Аспекты, позволяющие увидеть ложность «дара языков»
Поскольку, дар языков, имеет место и сегодня, то многие не находят в нем ничего пагубного, ссылаясь на Священное Писание. Но говорение на языках, которое мы видим сегодня, кардинальным образом отличается от того, о котором писал апостол Павел. Дабы не быть голословным, рассмотрим некоторые аспекты, позволяющие понять подлинность дара языков или наоборот, увидеть, что это всего лишь заблуждение. Также нам станет ясен источник, дерзновенно вкладывающий эти непонятные звуки в уста людей.
1. Явление глоссолалии, согласно словам харизматиков, великое чудо. Но нуждается ли истинное чудо в той рекламе, которую производят эти «жертвы чуда»? По учению святых отцов, все чудотворения должны быть сокрываемы от глаз человеческих. Достаточно будет взглянуть на пример святых подвижников Православной Церкви, которые бегали славы человеческой. Но Дух Святой в них пребывал Истинный, поэтому благодать Божия просто исходила от них. Это было видно всем. Харизматическое говорение на языках, которое мы можем наблюдать в наше время, ничего никому не доказывает, но наоборот, вводит в людей в великое смущение. Поэтому это лжечудо и нуждается в рекламной акции. Так преподобный Макарий Египетский пишет, что «христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и пожалует ему духовный сан».[34] Здесь святой отец говорит о христианах, а в ранней Церкви, как мы знаем, прежде чем принять Крещение, человек был подвержен длительному чину оглашения, который мог продолжаться несколько лет. Современным же проповедникам достаточно несколько часов (если не минут) для того, чтобы человек заговорил на незнакомых языках. Причем воцерковлен ли такой человек, не имеет никакого значения. Не хватает лишь лозунгов: Достаточно лишь посетить «Альфу» и вы неприменно заговорите на языке, неизвестном вам доныне! Преподобный отец также упоминает здесь о том, что таковые избраны Господом как минимум на служение Церкви. Но у современных обладателей дара желания послужить Церкви тоже нет. Следовательно рассматриваемый нами «дар» преподается не от Бога!
Итак, мы видим, что под критерий истинного чуда, в православном понимании, явление глоссолалии не подходит. Но для защитников этого дара, которых сейчас не мало, предлагаем рассмотреть следующий аспект, который основан на неправильном понимании Священного Писания.
2. В первую очередь отметим, что Священное Писание харизматики понимают исключительно своим умом. Толкования и разъяснения отцов они считают излишними. Следовательно, святые отцы, толкующие Писание, являются для них меньшими авторитетами, нежели измышления своего собственного ума. Язык, упоминаемый апостолом Павлом в послании к Коринфянам, они считают «незнакомым», так как именно этот термин употребляется в синодальном переводе. Здесь мы можем наблюдать несостоятельность очередного утверждения харизматически настроенных деятелей. Если мы откроем текст послания на греческом языке, то не найдем там этого термина, который не совсем удачно употреблен в синодальном переводе. Но даже термин «незнакомые», не означает что они «непонятны» ни для одного народа. Наоборот, если мы более внимательно будем читать Священное Писание, то можем наблюдать обратное. В день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили на разных языках, то люди, окружающие их, довольно хорошо понимали все ими сказанное. «Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их, говорящих его наречием» (Деян.2:6). Совершенно другими наречиями говорят харизматики, а именно на таких, которые не в состоянии разобрать даже они сами. Хотя, ни в коем случае, не стоит исключать и возможность глоссолалов разговаривать на языках других народов. «Есть факты, когда человек в состоянии гипноза начинает разговаривать на английском, немецком или ином языке, причем с акцентом какой-либо определенной местности».[35] Также не стоит исключать возможность контакта говорящего на языках с нечистыми духами, которые вполне могут вложить в уста такого человека любые звуки и языки других народов.
Обличаемые таким образом «контактеры» со Святым Духом, зачастую утверждают, что языки вовсе не обязательно должны быть понятными. Так «на вопрос, какими же языками говорят пятидесятники, пресвитер Московской общины ХВЕ Николай Романюк ответил: «Ангельскими».[36] Здесь мы можем увидеть очередное логическое заблуждение харизматиков, проистекающее опять из неправильного понимания слов Писания. Они ссылаются на слова апостола Павла, обращенные к коринфской общине: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1). Но священник Игорь Ефимов замечает, что «слова Павла об ангельских и человеческих языках нельзя рассматривать вне связи с двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой главами первого послания к Коринфянам».[37] Действительно, в этих главах апостол рассматривает ничтожность и никчемность даров без любви. А отрывок этот следует понимать никак иначе, кроме как в том смысле, что какие бы дары не посылались человеку (будь то дар пророчества, даже дар говорение на ангельских языках или нечто еще большее), то без любви они – ничто! Именно о необходимости любви говорит в этих главах апостол, а не о факте говорения древних христиан на языке ангелов. Трудно не согласиться и с тем аргументом, что «Если бы такая харизма в Церкви существовала, то о ней обязательно бы высказались христианские писатели первых четырех веков, жившие в непосредственной временной близости к описываемым событиям. Но ничего подобного вы их трудах мы не находим, ибо христиане никогда не обладали такой способностью».[38] Из творений святых отцов и учителей Церкви также довольно ясно видно, что язык, упоминаемый первоверховным апостолом, не является таким, каким его представляют современные харизматики, то есть на котором беседуют ангелы между собой. Так современник святителя Иоанна Златоуста Севериан Габальский утверждает, что «апостол называет «ангельскими языками» различие языков. И следует знать, что как Давид называет «ангельским хлебом» (Пс.77:25) не тот, что едят ангелы, так и «ангельскими языками» апостол называет не те, на которых разговаривают ангелы… И как мы понимаем под хлебом ангельским тот, что доставляется по приказанию ангелов (не тот, что ели ангелы, а тот, что ангелы приказали доставить), так и под ангельскими языками понимаем различие языков, над которыми были поставлены ангелы. А человеческий язык – это язык выученный, поскольку он привнесенный – не естественный, а искусственный. Человеческим языком он называет язык риторики, грамматики, философии, мышления, прозы, искусства и дискуссии».[39] Таким образом, мы можем вновь наблюдать полную несостоятельность доводов, приводимых харизматиками. Этот факт еще раз опровергает подлинность современного дара языков и свидетельствует о заблуждениях всех сторонников глоссолалии.
3. На просьбу книжников и фарисеев, показать им какие-либо знамения, Господь «сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Матф.12:39). Этими словами Господь показывает Свое отношение к мечтающим о знамениях фарисеям. Более того, Спаситель ищущих знамения фарисеев называет «родом лукавым и прелюбодейным». Современные сектанты харизматического толка не только стремятся к сверхъестественным явлениям, но и дерзновенно объясняют это схождением на них Святого Духа. Но если таковые явления, как дар языков или дар пророчества еще и имели место среди первых христиан, то в последующие времена таковых знамений уже не было. Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV-м веке, признавал, что подобные «знамения» уже упразднились: «Итак, мы ничего не потеряли, если только захотим быть внимательными. Главные блага мы получаем в крещении: отпущение грехов, освящение, причастие Духа, усыновление, вечную жизнь. Чего же еще хотите? Знамений? Но они упразднились. Ты имеешь веру, надежду, любовь, которые пребывают; их ищи; они больше знамений»[40]. Очевидно, что здесь святитель говорит об исполнении предсказания первоверховного апостола Павла об упразднении дара языков: «языки умолкнут» (1Кор.13:8).
Точно такая же позиция на Западе была у блаженного Августина: «В ранние времена Святой Дух изливался на верующих, и они говорили на языках, которых не учили, ибо Дух давал им дар речи. Это были знаки, приуроченные к времени. Потому что подобало, чтобы являлся этот знак Святого Духа на всех языках, чтобы засвидетельствовать, что Господне Евангелие будет проповедано на всех языках и во всех концах земли. Это было сделано для знамения, и это миновало. Ожидаем ли мы теперь, чтобы те, на кого будут возложены руки, заговорили на языках? Или когда мы возлагали свою руку на этих детей, ожидал ли каждый из нас, что они начнут говорить на языках? И, увидев, что они не говорят на языках, оказался ли кто из нас так развращен в своем сердце, чтобы сказать: «Они не получили Святого Духа»?»[41].
Святитель Игнатий (Брянчанинов), цитируя слова, Иоанна Златоустого, также показывает отсутствие необходимости в таких знамениях как дар языков для христиан последних веков: «Итак, я в знамениях не нуждаюсь. Почему это? Потому что научился веровать благодати Божией и без знамений. Неверующий нуждается в доказательстве; но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении; хотя не говорю на иностранных языках, но знаю, что я очищен от греха»[42].
На основании мнений святых отцов, мы можем еще раз увидеть ложность современной глоссолалии. Жаль, что на псевдоправославных семинарах «Альфа-курса» никогда не услышишь святоотеческих наставлений и истолкования Священного Писания. Но не будем оставлять надежды, что возможно, когда-нибудь, один из таких миссионеров возьмет в руки творения святителя Иоанна Златоустого или другого святого отца и поймет всю пагубность таких проектов для души человека. Ведь лидеры харизматических движений вредят не только своей душе, но и многим другим душам, ищущим Бога.
4. В заключительном аспекте мы предлагаем рассмотреть глоссолалию с научной точки зрения и проанализировать, что при этом чувствует человек. Ученые, исследовавшие этот феномен, считают, что «глоссолалия возникает в состоянии религиозного экстаза, который возбуждающим образом действует на функцию человеческой речи, причем говорящий субъективно убежден, что говорит на каком-то реально существующем языке».[43] Помимо прочих фактов, доказывающих ложность этого дара, нет ни одного, который говорил бы в его защиту.
В справочнике «Религии и секты в современной России» мы можем найти любопытное исследование американских ученых. «Для выяснения феномена глоссолалии были созданы комиссии специалистов-лингвистов, причем некоторые из них, такие как американская Ассоциация психиатров, не имели определенной религиозной ориентации. В состав комиссии вошли специалисты практически всех языковых групп народов Земли, которые могли распознать и идентифицировать около четырех тысяч языковых наречий, в том числе мертвых языков. Исследователи прослушали огромное количество магнитофонных записей глоссолалий. В итоге эксперты констатировали, что не услышали ни одного (!) выражения на каком-либо языке. Более того, после анализа текстов по специальным лингвистическим методикам они пришли к исключительно важному выводу: Глоссолалия пятидесятников, в принципе, не может быть речением на иностранных языках, ибо по своей структуре и функционально не имеет ничего общего с реальными историческими языками. Каждый иностранный язык обладает своими сложными структурными особенностями, а «языки» же глоссолалов по структуре, если о таковой вообще можно говорить, неизмеримо проще и ограниченнее. В них практически отсутствуют семантические элементы настоящих языков. Правда, изредка некоторые утверждали, что некто где-то, во время путешествия по Африке в каком-то кенийском собрании пятидесятников услышал фразу на своем родном языке. Когда же удавалось проверить такое сообщение, то выяснялась его полнейшая недостоверность».[44]
Но вернемся к первому посланию к Коринфянам апостола Павла. Святой Иоанн Златоуст в толковании на это послание дает описание действа языческой жрицы, в состоянии экстаза заговорившей непонятными словами. Вот почему Апостол Павел приравнивает невразумительное экстатическое говорение к языческому беснованию: «Если войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь» (1Кор. 14:24), то есть непредвзятые язычники могли счесть глоссолалию коринфян явлением, наблюдаемым и у их жрецов. Такое же впечатление остается у всякого здравомыслящего человека, попавшего на собрание харизматиков, говорящих «языками». А современные лингвистические исследования показывают еще и то, что языку современных глоссолалов присуще произношение хранящихся в подсознании выражений.
Православные ученые также не оставили без научного внимания этот феномен и тщательно его исследовали, проведя параллель между глоссолалией первохристианской и той, которую используют сейчас протестанты-неохаризматы, в том числе игумен Евмений (Перистый). «В апостольское время христиане получали способность говорить на каком-нибудь настоящем человеческом языке. То была членораздельная человеческая речь, нужная проповеднику для миссионерских целей. В противоположность подлинному дару языков апостольских времен, современное «говорение на языках» пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих формы то бормотания, то неистового выкрикивания. Они – результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации, граничащей порой с беснованием. Поэтому утверждения харизматиков о своем «даре языков», как и о «чудесах», совершаемых на их собраниях – сплошная выдумка и кощунство».[45]
Выводы ученых: как православных, так и абсолютно не связанных с христианской верой, на редкость единодушны и к этому более нечего добавить. А для нас, православных христиан, это очередная возможность увидеть, что современный дар языков – лишь очередная маска, за которой скрывается дух заблуждения и погибели.
Рассмотрев с разных сторон дар языков у современных неохаризматиков, мы не смогли найти ни одного оправдательного момента, который бы допускал, в большей или меньшей мере, практику глоссолалии. Напротив, мы ясно увидели ложность этого дара и поняли, что это одно из ряда заблуждений сект харизматического направления. Поэтому, внедрение каких бы то не было миссионерских программ в нашу церковь, тайным или явным способом практикующих дар языков, является недопустимым. Но главная опасность заключается в том, что приписывая Святому Духу ложные дары, такие проповедники совершают смертный грех. В заключении данной главы хотелось бы отметить тот момент, что любой здравомыслящий человек, невооруженным глазом увидев панические движения, беспорядочные взмахи руками и выкрикивание нечленораздельных словосочетаний, поймет что Божественной Благодати здесь точно нет и никогда не было. Единственно достоверной глоссолалия может считаться лишь в том случае, когда кто-либо совершенно незнакомый, скажем с русским языком, сможет обратиться к нам с призывом о спасении. Но ни о чем подобном среди харизматиков не известно.
Глава 3. Книга «Духовность как ответственность», как фундамент для сомнительной деятельности игумена Евмения