Вопрос №88 История Хасмонейской династии.

19.7. Про­дол­же­ние вой­ны. Не­за­ви­си­мость Иу­деи. На­ча­ло ди­на­с­тии Мак­ка­ве­ев (Ха­с­мо­не­ев)

Вой­на при­об­ре­та­ет ха­рак­тер скорее чи­с­то по­ли­ти­че­с­кий – за пол­ное свер­же­ние вла­с­ти Се­лев­ки­дов, за сво­бо­ду Иу­деи. Иу­де Мак­ка­вею не уда­ет­ся от­во­е­вать Иерусалимскую ци­та­дель. Она на­хо­ди­лась в ру­ках языч­ни­ков, ко­то­рые про­дол­жа­ли кон­тро­ли­ро­вать го­род, Иу­да был вы­нуж­ден от­сту­пить. Тем не ме­нее он по­сте­пен­но рас­ши­ря­ет подвластную ему тер­ри­то­рию. Иерусалим на время снова переходит к сирийцам. Управление Иудеей поручается Вакхиду, вместе с которым приезжает некто Алким, который домогался первосвященства и которому царь Димитрий поручил «сделать отмщение сынам Израиля» (1 Мак. 7:8). Они произвели многие убийства и насилие в Израиле, чем вызвали против себя активные действия Маккавеев.

Посланный против них полководец Никанор, придя в Иерусалим, поклялся после сражений с Иудой сжечь Храм. Но он был разбит и погиб. В честь победы над Никанором решено было учредить еще один ежегодный праздник, который, однако, не прижился, и через сто лет о нем уже не упоминали.

После этого Иуда заключает против Димитрия военный союз с римлянами. Еще одна деталь, подчеркивающая изменившийся характер войны, поскольку раньше иудеи рассчитывали только на помощь Божию. После этого Иуда проигрывает сражение Вакхиду и Алкиму и сам погибает. Произошло это в 160 году. Союз с язычниками не принес ему большой пользы.

Вакхид некоторое время торжествует, однако во главе иудеев встает Ионафан (160 – 143 гг. до Р.Х.), который нанес ему ряд поражений. Вакхид заключил мир с Ионафаном и покинул Иудею. «И унялся меч в Израиле, и поселился Ионафан в Махмасе; и начал Ионафан судить народ и истребил нечестивых из среды Израиля» (1 Мак. 9:73).

В Си­рии тем вре­ме­нем идет борьба двух родов по­том­ков Ан­ти­оха Ве­ли­ко­го в лице Димитрия и Александра; на­сту­па­ет та­кой мо­мент, что Ио­на­фан сам под­дер­жи­ва­ет то од­но­го, то дру­го­го пре­тен­ден­та на пре­стол. Ес­ли рань­ше Се­лев­ки­ды пы­та­лись унич­то­жить Иу­дею, то те­перь уже са­мо их пре­бы­ва­ние у вла­с­ти за­ви­сит от то­го, ко­го из них под­дер­жит сво­ей во­ен­ной си­лой Ио­на­фан. Из по­ве­ст­во­ва­ния кни­ги от­чет­ли­во вид­но, что Ио­на­фан под­дер­жи­вал каж­дый раз то­го пред­ста­ви­те­ля ди­на­с­тии, ко­то­рый в дан­ный мо­мент имел боль­ше за­кон­ных прав на пре­стол. Это де­ла­ет ему честь, хо­тя каж­дый из них обе­щал ему мас­су при­ви­ле­гий, сво­бод, вы­год, но Ио­на­фан ока­зал­ся в этом бес­ко­ры­ст­ным.

Ио­на­фан на­прав­ля­ет по­соль­ст­во в Рим для во­зоб­нов­ле­ния со­ю­за. Ес­те­ст­вен­но, Ри­му весь­ма вы­год­но в ты­лу сво­их бу­ду­щих про­тив­ни­ков иметь се­бе со­юз­ни­ка, по­это­му рим­ля­не весь­ма охот­но идут на этот со­юз. За­клю­ча­ет­ся также со­юз со спартанцами, о которых было найдено, что «они – братья и от рода Авраамова» (1 Мак. 12:7, 21). Не­ког­да про­ро­ки же­ст­ко об­ли­ча­ли иу­де­ев за по­пыт­ки со­ю­за с языч­ни­ка­ми, а здесь, не ус­пев воз­ник­нуть, Мак­ка­вей­ская или, по-дру­го­му, Ха­с­мо­ней­ская, ди­на­с­тия на­чи­на­ет ук­ло­нять­ся к чи­с­то свет­ской по­ли­ти­ке, ис­то­рия по­вто­ряется. За со­юз­ни­ков-языч­ни­ков воз­но­сит­ся мо­лит­ва и при­но­сит­ся жерт­ва.

Ио­на­фан, одержав очередную победу над войсками Димитрия, доверился си­рий­ско­му во­е­на­чаль­ни­ку Трифону. Его за­хва­ты­ва­ют в за­лож­ни­ки, по­том тре­бу­ют к се­бе его де­тей, но, в кон­це кон­цов, умерщв­ля­ют и его, и их. По­сколь­ку еще раньше в раз­лич­ных по­хо­дах по­гиб­ли и два дру­гих бра­та, Ио­анн и Еле­а­зар, то ос­та­ет­ся один един­ст­вен­ный из Мак­ка­ве­ев, Си­мон (143–135 гг.). При нем в Иудее, наконец, наступил мир (1 Мак. 14:4-15). На­род про­воз­гла­ша­ет его на­чаль­ни­ком над всем на­ро­дом и пер­во­свя­щен­ни­ком, как написано на до­с­ке, ко­то­рая по это­му слу­чаю бы­ла от­че­ка­не­на, до тех пор, по­ка не при­дет про­рок вер­ный (1 Мак. 14:41). То есть, до вре­ме­ни, по­ка не при­дет про­рок, мо­гу­щий рас­су­дить, вер­но или нет по­став­ле­ны Мак­ка­веи на пер­во­свя­щен­ст­во и цар­ст­во. Фак­ти­че­с­ки, хо­тя Мак­ка­веи ца­ря­ми не объ­яв­ля­лись, они провозглашались пред­во­ди­те­ля­ми на­ро­да, а до них эту функ­цию ис­пол­ня­ли пер­во­свя­щен­ни­ки. Ли­бо Симон объявляется начальником народа до вре­ме­ни при­ше­ст­вия Хри­с­то­ва, тог­да это по­ста­нов­ле­ние оказывается в ка­ком-то смыс­ле про­ро­че­с­ким: по­сле то­го, как ди­на­с­тия Мак­ка­ве­ев была от­торг­ну­та от вла­с­ти, престол занял Ирод иду­ме­я­нин, во вре­мя ко­то­ро­го рож­да­ет­ся Хри­с­тос.

Мак­ка­веи под­чи­ня­ют се­бе зна­чи­тель­ную тер­ри­то­рию и ста­но­вят­ся пол­но­стью ав­то­ном­ны­ми, са­ми на­чи­на­ют че­ка­нить мо­не­ту, что яв­ля­ет­ся при­зна­ком не­за­ви­си­мо­с­ти. В 135 го­ду бес­слав­но по­ги­ба­ет Си­мон, уби­тый соб­ст­вен­ным зя­тем, ко­то­рый по­же­лал сам пра­вить и пы­тал­ся пе­ре­бить и его де­тей. В живых ос­та­ет­ся Ио­анн Гир­кан, ко­то­рый в 134 го­ду ста­но­вит­ся пре­ем­ни­ком. На при­хо­де к вла­с­ти Ио­ан­на кон­ча­ет­ся са­мая по­след­няя кни­га Мак­ка­вей­ская, ее по­ве­ст­во­ва­ние до­во­дит­ся до 135 го­да. Вто­рая кни­га Мак­ка­вей­ская за­кан­чи­ва­ется смер­тью Иу­ды Мак­ка­вея. В этой книге ре­ли­ги­оз­ный мо­мент вы­ра­жен го­раз­до бо­лее яр­ко, и по­сколь­ку по­сле смер­ти Иу­ды Мак­ка­вея все дви­же­ние ста­но­вит­ся чи­с­то по­ли­ти­че­с­ким, то здесь оно не на­хо­дит от­ра­же­ния.

19.8. Прав­ле­ние ди­на­с­тии Мак­ка­ве­ев (Ха­с­мо­не­ев). Во­ца­ре­ние Иро­да

О событиях следующего столетия не повествует ни одна из книг Библии, однако представляется разумным довести повествование до времени Рождества Христова.

Из внебиблейских источников, главным из которых являются сочинения Иосифа Флавия, известно, что Ио­анн Гир­кан еще бо­лее рас­ши­рил под­вла­ст­ную ему тер­ри­то­рию, и од­ним из его судь­бо­нос­ных де­я­ний бы­ло при­со­е­ди­не­ние Иду­меи, то есть по­том­ков Иса­ва, ко­то­рые по­сто­ян­но бы­ли про­тив­ни­ка­ми Из­ра­иль­тян. По­том их на­силь­ст­вен­но об­ра­тили в иудейскую ве­ру. Это име­ло весь­ма боль­шое зна­че­ние, по­то­му что Ирод Ве­ли­кий был из иду­ме­ев; бла­го­да­ря на­силь­ст­вен­но­му сли­я­нию с иу­де­я­ми, он и по­лу­чил воз­мож­ность прий­ти к вла­с­ти.

Ио­анн Гир­кан был у вла­с­ти око­ло двад­ца­ти лет, и ему на ру­бе­же пер­во­го и вто­ро­го ве­ков сначала на­сле­до­вал его сын Аристовул I (105 – 104 гг. до Р. Х.), которого сменил другой сын – Алек­сандр Яннай (104 – 78 гг.). При последнем начался упа­док ди­на­с­тии. Он был весь­ма ус­пе­шен в сво­их во­ен­ных по­хо­дах, но его очень не лю­би­ли; поскольку Александр фор­маль­но не ис­пол­нял долж­но­с­ти пер­во­свя­щен­ни­ка, он про­воз­гла­сил се­бя ца­рем, хотя пер­вые Мак­ка­веи скром­но име­но­ва­ли се­бя пред­во­ди­те­ля­ми на­ро­да. Но при этом он пре­тен­до­вал на то, что­бы ис­пол­нять и пер­во­свя­щен­ни­че­с­кие обя­зан­но­с­ти. Од­наж­ды, во вре­мя пра­зд­ни­ка Ку­щей, он явил­ся, что­бы са­мо­лич­но со­вер­шать слу­же­ние, что вы­зва­ло про­тест на­ро­да. Его это не ос­та­но­ви­ло, про­изо­ш­ли вол­не­ния, и не­сколь­ко ты­сяч че­ло­век бы­ли ра­не­ны у Хра­ма. На­ча­лась на­сто­я­щая граж­дан­ская вой­на, при­чем движение, про­ти­во­сто­я­щее Алек­сан­д­ру, воз­глав­ля­ли по­явив­ши­е­ся тог­да фа­ри­сеи. Те пар­тии, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся на стра­ни­цах Еван­ге­лия, сло­жи­лись как раз в эпоху Мак­ка­веев.

Фа­ри­сеи воз­глав­ля­ли про­тив­ную Алек­сан­д­ру пар­тию и при­зва­ли се­бе на по­мощь по­том­ка Се­лев­ки­дов, Ди­ми­т­рия III. Но в кри­ти­че­с­кий мо­мент па­т­ри­о­тизм у фа­ри­се­ев взял верх, и они от­ка­за­лись от по­мо­щи Ди­ми­т­рия III и при­со­е­ди­ни­лись к Александру Ян­наю, что его лич­но спас­ло, так как де­ла его бы­ли не­за­вид­ны. Тем не ме­нее, он по­да­вил вос­ста­ние и рас­пял во­семь­сот за­чин­щи­ков его, приказав убить у них на глазах их жен и детей [87, XIII, 14, 2].

По­сле смер­ти Алек­сан­д­ра Ян­ная его же­на Алек­сан­д­ра (Са­ло­мея), ко­то­рая ос­та­лась у вла­с­ти, опи­ра­лась уже на фа­ри­се­ев, то есть она пол­но­стью сме­ни­ла курс, их сын Гир­кан II был по­став­лен пер­во­свя­щен­ни­ком, а Ари­с­то­вул II, дру­гой сын, был уда­лен, и про­сто вел ча­ст­ную жизнь. В 67 го­ду, по­сле то­го, как Са­ло­мея умер­ла, Ари­с­то­вул сно­ва вклю­чил­ся в борь­бу за власть. Ему по­мо­гал не­кий иду­ме­я­нин по име­ни Ан­ти­патр. Ари­с­то­вул вы­ну­дил Гир­ка­на бе­жать из Ие­ру­са­ли­ма.

Происхождение названия

Название «хасмонеи» упоминается у Иосифа Флавия, в Мишне и Талмуде. Однако, в книгах Маккавеев имя Хасмонеи не встречается. Иосиф Флавий производит имя «Хасмонеи» от прадеда Маттитьягу; исследователи предполагают связь этого имени с деревней Хашмон, областью Хашмона и т. п.[1]

История правления

Вопрос №88 История Хасмонейской династии. - student2.ru

Маттафия Хасмоней

Восстание Маккавеев

Пришедший в 175 году до н. э. к власти в империи Селевкидов Антиох IV Епифан стремился ускорить процесс эллинизации подвластных народов, в том числе евреев[2]. Летом 167 года Антиох издал ряд указов, прямо направленных против иудаизма как религии[3]. Гонения носили беспрецедентный для древнего мира характер[4]. Это катализировало противоречия между эллинизированным населением и еврейскими традиционалистами. Началось вооружённое сопротивление[5][6]. В декабре 164 года повстанцы овладели Иерусалимом[7][8]. Иудейское государство было восстановлено в 142 году до н. э.[9][10][11]

Первым вождём восставших был священник (коэн) Маттафия Хасмоней (Маттитьягу), а затем его третий сын Иуда (Иехуда) Маккавей. После гибели Иуды вождём, а затем и первосвященником стал младший из братьев — Ионатан. В результате заговора был убит и он.

Династия

Вопрос №88 История Хасмонейской династии. - student2.ru

Александр Яннай

В 140 году до н. э. официально избранным правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи стал второй сын Маттафии — Симон (Шимон), который собрал для этого в Иерусалиме Великий Собор (Кнессет гдола), утвердивший Симона в этих должностях. Это назначение стало наследственным и должно было передаваться его потомкам «до того как явится истинный пророк». С этого момента ведётся формальный отсчёт правления династии Хасмонеев[12][13].

Симон стремился привлечь на свою сторону и противников политики Хасмонеев. Одного из них — своего зятя Птолемея он назначил правителем Иерихона. Птолемей решил при содействии Антиоха VII захватить власть в Иудее. Для этого он в феврале 134 года заманил Симона и двух его сыновей на пир и убил их[13].

Однако третий сын Симона Йоханан Гиркан уцелел, удержал власть и стал этнархом[14]. Он провёл ряд успешных завоевательных походов, расширяя пределы своих владений и присоединил Моав, Идумею и Самарию[15]. Пол Джонсонпишет, что Симон как и другие Маккавеи был харизматическим народным лидером, лишённым своекорыстия. В отличие от него Гиркан был правителем по праву рождения, чеканившим монеты с самопрославлениями[16].

Гиркан умер в 104 году до н. э. Вопреки его завещанию, согласно которому его старший сын Аристобул должен был стать первосвященником, а светская власть остаться в руках его матери, Аристобул провозгласил себя царём и заточил мать в темницу, где она и умерла. В тюрьме сидели также три его брата[17]. Сам Аристобул умер через год и царём стал третий сын Гиркана Александр Яннай. Вдова Аристобула стала женой Янная[18].

Яннай успешно продолжил завоевания отца и присоединил к царству приморские территории от горы Кармель до Газы. Кроме этого, он захватил Декаполис и Петру[19]. В то же время в его правление началась гражданская война, спровоцированная фарисеями. К моменту смерти Янная в 76 году до н. э. внутреннее согласие в стране было достигнуто[18].

После смерти Александра Янная царство впервые в истории возглавила женщина (за исключением узурпации Гофолии) — до 67 года им правила Саломея Александра (Шломцион). Её сын Йоханан Гиркан II стал первосвященником. Саломея Александра завершила войну в Иордании, а сына Аристобула отправила на завоевание Дамаска. При этом с помощью дипломатии ей удалось избежать вторжения армянских войск под командованием Тиграна II[20][21].

В последние годы жизни Саломеи Александры распря между её сыновьями привела к междоусобице и гражданской войнемежду сторонниками Гиркана и Аристобула. Ситуацией воспользовались римляне, которые к этому моменту разгромили остатки Селевкидской империи и войска которых стояли в Дамаске. Обе стороны пытались привлечь римлян в качестве союзников. Полководец Помпей вмешался в распрю на стороне Гиркана, его войска в 63 году до н. э. вошли в Иерусалим, ворвались в Храм, низложили Аристобула и увезли в качестве пленника вместе с сыновьями в Рим[22]. Впоследствии вмешательство Рима привело к падению монархии и потере независимости еврейского государства на 2000 лет[23].

Гиркан остался первосвященником, но власть в Иудее постепенно переходила в руки его придворного — идумеяАнтипатра, который пользовался доверием римлян и назначил своих сыновей Ирода и Фазаеля наместниками в Галилее и Иерусалиме[24][25]. После смерти Помпея Юлий Цезарь назначил Гиркана этнархом (правителем).

После смерти Антипатра власть в стране фактически перешла в руки его сына Ирода, хотя формально этнархом и первосвященником был Гиркан. Старший сын Аристобула Александр II Иудейский бежал из римского плена и собрав войска поднял восстание в 57 году до н. э., но был разбит римлянами в союзе с Антипатром[26]. Другой сын АристобулаАнтигон заключил союз с парфянами и с их помощью в 40 году до н. э. завоевал Иудею, вошёл в Иерусалим и низложил Гиркана, восстановив ненадолго Хасмонейскую династию[27].

Падение

Ирод сумел заручиться поддержкой римлян и через 3 года в 37 году вновь захватил Иудею. Получив царскую корону из рук римлян, он казнил взятого в плен Антигона — последнего царя династии Хасмонеев[28]. Последним первосвященником из рода Хасмонеев был Аристобул III — брат жены Ирода Мариамны и внук Гиркана II. Опасаясь его влияния в народе Ирод приказал его убить в 35 году до н. э.[29]

Сам Ирод стал родоначальником новой династии Иродиадов.

Значение в истории

Деятельность Хасмонеев замедлила эллинизацию евреев. Напротив, произошла религиозная ассимиляция семитских народностей населявшихИудею. Сохранение иудаизма как национальной религии евреев стало важным фактором, предопределившим всю дальнейшую историю еврейского народа[1]

Династия Хасмонеев (152 — 37 гг. до н. э.)

Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим

  Имя в рус. Традиции Имя в оригинале титул Годы жизни (до н. э.) Длительность правления (до н. э.) Комментарии
Маккавеи
1. Маттафия Хасмоней Матитьягу ха-Хашмонай вождь восставших ? — 167 170 — 167  
2. Иуда Маккавей, сын Маттафии Иехуда ха-Маккаби вождь восставших ? — 161[30] 167 — 161  
Этнархи и Первосвященники Иудеи
1. Ионатан, сын Маттафии Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай первосвященник и этнарх ? — 143[30] 152 — 143 положил начало первосвященни-ческой династии Хасмонеев
2. Симон, сын Маттафии Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис) первосвященник первосвященник и этнарх ? — 134[30] 143 — 140 140 — 134 положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
3. Иоанн Гиркан I, сын Симона Йоханан Гиркан первосвященник и этнарх   134 — 104  
Цари и первосвященники Иудеи
4. Аристобул I, сын Иоанна Гиркана I Иехуда Аристобул царь и первосвященник ? — 103 104 — 103 узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
5. Александр I Яннай, сын Гиркана I царь и первосвященник 126 — 76 103 — 76  
6. Саломея Александра Шломцион царица 139 — 67 76 — 67 жена Аристобула, позже женаАлександра Янная
7. Аристобул II, сын Александра Янная царь и первосвященник ? — 49[30] 67 — 63 последний независимый царь из династии Хасмонеев
63-40 до н. э. вассал Рима.
8. Иоанн Гиркан II, сын Александра Янная Йоханан Гиркан царь этнарх и первосвященник 103 — 30[30] 65 63 — 40  
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
9. Маттафия Антигон II, сын Аристобула II Матитьягу Антигон царь и первосвященник ? — 37?[30] 40 — 37 последний царь династии Хасмонеев
10. Аристобул III первосвященник ?-35[30]  

Вопрос №89 Иудея в период римского владычества

Когда умерла царица Александра, ее сыновья Гиркан II и Аристовул II начали вести между собой борьбу за обладание царским престолом.

В это вре­мя, в ше­с­ти­де­ся­тые го­ды до Рож­де­ст­ва Хри­с­то­ва, на гра­ни­цах с Си­ри­ей уже по­явил­ся римский полководец Пом­пей. По­ка по­след­ние пред­ста­ви­те­ли Мак­ка­вей­ской ди­на­с­тии де­ли­ли меж­ду со­бой власть, с се­ве­ра на них на­дви­га­лись рим­ские ле­ги­о­ны.

После нескольких сражений братья обратились с жалобой друг на друга к Помпею, который со своими легионами находился тогда в Сирии. И Пом­пей, ес­те­ст­вен­но, весь­ма бла­го­с­клон­но при­нял обе сто­ро­ны и, предпочел поддержать Гир­ка­на [86, 1 кн. VI, 2 – 6, c. 25 – 27]. Пом­пей в ка­че­ст­ве су­дьи (вспо­ми­на­ет­ся ли­са, ко­то­рой до­ве­ри­ли де­лить сыр) яв­ля­ет­ся в Ие­ру­са­лим, ко­то­рый сам охот­но от­кры­ва­л ему две­ри. Ари­с­то­вул ук­ре­пил­ся в хра­мо­вой ци­та­де­ли и два ме­ся­ца ее про­дер­жал. По­сле че­го она бы­ла взя­та, Пом­пей во­шел в храм, ос­мо­т­рел его, но не разрешил там ничего тро­гать, при­чем есть сви­де­тель­ст­во, что Пом­пей во­шел да­же во Свя­тое Свя­тых и был край­не удив­лен тем, что он ни­че­го там не уви­дел. При­вык­ший к обыч­но­му язы­че­с­ко­му куль­ту, ожи­дая уви­деть ста­тую, он про­сто там не нашел ни­че­го, и это при­ве­ло его в край­нее не­до­уме­ние.

Римский полководец увел Аристовула и его детей с многочисленными пленными иудеями в Рим, а Гиркана оставил первосвященником и правителем Иудеи, подчинив его римской власти. С этих пор Иудея окончательно потеряла свою самостоятельность.

При­мер­но че­рез де­сять лет дру­гой рим­ский во­е­на­чаль­ник, Красс, ис­пра­вил «ошиб­ку» сво­е­го пред­ше­ст­вен­ни­ка и как сле­ду­ет ог­ра­бил Ие­ру­са­лим и Храм. Иу­деи по­про­си­ли Пом­пея не вос­ста­нав­ли­вать мо­нар­хию, по­то­му что они ус­та­ли от бес­ко­неч­ной борь­бы за власть, приводящую к кро­во­про­ли­ти­ям. Тем бо­лее, что не бы­ло ни од­но­го до­стой­но­го пред­ста­ви­те­ля ди­на­с­тии Да­ви­да, ко­то­рая долж­на бы­ла за­кон­но цар­ст­во­вать.

Вскоре слабохарактерный первосвященник Гиркан попал под влияние знатного и богатого идумеянина Антипатра, который от имени Гиркана управлял Иудеей. Римский император за заслуги перед Римом удостоил Антипатра звания римского гражданина и назначил его прокуратором, т. е. правителем Иудеи. Таким образом, династия Маккавеев перестала существовать, а Иудея вошла в состав Римской империи.

Вопрос №90 Ирод Великий и его династия

Иу­деи ока­зы­ва­ют­ся фак­ти­че­с­ки под про­тек­то­ра­том Ри­ма. Идумеянин Ан­ти­патр, бу­ду­чи че­ло­ве­ком весь­ма лов­ким, в 47 го­ду на­зна­ча­ет­ся Це­за­рем про­ку­ра­то­ром Иу­деи. По­сле его смер­ти не­на­дол­го во­ца­рил­ся сын Ари­с­то­ву­ла Ан­ти­гон.

Од­на­ко сын Ан­ти­па­т­ра Ирод от­прав­ля­ет­ся в Рим, и в Ри­ме Ан­то­ний на­зна­ча­ет Иро­да те­т­рар­хом, со все­ми по­ло­жен­ны­ми при этой церемонии язы­че­с­ки­ми жерт­ва­ми. Ирод с не­боль­шим от­ря­дом вы­са­жи­ва­ет­ся на по­бе­ре­жье и идет в сто­ро­ну Ие­ру­са­ли­ма, что­бы ре­а­ли­зо­вать свои цар­ские пол­но­мо­чия. Он же­нит­ся на Ма­ри­ам­не, внуч­ке Гир­ка­на II, за счет чего офи­ци­аль­но при­об­ща­ет­ся к пра­вя­щей ди­на­с­тии и узаконивает притязания на престол. Ирод ов­ла­дел Ие­ру­са­ли­мом в 37 го­ду. На­чи­на­ет­ся весь­ма дли­тель­ное его прав­ле­ние.

Че­ло­век этот был, по-ви­ди­мо­му, ис­клю­чи­тель­ных во­ен­ных и по­ли­ти­че­с­ких да­ро­ва­ний. Ес­ли вспом­нить, что про­ис­хо­ди­ло в Рим­ской им­пе­рии до во­ца­ре­ния Ок­та­ви­а­на Ав­гу­с­та, то ос­та­ет­ся толь­ко удив­лять­ся, ка­ким об­ра­зом Ирод смог ма­не­в­ри­ро­вать меж­ду все­ми бо­рю­щи­ми­ся сто­ро­на­ми и при этом уце­леть. Кто там толь­ко не был за­ме­шан, вклю­чая Кле­о­па­т­ру. Тем не ме­нее Ирод все-та­ки ос­тал­ся у вла­с­ти. Од­но из из­ве­ст­ных его де­я­ний то, что в 20 г. до Р. Х. он на­чал пе­ре­ст­рой­ку Хра­ма. Ког­да Хри­с­тос ска­зал: «Раз­рушь­те храм сей, и Я в три дня воз­двиг­ну его» (Ин. 2:19), ему ска­за­ли, что храм этот стро­ил­ся со­рок шесть лет. Второе вос­ста­нов­ле­ние хра­ма про­изо­ш­ло за го­раз­до мень­ший срок, за двад­цать лет, а вот та ре­кон­ст­рук­ция, ко­то­рую за­те­ял Ирод, к мо­мен­ту это­го ди­а­ло­га Хри­с­та с иу­де­я­ми как раз и про­дол­жа­лась где-то со­рок шесть лет. Ирод был че­ло­ве­ком край­не же­с­то­ким, и, по­ни­мая всю не­за­кон­ность сво­ей вла­с­ти, он весь­ма же­с­то­ко от­но­сил­ся даже к сво­им род­ст­вен­ни­кам; спу­с­тя семь лет по­сле во­ца­ре­ния он каз­нил свою же­ну Мариамну [86, 1 кн., XXII, c. 72 – 74], по­сле это­го у не­го бы­ло еще семь жен. Ирод предал казни и мно­гих сво­их сы­но­вей [86, 1 кн., XXVII, c. 89 – 91], так что Ав­густ в свое вре­мя шу­тил, го­во­ря, что в до­ме Иро­да го­раз­до бе­зо­пас­нее быть сви­нь­ей, не­же­ли сы­ном, по той при­чи­не, что сви­ни­ны иу­деи не ели, а вот сы­но­вей сво­их Ирод унич­то­жал весь­ма усерд­но. В кон­це кон­цов, их ос­та­лось толь­ко трое: Ар­хе­лай, Ирод Ан­ти­па и Фи­липп, из­ве­ст­ные нам уже по Еван­ге­лию. К ха­рак­те­ри­с­ти­ке Иро­да мож­но при­ба­вить еще вот что: ино­гда удив­ля­ют­ся, по­че­му же та­кое со­бы­тие, как из­би­е­ние мла­ден­цев в Ви­ф­ле­е­ме, ни­как не бы­ло за­фик­си­ро­ва­но в дру­гих ис­точ­ни­ках. До нас во­об­ще до­шло ма­ло ис­то­ри­че­с­ких тру­дов то­го вре­ме­ни. Ког­да Ирод уже уми­рал, он впол­не от­чет­ли­во по­ни­мал, что ни­кто рас­ст­ра­и­вать­ся не бу­дет о его кон­чи­не. Тог­да он по­ве­лел взять до­ста­точ­но боль­шое ко­ли­че­ст­во за­лож­ни­ков, юно­шей из са­мых знат­ных се­мейств, и умерт­вить их в тот мо­мент, ког­да он ум­рет, что­бы сре­ди иу­де­ев был плач по слу­чаю его кон­чи­ны [86, 1 кн., XXXIII, c. 108 – 109]. Для че­ло­ве­ка с та­ким мас­шта­бом зло­де­я­ний из­би­е­ние мла­ден­цев в Ви­ф­ле­е­ме было весь­ма ря­до­вым со­бы­тием.

Ирод I Великий умер в 4 году до н. э. После низложения сына его Архелая в 6 году н. э. римлянами Иудея была присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.

Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал царём Иудеи и Самарии (с 41 по 44 гг.) по милости римского императора Клавдия, а до того, в 37 г. н. э., он был возвращён Калигулой на историческую родину в качестве правителя остальных частей Израильского царства.

На этом заканчивается ветхозаветный период и начинается новозаветная история. В свя­зи с Иро­дом ис­пол­нилось од­но из древ­ней­ших про­ро­честв, ко­то­рое про­зву­ча­ло из уст па­т­ри­ар­ха Иа­ко­ва: ски­петр ото­шел от Иу­ды. Со вре­мен ца­ря иу­дей­ско­го Се­де­кии не бы­ло ца­ря в са­мой Иу­дее, кро­ме Алек­сан­д­ра Ян­ная, но тут цар­ский ски­петр по­па­да­ет в ру­ки иду­ме­я­ни­на. И в этот мо­мент про­ис­хо­дит ве­ли­чай­шее со­бы­тие, а имен­но Рож­де­ст­во Хри­с­то­во, Хри­с­тос при­хо­дит в мир.

Наши рекомендации