Несерьезное отношение к греху
Большинство определений греха, которые мы слышим, сводятся к следующему: грех - это сознательное и добровольное нарушение общепринятых законов (или религиозных норм). Когда мы понимаем грех как поступки, которые совершаем, то вплотную приближаемся к идее: нет поступка - нет греха! Результатом такого подхода становится внешнее приспособленчество. Кажется, что человек духовно здоров, а в действительности внутри него пустота и развращенность, которые не дают ему радоваться и принимать активное участие в жизни других людей.
В этом случае покаяние рассматривается лишь как решение изменить свое поведение, а послушание Богу оборачивается желанием совершать хорошие поступки. В таком случае христиане стремятся, главным образом, соответствовать общепринятым стандартам церкви;
зачастую главный акцент делается на внешности и на частоте посещения церковных мероприятий. Все это очень хорошо, но не затрагивает глубинных проблем, существующих в нашем сердце. Серьезное отношение к греху
Евангельская концепция греха исходит из того, что каждый человек грешен (Римлянам 3:23 и 5:12). Не поступки делают человека грешником, а грех заставляет его вести греховный образ жизни. Именно грех толкает человека на действия, противоположные Божьей святости (Римлянам 7:17). Грех является главной проблемой в жизни человека и препятствием на пути его сближения с Богом (Римлянам 7'22-23). Апостол Павел указывал на саму природу греха, а не на поступки, которые лишь свидетельствуют о наличии более серьезной проблемы. Он настаивает на том, что освобождение от греха требует не только изменения поведения, но, в первую очередь, преображения человека - «обновиться духом ума вашего» (Ефесянам 4:22-24). Итак, для того чтобы отказаться от прежнего образа жизни и стать новым человеком, необходимо «обновление духа ума». Отсюда можно сделать заключение, что грех гнездится в нашем сознании и «затемняет» его деятельность. Под грехом, прежде всего, нужно понимать «болезнь» ума, вследствие которой человек совершает греховные поступки.
Грех зародился в сознании первых людей, когда они поверили лжи о Боге - тому, что они смогут найти нечто более ценное вне Бога. Они усомнились в том, что Бог уже дал им все необходимое и действительно ценное. Библия говорит, что последствием вхождения греха в человека стало не только физическое разлучение с Богом, но и качественное изменение в природе человека, он стал смертным: «...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Римлянам 5:12) Эти слова подчеркивают разрушающую силу греха, который продолжает присутствовать в человеке, и признак присутствия греха - смертность человека.
Библия говорит о грехе как о реальной силе, присутствующей в падшей природе каждого человека и владычествующей над ним (Римлянам 6:12). Человек обладает свободой выбора делать то, что ему давится, но без обновляющего действия Святого Духа он никогда не будет стремиться к Богу и служить Ему. Сегодняшнее рациональное определение греха как осознанного нарушения Божьих заповедей не вполне отображает действительную картину, то есть является неполным.
Как решить проблему греха
Возникает вопрос: а что же нам делать? Как избавиться от греха? Этим вопросом задаются христиане с первых дней существования Церкви. Апостол Павел риторически повторяет его в Послании к римлянам: «кто избавит меня от сего тела смерти?» Обратите внимание Павел совмещает понятие «греха» с понятием «тела смерти». Он не говорит об освобождении от греха, но утверждает, что мы можем быть свободны от греховного влияния посредством пребывания во Христе. Об этом Павел подробно пишет в 8-й главе того же послания Его главная идея заключается в том, что если мы живем, питая разум от нашей греховной природы, то находимся в состоянии греха, а если мы питаем наш разум от Духа Божьего, то находимся в состоянии святости.
Греховность - это состояние подчинения греху, а святость - состояние подчинения Духу Божьему (Римлянам 6:16). Освобождения от состояния греха можно добиться только в том случае, если это сделает Христос (Иоанна 8:36) и Дух Господень будет пребывать в нас (Римлянам 6:9-10). Как это происходит в реальной жизни? Следующая иллюстрация поможет понять взаимодействие греховной природы и Духа Божьего.
Одна луковица пахнет сильнее, другая - слабее, но пахнут все. Кулинарная обработка лука помогает избавиться от специфического запаха. Жизнь может делать то же самое с нами, но даже приготовленный лук все равно пахнет. Кожура делает с луком то же самое, что ветхозаветная жертва с грехом - покрывает его. Жертва покрывала проценты за долг греха, который был у человека перед Богом. Иисус Христос отдал весь долг. Иисус не только покрыл грех, как это делала ветхозаветная жертва, но пошел дальше. Он посеял внутри луковицы семечко фруктового дерева. Семечко растет, но еще покрыто луком. Мы всю жизнь будем бороться с этой старой кожей, и она будет становиться все тоньше и тоньше по мере нашего роста во Христе.
Чтобы посеянное семя росло и приносило плод, нам нужно пребывать в тесном общении с Иисусом, и Он сам будет возделывать почву нашего разума (Иоанна 15:2). Освобождение от силы греха (не греховных поступков, а именно греха) - процесс, требующий времени, поэтому у христиан и после покаяния еще остается влечение к греху. Сила влечения возрастает по мере нашего удаления от Господа. Если в начале пути освящения человеку труднее удалиться от греха, то по мере возрастания ему уже труднее удалится от Бога.
Решение грешить или не грешить зависит от следующих факторов:
греховная природа, влияние сатаны, обновленная природа человека и влияние Бога.
• Греховная природа - это наши собственные представленияо том, как преуспевать в этой жизни и быть удовлетворенными.
• Влияние сатаны - наличие злых духов (Ефесянам 6:11-12) и ихспособность влиять на человека (Матфея 16:22-23).
• Обновленная природа - это дух человека, возрожденный в момент покаяния, та часть, которая стремится к полной зависимости от Бога.
• Влияние Бога - это присутствие Духа Святого, который обличает, наставляет и укрепляет.
Существует только один способ успешно противостоять греху - это пребывание в постоянной и полной зависимости от Бога. Подобного состояния можно достичь благодаря личной дисциплине, которая предполагает:
• Молитвенное общение с Богом с целью открыть сферы, где грех властвует в вашей жизни.
• Изучение Библии с целью понять сущность греха и освобождающую силу благодати Божьей.
• Изучение Библии с целью понять то, к чему Бог приготовил нас, чего Он желает нам, сравнить Божье представление о благе г нашим, увидеть неправильность наших стремлений.
• Твердую веру в то, что Бог хочет от тебя святой жизни и желает тебе в этом помочь. Важно понимать, что сатана пытается прервать наши отношения с Богом, чтобы мы были бессильны перед властью греха. Только вера в то, что Бог всегда ждет тебя и готов простить и освятить, может быть твердым основанием для победы над грехом.
Христианам часто свойственна борьба с грехом посредством «лобовой атаки». Это все равно, что идти с голыми руками против танка - шансов на победу нет. Но нам не нужно воевать с грехом, нам нужно укрываться в Боге. Не лезть из кожи вон, чтобы не впасть в тот или иной грех, а стремиться делать то, что мы можем делать всегда, - приходить к Богу.