О Священном Писании, которое есть истинное Слово Божье
Каноническое Писание.Мы верим и исповедуем, что каноническое Писание святых пророков и апостолов Ветхого и Нового Завета — это истинное Слово Божье, которое обладает достаточным авторитетом само по себе, а не от людей. Ибо через Священное Писание Бог сам говорил отцам, пророкам и апостолам, и всё ещё говорит нам.
В этом Священном Писании у Кафолической Церкви Христовой есть наиболее полное изложение всего того, что составляет суть спасительной веры и формирует жизнь по Богу. Исходя из этого, Бог особым образом заповедует, чтобы к Писанию ничего не добавляли и от него ничего не убавляли.
Писание в высшей мере учит всякой добродетели. Поэтому мы считаем, что именно на основании Писания нам нужно: выводить истинную мудрость и добродетель, [суть] реформации и управления церквами; извлекать назидание во всяческом благочестии; подтверждать христианские доктрины; отвергать все заблуждения и получать все наставления, согласно слову апостола: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16,17). И вновь: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием» (1 Тим. 3:14,15).
Писание — это Слово Божье. И опять тот же апостол говорит фессалоникийцам: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие» (1 Фес. 2:13). И Господь сам говорит в Евангелии: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас», и поэтому: «Слушающий вас Меня слушает… а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Мф. 10:20; Лк. 10:16; Ин. 13:20).
Проповедь Слова Божьего есть Слово Божье. Поэтому, когда в Церкви законно призванными служителями проповедуется Слово Божье, мы верим, что возвещается и принимается верными само Слово Божье. Мы верим также, что не должно ни выдумывать, ни ожидать с небес какого-либо иного Слова Божьего, и что нужно почитать само проповедуемое Слово, а не служителя, который его проповедует. Ибо даже если он лукав и грешен, Слово Божье всё равно остаётся истинным и благим.
Поэтому мы не считаем, что внешняя проповедь [Слова] бесполезна по причине того, что наставление в истинной вере основано на внутреннем просвещении Духа и по причине того, что написано: «И уже не будут учить друг друга… ибо все сами будут знать Меня» (Иер. 31:34) и: «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3:7). Ибо, хотя: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец» (Ин. 6:44) и если Святой Дух внутренним образом не просветит его, мы, тем не менее, знаем, что такова воистину Божья воля, чтобы Слово было также проповедано внешним образом. Действительно, Бог был в состоянии, без служения святого Петра, Своим Святым Духом или служением ангела научить Корнелия. Однако же Он послал его к Петру, о котором ангел сказал: «Он скажет тебе слова, которыми спасёшься ты и весь дом твой» (Деян. 10:6).
Внутреннее просвещение не устраняет внешнюю проповедь Слова. Ибо Тот, Кто просвещает внутренним образом людей, посылая им Святого Духа, также заповедал Своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Поэтому в Филиппах Павел проповедовал Лидии, торгующей багряницей, Слово внешним образом. Но Господь внутренним образом отверз её сердце (Деян. 16:14). Подобным же образом, Павел, прекрасно и подробно развив свою мысль, приходит к выводу: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). В то же самое время мы признаём, что Бог может просветить того, кого Он хочет и тогда, когда Он хочет, не используя даже внешнее служение, ибо это — в Его силах. Однако же мы говорим об обычном способе наставления людей, посланных нам от Бога, который осуществляется как по заповеди, так и на основании примеров.
Ереси. Потому нам ненавистны ереси Артемона, манихеев, валентиниан, Кердона и маркионитов, которые отрицают боговдохновенность Священного Писания, не принимают некоторые его части или же изменяют и извращают его.
Апокрифы. Мы не замалчиваем тот факт, что некоторые книги Ветхого Завета одни древние писатели называли апокрифическими, тогда как другие — церковными. Ибо некоторые из этих книг читались в Церкви, но не выдвигались в качестве авторитета, на котором утверждается наша вера. На это также указывает св. Августин в «Град Божий» (кн. 18, гл. 38): «В истории Иудейских и Израильских царей… упоминается много такого, что там подробно не излагается, а говорится, что о том можно прочесть в других книгах, написанных пророками, и в иных местах называются даже и сами имена пророков; однако в каноне, принятом народом Божиим, писаний этих мы не встречаем».
Глава II