Перервинская духовная семинария
ПЕРЕРВИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ
Дипломная работа
Проект «Альфа-курс» как харизматическое явление в Церкви
воспитанника V курса
пастырского факультета
чтеца Ростислава Кузнецова
научный руководитель:
Солодков Андрей Иванович
Работа допущена к защите________________
Завкафедры_____________________________
Дата защиты____________________________
Оценка_________________________________
МОСКВА
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Происхождение проекта «Альфа-курс» и его путь в Россию……….8
§ 1. Зарождение проекта «Альфа-курс», его задачи и цели……………..8
§ 2. Антимиссионерская направленность «Альфа-курса»……………..12
§ 3. Распространение проекта «Альфа-курс» на территории России….20
Глава 2. Глоссолалия в «Альфа курсе», как основное доказательство приверженности к харизматическому сектанству………………….29
§ 1. Понятие глоссолалии………………………………………………...29
§ 2. Аспекты, позволяющие увидеть ложность «дара языков»………..30
Глава 3. Книга «Духовность как ответственность», как фундамент для сомнительной деятельности игумена Евмения……………………..41
§ 1. Склонность к психологии и практике НЛП игумена Евмения……41
§ 2. Гуманистические тенденции в книге……………………………….45
§ 3. Протестантский неомодернизм игумена Евмения…………………47
§ 4 Психосоматика и ее неправославное направление…………………54
Заключение……………………………………………………………………...56
Источники и литература………………………………………………………58
Использованные видеоматериалы…………………………………………...61
Приложения……………………………………………………………………..62
Приложение 1. Свидетельства очевидцев, пострадавших от «Альфа-курса»………………………………………………………………...…………...62
Приложение 2. Фотоматериалы………………………………………….71
Введение
“Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы.”. (Мф. 7:15)
Произнося Нагорную проповедь перед огромным скоплением народа, Господь предостерегает нас от зла невидимого, которое во многом опаснее зла явного. Слова Христа нисколько не потеряли актуальность в наши дни. Они заставляют нас с большим вниманием относиться ко всем, в последнее время особенно приумножившихся, проповедникам, деятельность которых мы всегда обязаны сверять со Священным Писанием и с творениями отцов и учителей Церкви. Прикрываясь «маской православия» такие лжеучителя увлекают множество людей в погибель. Поэтому во всем нужны трезвый взгляд и рассудительность. «Лживые и льстивые чем скрытнее, тем опаснее. – предостерегает нас святитель Иоанн Златоуст. – Знают они, как свою ложь прикрывать; они языком гладко говорят, а сердцем иначе думают; на языке мед, а на сердце желчь носят; языком хвалят, а сердцем козни плетут; устами целуют, а сердцем продают». Очень горестно видеть, как опасность для Церкви исходит изнутри, зачастую даже от самого священства.
Нельзя не заметить деятельность неохаризматических движений, растущих в последнее время как «грибы после дождя». Такие новомодные течения ставят во главу угла даже не личное благочестие, как у «классических» протестантов, но харизмы – «дары Духа Святого». Является ли человек подлинным учеником Христовым или нет, определяется исключительно по его видимым харизмам. Но как говорит святой апостол Павел, что даже «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий»(1Кор. 13:1). Быстрое и не требующее практически никаких усилий «неожиданное вторжение» Духа Святаго является огромным соблазном для людей, ищущих истину. Такая искусная подмена легко воспринимается умом «новопросвященных», но так тяжело выходит из него. Гораздо сложнее путь, предложенный Православием, но именно в конце этого пути человек достигнет Истины, которой так долго искал. Именно вера Православная позволяет человеку ощутить благодать Святого Духа через таинства Святой Церкви. Дар чудотворения в Православной Церкви даровался лишь единицам – великим подвижникам, посредством свои подвигов доказавших Господу свою Любовь к Богу. Посмотрим, для примера, на жития преподобного Серафима Саровского или преподобного Сергия Радонежского, прославившихся не столько своими чудесами, сколько своей нестяжательностью, непрестанной молитвой и бесконечной любовью к Богу и людям. Дар чудотворения им был дарован как награда за их труды. Разве можно поставить в один ряд с этими святыми несметные полчища харизматиков, утверждающих, что Дух Святой сходит на них гораздо чаще и обильнее?! Но утверждать свою веру на факте чуда вообще очень опасно. Ведь чудеса бывают и ложные. Не все что с неба, то от Бога. И Господь Наш Иисус Христос и Апостолы предупреждали о лжепророках и ложных знамениях. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных» (Мф. 24:24).
На сегодняшний день одной из наиболее волнующих проблем в нашей Церкви, является введение сомнительного проекта под названием «Альфа-курс». Вряд ли есть те, кто о нем не слышал ничего вообще, так как он довольно успешно распространяется практически во всех регионах Российской Федерации. Также еще более полутора сотни стран подверглись нещадной экспансии Альфа-проекта. В чем же секрет его популярности? Можно предположить, в том, что он не был представлен как что-то новое и «свалившееся сверху на голову». Альфа, путем внедрения в традиционные религии стран, в которых ведется его распространение, привлекает к себе множество верующих. Православная Церковь не является исключением. Множество православных оказались на таких курсах, не сумев отличить истинное от ложного. Действительно, очень сложно не верить тем, кто долгое время являлся добрым пастырем, предстоял пред престолом Божиим и был путеводной звездой ко спасению для многих христиан. В рассматриваемом нами случае, священник, тем более монашествующий, соблазняет свою паству, проповедуя богохульные ереси. Речь идет о бывшем клирике Ивановской епархии игумене Евмение (Перистом). Наше священноначалие уличило его в этой сектантской деятельности далеко не сразу. Но и после этого многие люди яростно кричат в защиту его псевдоправославных форм миссионерства.
В нашей работе мы рассмотрим методы и способы проведения «Альфа-курса» в Православной Церкви на примере игумена Евмения и неохаризматических движений, его распространяющих. Исследуем наиболее распространенный труд игумена Евмения, который, как будет видно далее, насквозь пропитан духом протестантизма. А также попытаемся исследовать и найти отличительные черты миссионерства настоящего от псевдомиссионерства. Данная работа является попыткой анализа деятельности «Альфа-курса» и сопоставлением его с православной традицией. Она может быть использована как руководство для тех христиан, которые стоят перед выбором: впускать ли «Альфу» в свою жизнь или идти к Богу без нее.
Вопросам сектантской экспансии, так популярной сегодня, на наш взгляд, следует уделить особое внимание. Очень важно своевременно изучить и вовремя предупредить общественность об опасности, сокрытой под маской православного миссионерского движения. «Альфа-курс» с каждым днем набирает «обороты», под его влияние попадает огромное количество людей, в том числе православных.
Стоит отметить, что актуальность темы данного научного исследования обусловлена огромной опасностью, которую представляет проект «Альфа-курс» для душеспасения. Так как проект «Альфа-курс» прикрывается Миссионерским отделом Русской Православной Церкви, этим ставится под вопрос авторитет Православной Церкви и чистота ее учения. Возникает неправильное отношение к ней и в итоге она отвергается как Апостольская и Вселенская. На место Православной Церкви приходят протестантские и харизматические лжецеркви, в которые активно переходит множество участников проекта «Альфа-курс»
Научная проблема состоит в том, что православной миссиологии и сектоведению востребован опыт изучения вопросов новых движений, распространяющихся на территории Российской Федерации.
Объектом исследования является миссионерский проект «Альфа-курс», причины его быстрого распространения и причины его привлекательности для людей. Также мы рассмотрим роль игумена Евмения как лидера и духовного руководителя проекта.
Предметом научного исследования является харизматическая деятельность проекта «Альфа-курс» и его доктрина. На основании высказываний его лидеров и видеоматериалов, ими предлагаемых, мы сможем увидеть еретические стороны проекта, что будет свидетельствовать о недопустимости его введения для миссионерской деятельности РПЦ.
Цельюдипломной работы является определение возможных путей и форм предотвращения распространения проекта, а также предупреждение для тех людей, которые уже столкнулись или, которым еще предстоит столкнутся с деятельностью движения «Альфа-курс».
Новизна разработки данной темы обусловлена немногочисленностью научных исследований в данной области. Более того, общедоступной является лишь единственная работа священника Александра Усатова под названием: «Альфа-курс – путь в никуда». Она ценна тем, что в ней содержатся некоторые материалы богословских конференций, созданных для рассмотрения «Альфа-проекта» и мнения православных богословов о деятельности «Альфа-курса». Но, тем не менее, деятельность проекта процветает и в его сети попадает огромное количество неокрепших душ. На страницах Интернета содержится бесчисленное множество статей как в защиту миссионерского движения «Альфа-курс», так и с критикой в его адрес. Большое количество ссылок на Интернет-порталы объясняет практически полное отсутствие печатной литературы по нашей теме. Исходя из важности поднимаемого нами вопроса, приходим к выводу, что новые исследования, которые бы разрушили миф о «безвредности» проекта просто необходимы.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в практической деятельности православных миссионеров.
Понятие глоссолалии
В этой главе мы рассмотрим такое явление как разговор на иных, а точнее на неизвестных языках. Это явление является неотъемлемым для всех харизматических течений. Нас этот феномен интересует, в первую очередь, потому что активно практикуется на Альфа-семинарах, что прямо доказывает неправославную доктрину этого миссионерского курса.
Вся молитвенная практика сводится к тому, что молящиеся стремятся познать Бога любыми способами. Одним из таких способов познания является «дар говорения на языках» или глоссолалия. Именно через глоссолалию достигается высшая степень экстаза – «крещение Святым Духом», которая доступна только избранным. «Поэтому практика достижения глоссолалии занимает одно из главных мест в религиозной жизни харизматического движения. Необходимо прояснить, почему именно к глоссолалии возник такой интерес в исторических протестантских деноминациях, в католицизме и даже в православии. Харизматики считают глоссолалию «даром Святого Духа», существенным аспектом истинного крещения и частью того процесса, посредством которого личность изменяется или «рождается вновь». Практика глоссолалии является для них определенным ритуальным элементом, частью религиозного культа, который используется для того, чтобы показать сверхприродную действенность веры.»[33] Мы видим, что глоссолалия занимает первенствующее место у харизматиков. Она является необходимым критерием истинности веры. Таким образом, по их мнению, если человек не обладает даром глоссолалии, то он не является носителем истинной веры, он не есть истинный христианин, следовательно не наследует жизнь вечную и не спасется. Но это уже является ошибочным утверждением, так как даже в Коринфской Церкви дар языков имели лишь немногие, а первоверховный апостол Павел не только не возвышал этот дар над другими, но наоборот, показывал его маловажность перед другим даром – даром пророчества. Однако, они ничего не значили, если христиане, обладающие этими дарами, не имели любви. Множество людей, уверовавших во Христа, по свидетельству Священного Писания, не обладали вовсе никакими дарами и, тем не менее, имели возможность наследовать жизнь вечную. Также мы не найдем слов ни Спасителя, ни апостолов, указывающих на то, что такие дары необходимы и что их необходимо искать.
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели изнутри миссионерский проект «Альфа-курс», его цели, задачи и специфику. На сегодняшний день у проекта несколько имен, за которыми скрыто единое харизматическое начало. На основании того, что официальным представителем «Альфы» в России является секта харизматического толка «Роса», можем сделать выводы, что миссионерский проект «Альфа-курс» не подходит для введения в Православную Церковь. Проект имеет протестантский оттенок, искажает многие догматы Православной церкви и практикует харизматические методы, следовательно, он является одним из неохаризматических течений. Игумен Евмений как в своих трудах, так и в проповедях открыто искажает Православные догматы и традиции и, как мы смогли увидеть, является идейным лидером на многих семинарах «Альфа-курса». Его неправославные воззрения вводят в заблуждение многих людей внимающих его слову и читающих его книги.
Мы смогли увидеть отличительные критерии миссионерства настоящего и критерии псевдомиссионерства. Также мы проанализировали деятельность проекта «Альфа-курс» на территории России, сопоставили его с православной традицией и на основании рассмотренных его сторон увидели его неправославную духовность. Не стала исключением и его книга «Духовность как ответственность», на страницах которой отчетливо видны протестантские взгляды автора.
«Альфа-курс» стоит рассматривать отдельно от прочих сектантских течений, так как все прошедшие «Альфа-курс», в отличии от других миссионерских движений, получают дипломы психологов-катехизаторов, якобы подтвержденные Миссионерским отделом Русской Православной Церкви. Поэтому распространение «Альфа-курса» нельзя контролировать, вследствии чего эта псевдоправославная программа действует уже во многих уголках России.
Методика «Альфа-курса» весьма примитивна и не отличается какой-то оригинальностью. Все сводится, в основном, к ужину, игре на гитаре, душеспасительным беседам и многочисленным выездам на природу, где на альфакурстистов сходит некий «святой дух», в результате действия которого их «торкает» и они начинают «пророчествовать» на неизвестном языке.
Без сомнения, нужно искать разнообразные формы работы с молодежью, но перед применением досконально нужно их прорабатывать.
В 1-м приложении мы увидим свидетельства и рассказы очевидцев, на личном опыте познавших пагубное воздействие проекта «Альфа-курс». Во 2-м приложении мы сможем увидеть фотографии с тех мест, где на участников «Альфа-курса» обильно сходит, так называемый «дух святой» после их молитв и радений. Также на фотографиях мы увидим священнослужителя, который всеми силами пытается привнести в Православную Церковь неопротестантские веяния и, конечно же, игумена Евмения (Перистого).
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Библия. – М.: Изд. Московской Патриархии, 2005.
1.Альфа-курс: конспект. – М.: Б. и., 2008.
2.Амфилохий (Радович), митр. Человек – носитель вечной жизни / пер. с серб. С. Луганской. – М.: Изд. Сретенского м-ря, 2005.
3.Антоний (Логинов), игум., Гончаров С., прот. NLP-практика игумена Евмения // www.kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=122
4.Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. – Тверь: Герменевтика, 2006. – Т. VII: Первое и второе послание апостола Павла к Коринфянам.
5.Васечко В., свящ. Сравнительное богословие: курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004.
6.Дворкин А., проф. Отзыв на миссионерский проект «Альфа-Курс» // www.kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=123
7.Евмений, игум. Духовность как ответственность. – Иваново, Свет Православия, 2005.
8.Евмений (Перистый), игум. Пастырская помощь душевнобольным. // Свет Православия. Христианский собеседник. – Выпуск 48. – Иваново, Изд. Макариев-Решемской Обители, 1999.
9.Ефимов И., свящ. Современное харизматическое движение сектантства: ист. очерк, критич. разбор вероучения, положение в настоящее время. – М.: Б. и., 1995.
10.Зайцева Ю. Православный альфа-курс впервые апробирован в Москве // www.reshma.nov.ru/texts/alpha_kurs_aprobirovan_zaitseva.htm
11.Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях. – Джондарвиль, Б. и., 1960.
12.Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 7 т. Т.VI: Отечник. – М.: Изд. Сретенского м-ря, 1996.
13.Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. – М.: Изд-во отдела Московского Патриархата, 1994.
14.Иоанн (Попов), архиеп. Интервью сайту Архиерейского собора // www.rusk.ru/newsdata.php?idar=727321
15.Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. – М.: Паломник, 2005.
16.Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура // Православная миссия сегодня: сборник текстов по курсу «миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений / сост. прот. В. Федоров. – СПб.: Апостольский город, 1999.
17.Концепция возрождения Миссионерской деятельности РПЦ // Православная миссия сегодня: сборник текстов по курсу «миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений / сост. прот. В. Федоров. – СПб.: Апостольский город, 1999.
18.Круглый стол, посвященный проблемам внедрения в Россию Альфа–курса. Итоговый документ // www.kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=124
19.Макарий Египетский, прп. Творения. Т.XI. – М.: Паломник, 2001.
20.Мне не вернуть своего сына // Апостасия // www.zaistinu.ru/articles?aid=1673&makecomment=1
21.Огицкий Д.П. Православие и западное христианство / свящ. М. Козлов. – М.: Отчий дом, 1995.
22.Оценка «дара языков» (глоссолалии) харизматиков // Справочник: Религии и секты в современной России. // www.lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/directory/51.html
23.Протестантствующие модернисты, типа отцов Александра Борисова, Владимира Лапшина, Георгия Кочеткова, Николая Балашова и других, всё более определяют лицо русского православия. // Крестоносец: альманах русских католиков // www.crusader.org.ru/faq.html
24.Пятидесятники или Союз христиан Веры Евангельской // Справочник: Религии и секты в современной России // www.vera.mipt.ru/sekti/spravochnik.5.html
25.Рафаил, архим. Да никтоже прельстит вас: вопросы и ответы. – Самара: Самарский дом печати, 2008.
26.Свидетельства православных христиан, побывавших на мероприятиях «Альфа-курса» // Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева // www.kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=160251.0
27.Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. – М.: Изд. Срет м-ря. 1996.
28.Секты харизматического направления // Справочник: Религии и секты в современной России // www.lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/directory/47.html
29.Сокровищница духовной мудрости: антология святоотеческой мысли: в 9т. Т.IV. – Козельск, Изд. МДА и Введенской Оптиной пустыни, 2004.
30.Смирнов Дмитрий, прот. Прямой эфир на Радио «Радонеж» от 15.04.2007. / Текстовая версия // www.radonezh.ru/radio/archive/?ID=5940
31.Стамулис Иаков. Восточно-Православное богословие миссии сегодня // Православная миссия сегодня: сборник текстов по курсу «миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений / сост. прот. В. Федоров. – СПб.: Апостольский город, 1999.
32.Стеняев О., прот. «Альфа-курс» и его душевредная практика // www.rusk.ru/st.php?idar=8811
33.Сысоев Д., свящ. Прогулка протестанта по православному храму: диалоги с иноверцами в защиту Православия. – М.: Изд-во Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003.
34.Усатов А., свящ. Альфа-курс и «православные харизматики» // Альфа и Омега. – № 2 (52). – М., Издательский дом «Фома, 2008.
35.Усатов А., свящ. Альфа-курс – путь в никуда. – М.: Б. и., 2008.
36.Шершнева С.В. Харизматическое (неопятидесятническое) движение в США 1960-1970 г.г.: критический анализ. – Л.: Б. и., 1985.
37.Шмеман А., протопресв. Литургия и жизнь: христианское образование через литургический опыт. – М.: Паломник, 2003.
Были ли Вы очевидцем совершения игуменом Евмением (Перистым) особой молитвы о т.н. «крещении Духом Святым» с возложением рук мирян на того, кто желает «говорить на иных языках»? Участвовали в этом действии члены неохаризматических сект?
Писал об этом выше. Насколько я понял, Ошерова Ольга как раз и была членом неохаризматической секты.
ПЕРЕРВИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ
Дипломная работа