Прогрессия_____________ Мужество

А Прогрессия_____________ Мужество - student2.ru

Соматическая Психическая Социальная Трансцендентная

ролевая категория ролевая категория ролевая категория ролевая категория

Б Прогрессия_____________ Мужество - student2.ru

Регрессия_______________

Страх

При определенных нарушениях развития может ока­заться пропущенным тот или иной ролевой уровень: раз­витие трансцендирует не с одного ролевого уровня на следующий, а протекает в скачкообразной прогрессии. Это приводит к патологии, выражающейся в «пробелах» в личности. Хотя эти скачки в развитии имеют прогредиентное направление, при каждом из них существуют две возможности проявления расстройства, в соответствии с которыми оно приобретает либо черты (сверх-)смелости, либо черты относительной боязливости или осторожно­сти в рамках общей прогрессии.

Если в развитии происходит скачок с соматического ролевого уровня (1) на социальный (3), то есть прежде, чем в достаточной степени было освоено психическое ро­левое поведение, то возникают следующие нарушения:

Психопатическое развитие
1 – 3 àМужество: Психопатическое поведение
1 – 3 àОсторожность: формализм деспотизм
Пробел: в сфере чувств

Если в развитии происходит скачок с психического ролевого уровня (2) на трансцендентный (4), то есть без достаточного овладения социальным ролевым поведени­ем, то возникают нарушения, которые в совокупности относят к нарушениям шизоидного круга:

Шизоидное развитие
2 – 4 àМужество: шутовская личность
2 – 4 àОсторожность: сектант
Пробел: в социальной сфере

Скачкообразная прогрессия образует «пробелы» в личности. И все же это прогрессия, что, пожалуй, и опре­деляет, почему данные люди не страдают по-настоящему.

Инверсия направления развития при регрессии явля­ется причиной чувства неудовлетворенности бытием, от которого в той или иной степени страдают люди. В рам­ках дезинтегрирующей регрессии смелость столь же от­носительна, как и страх при прогрессии. Поэтому если, говоря о прогрессии, мы называли страх осмотрительно­стью, то в рамках регрессии смелость следует скорее по­нимать как защиту от страха.

В следующей схеме регрессия 4 — 3 не означает, что данный человек уже освоился с жизнью в четвертой роле­вой категории. Возникающие здесь невротические симп­томы гораздо чаще оказываются остановкой или задерж­кой на третьем ролевом уровне: хотя человек созрел для трансценденции к четвертому ролевому уровню, вместо этого он судорожно цепляется за третий ролевой уровень.

Невротическая регрессия или застой
4 – 3 àЗащита от страха:   Патологическое приспособление
неврозы навязчивых состояний
4 - 3 àСтрах: неврозы страха

После достигнутого прочного закрепления личности на третьем, или социальном, ролевом уровне может воз­никнуть маниакально-депрессивное помешательство.

Психотическая регрессия
3 – 2 àЗащита от страха: мания
3 – 2 àСтрах: депрессия

При недостаточном закреплении личности на третьем ролевом уровне при регрессии может иметь место шизофренная картина болезни:

Шизофренная регрессия

4 – (3) – 2 àЗащита от страха: мегаломания (мания величия) и т.п.
4 – (3) – 2 àCтрах: Паранойя (мания преследования)

Другие формы скачкообразной шизофренной регрессии:

(3)- 1 à Острыйшизофренный психоз
(3)- 1 à Защита от страха: попытка псевдоиденти­фикации со вселенной, копрофагия и т.д.
(3)- 1 à Страх: кататония
3 – 2 - 1à Хроническаяшизофренная регрессия: шизофренный дефект

Из этой модели нарушений в нормальном развитии целенаправленного человеческого бытия вытекают пока­зания к применению специальных форм психодрамотерапии, относящихся к различным ролевым уровням.

Обычно психодрамотерапия начинается со сцениче­ского изображения актуальных проблем нуждающегося в лечении клиента. При этом необходимо выяснить, в ка­ких ролях или ролевых кластерах (ролевых конгломера­тах) развертывается жизнь клиента и какие проблемы возникают из-за актуализации этих ролей или из-за ла­тентного состояния других. Психодраматическая диагностика в процессе игры должна дать ответы на следующие вопросы:

1. На какой ролевой уровень — соматический, психиче­ский, социальный или трансцендентный — приходит­ся главный акцент организации жизни клиента?

2. Развертывается ли его жизнь на ролевых уровнях, со­ответствующих его ролям, или же в ней у самого кли­ента возникли нарушения из-за диссоциации ролей-стимулов и ролей-ответов, то есть из-за сдвига на раз­личные ролевые уровни акции и реакции, причины и воздействия, он оказывается сдвинутым в буквальном смысле слова?

3. Является ли ролевое поведение человека гибким или же оно пребывает в состоянии застоя, в прогрессии или регрессии?

4. В каких ролях действует обычно клиент: в восходя­щих, достигших своей кульминации, доминирующих или извращенных (то есть, согласно Морено, в ро­лях, которые являются или стали для человека невы­годными, возможно, даже вредными), в нисходящих или уже затухающих?

5. Имеются ли ролевые конфликты — интраролевые конфликты? Интерролевые конфликты? Интраперсональные ролевые конфликты? Интерперсональные ролевые конфликты?

6.а) Каковы наиболее важные предпосылки и условия или, наоборот, препятствия для актуализации ролево­го агрегата данного человека, а также для его интер­акции с миром? Наследственность (Н), внутренняя безопасность (ВБ), внешние условия (ВУ), то есть экономические, общественные и прочие объективные данности, межчеловеческие отношения (МО) с их социометрическим констелляционным гнетом, факто­ры здоровья (3)?

б) Усиливают или снижают эти условия акциональный голод клиента и его креативную интеракцию с ми­ром?

Акциональный голод и взаимодействие человека с миром зависят, однако, не только от ролей индивида, но и роли со своей стороны, по определению Морено, представляют собой «межчеловеческий опыт, и для их актуализации требуется, как правило, не менее двух человек» (96). Следовательно, в психодрамотерапии не­обходимо учитывать не только роли отдельного клиен­та, но и

7. Роли-интеракции различных людей в их воздействии как на отдельного интерагирующего «исполнителя роли» («man is a role player») (86), так и на группу или на социальное окружение в целом. Следует учи­тывать интерперсональные ролевые конфликты на различных ролевых уровнях.

В этой связи социометрической диагностике и уста­новлению показаний придается особое значение.

Если таким образом получено представление о попе­речном разрезе всей жизненной ситуации клиента и вме­сте с тем благодаря прояснению ситуации и ее лучшему пониманию с разных точек зрения, эмоционально пере­житых и рационально осмысленных, достигнуто также уже нечто существенное в терапевтическом отношении, то в качестве очередной процедуры психодраматической терапии следует прояснить организацию жизни клиента и в продольном разрезе, то есть в ее этиологии и финальности. Соответственно этому припомненные или вы­тесненные события из прошлого репродуцируются в рас­крывающих психодрамах.

В психодраме инсценируются и конкретизируются фантазии клиента относительно будущего, равно как и точные планы на будущее, которые нередко упорнейшим образом определяют его нынешнее состояние.

При условии строгого учета состояния клиента иног­да имеет смысл подвергнуть его буйные, возможно, гени­альные или болезненные фантазии психодраматическому испытанию на реальность (91), то есть переместить их для проверки в реальность, или же, конкретизировав их в психодраме, выяснить их этиологию и при необходи­мости устранить. Соответственно у других, бедных фан­тазией клиентов важно ее пробудить и тем самым со­здать предпосылку для более креативного поведения в будущем.

Это общее описание психодраматической работы нельзя понимать как жесткий рецепт. То, что верно для одного клиента, может быть неверным для другого. Поэ­тому главенствующий принцип состоит в том, чтобы ни­чего не предпринимать без воли клиента, то есть без его доверия к психодрамотерапевту и к группе, — он дол­жен прийти к новому пониманию и увидеть перспективы на основе собственного переживания в психодраматиче­ских сценах. Психодрама позволяет каждому человеку продемонстрировать, кем он был и чем это было, кто он есть и что это есть, кем ему хочется быть и что ему хо­чется иметь. У него всегда есть простор для самораск­рытия, формирования, трансформации и интеграции.

Если при изложении приближенной к жизни и соот­носимой с реальностью психодрамотерапии мы поставим вопрос Вильгельма Мейстера: «К чему же все сводит­ся?» — то не может быть более точного ответа, чем ответ Гёте: «Думать и делать, делать и думать — вот итог всей мудрости: это искони признано, искони исполняется, но постигается не всяким. И то и другое в течение всей на­шей жизни должно вершиться непременно, как вдох и выдох, и, как вопрос без ответа, одно не должно быть без другого. Кто ставит себе законом то, что шепчет на ухо каждому новорожденному его гений — человеческий разум: испытывай мысль делом, а дело мыслью, — тот не собьется с пути, а если и собьется, быстро отыщет верную дорогу» \И.В.Гёте. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся (перевод С.Ошерова) — Собр. соч. в десяти томах, т. 8. М, «Художественная литература», 1979, с.231. — Прим. ред.\ (40).

Теперь нам следует обсудить патологические синдро­мы, исходя исключительно из нарушений ролевого пове­дения, которые в зависимости от соотношения между степенью прогрессии и регрессии на разных уровнях развития ведут к различной симптоматике.

Наши рекомендации