Что является причиной, а что следствием: адекватная самооценка или доверие Богу?
• Вероятно, большинство участников ДГ придет к выводу, что первично все-таки доверие Богу. Задайте несколько интригующих вопросов. Заставьте глубже задуматься над тем, как чувствует себя человек с низкой самооценкой. Способен ли такой человек принимать любовь? Ожидать доверия со стороны? Человек с низкой самооценкой не доверяет себе, как он может доверять другому человеку?
Вместо прямого ответа предложите проследить историю становления Саула и Давида. Это позволит понять причины формирования низкой самооценки у Саула и адекватной у Давида. Когда станут ясны причины, можно будет дать ответ на вопрос.
Саул был, вероятно, единственным сыном своего отца(1 Паралипоменон 8:33), и любимым его сыном. Когда он пошел искать потерявшихся ослиц и поиск затянулся до вечера, он сказал слуге: «Пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас». Саул был уверен в заботе со стороны отца, и отец, действительно, волновался о нем (1 Царств 10:2).
Саул вырос в хорошей семье, и у него были все основания для высокой самооценки, но что-то все же помешало ему обрести уверенность в себе.
По-видимому, в семье Саула большое значение придавалось материальному достатку и положению в обществе, и достоинство человека оценивали по этим критериям. Основанием для такого предположения является оценка, которую дает себе Саул: «Не сын ли я Вениамина одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова?» (1 Царств 9'21). Когда Самуил должен был объявить волю Бога и назвать имя царя, Саул спрятался в обозе. Вероятно, он чувствовал себя неуверенно и вполне обоснованно боялся отрицательной реакции людей, Не все приняли Саула как царя, и его это задело. Автор Книги Царств отмечает: «И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». Можно сделать вывод, что признание было важным для Саула, раз это отмечено в тексте.
Другой факт, который мог повлиять на формирование низкой самооценки - то, что период становления Саула как царя пришелся на пик популярности Самуила, авторитет и власть которого были выше, чем у царя. Отсутствие Самуила на собрании накануне войны стало причиной того, что народ начал разбегаться по домам.
Итак, главными факторами формирования самооценки Саула являлись происхождение, достижения и мнение людей. Так как эти факторы не были положительными, у Саула сформировалась низкая самооценка. Он не принимал себя и, как следствие, не мог допустить, что другие могут принять его таким, какой он есть. Именно по этой причине для него было важно признание и высокий имидж. Низкая самооценка служила ему препятствием для полного доверия Богу.
Ситуация, в которой формировался характер Давида, казалось, обрекала его на комплекс неполноценности. В семье он был младшим, старшие братья не жаловали его и держали за выскочку (1 Царств 17:28). Отец Давида тоже не был в восторге от своего младшего сына. Когда Самуил пришел выбрать одного из его сыновей на царство, Давид не был даже приглашен (1 Царств 16:5-13). И когда никто из старших братьев не прошел испытание, про Давида вспомнил Самуил, а не отец.
Несмотря на неблагоприятные условия, у Давида была адекватная у самооценка. Почему? Потому что главной ценностью в жизни Давида был Бог, а не происхождение и материальные владения. Давид возлагал свои надежды на Бога и был защищен со всех сторон: Бог защищал, помогал и благословлял. С Богом Давид был полноценным человеком, поэтому все остальное было не так важно.
Итак, оба, Саул и Давид, верили в Бога и знали Его, оба получили свое призвание от Бога, но с задачей справился только один. У Давида, в отличие от Саула, было правильное отношение к себе и к Богу, что позволило ему выполнить свое предназначение. Отсюда можно сделать вывод, что адекватная самооценка человека является основанием для глубокого и полного доверия Богу.
В жизни каждого человека есть факторы, которые могут послужить причиной формирования низкой самооценки, но, независимо от внешних обстоятельств, всегда есть возможность иметь правильное представление о себе и ценить себя. Пример Давида является тому ярким доказательством.
Вывод:
Давид понял, кто он есть в глазах Бога, и принял себя таким, каким он был. Он высоко ценил себя как человека, и это послужило надежным основанием для того, чтобы полностью доверять Богу и одерживать победу в самых сложных ситуациях.
Саул не смог принять себя и понять свое положение перед Богом. Поэтому у него была низкая самооценка, что делало его слабым в ответственные жизненные моменты.
Что можно сказать о нас? Понимаем ли мы свою роль и положение перед Богом? И если да, то принимаем ли мы себя такими, какие мы есть? Какова наша самооценка: низкая или адекватная? Многое в нашей жизни зависит от этого.
Чтобы ответить на данные вопросы, давайте рассмотрим несколько библейских текстов, относящихся к нашему статусу.
3. Основание для высокой самооценки Вопрос для обсуждения:
Насколько христиане правомочны говорить о высокой самооценке, не является ли это грехом?
После дискуссии предложите рассмотреть Ефесянам2:10.Что в этом стихе говорится нашем статусе?
• «Мы - Его». Здесь внимание обращается в первую очередь на наше происхождение и принадлежность. Мы творение Бога, мы принадлежим Богу, самой высшей и лучшей Личности, Которая когда-либо была.
• «Творение». В греческом оригинале стоит слово «пойема», которое означает создание, изделие или нечто написанное или сочиненное: поэма, стихи. Мы лучшее Божье произведение, «венец творения» (Бытие 1:28).
• «Созданы во Христе Иисусе». Мы стали особо близкими, «свои Богу» через кровь Христа (Ефесянам 2:19), Другими словами, Бог настолько заинтересован в нас, что ради нас отдал Своего Сына.
• «На добрые дела, которые Бог предназначил исполнять». У каждого свое предназначение, своя задача, своя ответственность. Каждый играет важную роль, поэтому конкуренции нет места.
Итак, на основании этого текста мы можем сказать, что Бог высоко ценит каждого из нас. С одной стороны, мы являемся падшими грешниками, но, с другой стороны, мы - уникальное Божье творение, ради которого Христос пошел на смерть. Наше достоинство равнозначно достоинству крови Христовой. Павел призывает нас поступать достойно (Ефесянам 4:1), а достойно может вести себя только человек, имеющий это достоинство. Петр говорит, что мы куплены дорогою ценою, то есть мы ценны (1 Петра 1:18-19). Если мы верим Слову Божьему, у нас есть хорошее основание для высокой самооценки.
Вывод:
Библия однозначно говорит о высоком статусе каждого человека и о важной задаче, которую Бог поручил каждому из нас. У нас нет необходимости сравнивать с другими свое происхождение, значимость, обстоятельства, возможности и способности. Мы все принадлежим Богу, у нас у всех есть возможность реализовать свои способности и достичь в жизни успеха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед нами стоит выбор: пойти путем Саула или путем Давида, принять свое положение и роль или не принять, полагаться на Бога или на людей, сравнивать себя с другими или радоваться тому, каким сотворил меня Бог.
Сегодня у нас есть возможность задуматься над нашим отношением к себе, к своему положению, возможностям и оценить его в свете Ефесянам 2:10. Изучая Библию и обращаясь к Богу за помощью, мы можем повысить свою самооценку и стать более уверенными в себе. Человек с адекватной самооценкой способен принимать любовь от Бога и людей и давать любовь другим.
Вспомните, что вы думали о себе, когда выбирали яблоко, и подумайте, какое яблоко выбрал бы для вас Господь.
Предложите каждому участнику копию материала «Признаки низкой самооценки», чтобы он мог проанализировать свое поведение. Обратитесь к листу ватмана, на котором вы записали пожелания участников, оцените их и посмотрите, какие из них соответствуют признакам низкой самооценки.
После этого выдайте каждому участнику копию материала «Шаги на пути к адекватной самооценке» - практическое руководство для его работы над собой.
Бог призывает нас стать людьми, которые изменяют себя и окружающих посредством Его силы. У нас огромные возможности, если мы примем себя такими, какие мы есть, и будем открыты для действия Бога в нас.
Дискуссия 3
ЧТО ЕСТЬ БОЖЬЯ ВОЛЯ?
Острый угол: уверен ли я в том, что поступаю по воле Бога.
Цели:
1. Объяснить разницу между универсальной и частной волей Бога.
2. Показать, что тесные взаимоотношения с Богом - лучшаяосновадля понимания Его частной воли.
3. Призвать не искать Божью волю, а исполнять ее.
Что необходимо:
1. Подготовить карточки «А» с библейскими текстами(см. раздел«Универсальная воля Бога»),
2. Подготовить карточки «Б» с библейскими текстами(см. раздел«Частная воля Бога»).
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО
Вопрос «Как мне узнать Божью волю?» - один из наиболее часто задаваемых христианами вопросов. Перед молодежью этот вопрос встает еще чаще. Это связано с тем, как много решений им необходимо принять: куда пойти учиться, какое служение выбрать, кто будет спутником жизни - все эти вопросы влияют на жизнь глобальным образом, отсюда и стремление узнать волю Бога, чтобы не ошибиться в выборе.