Об отношении Библии к ссудному проценту
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Прежде всего, старайтесь держаться золотого правила не читать ничего вредного и неполезного. Ведь очевидно, что человек не будет есть ничего заведомо ядовитого и опасного. Для души вредная пища гораздо опасней, чем для тела, которое легче уврачевать.
История дает нам множество примеров, как человеческая греховность грубо искажает Слово Божие. Спаситель мира благовествует Царствие Небесное, открывает высочайшие нравственные истины, а вожди иудеев возводят на него страшные обвинения. Поэтому Господь сказал: «как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:34–35). Библия — это не книга евреев и не идеология евреев. Думать так, значит клеветать на слово Божие. Библия является богодухновенной книгой о путях Божественного Промысла в деле спасения людей. Нигде в ней нет об этническом превосходстве евреев. Все содержащиеся в ней оценки имеют духовный смысл. Когда Спаситель говорит женщине хананеянке: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:26), то имеет виду языческое нечестие, которое часто называется мерзостью (Иез11:21). Пророки называют идолослужение развратом, а к блуднику в Библии применяется слово пес: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Вт.23:18). Когда же язычники являют высоту веры, Иисус Христос воздает им высшую похвалу: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:11–12). Да и как можно быть столь слепым и предвзятым, чтобы не замечать, что еврейский народ, когда он согрешал, Господь сурово обличает: «народ глупый и несмысленный» (Вт.32:6); «народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!» (Ис.1:4); «князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис.1:10). Слова «господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Вт.15:6) имеют ввиду не како-то мировую гегемонию, а относятся к историческому Израилю при непременном условии, что он будет верен Господу. Реально это исполнилось при Давиде и Соломоне, когда был расцвет внешнего могущества Израиля. Когда же еврейский народ отступил от Завета, Господь говорит ему через пророка: «За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям. Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою» (Иез.22:4–5). Можно приводить и другие цитаты, однако и приведенной достаточно, чтобы увидеть крайнюю слепоту и предвзятось в той публикации, о которой Вы пишете.
Также относительно ссудного процента надо определенно сказать, что данное законоположение имеет конкретный исторический смысл. Законодательство любого государства, как в древности, так и в наше, время дает своим гражданам преимущество. Посмотрите на римское право. Сколько привилегий оно давало римскому гражданину. Ни у кого это не вызывает негодование. С тех пор, как существуют деньги, существуют и различные виды кредита. Любые формы экономической деятельности стабильны только тогда, когда имеется мотивация. Поэтому существует и ссудный процент. Все это нормально. Грех начинается тогда, когда назначаются в целях наживы необоснованные высокие проценты. Это называется ростовщичеством. В Библии об этом ничего не сказано. Недопустимо практику еврейского ростовщичества нового и новейшего времени проецировать на священное Писание и искать там истоки его. Ссудный процент брали и финикийцы, и греки, и халдеи и др. Брали как со своих, так и с чужих. Моисеев закон ограничил сферу еврейских кредиторов и запретил брать со своих братьев проценты.
К сожалению, многие из тех, кто обращается к Библии с собственными целями и интересами, плохо знакомы со священными книгами, не дают себе труда прочесть их целиком и внимательно. Трудно не заметить в законе Моисея специальные установления, которые защищали чужеземцев, живших в Израиле. Закон требует быть к ним милостивым: «и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит и пришелец, который будет у тебя» (Вт.26:11). Их запрещено притеснять: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх.21:22). Моисей призывает соплеменников чтить Господа, «Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Вт.10:18).
Никакие нападки за 2 тысячи лет не поколебали авторитета Библии. Восстающие на нее могут повредить лишь себе, «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).