Об обрядах, церемониях и незначительных вещах
Церемонии и обряды. Древним людям некогда были даны определённые церемонии, как некое наставление тем, кто пребывал под законом, как под властью школьного учителя или наставника. Но когда пришёл Христос, Освободитель, и закон был отменён, мы, верующие, уже не находимся под законом (Рим. 6:14), и церемонии исчезли; поэтому апостолы не захотели удержать или восстановить их в Церкви Христовой, так что они открыто свидетельствовали о том, что они не желали налагать никакого бремени на Церковь. Поэтому мы имели бы вид [людей], вводящих и восстанавливающих иудаизм, если бы мы усиливали роль церемоний и обрядов в Церкви Христовой, наподобие обычаев древней Церкви. Таким образом, мы ни в коей мере не одобряем мнения тех, кто думает, что Церковь Христова должна быть под контролем множества разнообразных обрядов, словно бы в некоем учении. Ибо, если апостолы не захотели налагать на христиан церемонии и обряды, которые были назначены Богом, то кто, молю вас, будучи в здравом уме, может навязывать им человеческие изобретения? Чем более возрастает в Церкви количество обрядов, тем более отнято не только от христианской свободы, но также от Христа, и от веры в Него, поскольку люди ищут в церемониях того, чего они должны были бы искать в Единородном Сыне Божием, Иисусе Христе, через веру. Посему несколько умеренных и простых обрядов, не противоречащих Слову Божию, достаточны для благочестивых [христиан].
Различие в обрядах. Если мы находим в церквах различие обрядов, никто не должен думать в связи с этим, что церкви не согласны между собою. Сократ [Схоластик] говорит: «Невозможно было бы записать все обряды церквей всех городов и стран. Ни в одной религии не соблюдаются одни и те же обряды, даже если речь идет об одном и том же учении, которое выражается в этих обрядах. Ибо те, кто придерживаются одной веры не согласны в своей среде относительно обрядов» (Hist. ecclesiast. V. 22, 30, 62). Вот что говорит Сократ. А мы, ныне, имея в наших церквах различные обряды в праздновании Вечери Господней и в некоторых других вещах, тем не менее не расходимся в учении и в вере; не нарушается и единство и общение церквей. Ибо церкви всегда обладали свободой в таких обрядах, как в вещах, не имеющих значения. Точно также поступаем ныне и мы.
Незначительные вещи. Но в то же самое время мы призываем людей быть осторожными, чтобы они не причисляли к вещам незначительным то, что не является незначительным, подобно тому, как некоторые склонны рассматривать мессу и использование изображений в местах поклонения как нечто незначительное. «Незначительно, — писал Иероним Августину, — то, что ни благо, ни зло, так что, делаешь ты это или нет, ты не прав, но и не ошибаешься». Поэтому, если незначительные вещи вставлены в исповедание веры, они перестают быть свободными; как и Павел показывает, что человеку позволено есть мясо, если кто-либо не указывает ему, что оно было посвящено идолам, так как тот, кто ест его, имеет вид оправдывающего идолослужение тем, что он ест его (1 Кор. 8:9 и далее.; 10:25 и далее).
Глава XXVIII
Об имуществе Церкви
Церковное имущество и его правильное использование. Церковь Христова обладает богатствами через щедрость князей и верных, которые даруют своё имущество Церкви. Ибо Церковь нуждается в этих средствах, и с древних времен обладала средствами для поддержания всего необходимого в Церкви. Итак, истинное использование богатств Церкви было и есть теперь — это поддержание учения в школах и в религиозных собраниях, наряду со всем поклонением, обрядами и зданиями Церкви; и, наконец, для поддержания учителей, исследователей и служителей, и других необходимых вещей, особенно направленных на поддержание бедных. Кроме того, богобоязненные и мудрые люди, выделяющиеся в управлении домашними делами, должны быть избраны для правильного употребления церковного имущества.
Неверное употребление имущества Церкви. Но если через несчастье или через наглость, темноту или жадность каких-либо людей богатство Церкви использовано не по назначению, его нужно восстановить в священном использовании благочестивыми и мудрыми людьми. Ибо такое неверное использование есть святотатство, на которое нельзя закрывать глаза. Поэтому мы учим, что школы и учреждения, которые были испорчены в их учении, поклонении и морали, должны быть реформированы, и что поддержка бедных должна быть устроена должным образом, мудро и в доброй вере.
Глава XXIX