Об Иисусе Христе, истинном Боге и Человеке и единственном Спасителе мира
Христос — истинный Бог. Более того, мы верим и учим, что Сын Божий, наш Господь Иисус Христос, был предопределён испокон веков и предназначен Отцом быть Спасителем мира. И мы верим, что Он был рождён не только тогда, когда принял плоть от Девы Марии, и даже не прежде основания мира, но до начала веков невыразимым образом от Отца. Ибо сказано: «Род Его кто изъяснит?» (Ис. 53:8). И Михей говорит: «…которого происхождение из начала, от дней вечных» (5:2). И Иоанн говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» и т. д. (Ин. 1:1). Поэтому Сын равен и единосущен Отцу по Божеству; Он — истинный Бог не только по имени или усыновлению или особому расположению, но по сущности и природе (Фил. 2:6). Как и апостол говорит: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Павел также пишет: «…в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей» (Евр. 1:2,3). Более того, Сам Господь говорит в Писании: «…прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). И в другом месте Писания сказано: «И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18).
Секты. Поэтому мы ненавидим богохульное учение Ария и всех ариан в отношении Сына Божьего, и, особенно, богохульства испанца Сервета и его сообщников, которые сатана через них вытащил из ада и дерзко и нечестиво распространил по всему миру против Сына Божьего.
Христос — истинный Человек, имеющий настоящее тело. Также мы учим и верим, что вечный Сын вечного Бога был сотворён Сыном Человеческим от семени Авраама и Давида (Мф. 1:25) не посредством какого-либо человека, как утверждает Эбион, но был непорочно зачат Святым Духом и рождён непорочной Девой Марией, о чём нам ясно свидетельствует евангельская история, изложенная в Мф. 1. Павел говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2:16). И апостол Иоанн говорит: «…Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4:3). Поэтому плоть Христа не была плотью только по внешнему виду и не была плотью, принесённой с неба, как считали Валентин и Маркион.
Разумная душа во Христе. Более того, душа нашего Господа Иисуса Христа была не без чувства и разума, как думал Аполлинарий, а плоть не без души, как учил Евномий; но Он имел душу со своим разумом и плоть со своими чувствами, с помощью которых Он переживал настоящие страдания в дни Своих страстей, чему Сам свидетельствует, когда говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38) и: «Душа Моя теперь возмутилась» (Ин. 12:27).
Две природы во Христе. Поэтому мы признаём, что в одном Господе Иисусе Христе две природы: божественная и человеческая (Евр. 2). И мы утверждаем, что эти две природы соединены или объединены так, что они не поглощают друг друга, не смешиваются и не сливаются; но скорее соединяются и объединяются в одной Ипостаси, так что свойства каждой природы остаются невредимыми и неизменными.
Не два, а один Христос. Поэтому мы поклоняемся одному Христу нашему Господу, а не двум. Мы повторяем: одному истинному Богу и Человеку. По Своей божественной природе Он единосущен с Отцом, а по человеческой сущности — нам, ибо написано: «Который, подобно нам, искушён во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).
Секты. Поэтому мы ненавидим как ересь Нестория, который создаёт двух Христов в одном и разрушает единство ипостаси, так и безрассудство евтихиан, монофелитов и монофизитов, которые низвергают особенность человеческой природы.
Божественная природа Христе бесстрастна, а человеческая природа не вездесуща. Отсюда мы также не верим, что божественная природа Христа каким-либо образом страдала, или что Христос по своей человеческой природе всё ещё находится повсюду в этом мире. Мы не полагаем и не учим, что тело Христа перестало быть настоящим телом после его прославления, или что оно обожествилось в такой степени, что избавилось от свойств тела и души и стало в целом божественной природой и только одной субстанцией.
Секты. Поэтому мы не соглашаемся и не принимаем невольные хитрости и замысловатые, неясные и маловразумительные споры Швенкфельда и подобных ему пустобрёхов относительно вышеизложенного учения, и сами не являемся его сторонниками.
Наш Господь истинно страдал. Более того, мы верим, что наш Господь Иисус Христос действительно страдал и умер за нас во плоти, как говорит Пётр (1 Пет. 4:1). Мы ненавидим самое нечестивое безрассудство якобитов и всех турков, которые проклинают страсти Господни. В то же время мы не отрицаем то, что «Господь славы», согласно сказанному Павлом, был распят за нас (1 Кор. 2:8).
Общение свойств. Итак, мы с почтением и благоговением принимаем выведенное из Писания учение об общении свойств, которым пользовались в древности для разъяснения и согласования различных отрывков Писания, на первый взгляд выглядящих противоречащими друг другу.
Христос воистину воскрес из мёртвых. Мы верим и учим, что Господь Иисус Христос в том же истинном теле, в которой был распят и умер, воскрес из мёртвых; и воскрес Он не в другой плоти, но сохранил Своё подлинное тело. Поэтому, когда его ученики подумали, что видят дух их Господа Христа, Он показал им Свои руки и ноги, на которых остались следы гвоздей и раны, и сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39).
Христос воистину вознёсся на небеса. Мы верим, что наш Господь Иисус Христос в той же плоти вознёсся выше видимого неба на высшие небеса, то есть в место обитания Бога и всех прославленных, воссев одесную Бога Отца. Хотя это и означает равное участие в славе и величии, тем не менее, имеется в виду определённое место, о котором Господь говорит в Писании, что «Он пойдет и приготовит место себе» (Ин. 14:2). И апостол Петр говорит: «Небо должно принять Христа до времён совершения всего» (Деян. 3:21). Тот же самый Христос возвратится с небес для суда тогда, когда в мире в основном будет господствовать зло и когда антихрист, извратив истинную религию, наполнит всё суеверием и нечестием и беспощадно будет опустошать Церковь огнём и кровопролитием. И тогда придёт Христос, чтобы своим пришествием спасти своих и уничтожить антихриста, и чтобы судить живых и мёртвых (Деян. 17:31). Ибо восстанут мёртвые, и те, кто будет жив в тот день (неизвестный всем существам [Мк. 13:32]), «изменятся вдруг, во мгновение ока» (1 Кор. 15:51,52). И все верующие поднимутся ввысь для сретения со Христом в воздухе (1 Фес. 4:17), чтобы вместе с Ним они могли войти в благословенное Царствие Небесное и жить там вечно (2 Тим. 2:11). Но неверующие и нечестивые сойдут с бесами в ад, чтобы вечно гореть в огне и не иметь возможности избавиться от мучений (Мф. 25:41).
Секты. Поэтому мы осуждаем всех тех, кто отрицает истинное воскресение плоти, и тех, кто неверно думает о превознесённых телах, как, например, Иоанн Иерусалимский, против которого выступал Иероним. Мы также осуждаем тех, кто считает, что и бесы и все нечестивцы особым образом будут спасены и обретут конец своим мучениям, ибо сам Господь безусловно установил, что «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:44). Кроме того, мы осуждаем мечты иудеев о том, что перед судным днём на земле настанет золотая эра, и благочестивые будут владеть царствами мира, а своих нечестивых врагов будут топтать ногами; потому что истина Евангелия (Мф. 24 и 25; Лк. 21) и доктрина апостолов (в 2 Фесс. 2 и 2 Тим. 3 и 4) учат совершенно обратному.[7]
Плоды Христовой смерти и воскресения. Более того, наш Господь Своими страданиями и смертью — всем, что Он сделал и выстрадал ради нас со времени Своего пришествия во плоти, — примирил небесного Отца со всеми верующими (Рим. 5:10), искупил их грех (Евр. 1:3), разрушил смерть, одержать победу над осуждением и адом и своим воскресением из мёртвых вновь принёс и возродил жизнь и бессмертие (Рим. 4:25, 1 Кор. 15:17, 2 Тим. 1:10). Ибо Он — наша праведность, жизнь и воскресение (Ин. 6:44) и, кратко выражаясь, Он — полнота, совершенство и спасение для всех верующих; в Нём — всё их изобилие. Ибо апостол говорит: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота» (Кол. 1:19) и: «Вы имеете полноту в Нём» (Кол. 2:10).
Иисус Христос — единственный Спаситель мира и истинный долгожданный Мессия. Мы учим и верим, что наш Господь Иисус Христос — единственный и вечный Спаситель человечества и, более того, всего мира. В Нём спасены все, кто был до закона, под законом и во время Евангелия, и ещё многие получат спасение в конце мира. Ибо Сам Господь сказал в Евангелии: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник» (Ин. 10:1), «Я дверь овцам» (Ин. 10:7). И в другом месте того же Евангелия Он говорит: «Авраам увидел день Мой и возрадовался» (Ин. 8:56). И апостол Пётр говорит: «…нет ни в ком ином спасения, кроме Христа, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Поэтому мы верим, что по благодати нашего Господа Иисуса Христа мы будем спасены, как и наши отцы были спасены. Ибо Павел сказал: «Все наши отцы ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:3-4). И Иоанн пишет: «Христос был Агнцем, закланным от создания мира» (Откр. 13:8). О Нём свидетельствовал и Иоанн Креститель, говоря, что Христос это тот «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). По этой причине мы ясно и открыто признаём и проповедуем, что Иисус Христос — единственный Искупитель и Спаситель мира, Царь и Первосвященник, истинный и долгожданный Мессия; святой и благословенный, Которого предвещали пророки и прообразом Которого служили все тени закона; и что Бог предопределил и послал Его нам, чтобы мы не искали другого. И теперь нам не остаётся ничего, кроме как воздать всю славу Ему, поверить Ему и положиться только на Него, презирая и отвергая все другие опоры нашей жизни. Ибо ищущий спасения в чём-либо ином, кроме Христа, отпадает от благодати Божьей и почитает Христа не имеющим никакой ценности (Гал. 5:4).
Принятие Символов веры четырёх Соборов. И, говоря о многом в нескольких словах, мы искренне верим и свободно и открыто признаем всё, что было определено из Святого Писания относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа и включено в Символы веры и постановления первых четырёх самых прекрасных Соборов — в Никее, Константинополе, Ефесе и Халкидоне — вместе с Афанасьевским Символом веры и подобными ему, осуждая всё, что противоположно этому.
Секты. Таким образом, мы сохраняем крепкую христианскую Кафолическую веру, цельную и неприкосновенную, зная, что нет ничего в вышеуказанных Символах веры, что противоречило бы Слову Божьему и не служило бы целиком для искреннего заявления веры.
Глава XII
О законе Божьем
Воля Божья изложена для нас в законе Божьем. Мы учим, что воля Божья изложена для нас в законе Божьем, в котором открыто, что Он хочет, чтобы мы делали или не делали, что хорошо и справедливо, а что плохо и несправедливо. Поэтому мы признаем, что «закон добр и свят» (Рим. 7:12).
Закон природы. Этот закон перстом Божьим либо «написан в сердцах людей» (Рим. 2:15) и поэтому называется законом природы, либо вырезан на двух каменных скрижалях и более детально изложен в книгах Моисея (Исх. 20:1-17; Втор. 5:22). Для ясности мы разделяем закон на три аспекта: нравственный, изложенный в книгах Моисея, который содержится в заповедях или на двух скрижалях; церемониальный, который устанавливает обряды и поклонение Богу; и судебный, в котором говорится о политических и внутренних делах.
Закон полон и совершенен. Мы верим, что в этом законе полностью излагается вся воля Божья[8] и все необходимые принципы для каждой области нашей жизни. Ибо в противном случае Господь не внёс бы следующий запрет: «Не прибавляй к тому и не убавляй от этого закона» (Втор. 4:2, 12:32) и не велел бы нам строго следовать ему и «не уклоняться от него ни направо ни налево» (Нав. 1:7).
Причина, по которой был дан закон. Мы учим, что этот закон был дан людям не для того, чтобы мы могли получить оправдание, соблюдая его, но чтобы от знания его мы скорее признали своё бессилие, грех и осуждение и, теряя таким образом надежду на свои силы, могли с помощью веры обратиться к Христу. Ибо апостол ясно сказал: «Закон производит гнев» (Рим. 4:15) и: «Законом познаётся грех» (Рим. 3:20) и: «Если бы дан был закон, могущий оправдать и животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание [то есть закон] всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:21,22). «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).
Плоть не может исполнить закон. Потому что ни тогда, ни сейчас никакая плоть не может соответствовать закону Божьему и исполнять его по причине слабости нашей плоти,[9] которая пребывает в нас и крепко держится до последнего нашего вздоха. Ибо вновь апостол говорит: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной…» (Рим. 8:3). Следовательно, Христос — совершенство закона и наше исполнение его. Поэтому Он, сняв проклятие закона и сделавшись сам клятвою[10] за нас (Гал. 3:13), по вере сообщает нам Своё совершение, а нам вменяются Его праведность и послушание.
До какой степени аннулирован закон. Закон Божий,[11] таким образом, в значительной степени аннулируется; то есть, впредь он не осуждает нас и не производит в нас гнев, «ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Кроме того, Христос исполняет все буквы закона, поэтому, когда пришло тело, пришел конец тени, так что теперь мы имеем во Христе всю истину и полноту. Тем не менее, мы не призираем и не отвергаем закон. Мы помним слова Господа, который сказал: «Я пришёл нарушить закон, но исполнить» (Мф. 5:17). Мы знаем, что в законе[12] нам описываются виды добродетели и порока. Мы знаем, что записанный закон,[13] изложенный посредством Евангелия, очень полезен для Церкви, и что поэтому чтение его не должно изгоняться из Церкви. Но хотя лицо Моисея было покрыто покрывалом, апостол, тем не менее, утверждает, что «покрывало снимается Христом» (2 Кор. 3:14). Поэтому мы осуждаем всё, чему учили старые и новые еретики в отношении закона Божьего.
Глава XIII