстрекаемый фараоном царь Иудеи Иоаким отказался платить дань
Навуходоносору и стал на сторону Египта. Тогда Навуходоносор
молниеносным маршем прибыл в Иудею, захватил Иерусалим и угнал в
плен многих евреев вместе с их царем. На престол вступил сын Иоакима
Иехония. Так как он продолжал антивавилонскую политику отца, то в
страну снова прибыл Навуходоносор с огромной армией и начал осаду
Иерусалима. Иехония, вероятно, желая спасти Иерусалим от разрушения,
покинул город и добровольно сдался неприятелю вместе со всей семьей и
придворными. Чтобы умилостивить победителя, он преподнес ему все
драгоценности и сосуды из благородных металлов, какие были во дворце и
храме. Но на этот раз Навуходоносор был неумолим. Вместе с царской
семьей он угнал в Вавилон семь тысяч выдающихся мужей израильских.
Среди них был и пророк Иезекия. На место Иехонии Навуходоносор
назначил царем Иудейским его дядю Матфанию, переименовав его в
Седекию.
Седекия был недальновидным политиком. Очень скоро он попал под
влияние проегипетской группировки, и страна снова вступила на опасный
путь борьбы против Вавилона. Живший в это время пророк Иеремия часто
обращался к правителям и народу и в пламенных речах призывал их не
дразнить «вавилонского колосса». Он предупреждал также, что не надо
особенно рассчитывать на помощь Египта, а нужно прежде всего
покаяться и обратиться за помощью к Небесному Покровителю народа
еврейского. Но иудеи были глухи к проповеди избранника Божия, они даже
посадили его в тюрьму и жестоко избивали.
Навуходоносор зорко следил за политическими событиями на
Ближнем Востоке и, наконец, решил, что пора действовать. Он вторгся в
Иудею, разбил египетские войска, спешившие на помощь Иерусалиму, а
затем приступил к осаде иудейской столицы. Восемь месяцев длилась эта
осада. В городе свирепствовали голод и эпидемии. На улицах валялись
трупы людей, которых не успевали хоронить. Дело дошло до того, что
матери съедали тела своих детей, умерших от истощения или болезни. В
586 году до н.э. халдеи начали штурм, пробили брешь в стене и ворвались в
город. Разъяренные вавилонские воины убивали, грабили, поджигали дома.
Вскоре Иерусалим превратился в груду развалин. От храма и царского
дворца остались лишь обгорелые обломки стен и разбитые колонны. Город
перестал существовать.
Царь Седекия с семьей и группой придворных тайно покинул
Иерусалим и бежал в сторону Иордана. Посланный в погоню отряд поймал
его близ Иерихона. Навуходоносор велел убить царских сыновей, а самому
Седекии выколоть глаза и закованного в цепи отправил в Вавилон. Затем
победители начали согласно месопотамскому обычаю изгонять жителей из
иудейских городов и селений. Десятки тысяч пленных построили в
колонны, связали длинными веревками и погнали в далекую чужую
страну. С этого времени в истории иудейского народа начался новый
период – период вавилонского плена.
История пророка Илии.
Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого
царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа.
Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал
культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников
истинной религии преследовал и убивал.
Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был
родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь
в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде
отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал,
что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод.
«Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! – воскликнул Илия
грозным голосом. – В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только
по моему слову» (3 Цар. 17:1).
После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести
царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были
пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день
приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила
предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно.
Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок
Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем
доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней
была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по
слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не
уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.
Вскоре у вдовы случилось несчастье: ее сын тяжело заболел и умер.
Тогда Илия взял мертвого мальчика к себе в комнату, положил на свою
постель и с пламенной молитвой обратился к Богу, прося Его даровать
отроку жизнь. Господь услышал молитву Своего избранника, и мальчик
ожил. Вдова, преисполненная радости, сказала: «Теперь-то я узнала, что
ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар.
17:24).
Прошло три с половиной года засухи и голода и тогда «...было слово
Господне к Илии: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (3
Цар. 18:1). Царь, увидев пророка, стал упрекать его: «Ты ли это,
смущающий Израиля?» На этот упрек Илия смело ответил царю: «Не я
смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презирали
повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар. 18:17-18). Затем пророк
предложил Ахаву собрать народ и жрецов Ваала на гору Кармил и
испытать, кто истинный Бог – Иегова или Ваал. На вершину горы в
назначенный срок собрались четыреста пятьдесят пророков Ваала,
которых содержала царица Иезавель. Илия один, с помощью Божией
вступил в борьбу с ними. Многочисленные толпы израильтян и ханааненян
с напряжением ждали исхода этого своеобразного поединка. Грозный
пророк прежде всего обратился к народу с обличительной речью: «Долго
ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а
если Ваал, то ему последуйте». Затем он предложил народу приготовить
две жертвы – одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не
подкладывать. Тот Бог, Который пошлет огонь с неба на жертвенник, и есть
Истинный Бог. Царь и народ согласились с этим предложением. Первыми
стали приносить жертву жрецы Ваала. Они плясали вокруг жертвенника,
истязая себя ударами ножей и копий, исступленно кричали: «Ваале,
услышь нас!» Наступил полдень, а телец все не загорался; Илия советовал
им с иронией: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он
задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он
проснется!» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха (3 Цар.
18:21:26:27:29). Когда прошел полдень и наступило время вечернего
жертвоприношения, Илия построил жертвенник из двенадцати камней,
вокруг него вырыл канаву, сложил дрова, разрезал своего тельца и велел
лить воду на жертвенник. Когда канава наполнилась водой, пророк возвел
руки к небу и произнес пламенную молитву, прося Господа показать
идолопоклонникам, что Он есть единый Истинный Бог, Бог отцов
заблудившегося народа. Еще молитва была на устах пророка, как с неба
сошел огонь и поглотил не только тельца, но даже камни жертвенника и
воду из канавы. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь
есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39).
Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел
поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и
развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он
вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на
горизонте не показались дождевые тучи. Спустя некоторое время все небо
затянулось тучами, и хлынул долгожданный ливень.
Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил,
поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы,
Илия бежал в Иудею, где спрятался в одной из горных пещер. Здесь ему
явился Господь и велел идти в Израиль помазать на царство Ииуя, который
был военачальником у Ахава, а также помазать Елисея, сына Сафатова, «в
пророка вместо себя» (3 Цар. 19:16). Илия послушно пошел исполнить
волю Божию. По пути он встретил израильтянина по имени Елисей. Он в
это время пахал свое поле упряжкой в двенадцать пар волов. Пророк
накинул ему на плечи свою милоть (плащ) в знак того, что берет его к себе
в ученики. Елисей, взволнованный этой неожиданной милостью, сказал
пророку: «Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за
тобою» (3 Цар. 19:20). Затем он заколол двух волов, раздал мясо своим
землякам и, попрощавшись с родителями, пошел за своим учителем.
Земная жизнь великого пророка подходила к концу. Господь звал
Своего избранника к Себе. Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия
желал закончить ее наедине с Богом и с этой целью несколько раз пытался
разлучиться со своим неразлучным спутником и учеником Елисеем. Но
Елисей тоже, предчувствуя скорую разлуку со своим учителем, не
отлучался от него. Господь звал Илию в пустыню за Иордан. Когда Илия в
сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим пророческим
плащом (милотью) по водам Иордана. Река сразу расступилась, и они
перешли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею:
«Проси, что сделать тебе прежде нежели я буду взят от тебя...» – «Дух,
который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», – ответил Елисей. Илия
сказал ему: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя,
то будет тебе так» (4 Цар. 2:9-10). Разговаривая, они продолжали свой
путь по дороге. Вдруг огненная колесница, запряженная огненными
конями, разделила собеседников, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей
разодрал свои одежды и воскликнул в отчаянии: «Отец мой, отец мой,
колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2:12). В это время к его ногам
упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.
История пророка Елисея.
Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно
многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно
было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода
расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в
Иерихон, то жители города жаловались ему, что вода у них нехорошая, а
земля бесплодная. Елисей велел, чтобы ему принесли новую чашу, полную
соли. Затем он пошел от источника к источнику и оздоровлял воду,
насыпая в нее соль. С тех пор вода в Иерихоне стала хорошей, а земля –
плодородной.
Военачальник царя Сирийского, Нееман, был болен проказой. Никто
не мог вылечить его от этой болезни. Однажды он узнал, что в Самарии
живет пророк, который может его исцелить. Гордый сирийский сановник
подъехал к дому пророка на роскошной колеснице в сопровождении
многочисленной свиты. Но Елисей не вышел навстречу ему и не
поклонился, как этого ожидал Нееман, а лишь передал через слугу, чтобы
больной семь раз окунулся в Иордане, и тогда недуг пройдет. Нееман был
глубоко оскорблен, так как не привык к такому обращению. К тому же он
не поверил словам пророка и с возмущением воскликнул: «Разве Авана и
Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог
бы омыться в них и очиститься?» (4 Цар. 5:12). После этого он в гневе
покинул Самарию. Но по дороге слуги все-таки уговорили Неемана
выполнить совет пророка. Он свернул к Иордану и семь раз окунулся в
воде. Ко всеобщему удивлению, проказа исчезла, и тело Неемана стало
чистым, как у новорожденного младенца. Исполненный благодарности,
Нееман вернулся к Елисею, предлагая ему в награду серебро и дорогую
одежду. Но Елисей отказался принять дары. Тогда Нееман пообещал
Елисею, что отныне он будет поклоняться только Иегове, Который вернул
ему здоровье.
Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после
смерти мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев
неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в
пещеру пророка. Как только он при падении своем коснулся костей
Елисея, тотчас ожил и встал на ноги.