Мужество сомнений не подразумевает

«Мужество – не просто одна из добродетелей, а форма проявления любой добродетели во время испытаний, то есть в моменты высшей реальности. Целомудрие, честность и милосердие без мужества – добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным…»

Клайв Стейплз Льюис

Интервью на тему «Мужество: что значит быть настоящим мужчиной»

– Андрей Николаевич, первый вопрос: какие личностные черты, на ваш взгляд, присущие мужчине, являются истинно мужскими, отличают мужчину от не‑мужчины и делают их обладателя, по вашим меркам, «настоящим» мужчиной?

– Аналогичный вопрос обсуждали однажды посетители форума нашего сайта www.koicombat.org, когда на нем появилась тема «Кого можно считать настоящим мужчиной?» Я хохотал в голос, читая некоторые из сообщений, где утверждалось, что «мужчиной является тот, кто умеет хорошо водить машину, стреляет минимум из трех видов оружия, владеет ножом и имеет как минимум одно высшее образование». Продолжая рассуждать подобным образом, можно договориться до мелочей вроде того, что мужчина – это человек, у которого есть дорогие ботинки, он всегда чисто выбрит и слегка пьян. На мой взгляд, чтобы отнести кого‑либо к числу настоящих или игрушечных мужчин, не нужно всех этих деталей: нужно просто назвать его имя и фамилию и проанализировать реальные поступки этого конкретного человека, и тогда всё вскоре встанет на свои места.

Но если, не называя имен и не учитывая конкретных судеб конкретных людей, рассматривать вопрос в общем, то мне видится, что настоящий мужчина это тот, кто почитает своих родителей и обычаи своего народа, честно служит своей Родине и кормит свою семью. Вот это те мужские качества, которые никогда не отнимутся у настоящего мужчины. Он – защитник Отечества, он – отец, глава своей семьи, он благодарный сын, почитает своих отцов, и он является тем связующим звеном, которое передаст сознание, обычаи и Веру своего народа ее будущим поколениям.

Вот эти категории видятся мне совершенно мужскими. Женщина, в свою очередь, предназначена помогать мужчине в выполнении его миссии, но она не может его заменить. Опасаясь обидеть милых дам, скажу, что некоторые свойственные им черты как раз относятся к числу неприемлемых для мужчины. Шумность и слабохарактерность женщине простительны в силу ее природной слабости, но в мужском исполнении они смотрятся отвратительно.

Какие еще черты и качества следует иметь настоящему мужчине? Ровно те, которые любой маме хотелось бы видеть в собственном сыне. Более чем уверен, что каждая мать хочет видеть своего сына человеком ответственным, целеустремленным, готовым на несение того бремени, которое он на себя возложил, и на достижение той цели, которую он перед собой поставил. В этой связи важно понимать, что мужественность есть состояние перманентное. Это не просто набор каких‑либо качеств – это целостное внутреннее состояние человека, позволяющее реализовать все остальные добродетели.

Мужество, будучи состоянием, постоянно присущим мужчине, зримо проявляет себя в Подвиге, который также является совершенно уникальной формой жизни. Слово «подвиг» имеет тот же корень, что и глагол «двигать». Свершаемый подвиг осуществляет наше «продвижение», нужно только выяснить – куда. Сложно представить себе Подвиг, к которому был бы применим эпитет «мерзкий» – Подвиг должен быть чистым, высоким в сути своей, его совершение всегда подвигает человека, либо какую‑то общность людей, к свету, а значит к Богу. И если подходить к этому вопросу религиозно, с позиции христианской культуры, то Подвиг – это и есть путь к Богу, подвигание к Богу, как Подвиг Поста и Молитвы например.

Мы, христиане, имеем в качестве ориентира для совершений единственный абсолютный образ, которому хочется соответствовать – идеальный образ Спасителя, который будучи и человеком, и Богом не имеет ни одного сомнительного качества. В силу своего совершенства Он в итоге своей земной жизни смог совершить удивительный для любого человека Подвиг: принял смерть на Кресте, имея возможность одним мановением руки призвать на помощь легион ангелов, который растерзал бы в клочья презренную толпу, покусившуюся на Его жизнь. Но смиренной смертью Своей и Воскресением Он доказал правоту Своего дела, приняв грехи мира на Себя, и через это возвратившись к Отцу.

Иисус показал нам, каким должен быть настоящий мужчина и куда должен быть направлен Подвиг, явив всему миру, что он именно Сын Бога Живаго. Это абсолютный пример той жертвенности и того величия, которыми потенциально обладает человек, но готовность к ним не рождается сиюминутно.

Любой поступок, прежде своей реализации, рождается в душе человека. Это касается и низости, и великих свершений. Прежде всего, все свои решения мы переживаем внутренне. Так вот, наиболее важным и сложным является процесс именно осознания требуемого решения. И для мужчины, чтобы его подвиг состоялся, крайне важно иметь «духовный инструментарий», – знать и видеть те ценностные ориентиры, которые позволили бы ему принимать и реализовать правильные решения, не боясь приносить необходимые жертвы, оплачивая свой выбор своей и только своей жизнью и трудом.

Вот почему я за то, чтобы нравственное и патриотическое воспитание вернулось в наши школы. Мое поколение родилось в Советском Союзе. Мы все знали, как выглядят советские герои – титанические идеалы нашего времени, и нас учили тому, что мы должны им соответствовать. Мы играли в «зарницы», военные игры, где всегда были «наши» и «не наши», под которыми подразумевались Русские и «немцы»: так мы по‑своему переживали Вторую мировую, которая прошла за каких‑то 20 лет до нашего рождения. И мы твердо знали, что уж кем‑кем, но «немцами» мы точно быть не хотим, так что даже попадание в команду «за немцев» в игре было позорной участью. Мы точно хотели быть «Русскими»: теми партизанами, теми офицерами, солдатами, летчиками и моряками, образы которых стояли перед нами. Их подвиг горел в нашем сердце, и это было правдой.

На этом фоне не служить в армии считалось чем‑то предосудительным: не служивший молодой мужчина вызывал в то время глубокие сомнения в своих этических качествах и состоянии своего здоровья. И всё вместе это было очень патриотично, это было правильно.

На сегодня, к сожалению, воспитать мужественного человека крайне тяжело, потому что у нас нет национальной идеи, нет перед глазами тех гражданских образов, которые говорили бы, кем может и должен быть современный Русский человек образца 2012 года, если, конечно, не брать образ воина, священномученика Евгения Родионова, являющегося счастливым исключением в обществе постсоветского конформизма. Слава тебе Господи, что Он есть.

К сожалению, утеряв Веру Христову в массе своей, мы потеряли и Образ Спасителя, который должен был бы нам показать, каким должен быть человек в целом и мужчина в частности. Мужчина, который самоотречением от мирской суеты, от сиюминутных благ и удовольствий и подчинением себя высшей цели смог бы принять смерть за свои идеалы если не с радостью, то с благородством и спокойствием. Смерть, принятая через Подвиг, увековечивает событие. Так, смерть Спасителя на Кресте на пятидесятый день дала жизнь нашей Церкви, и вот она уже две тысячи лет держит перед собой этот Образ Распятого на Голгофе как Образ честности. А слово «честность» происходит от слова «Честь», и это тоже истинно мужское качество: мужчина должен иметь Честь и быть честным. И только осознание страха смертного способно его победить и только понимание необратимости смерти способно прояснить человеку ответственность за каждый с Честью прожитый день.

Итого: мужество есть состояние диалектическое, развивающееся, и для своего сохранения и умножения должно быть постоянно подпитываемо изнутри внутренней работой человека. Он черпает для этой работы силы из примеров мужества, которыми располагает и в которые верует, принимая их сердцем, а не искушаясь сомнениями и домыслами.

Подвиг – это проявление мужества де‑факто, Честь – это проявление совести, те нравственные рамки, которые не позволяют человеку ошибаться и тратить время на суетные размышления, не позволяют ему совершать мерзости или бездействовать вместо совершения подвига.

Ответственность – это качество, дающее возможность безоговорочно следовать принятым решениям и делающее невозможным отступления от них. На этот счет обычно говорю: отсутствие выбора крайне упрощает выбор. Примите однажды решение и четко следуйте ему. Мы свои решения не отменяем, мы за свои решения отвечаем. Потому что мы – Русские, а значит мы – солдаты Войска Христова, а это великая Честь и послушание.

И в сумме ответственность, честность и Подвиг образуют мужество как интеграцию усилий мужчины по достижению поставленной им перед собой высокой цели, соединяющей человека с Богом, а все цели в этом мире либо ведут нас к Богу, либо тащат в ад – и нет между ними середины.

– Андрей Николаевич, если рассматривать подвиг с христианской точки зрения, то к нему способны в равной степени, как это показывает история Церкви, и мужчины, и женщины. И мужчины и женщины в равной степени могут быть честными и ответственными и способны идти навстречу Богу, совершая свое подвижничество. Существуют ли, на ваш взгляд, какие‑либо особые женские и мужские черты христианского подвига, соответствующие двум этим различным началам?

– Перед Богом мы все равны, перед ним среди нас нет ни первых, ни последних, и говорить, что мужчины любят Бога по‑другому, чем женщины, было бы неверно. Мы все творения Его, без различий перед Ним, находясь в Теле Христовом – Церкви.

И как нет для меня более или менее дорогой части собственного тела (нога или рука, сердце или печень – всё мне дорого), так и здесь: Ему мы все дороги одинаково, а зачастую «блудный сын», как больное место, более окружен заботой Его, чем праведник, уже стяжавший право на Царствие Небесное.

В этой связи выделять отдельно мужские и женские качества с позиции Веры, наверное, нельзя, потому что в этом отношении Христос есть тот абсолютный идеал, который не может быть мужским Богом, он Бог общечеловеческий – Сын Божий, который вочеловечился ради всех нас грешных. Вера, по моему глубокому убеждению, представляет собой явление неделимое, что подтверждается поразительными подвигами не только верующих мужчин, но и верующих женщин, которые совершали столь трудные и глубокие по своей сути деяния, что могут служить прекрасным примером для всех мужчин, менее совершенных в своей Вере.

Прекрасным и ярким примером этому является Ксения Петербуржская, блаженная, которая, как мы знаем, носила мужской костюм, и называла себя Андреем Феодоровичем – по имени своего мужа, умершего певчего церковного хора. Ночами Ксения носила камни в предел церкви, которая строилась на Смоленском кладбище, и в этом пределе до сих пор все почитают стену, сложенную из этих кирпичей, а после, закончив эту работу, выходила в поле, где ее часто видели молящейся на коленях в снегу – за всех людей, которые ее окружали. Всё это Ксения Петербуржская совершала одна, ночью, и в непогоду, и в зимнюю стужу. По силам ли это полуголодной бездомной женщине без помощи Духа Святаго, без Благодати Его?

Дух Святой, приходя к тем, кто его зовет, помогает совершать и мужчинам, и женщинам столь поразительные вещи, что иначе как Божиим Чудом их и не назвать. И по сию пору матушка Ксения помогает, взывая к Божьей Помощи, стольким людям, приходящим к ней, что даже неловко подумать считать ее слабее кого‑либо из святых‑мужчин. Потому что не знаем мы, кто из них сильнее, знаем только, что все они молятся перед Господом и помогают нам, поскольку по молитвам их Господь милует нас, ими и живы. Жива этими молитвами и страна наша многострадальная.

Не важно, в каком месте ты стоишь перед алтарем, справа или слева, женщина ты или мужчина. Важно, насколько близка нашей душе покаянная молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Все мы равны перед Ним, и Слава Тебе, Господи, что это именно так.

– Андрей Николаевич, как воспитать в себе названные вами мужские качества и развить их в себе тем, кто ими уже в той или иной степени обладает?

– Единственный способ воспитания, который я признаю, это личный пример. Что бы вы ни говорили, какие бы вы книги ни заставляли читать своих детей, в какой бы школе они ни воспитывались, в какие бы кружки они ни ходили и в каких бы лагерях ни отдыхали летом, если вы не будете соответствовать тому образу, который им внушается, поверьте: они ему соответствовать не станут. Потому что детям свойственно подражать тем, кого они любят больше всего. Детская любовь – абсолютна, она рисует однозначные картины в части отношения к Маме, и именно поэтому зачастую мальчики находят себе девочек, похожих на Маму. Сатанист Зигмунд Фрейд извратил этот духовный порыв, назвав его «эдипов комплекс» полового влечения к матери, мы же уверены: сын любит Мать за тепло её Души и ищет это тепло и приметы будущей матери в будущей жене.

Отец является абсолютной категорией примера мужского поведения, каким бы этот пример ни был на самом деле. И, как правило, дети часто повторяют в каких‑то моментах отцовские привычки и качества. Поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок был человеком достойным, прежде всего достойными должны быть мы сами.

И не надо ничего объяснять, не надо ничего навязывать, потому что это форма насилия, пускай даже и во благо, но благими намерениями вымощена дорога в ад. Надо демонстрировать воспитательные примеры ежедневным Подвигом поступков, наполненных Верой в Бога, а значит радостью. Так вот, Подвигом Веры, Подвигом праведного бытия, когда «не хочу, но надо, и я это сделал» мы должны показывать, каким должен быть мужчина. И это, поверьте, будет иметь своим плоды. И когда мой сын пишет «Вконтакте» свой никнейм, как «Василий Кочергин – сын Андрея Кочергина», у меня сердце сжимается, потому что это явно не в шутку. А ему уже двадцать шесть лет. Он уже не вспыльчивый подросток, который радуется, что его папа в Интернете мелькает.

Поэтому показывать, показывать, показывать. И только – личным примером. Потому что «мысль изреченная есть ложь!» (с). А глаза не обмануть!

Что же касается того, как быть тем, кто чувствует в себе недостаток мужества и хочет самостоятельно его исправить… Где‑то на этот счет я уже рассказывал одну историю, которой хочу поделиться и сейчас.

Порой ко мне приходят письма, которые содержат в себе совершенно поразительные по своей глубине и искренности истории из жизни их авторов. Я тихо умиляюсь этому, потому что прежде не мог себе и представить, что мне могут написать столь интимные и тонкие вещи.

И вот как‑то раз пишет мне мальчик. Рассказывает он приблизительно следующее:

«Вот, Андрей Николаевич, знаете, я тот самый человек, над которым вы постоянно смеетесь, когда рассказываете что‑нибудь о том, как омерзительно быть слабым. Да, я – тот самый тщедушный „карапуз“. У меня действительно тоненькая шейка, у меня действительно оттопыренные уши, у меня очки с чудовищно толстыми стеклами. И таким я был всегда. И надо мной все издевались в садике, потому что я маленький, худой и в очках. Потом надо мной издевались в школе. Я как бы, знаете, даже привык, я, знаете, не знал, как по‑другому могло быть. Я свыкся с тем, что я вот такой, и даже перестал на это обращать внимание, потому что человек привыкает ко всему. Я привык к постоянному унижению. Я много читаю, ну, наверное, потому, что мне больше‑то и заниматься нечем. Мне реализовываться‑то некуда, потому что я слишком смехотворен для всего, что меня окружает. Однажды я подошел к полке в магазине и увидел какую‑то странную книжку. Я даже не интересуюсь никакими там единоборствами, но меня книжка поразила. Ну, какая‑то броская сильно была. Я открыл первый лист, прочитал, и не сдвинулся с места, пока не дочитал. Я ее купил. Я стал ее перечитывать. Это была книга „Мужик с топором“, ваша книга. Я ее читал‑читал, читал‑читал, читал‑читал, и вдруг я понял, что так жить дальше невозможно. Что трусом жить нельзя, что это омерзительно. Это просто противоестественно. Ну и, собственно говоря, на этом я и остановился: ну а делать‑то чего? Понял, что жить так дальше нельзя, а делать что – не понимал…

Задав вопрос, мы всегда получаем ответ, жаль, не все готовы слышать эти ответы с Небес.

…Вечером я иду по двору и вижу картину страшную: какие‑то то ли пьяные, то ли наркоманы избивают пожилого человека. И мне стало так страшно, я втянул голову в плечи и постарался быстренько‑быстренько их оббежать, чтобы мне еще не прилетело. Я бегу потихонечку к своему парадному, и тут я остро понимаю: а куда же ты бежишь? Ты сейчас придешь домой, откроешь дверь, возьмешь книгу, и она тебе руки сожжет. Она тебе руки сожжет… сожжет! Я увидел эту нереальную картину, и мне стало так страшно, что я развернулся, даже не понимая особенно, что делаю, побежал к этим ребятам и ударил первого, к которому подбежал, в лицо. И, видимо, настолько они не ожидали подобной выходки от столь ничтожного существа, что он возьми да и упади. Их было трое. Один упал, а двое остались – те, что пинали этого деда. Я вдруг понял: ну вот и всё, собственно. В общем‑то, вот и всё.

Поразительным образом, стоящие у соседнего парадного два мужика, которые курили и которые не вмешивались, потому что „это не их дело“, это их не касалось, они ни при чем, увидели, как какой‑то тщедушный подросток кинулся спасать мужика, и они мне помогли. Собственно, ребята просто убежали. Избиваемый оказался мужиком за пятьдесят, выпившим, у которого забрали мобильник и что‑то там еще. Какие‑то деньги. Они ему искалечили лицо, просто искалечили. Получается, что я спас человека, а спасая его, я спас себя».

Возникает вопрос: что было основой для этого мужества, кроме того, что человек понял, что так дальше нельзя? Какой возраст должен быть у человека, чтобы он это понял? Какие ограничения должны быть у человека, который поймет, что жить слизняком – это омерзительно? Мы не зависим ни от чего, кроме того, что происходит в нашем сердце, внешние условия принимаются нашими чувствами или могут быть отвергнуты нашим разумом, сердце всегда горит в нашей груди или замерзает в ней, задушенное нашей трусостью и маловерием.

Вот и остается только принять решение и уже не отступать от него, чем бы мы за это ни заплатили. И чем выше цена, тем, видимо, оправданнее то решение, которое мы принимали. Потому что «дешевые вещи» продаются на вонючих прилавках, лукавыми продавцами… за 30 сребреников.

А я не слишком богат, чтобы покупать дешевые вещи (с).

Единственное, о чем бы я мечтал, так это о том, чтобы в моей стране мужчины вдруг поняли, кто они, а поняв это, осознали, зачем они здесь, сейчас, вот в этом самом месте. И что они могут сделать для себя и, сделав для себя, сделать для своего народа. Я не про то, чтобы купить себе новую машину или погладить брюки. Я про то, что придя голыми в этот мир, мы голыми и уйдем из него, не захватив с собой ничего. Но при этом вся наша жизнь – это огромный экзамен, который кто‑то сдает, а кто‑то вульгарно проваливает. Я мечтаю, чтобы мы все сдали, чтобы на страшном суде было хоть что‑то, что можно было бы ответить с радостью, а не с ужасом. И дай Бог, чтобы Ангелы свидетельствовали, скольким людям ты помог, протянул руку, от скольких ужасов ты отказался в силу неприятия последних, потому что нельзя, не дОлжно, не имеем права по совести нашей. Чем выше мы поднимаемся на эту гору Правды Христовой, тем на меньшее число вещей и привычек мы имеем право потому, что они непозволительно отягощают нашу ношу. Чем выше лежит наш Путь, тем меньше попутчиков рядом, но чище воздух.

Путь на Голгофу – это путь одиночки с Крестом на спине. Строем и с песней не войти, мы все вместе лишь потому, что каждый из нас идет в этом направлении, но отвечать нам придется именно за себя… Рекомендательные письма к рассмотрению не принимаются, отзывы от месткома отвергаются, и нет честнее суда, чем суд вашей совести, происходящий перед лицом Бога.

– Андрей Николаевич, занятия какими видами спорта, на ваш взгляд, лучшим образом развивают мужские черты в мужчине? И, напротив, есть ли какие‑то виды спорта, занятия которыми мужчинам вы не рекомендуете?

– Любой спорт греховен. Потому что без амбиций (для многих – без гордыни) невозможно добиться победы. Это правда. Так вот, какими силой и мужеством должен обладать Православный спортсмен, чтобы не уподобиться алчным гордецам? Православный сражается на спортивных аренах не во имя себя сладострастного, а во имя своего народа, для того, чтобы указать своим собратиям и показать всему миру: каков есть Русский человек – Победитель.

Приведу пример: Федя Емельяненко. Я брал у него интервью около года назад:

– Фёдор, скажите, пожалуйста, когда вы себя почувствовали по‑настоящему Православным человеком?

– Полтора года назад.

Всего полтора года назад крещеный Фёдор Емельяненко почувствовал себя по‑настоящему Православным. Я, естественно, не стал у него спрашивать, что явилось тому причиной, но какое счастье, что взрослый, самостоятельный, к тому времени крайне известный человек вдруг обрел настоящую Веру Христову в полной ее мере, да такую, что он готов об этом говорить постоянно! Вместо гордыни явилась ответственность за свой народ и указание примером, каким богатырем может и должен быть Русский мужчина.

Скольких людей он «вытащил» с улиц и привёл в залы? Социальная значимость этого человека гораздо выше, чем у многих членов правительства, генералов и бизнесменов. Он – единственный на сегодня реальный, а не вульгарный авторитет для молодежи. Пример, в который никто не вкладывал деньги. Он до сих пор существует в автономном плавании, он по сию пору не отмечен полной мере, насколько этого достоин. Даже американцы говорят: если бы он жил в Америке, был бы национальным героем. Фёдор не национальный герой России. Он далеко не богатый человек. Человек, существующий на свой страх и риск. Тренирующийся, занимающийся в условиях, которые ему явно не соответствуют в полной мере, вынужденный выезжать за границу на сборы. Вот пример Православного воина, который сражается с именем Христа на устах и за свою великую страну.

На сегодня спорт – это поле политических сражений. Именно поэтому, скажем, Олимпиаду выигрывают китайцы: они демонстрируют, что китайская империя снова в авангарде мира. Она настолько сильна, что готова заносчиво противопоставить себя всему человечеству. Так вот, сегодня спорт – это именно война, тихая и бескровная война, которая демонстрирует силу государства. Имеем ли мы право её проигрывать? Нет. Есть ли там личные амбиции спортсмена, убивающие его душу? Допускаю, что есть, но их не должно там быть по факту Православия наших ребят, где прежде всего ортодоксальная Вера Христова и служение своему народу, а лишь потом – всё остальное, включая саму жизнь. Должны быть счастье и радость, что за твоей спиной Флаг твоей страны, и твои сородичи и единоверцы смотрят на тебя с надеждой, веря в твои силу и мужество.

Рецепт один: за Веру Христову! За Веру, Царя и Отечество! Вот призыв, который вел русских солдат в бой и приносил величайшие победы русскому оружию. Сегодня это оружие может быть спортивным, но грязными руками великие дела делать нельзя, – медали можно перепачкать. Поэтому мое глубокое убеждение – человек должен быть верующим. Я никому это не навязываю, но я абсолютно в этом уверен.

Что касается коммерческих видов спорта… К сожалению, это более бизнес, чем спорт. И чем больше там денег, тем меньше там именно благородного спорта, тем больше ты понимаешь, что люди те всё дальше и дальше уходят в гордыню, которая есть порождение диавола. Они кумиры молодежи, причем кумиры в полном смысле этого слова, часто богатые и крайне избалованные люди, например футболисты, получающие миллионы долларов в голодной стране, где моя мать‑старуха живет на пенсию в 7,5 тысяч рублей, проработав всю жизнь. Остаться при этом человеком очень сложно, и для них сказал Иисус: «Проще верблюду пролезть в игольное ушко», чем этому упревшему в трудах игровых любимцу толпы попасть в Царствие небесное, если не ищет он смирения и покаяния, не жертвует на благие дела от сердца своего.

Что же касается совета, каким видом спорта заниматься… Да любым. Потому что спорт – это дисциплина, это планирование, это школа достижения результата, это труд, огромный труд. Но при этом всем, занимаясь совершенствованием физическим, человек просто обязан заниматься совершенствованием духовным. Здесь огромную роль играет личность тренера и личность родителей. У нас в организации «Кои» поразительным образом, без всяких на то ограничений или отборов, подавляющее большинство занимающихся ребят – это ребята Православные, ребята Русские. Хотя мы никому не запрещаем приходить к нам в зал, так получилось само собой. И я понимаю, почему: трудно заниматься, не будучи Православным, у Православных тренеров. Трудно быть в среде Православных ребят, не будучи верующим человеком, заниматься в залах с иконами. Подобное тянется к подобному, чуждое отторгается.

– Скажите, пожалуйста, стоит ли сегодня молодым людям служить в армии в свете тех преступлений, которые в ней регулярно совершаются? В период срочной службы, по контракту? Стоит ли поступать в военное училище? Стоит ли сегодня молодому человеку так или иначе связывать свою жизнь с армией?

– В научном коммунизме есть очень точная фраза: «армия – это кривое зеркало общества, которому служит» (с). Я более чем уверен, что в сегодняшнем состоянии в России жить оскорбительно. Сегодняшняя модель общества, навязанная существующим государством, это звонкая пощечина Русскому человеку за годы конформизма и продажи Веры в обмен на иллюзорные перспективы, обещанные Хрущевым о построении коммунизма (Царствия Небесного на земле) к 80‑м годам прошлого века (ой, не сбылось!). И, видимо, чтобы покаяться в полной мере, нам придется вкусить горький хлеб жизни, оскорбленной нашей глупостью. Оскорбительная жизнь, оскорбительное государство рождает оскорбительную армию, к сожалению. И здесь я за многие‑многие годы не знаю ответа на дилемму: служить или не служить в армии постсоветского периода. Потому что армия, потерявшая вероятного противника, потерявшая стратегическую доктрину, армией называется лишь по внешним признакам… Это хозвзвод, потерявший своего сержанта.

Я не могу взять на себя ответственность заявить что‑то категорическое, бравурное: «Идите все в армию, будет вам счастье». Знаю другое: прятаться, бежать и вести себя нечестным образом, преступая закон, – по меньшей мере, оскорбительно по отношению к себе самому. А значит, отвечу неприлично длинно, на казалось бы, очень простой вопрос: я не готов сказать, что я рад тому, что мальчики сегодня идут служить в эту «армию». Потому что прекрасно понимаю, что за этот год, с тем уровнем боевой подготовки, которая ныне существует, это даже не курс молодого бойца, а профанация. Но и прятаться от армии, по сути своей, – унижение вашей Чести. Выбор в ваших руках, а не в моих, я свое отслужил.

Мне видится лишь один выход из этого циклического тупика: при изменении государственной направленности как таковой по отношению к народу, населяющему мою страну, к титульной нации прежде всего, отношение к армии должно кардинально поменяться. И вот тогда, я совершенно уверен, что если мы выйдем на профессиональную основу, если мы выйдем на некое резервистское пополнение армии (на случай войны) за счет начальной военной подготовки, по‑серьезному выстроенной во всех учебных заведениях, мы будем понимать, что у нас есть резервисты, а есть профессионалы. То есть разделим пополнение армии на два достаточно независимых потока: а) постоянный состав – офицеры и прапорщики, действительные профессионалы своего дела и получающие достойную зарплату, при реорганизации и тотальном сокращении численности вооруженных сил (срочнослужащих) и даже родов войск, и б) резервисты, подготовленные на курсах «начальной военной подготовки» в школах и вузах, а затем на полевых сборах на случай войны. Каждый мужчина обязан иметь представление о службе в армии, но на уровне именно подготовки и периодических сборов, а не на уровне содержания в казарме с метелкой и лопатой в руках. То есть лучше меньше, да лучше.

– Андрей Николаевич, считается, что настоящий мужчина – физически сильный и способный при необходимости с помощью насилия отстоять свои интересы и защитить своих близких, себя. Насколько, на ваш взгляд, физическое здоровье, выносливость и способность к насилию важны для того мужчины, который хотел бы быть настоящим?

– Война – это насилие. Солдат, не способный проявить насилие по отношению к врагу, солдатом называться не может. В этой связи существование рукопашного боя в системе подготовки вооруженных сил – это не есть проявление тренинга арсенала выполнения боевой задачи. То есть рукопашным боем на современном театре военных действий задачи не выполняются. В рукопашную никто не ходит, тактические условия современной войны крайне изменились с 1945 года.

Совершенно невероятно, чтобы солдат заставляли выполнять задачу по уничтожению противника с малыми саперными лопатами или ножами в руках. В этой связи рукопашный бой – это всего лишь комплексный тренинг психической готовности и специальной физической подготовки. То есть, не имея под руками тренажерных залов, татами, рингов, подготовленных манежей или чего‑нибудь в этом духе, руководитель физической подготовки в войсках вынужден прибегать к рукопашному бою как к комплексной системе подготовки, не требующей специальных условий реализации. Так вот, именно рукопашный бой тренирует психическую готовность к насилию в отношении тебя и в отношении противника. Если человек не может бить, он никогда не сможет убить. Извините, но солдат или офицер – это профессиональный убийца на службе государства. И когда милые родители отдают сына в военное училище, они отдают его государству, чтобы оно сделало из него убийцу. И это правда, относиться надо к этому спокойно и с пониманием.

После падения Адама нас окружает насилие, порожденное искалеченной природой человека. Только с одной стороны – есть насилие сладострастное, а есть насилие вынужденное, для пресечения большего зла, когда выбора, к сожалению, нет. Убивая микробов, мы побеждаем болезнь. А непротивление злу зло умножает, мы уже говорили об этом.

Несопротивление врагу отдаст нашу землю и наши семьи во власть врага. В этой связи мы вынуждены убивать и побеждать, повинуясь боевому приказу, присяге и благословению духовного Отца. И до второго пришествия мне другого исхода событий не видится. Насилие по отношению к врагу – проявление воинской доблести. Вспомним воина Христова Александра Пересвета на поле Куликовом, который смиренно принял бой с Челубеем, отринув доспехи, положившись на Волю Божью. Погибнув, просиял на века. Слава Богу! Есть у нас ориентиры для Русского солдата.

– Если поставить тот же вопрос ребром: мужчина, не умеющий драться, мужчиной называться не может? Не умеющий – не от трусости, не потому, что он боится, а потому, что он никогда не учился этому, не занимается единоборствами, не дрался во дворе.

– Мне или больше везло или совсем не везло, я даже не понимаю, как могут ухитряться не подраться ни разу… Я один раз видел человека, который заявил мне, что ему пятьдесят лет, и он ни разу не получал по лицу. Я даже не понимаю, о чем он говорит. Мне написал письмо мальчик, который сказал: «Андрей Николаевич, вы пишете какие‑то ужасы. Про страшных людей и так далее. Я живу в Москве, играю на скрипке. У меня отец музыкант. Дядя мой музыкант. Папа мой никогда ни с кем не дрался, у него не было в этом необходимости. И дядя никогда ни с кем не дрался, у него тоже не было такой необходимости. Зачем же вы врете, что это всё происходит на каждом шагу? У меня не было ни одной ситуации, которая бы говорила мне о том, что мне нужно драться. Просто не было. Я уверен, что такой ситуации не будет никогда».

Я ему ответил: «А я вам завидую! Я не понимаю, как вы это делаете. У меня эти ситуации возникают раз за разом». Я как‑то не дрался в течение года на улице за что бы то ни было, – за свои идеалы, представления, либо кто‑то не решил мне мою физиономию лысую набить по неведомым причинам (что меня вообще поражает, что за суицидные настроения у людей бывают?)… Так вот, я год не дрался и был озадачен этим. Я сам себя начал спрашивать: может быть, я постарел, я выгляжу как‑то по‑другому, уныло и жалко? Или Господь меня милует каким‑то особенным образом. Поверьте, недавно наверстал самым беспощадным образом, поверьте, до последнего терпел хамство, но пределы терпения есть даже у меня. Впрочем, наверстал и подумал: ну вот я и дома.

Кстати, мальчику, написавшему письмо, ответил еще и наш товарищ, покойный ныне Саша Павлов (офицер ГРУ ГШ): «Дружище! Я вырос в Купчино. Историю тебе расскажу. Когда я учился в ПТУ, парни из соседней группы своему однокашнику выкололи гвоздем глаза. Потому что он то ли в карты проиграл, то ли нашкодил как‑то особенно цинично. Это было совсем недавно по историческим меркам. Это – Купчино, это – Петербург. Кто вам сказал, что вы будете двигаться по своей жизни только по тем маршрутам, где нет мальчиков из Купчино? Кто вам сказал, что вы случайно не окажетесь в одном вагоне поезда, едущего во Владивосток, с этими ребятами, и они не выпьют водки? Кто вам сказал, что однажды на темной улице не окажется ни одного фонаря, и не появятся ребята, которым срочно надо закурить, выпить или Бог его знает что?»

И вот тут возникает такая рабочая гипотеза: если вы не будете чистить зубы, вам грозит кариес. Если вы не думаете о своей безопасности, ваша безопасность вас подведет. Поэтому лучше уметь и не пользоваться, чем не уметь и не пользоваться. Это некий здравый смысл, и не более чем. В этой связи меня поражают люди, которые не прикладывают усилий, чтобы стать сильнее. Не прикладывают усилий, чтобы быть умнее, эрудированнее, образованнее, крепче духом. Это бесконечный процесс, не бывает достаточных умений на этом пути. Достаточность – это эфемерное понятие. Я достаточно образован или я достаточно силен – для чего, относительно чего? Это бесконечный процесс, тренироваться нельзя прекращать никогда. Как нельзя прекращать чистить зубы и мыть руки. Примерно так.

– Насколько для мужчины возможно и необходимо применять насилие не для защиты от врагов, а для защиты своих интересов, ну например, при воспитании детей, в обращении с супругой? Для того чтобы морально давить на других людей, имея физическую силу и подготовку, достаточные для того, чтобы при необходимости и физически на них воздействовать? Насколько это важно и значимо?

– На самом деле, при достижении поставленной цели мы должны применить все допустимые методы, которые могли бы нам помочь эту цель достигнуть. Но выражение «цель оправдывает средства» омерзительно по сути своей. Вот тут‑то и нужно иметь то внутреннее ограничение, которое нам диктует Вера Христова. Потому что нельзя перешагнуть через Любовь, именно Любовь к человеку как Образу и Подобию Божьему, близким, Родине, должна нас остановить от чрезмерности процесса. Когда ваш ребенок съел без разрешения варенье, не надо в него стрелять из охотничьего ружья, достаточно дать подзатыльник. И то, и другое – насилие. Оно оправдано кражей варенья. Но есть здравый смысл и внутреннее состояние Любви, которое борется не с ворованным вареньем, а скорее с проступком ребенка, с грехом кражи, чтобы он более так не поступал.

Так вот, прежде всего мы думаем о людях, и хотим их чему‑то научить, исправить ложное, указать на истинное, сражаясь не с человеком, а с грехом, любя человека, оберегая его всеми силами. Мы не наказываем, а указываем, это другое. Это две полярные вещи. Почему я категорически уверен, что в любом преступлении есть доля ответственности государства и социума, проглядевших этого человека и не участвовавших в его воспитании в должной мере? Когда человека с легкостью отправляют на смерть либо осуждают его по

Наши рекомендации