Важность литургии в православной миссии.
Богослужение в Православной Церкви занимает очень важное место. Протоиерей Георгий Флоровский, подразумевая православную Церковь, утверждает: «Христианство – религия литургическая. Церковь – это прежде всего общество молящихся. Богослужение стоит на первом месте, догматы и благочиние – на втором».[4] Комментируя это высказывание, Иаков Стамулис уточняет, что «сказанное не следует понимать так, будто богослужение можно совершать без соотнесения с догматом, ибо надлежащее богослужение и есть выражение правильного учения. В самом деле, невозможно должным образом понять православное богослужение до тех пор, пока не увидишь в нем провозглашение православной веры. Эти два аспекта неразделимы».[5] Поэтому и проповедь Евангелия нужно начинать с храма, с богослужения, с таинств, лишь затем собираясь узкими группами для обсуждение различных христианских тем (подразумеваются семинары «Альфа-курс»). Действительно, православные миссионеры всегда начинают свою проповедь с храма и богослужения. Так, можем обратиться к частному опыту весьма активного миссионера нашего времени иерею Даниилу Сысоеву. В полемическом разговоре с протестантом, который утверждал, что в Православной Церкви не осталось ничего библейского и что православные молятся Богу неправильно, отец Даниил предложил начать с рассмотрения устройства храма и православного богослужения. «Здесь недалеко есть действующий храм, в котором скоро начнется служба. Давайте мы с вами пройдемся к нему, и я, с Божией помощью, постараюсь показать, что все, и устройство его и все наше богослужение полностью библейское».[6] Таким образом, начав свой миссионерский диспут с храма и богослужения, отец Даниил Сысоев, в дальнейшем, перешел на обсуждении других спорных тем. Вот только такой подход православного миссионера и может увенчаться успехом. В итоге, воинствующий протестант оставил свои заблуждения и пришел к Истинному Богу в Истинную Церковь, о чем свидетельствует иерей Даниил Сысоев: «Спустя некоторое время наши собеседники снова встретились уже под кровом Всевышнего в православном храме и вместе прославили вечное Царство Блаженной Троицы, открывающееся уже на земле, но имеющее достичь совершенство на небесах».[7] Православная миссия без совершения Литургии полностью абсурдна. В таком случае, она теряет свой первоначальный смысл, который, как мы знаем, заключается в том, «что она /Православная миссия/ не нацелена только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения, жизни общины, существующей в Боге».[8] А Богообщение без Литургии невозможно, так как только в Евхаристии заключается наивысшая степень единения с Богом. На семинарах «Альфа-курса» Божественная Литургия не то что бы отвергается, о ней просто не упоминается, чем полностью умаляется ее значение. А если и упоминается, то только как древний символ, использование которого совсем не обязательно. «Трудно понять, что сейчас там читается (на Литургии), но как ритуал чтение осталось»[9] – рассуждают со знанием дела руководители «Альфа-курса». Речь идет о Богослужебных текстах, читаемых во время богослужения. Исходя из мысли выступающего, если что-либо непонятно на Богослужении, то это является не важным или просто устаревшим ритуалом. Вместо того, чтобы изучить язык и смысл Богослужения, смысл таинств, руководители «Альфа-курса» утверждают о том, что они не нужны. Православная Церковь учит иначе. Все читаемые на Богослужении тексты ставятся весьма высоко, им придается особо важное назначение. Богослужебные тексты разделяются на те, которые взяты непосредственно из Библии (паремии, псалмы, песнопения и так далее) и на прочие (молитвы и песнопения). Вот что говорит выдающийся богослов ХХ-го века протопресвитер Александр Шмеман о значении молитвы. «Молитвы обычно читаются или возглашаются епископом или священником и являются центром или вершиной каждого литургического действия. Они выражают смысл всей службы (молитвы на вечерне и утрене) или, когда речь идет о таинствах, совершают и выполняют тайнодействие (Великая Евхаристическая молитва Божественной литургии, разрешительная молитва таинства покаяния и так далее)».[10] Поэтому ни одно чтение на Богослужении нельзя воспринимать как простой ритуал. Далее мы можем видеть откровенно протестантские рассуждения о Евхаристии одного из руководителей «Альфа-курса»: «Евхаристия – это символ, благодарение, воспоминание, я это понимаю. Но если она просто в храме совершается, где я никого не знаю, и люди, где причащаются по обычаю. Как я могу с ними причаститься. Ведь это все символы».[11] Чтобы понять абсурд и алогичность примитивных доводов, приводимых сектантами, вновь обратимся к авторитетному мнению протопресвитера Александра Шмемана. «Божественная Литургия – не символ, а действие Церкви, в котором Церковь реализуется. – утверждает отец Александр. – Евхаристия – всеобъемлющее таинство спасения, единения, любви, освящения жертвы, обожествления. Все это заставляет нас жить по-христиански. Поэтому все наше религиозное образование должно быть основано на Святой Евхаристии и в ней должно находить свое исполнение».[12] Эти принципы и должны лежать в основании настоящей Православной миссии. Никакие кощунственные «Уик-энды Святого Духа», «торканья Святым Духом» и «крещения Святым Духом», предлагаемые харизматическими сектантами, ни в коем случае не могут использоваться взамен Божественной Литургии. Такая практика Богообщения является ложной и не соответствует Православному духу.
Литургия в Православной Церкви не только не является препятствием в миссионерском деле, но наоборот, наполнена миссионерскими элементами. «То, что в Литургии Православной Церкви содержится миссионерский элемент, можно легко увидеть, если обратиться к молитвам об оглашенных. Сохраненные в Литургии, они указывают на то, что ранней Церкви далеко небезразличны были те, кто живет вне Церкви».[13] Действительно, молитвы об оглашенных являются важной миссионерской частью всей Литургии, они играют огромную роль для тех, кто еще не омыт очищающими водами Святого Крещения. Молитвы об оглашенных напоминают нам золотое время в истории Церкви, когда миссия, то-есть обращение ко Христу неверующих, считалась необходимой задачей Церкви».[14] Но не только отдельно взятые моменты Божественной Литургии ориентированы на миссию, но и вся Литургия в целом призвана к миссии как побудительное начало. Этот фактор, как первостепенный, следует твердо усвоить всем православным миссионерам и проповедникам.