Вопрос №88 История Хасмонейской династии.
19.7. Продолжение войны. Независимость Иудеи. Начало династии Маккавеев (Хасмонеев)
Война приобретает характер скорее чисто политический – за полное свержение власти Селевкидов, за свободу Иудеи. Иуде Маккавею не удается отвоевать Иерусалимскую цитадель. Она находилась в руках язычников, которые продолжали контролировать город, Иуда был вынужден отступить. Тем не менее он постепенно расширяет подвластную ему территорию. Иерусалим на время снова переходит к сирийцам. Управление Иудеей поручается Вакхиду, вместе с которым приезжает некто Алким, который домогался первосвященства и которому царь Димитрий поручил «сделать отмщение сынам Израиля» (1 Мак. 7:8). Они произвели многие убийства и насилие в Израиле, чем вызвали против себя активные действия Маккавеев.
Посланный против них полководец Никанор, придя в Иерусалим, поклялся после сражений с Иудой сжечь Храм. Но он был разбит и погиб. В честь победы над Никанором решено было учредить еще один ежегодный праздник, который, однако, не прижился, и через сто лет о нем уже не упоминали.
После этого Иуда заключает против Димитрия военный союз с римлянами. Еще одна деталь, подчеркивающая изменившийся характер войны, поскольку раньше иудеи рассчитывали только на помощь Божию. После этого Иуда проигрывает сражение Вакхиду и Алкиму и сам погибает. Произошло это в 160 году. Союз с язычниками не принес ему большой пользы.
Вакхид некоторое время торжествует, однако во главе иудеев встает Ионафан (160 – 143 гг. до Р.Х.), который нанес ему ряд поражений. Вакхид заключил мир с Ионафаном и покинул Иудею. «И унялся меч в Израиле, и поселился Ионафан в Махмасе; и начал Ионафан судить народ и истребил нечестивых из среды Израиля» (1 Мак. 9:73).
В Сирии тем временем идет борьба двух родов потомков Антиоха Великого в лице Димитрия и Александра; наступает такой момент, что Ионафан сам поддерживает то одного, то другого претендента на престол. Если раньше Селевкиды пытались уничтожить Иудею, то теперь уже само их пребывание у власти зависит от того, кого из них поддержит своей военной силой Ионафан. Из повествования книги отчетливо видно, что Ионафан поддерживал каждый раз того представителя династии, который в данный момент имел больше законных прав на престол. Это делает ему честь, хотя каждый из них обещал ему массу привилегий, свобод, выгод, но Ионафан оказался в этом бескорыстным.
Ионафан направляет посольство в Рим для возобновления союза. Естественно, Риму весьма выгодно в тылу своих будущих противников иметь себе союзника, поэтому римляне весьма охотно идут на этот союз. Заключается также союз со спартанцами, о которых было найдено, что «они – братья и от рода Авраамова» (1 Мак. 12:7, 21). Некогда пророки жестко обличали иудеев за попытки союза с язычниками, а здесь, не успев возникнуть, Маккавейская или, по-другому, Хасмонейская, династия начинает уклоняться к чисто светской политике, история повторяется. За союзников-язычников возносится молитва и приносится жертва.
Ионафан, одержав очередную победу над войсками Димитрия, доверился сирийскому военачальнику Трифону. Его захватывают в заложники, потом требуют к себе его детей, но, в конце концов, умерщвляют и его, и их. Поскольку еще раньше в различных походах погибли и два других брата, Иоанн и Елеазар, то остается один единственный из Маккавеев, Симон (143–135 гг.). При нем в Иудее, наконец, наступил мир (1 Мак. 14:4-15). Народ провозглашает его начальником над всем народом и первосвященником, как написано на доске, которая по этому случаю была отчеканена, до тех пор, пока не придет пророк верный (1 Мак. 14:41). То есть, до времени, пока не придет пророк, могущий рассудить, верно или нет поставлены Маккавеи на первосвященство и царство. Фактически, хотя Маккавеи царями не объявлялись, они провозглашались предводителями народа, а до них эту функцию исполняли первосвященники. Либо Симон объявляется начальником народа до времени пришествия Христова, тогда это постановление оказывается в каком-то смысле пророческим: после того, как династия Маккавеев была отторгнута от власти, престол занял Ирод идумеянин, во время которого рождается Христос.
Маккавеи подчиняют себе значительную территорию и становятся полностью автономными, сами начинают чеканить монету, что является признаком независимости. В 135 году бесславно погибает Симон, убитый собственным зятем, который пожелал сам править и пытался перебить и его детей. В живых остается Иоанн Гиркан, который в 134 году становится преемником. На приходе к власти Иоанна кончается самая последняя книга Маккавейская, ее повествование доводится до 135 года. Вторая книга Маккавейская заканчивается смертью Иуды Маккавея. В этой книге религиозный момент выражен гораздо более ярко, и поскольку после смерти Иуды Маккавея все движение становится чисто политическим, то здесь оно не находит отражения.
19.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода
О событиях следующего столетия не повествует ни одна из книг Библии, однако представляется разумным довести повествование до времени Рождества Христова.
Из внебиблейских источников, главным из которых являются сочинения Иосифа Флавия, известно, что Иоанн Гиркан еще более расширил подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян. Потом их насильственно обратили в иудейскую веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями, он и получил возможность прийти к власти.
Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему на рубеже первого и второго веков сначала наследовал его сын Аристовул I (105 – 104 гг. до Р. Х.), которого сменил другой сын – Александр Яннай (104 – 78 гг.). При последнем начался упадок династии. Он был весьма успешен в своих военных походах, но его очень не любили; поскольку Александр формально не исполнял должности первосвященника, он провозгласил себя царем, хотя первые Маккавеи скромно именовали себя предводителями народа. Но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды, во время праздника Кущей, он явился, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у Храма. Началась настоящая гражданская война, причем движение, противостоящее Александру, возглавляли появившиеся тогда фарисеи. Те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз в эпоху Маккавеев.
Фарисеи возглавляли противную Александру партию и призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия III и присоединились к Александру Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков его, приказав убить у них на глазах их жен и детей [87, XIII, 14, 2].
После смерти Александра Янная его жена Александра (Саломея), которая осталась у власти, опиралась уже на фарисеев, то есть она полностью сменила курс, их сын Гиркан II был поставлен первосвященником, а Аристовул II, другой сын, был удален, и просто вел частную жизнь. В 67 году, после того, как Саломея умерла, Аристовул снова включился в борьбу за власть. Ему помогал некий идумеянин по имени Антипатр. Аристовул вынудил Гиркана бежать из Иерусалима.
Происхождение названия
Название «хасмонеи» упоминается у Иосифа Флавия, в Мишне и Талмуде. Однако, в книгах Маккавеев имя Хасмонеи не встречается. Иосиф Флавий производит имя «Хасмонеи» от прадеда Маттитьягу; исследователи предполагают связь этого имени с деревней Хашмон, областью Хашмона и т. п.[1]
История правления
Маттафия Хасмоней
Восстание Маккавеев
Пришедший в 175 году до н. э. к власти в империи Селевкидов Антиох IV Епифан стремился ускорить процесс эллинизации подвластных народов, в том числе евреев[2]. Летом 167 года Антиох издал ряд указов, прямо направленных против иудаизма как религии[3]. Гонения носили беспрецедентный для древнего мира характер[4]. Это катализировало противоречия между эллинизированным населением и еврейскими традиционалистами. Началось вооружённое сопротивление[5][6]. В декабре 164 года повстанцы овладели Иерусалимом[7][8]. Иудейское государство было восстановлено в 142 году до н. э.[9][10][11]
Первым вождём восставших был священник (коэн) Маттафия Хасмоней (Маттитьягу), а затем его третий сын Иуда (Иехуда) Маккавей. После гибели Иуды вождём, а затем и первосвященником стал младший из братьев — Ионатан. В результате заговора был убит и он.
Династия
Александр Яннай
В 140 году до н. э. официально избранным правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи стал второй сын Маттафии — Симон (Шимон), который собрал для этого в Иерусалиме Великий Собор (Кнессет гдола), утвердивший Симона в этих должностях. Это назначение стало наследственным и должно было передаваться его потомкам «до того как явится истинный пророк». С этого момента ведётся формальный отсчёт правления династии Хасмонеев[12][13].
Симон стремился привлечь на свою сторону и противников политики Хасмонеев. Одного из них — своего зятя Птолемея он назначил правителем Иерихона. Птолемей решил при содействии Антиоха VII захватить власть в Иудее. Для этого он в феврале 134 года заманил Симона и двух его сыновей на пир и убил их[13].
Однако третий сын Симона Йоханан Гиркан уцелел, удержал власть и стал этнархом[14]. Он провёл ряд успешных завоевательных походов, расширяя пределы своих владений и присоединил Моав, Идумею и Самарию[15]. Пол Джонсонпишет, что Симон как и другие Маккавеи был харизматическим народным лидером, лишённым своекорыстия. В отличие от него Гиркан был правителем по праву рождения, чеканившим монеты с самопрославлениями[16].
Гиркан умер в 104 году до н. э. Вопреки его завещанию, согласно которому его старший сын Аристобул должен был стать первосвященником, а светская власть остаться в руках его матери, Аристобул провозгласил себя царём и заточил мать в темницу, где она и умерла. В тюрьме сидели также три его брата[17]. Сам Аристобул умер через год и царём стал третий сын Гиркана Александр Яннай. Вдова Аристобула стала женой Янная[18].
Яннай успешно продолжил завоевания отца и присоединил к царству приморские территории от горы Кармель до Газы. Кроме этого, он захватил Декаполис и Петру[19]. В то же время в его правление началась гражданская война, спровоцированная фарисеями. К моменту смерти Янная в 76 году до н. э. внутреннее согласие в стране было достигнуто[18].
После смерти Александра Янная царство впервые в истории возглавила женщина (за исключением узурпации Гофолии) — до 67 года им правила Саломея Александра (Шломцион). Её сын Йоханан Гиркан II стал первосвященником. Саломея Александра завершила войну в Иордании, а сына Аристобула отправила на завоевание Дамаска. При этом с помощью дипломатии ей удалось избежать вторжения армянских войск под командованием Тиграна II[20][21].
В последние годы жизни Саломеи Александры распря между её сыновьями привела к междоусобице и гражданской войнемежду сторонниками Гиркана и Аристобула. Ситуацией воспользовались римляне, которые к этому моменту разгромили остатки Селевкидской империи и войска которых стояли в Дамаске. Обе стороны пытались привлечь римлян в качестве союзников. Полководец Помпей вмешался в распрю на стороне Гиркана, его войска в 63 году до н. э. вошли в Иерусалим, ворвались в Храм, низложили Аристобула и увезли в качестве пленника вместе с сыновьями в Рим[22]. Впоследствии вмешательство Рима привело к падению монархии и потере независимости еврейского государства на 2000 лет[23].
Гиркан остался первосвященником, но власть в Иудее постепенно переходила в руки его придворного — идумеяАнтипатра, который пользовался доверием римлян и назначил своих сыновей Ирода и Фазаеля наместниками в Галилее и Иерусалиме[24][25]. После смерти Помпея Юлий Цезарь назначил Гиркана этнархом (правителем).
После смерти Антипатра власть в стране фактически перешла в руки его сына Ирода, хотя формально этнархом и первосвященником был Гиркан. Старший сын Аристобула Александр II Иудейский бежал из римского плена и собрав войска поднял восстание в 57 году до н. э., но был разбит римлянами в союзе с Антипатром[26]. Другой сын АристобулаАнтигон заключил союз с парфянами и с их помощью в 40 году до н. э. завоевал Иудею, вошёл в Иерусалим и низложил Гиркана, восстановив ненадолго Хасмонейскую династию[27].
Падение
Ирод сумел заручиться поддержкой римлян и через 3 года в 37 году вновь захватил Иудею. Получив царскую корону из рук римлян, он казнил взятого в плен Антигона — последнего царя династии Хасмонеев[28]. Последним первосвященником из рода Хасмонеев был Аристобул III — брат жены Ирода Мариамны и внук Гиркана II. Опасаясь его влияния в народе Ирод приказал его убить в 35 году до н. э.[29]
Сам Ирод стал родоначальником новой династии Иродиадов.
Значение в истории
Деятельность Хасмонеев замедлила эллинизацию евреев. Напротив, произошла религиозная ассимиляция семитских народностей населявшихИудею. Сохранение иудаизма как национальной религии евреев стало важным фактором, предопределившим всю дальнейшую историю еврейского народа[1]
Династия Хасмонеев (152 — 37 гг. до н. э.)
Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим
Имя в рус. Традиции Имя в оригинале | титул | Годы жизни (до н. э.) | Длительность правления (до н. э.) | Комментарии | |
Маккавеи | |||||
1. | Маттафия Хасмоней Матитьягу ха-Хашмонай | вождь восставших | ? — 167 | 170 — 167 | |
2. | Иуда Маккавей, сын Маттафии Иехуда ха-Маккаби | вождь восставших | ? — 161[30] | 167 — 161 | |
Этнархи и Первосвященники Иудеи | |||||
1. | Ионатан, сын Маттафии Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай | первосвященник и этнарх | ? — 143[30] | 152 — 143 | положил начало первосвященни-ческой династии Хасмонеев |
2. | Симон, сын Маттафии Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис) | первосвященник первосвященник и этнарх | ? — 134[30] | 143 — 140 140 — 134 | положил начало независимому правлению династии Хасмонеев |
3. | Иоанн Гиркан I, сын Симона Йоханан Гиркан | первосвященник и этнарх | 134 — 104 | ||
Цари и первосвященники Иудеи | |||||
4. | Аристобул I, сын Иоанна Гиркана I Иехуда Аристобул | царь и первосвященник | ? — 103 | 104 — 103 | узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев |
5. | Александр I Яннай, сын Гиркана I | царь и первосвященник | 126 — 76 | 103 — 76 | |
6. | Саломея Александра Шломцион | царица | 139 — 67 | 76 — 67 | жена Аристобула, позже женаАлександра Янная |
7. | Аристобул II, сын Александра Янная | царь и первосвященник | ? — 49[30] | 67 — 63 | последний независимый царь из династии Хасмонеев |
63-40 до н. э. вассал Рима. | |||||
8. | Иоанн Гиркан II, сын Александра Янная Йоханан Гиркан | царь этнарх и первосвященник | 103 — 30[30] | 65 63 — 40 | |
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части) | |||||
9. | Маттафия Антигон II, сын Аристобула II Матитьягу Антигон | царь и первосвященник | ? — 37?[30] | 40 — 37 | последний царь династии Хасмонеев |
10. | Аристобул III | первосвященник | ?-35[30] |
Вопрос №89 Иудея в период римского владычества
Когда умерла царица Александра, ее сыновья Гиркан II и Аристовул II начали вести между собой борьбу за обладание царским престолом.
В это время, в шестидесятые годы до Рождества Христова, на границах с Сирией уже появился римский полководец Помпей. Пока последние представители Маккавейской династии делили между собой власть, с севера на них надвигались римские легионы.
После нескольких сражений братья обратились с жалобой друг на друга к Помпею, который со своими легионами находился тогда в Сирии. И Помпей, естественно, весьма благосклонно принял обе стороны и, предпочел поддержать Гиркана [86, 1 кн. VI, 2 – 6, c. 25 – 27]. Помпей в качестве судьи (вспоминается лиса, которой доверили делить сыр) является в Иерусалим, который сам охотно открывал ему двери. Аристовул укрепился в храмовой цитадели и два месяца ее продержал. После чего она была взята, Помпей вошел в храм, осмотрел его, но не разрешил там ничего трогать, причем есть свидетельство, что Помпей вошел даже во Святое Святых и был крайне удивлен тем, что он ничего там не увидел. Привыкший к обычному языческому культу, ожидая увидеть статую, он просто там не нашел ничего, и это привело его в крайнее недоумение.
Римский полководец увел Аристовула и его детей с многочисленными пленными иудеями в Рим, а Гиркана оставил первосвященником и правителем Иудеи, подчинив его римской власти. С этих пор Иудея окончательно потеряла свою самостоятельность.
Примерно через десять лет другой римский военачальник, Красс, исправил «ошибку» своего предшественника и как следует ограбил Иерусалим и Храм. Иудеи попросили Помпея не восстанавливать монархию, потому что они устали от бесконечной борьбы за власть, приводящую к кровопролитиям. Тем более, что не было ни одного достойного представителя династии Давида, которая должна была законно царствовать.
Вскоре слабохарактерный первосвященник Гиркан попал под влияние знатного и богатого идумеянина Антипатра, который от имени Гиркана управлял Иудеей. Римский император за заслуги перед Римом удостоил Антипатра звания римского гражданина и назначил его прокуратором, т. е. правителем Иудеи. Таким образом, династия Маккавеев перестала существовать, а Иудея вошла в состав Римской империи.
Вопрос №90 Ирод Великий и его династия
Иудеи оказываются фактически под протекторатом Рима. Идумеянин Антипатр, будучи человеком весьма ловким, в 47 году назначается Цезарем прокуратором Иудеи. После его смерти ненадолго воцарился сын Аристовула Антигон.
Однако сын Антипатра Ирод отправляется в Рим, и в Риме Антоний назначает Ирода тетрархом, со всеми положенными при этой церемонии языческими жертвами. Ирод с небольшим отрядом высаживается на побережье и идет в сторону Иерусалима, чтобы реализовать свои царские полномочия. Он женится на Мариамне, внучке Гиркана II, за счет чего официально приобщается к правящей династии и узаконивает притязания на престол. Ирод овладел Иерусалимом в 37 году. Начинается весьма длительное его правление.
Человек этот был, по-видимому, исключительных военных и политических дарований. Если вспомнить, что происходило в Римской империи до воцарения Октавиана Августа, то остается только удивляться, каким образом Ирод смог маневрировать между всеми борющимися сторонами и при этом уцелеть. Кто там только не был замешан, включая Клеопатру. Тем не менее Ирод все-таки остался у власти. Одно из известных его деяний то, что в 20 г. до Р. Х. он начал перестройку Храма. Когда Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19), ему сказали, что храм этот строился сорок шесть лет. Второе восстановление храма произошло за гораздо меньший срок, за двадцать лет, а вот та реконструкция, которую затеял Ирод, к моменту этого диалога Христа с иудеями как раз и продолжалась где-то сорок шесть лет. Ирод был человеком крайне жестоким, и, понимая всю незаконность своей власти, он весьма жестоко относился даже к своим родственникам; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену Мариамну [86, 1 кн., XXII, c. 72 – 74], после этого у него было еще семь жен. Ирод предал казни и многих своих сыновей [86, 1 кн., XXVII, c. 89 – 91], так что Август в свое время шутил, говоря, что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном, по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов, их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже по Евангелию. К характеристике Ирода можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано в других источниках. До нас вообще дошло мало исторических трудов того времени. Когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто расстраиваться не будет о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины [86, 1 кн., XXXIII, c. 108 – 109]. Для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме было весьма рядовым событием.
Ирод I Великий умер в 4 году до н. э. После низложения сына его Архелая в 6 году н. э. римлянами Иудея была присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.
Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал царём Иудеи и Самарии (с 41 по 44 гг.) по милости римского императора Клавдия, а до того, в 37 г. н. э., он был возвращён Калигулой на историческую родину в качестве правителя остальных частей Израильского царства.
На этом заканчивается ветхозаветный период и начинается новозаветная история. В связи с Иродом исполнилось одно из древнейших пророчеств, которое прозвучало из уст патриарха Иакова: скипетр отошел от Иуды. Со времен царя иудейского Седекии не было царя в самой Иудее, кроме Александра Янная, но тут царский скипетр попадает в руки идумеянина. И в этот момент происходит величайшее событие, а именно Рождество Христово, Христос приходит в мир.