Склонность к психологии и практике НЛП игумена Евмения
Игумен Евмений на страницах своих книг исповедует «теологию процветания, обогащения и успеха», лидерами которой являются такие неопятидесятники, как Ульф Экман, Александр Ледяев и Сандей Аделаджа.
Протоиерей Олег Стеняев
В настоящей главе мы рассмотрим неоднозначный труд игумена Евмения, под названием «Духовность как ответственность». Так уж получилось, что книгу игумена Евмения «Духовность как ответственность» мне довелось прочитать ранее, до того, как протестантские воззрения автора стали достоверно известны широким массам. Огромное удивление вызвал тот факт, что автор, так бурно рассказывающий о человеческой душе, о психологии, о духовничестве, не имеет никакого образования (!): ни духовного, ни, тем более, психологического. Завести такие вольности в рассуждениях игумена Евмения, которые мы рассмотрим ниже, могут очень далеко. Ведь даже практически все святые отцы, дерзавшие рассуждать о Боге и о тайнах человеческой души, имели хорошее образование.
Автор книги пытается сопоставить психологию и православие, а точнее «загнать» религию в рамки психологии. К сожалению, а может быть и к счастью, задумка не удалась. Название книги само уже говорит либо о невежестве в данном вопросе, либо о нетрадиционных взглядах игумена Евмения. Название «Духовность как ответственность» позволяет нам поставить знак равенства между этими понятиями, то есть приравнять понятие «духовность» и понятие «ответственность». Исходя из этого, мы можем утверждать, что если человек, только лишь ответственный и никакие другие добродетели ему не присущи, то, тем не менее, он будет являться духовным. Здесь мы видим явное расхождение с православной традицией, которая дает духовности или духовной жизни более широкое определение, нежели просто – ответственность. «Жизнь духовная, – говорит нам святитель Феофан Затворник, – особый мир, в который не проникает мудрость человеческая».[46] Это значит, что скудный человеческий ум никогда не сможет вместить полноты жизни духовной, да и пытаться сделать это совершенно не нужно. У каждого человека своя индивидуальная жизнь, несравнимая больше ни с кем. Поэтому святые так аккуратно и мудро писали о духовности человека. Следовательно, одной лишь ответственности для спасения человеку будет мало, да и критерием духовности ответственность являться не может. «В книге «Духовность как ответственность», настоятель монастыря, на примерах, в том числе и из своей практики, даёт своеобразные иллюстрации применения психоаналитических методов в православном духовничестве. – Рассуждают игумен Антоний (Логинов) и протоиерей Сергей Гончаров в своей интернет-статье «NLP-практика игумена Евмения». – Создаётся такое впечатление, что автор интенсивно пытается взболтать, перемешать до консистенции однородной массы, некоего коллоидного раствора, опыт православных подвижников и приёмы современной психотерапии, дабы убедить читателя в их тождественности, в неразличимости одного от другого. Однако же, первую очередь, вызывает недоумение уже само название книги, сводящее духовность (цель христианской жизни по учению преподобного Серафима Саровского) лишь к одной из душевных добродетелей – ответственности. Очевидно, что каждый духовный человек ответственен, но точно так же очевидно, что не каждый ответственный человек духовен. Впрочем, оказывается, что игумен Евмений подхватил эту мысль со стороны: он ссылается на какого-то неизвестного наставника, который велел всей братии монастыря записать аподиктическое тождество: духовность есть ответственность. Остаётся только радоваться тому, – подводят итог авторы статьи, – что такая «духовность» всё же несколько превосходит шестой уровень модели Дилтса». [47].
Огромное недоумение вызывает и тот факт, что автор использует в огромном количестве работы иностранных философов, психологов, ученых и писателей, придавая порой им больший авторитет, нежели отцам Церкви. Нет, дело совсем не в национальной принадлежности этих авторов, а в том, что они не только не знакомы с православием или с какой-либо религией, но зачастую являются воинствующими атеистами. Поэтому использование их трудов категорически недопустимо для проповеди христианства (если конечно игумен Евмений ставит перед собой эту цель). Но игумен Евмений не случайно использует работы этих ученых. Многие из них в своих трудах не только призывают использовать технику Нейролингвистического программирования (НЛП), но даже сами являются авторами множества работ и публикаций о методиках НЛП и более продуктивному использованию его. Речь идет о том самом психологическом методе, который в будущем игумен Евмений будет использовать на своих семинарах «Альфа-курс». Уже сейчас он пытается приучить и подготовить читателя к неизвестным и чуждым доселе психологическим методикам. 9 ноября 2006 года в Ново-Спасском монастыре состоялся Круглый стол, посвящённый проблемам внедрения в Россию «Альфа–курса». По мнению выступающих на семинаре докладчиков, «использование психометодик (в частности, нейролингвистического программирования – НЛП), Роберта Дилтса, Джудит Делозье и других, дало игумену Евмению возможность не только в работе с неверующими, но и с православными, создать собственную модель иерархии ценностей. Например: самый близкий на земле человек – это он сам; духовник человеку не нужен – достаточно ему один раз помолится Богу; деньги – это не зло, это добро; наша страна тупеет, деградирует, а США – процветает; у безмозглой страны (России) нет будущего; «Альфа – курс» в России уже победил и так далее».[48] Если специалисту в области психического здоровья православного вероисповедания обратить внимание на те методы психотерапии, которые постоянно использует в своей практике команда миссионеров под руководством игумена Евмения (Перистого), то можно достаточно легко прийти к выводу, что эти технологии манипулирования сознанием слушателей (особенно нейролингвистическое программирование и эриксоновский гипноз) абсолютно несовместимы с православной традицией проповеди.Более того, именно в таком виде большинство из них практикуется представителями тоталитарных деструктивных культов для обеспечения контроля над личностями своих адептов, что, безусловно, не может быть допустимым явлением в православном миссионерстве. Однако, это не смущает игумена Евмения (Перистого), который откровенно пишет, что «в качестве теоретической платформы мы берём за основу Модель Логических Уровней, сформулированную одним из ярких представителей современной психотерапии Робертом Дилтсом, утверждающую, что полное решение любой человеческой проблемы невозможно без согласования с уровнем «Духовность», то есть, в конечном итоге, с Богом, в том смысле, в котором человек принимает это понятие»[49].Упоминаемые уже в этом тексте Роберт Дилтс и Джудит Делозье в настоящее время являются одними из основных фигур в Соединённых Штатах Америки, пропагандирующими проведение психологических практик на основе нейролингвистического программирования. Их имена были начертаны и на идейном знамени просветительского центра под руководством игумена Евмения (Перистого): «… я узнал о существовании двух замечательных людей, которые самим фактом своего существования кардинальным образом повлияли на то, что для целей Пастырской Психологии мы выбрали именно это направление. Имена этих людей: Роберт Дилтс и Джудит Делозье» (Вестник НЛП, с. 315, с. 382).
Итак, мы видим всю пагубность этих методик для души человека, но эту пагубность, к сожалению, игумен Евмений не увидел до сих пор, опять, вероятно по причине своей необразованности в областях духовной и психологической.