О Евангелии Иисуса Христа, а также об обетованиях; о духе и о букве
Древние имели евангельские обетования. Несомненно, Евангелие противоположно закону, ибо закон производит гнев и объявляет проклятие, а Евангелие проповедует благодать и благословение. Иоанн говорит: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Однако всё же бесспорно, что те, кто был до закона и под законом, не совсем были лишены Евангелия. Ибо у них были замечательные библейские обетования, такие как: «Семя женщины будет поражать змея в голову» (Быт. 3:15), «Благословятся в семени твоём все народы земли» (Быт. 22:18), «Господь Бог ваш воздвигнет вам Пророка из братьев своих» (Втор. 18:15, Деян. 3:22 и 7:37).
Обетования двояки. И мы признаём, что у отцов, как и у нас, было два вида обетования, открытых им. Некоторые из них касались настоящего и преходящего. Такими были обещания о земле Ханаанской и о победах, и таковы сегодня обетования о хлебе нашем насущном. Другие обетования тогда и теперь касаются небесного и вечного. К ним относятся Божья благодать, прощение грехов и вечная жизнь через веру в Иисуса Христа.
Отцы имели не только земные, но и духовные обетования. Итак, отцы получили не только внешние или земные, но и духовные, небесные обетования во Христе. Ибо апостол Пётр сказал: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати» (1 Пет. 1:10). После чего апостол Павел также говорит: «Благовестие Божие… которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях» (Рим. 1:2). Следовательно, отцы не были полностью лишены Евангелия.
О чём точно гласит Евангелие. И хотя наши отцы имели в писаниях пророческих Евангелие, через которое и получили спасение во Христе и по вере, тем не менее, Евангелие справедливо называется «радостной и благой вестью», в котором сначала через Иоанна Крестителя, затем через самого Христа Господа, а впоследствии через апостолов и их преемников по всему миру говорится, что теперь Бог исполнил то, что обещал от начала мира, послав и даже отдав за нас Своего единородного Сына, в Ком примирение с Отцом, прощение грехов, вся полнота и вечная жизнь. Поэтому история, изложенная четырьмя евангелистами и провозглашающая, как всё это было исполнено и совершено во Христе, чему Он учил, что делал, и то, что верующие в Него имеют всю полноту, верно называется Евангелием. Проповедь и писания апостолов, в которых они разъясняют, как Отец отдал нам Своего Сына и в Нём — всё, что нужно для жизни и спасения, настолько верно называется учением Евангелия, что даже сегодня, если быть искренним, оно не теряет этого достойного названия.
О духе и о букве. То же проповедование Евангелия апостол называет «Духом» и «служением Духа» (2 Кор. 3:8), потому что оно живёт и действует по вере через слышание и, даже более, в сердцах верующих через просвещение Святого Духа. Ибо буква, которая противоположна Духу, действительно обозначает весь окружающий мир, но, особенно, учение закона, который без Духа и веры производит гнев и возбуждает грех в умах тех, кто не искренне верит. По этой причине апостол называет её «служением смерти» (2 Кор. 3:7), ибо сказанное апостолом до сих пор уместно: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Лжеапостолы, которые проповедовали искажённое Евангелие, смешивали его с законом, как будто Христос не может спасти без закона.
Секты. Такими были эбиониты, потомки ереси Эбиона, и назореи, которые ранее назывались минеанами. Всех их мы осуждаем, искренне проповедуя в свою очередь Слово и уча, что верующие оправдываются только Духом (или Христом), а не законом. По данному вопросу будет более полное разъяснение в главе об оправдании.
Евангельское учение не новое; оно наиболее древнее учение. И хотя учение Евангелия по сравнению с фарисейской доктриной закона может показаться (при первом проповедовании Христом) новым учением (о чем пророчествовал Иеремия относительно Нового Завета), тем не менее, оно не только было, но и (хотя паписты называют его новым относительно папской доктрины, которая принята давно) остается древним учением, самым старым в мире. Ибо Бог от начала веков предопределил спасти мир с помощью Христа, и это предопределение и вечный замысел Он открыл миру через Евангелие (2 Тим. 1:9,10). Посредством чего становится очевидным, что евангельская доктрина и религия является самой древней из всех, которые когда-либо существовали и существуют. Поэтому мы говорим, что все они (паписты) бесчестно ошибаются и говорят недостойно о вечной Божьей воли, называя евангельское учение и религию недавно изобретённой верой, которой лишь тридцать лет; к ним хорошо подходит сказанное Исаией: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (5:20).
Глава XIV