Глава 5. схема, определенная богом для процесса перемен

Любое деяние Господне осуществляется в согласии с начертанным Им планом и законом. Когда мы поймем Его планы и станем основывать нашу веру на Его законах, наша жизнь станет плодотворной, полноценной и успешной. Но если мы подчиним нашу жизнь личным интересам, теориям и обстоятельствам, она утратит стройность, превратится в игрушку случая и станет покоряться любому ветру перемен. Одна из главных задач истинного христианина состоит в том, чтобы постичь планы и законы Господни через усердное изучение и применение в жизни Слова Божьего. Слово Божье содержит принципы, на которых мы можем основывать все наши решения и действия в любой ситуации и в любом деле. Библия дает нам совершенные правила поведения. Если мы хотим узнать лишь, как вести себя в определенных обстоятельствах, мы никогда не узнаем достаточно для того, чтобы справиться с любой возможной ситуацией. Но если мы решим постичь схемы и принципы, начертанные Богом для жизни, то получим все необходимое знание для того, чтобы справиться с любым делом — не важно, значительным или нет. Мы уже пришли к выводу, что любое изменение есть естественное явление в жизни. Одной из схем, которую Бог определил для процесса изменений, является схема вход/выход. В некотором смысле мы с вами в жизни делаем лишь две вещи: входим и выходим. Мы входим в этот мир через рождение и уходим из него через смерть. Мы выходим из материнского чрева и входим в пору младенчества; выходим из поры младенчества и входим в пору детства; выходим из поры детства и входим в пору юности — и так далее до конца дней своих. В течение дня мы выходим из дома и входим в автобус; выходим из автобуса и входим в ресторан; выходим из ресторана и снова входим в автобус и так далее. По мере нашего движения от одного периода жизни к другому мы покидаем дом и поступаем в школу; уходим из школы и приходим на работу; расстаемся с холостой жизнью и вступаем в брак; покидаем землю и входим в рай или ад. Мы можем уехать из одного города и приехать в другой; уйти с одной работы и прийти на другую; оставить одну церковь и вступить в другую; а также, к сожалению, уйти от одной женщины, чтобы вступить в брак с другой. Каждая перемена в жизни происходит через кризис, глубокий или не очень. Чем значительней изменение, тем глубже кризис. Перемены сопровождают кризис. В процессе входа/ выхода меняется наша жизнь, меняется заведенный порядок и появляются новые настроения, которые могут служить причиной стресса. Принцип, согласно которому происходит процесс входа/выхода, можно сформулировать следующим образом: “От того, как ты выйдешь, зависит, как ты войдешь”. То есть от того, как ты выйдешь из одной ситуации, зависит, как ты войдешь в следующую. На новое место (в новый город, в новые отношения, на новую работу, в новое служение или в новую школу) мы приносим только то, что взяли с собой из старого. От того, что именно осталось в нашем уме и духе от прежнего периода жизни, зависит, как мы войдем в новый. Если из предыдущей ситуации мы вышли с уязвленной душой, то и в следующую войдем с душой уязвленной — если не исцелим ее. Если мы вышли с чувством горечи, озлобленности, враждебности, непримиримости, разочарования или фатализма, то семена всех этих чувств мы принесем с собой в новую ситуацию. В конце концов они дадут ростки и породят те же самые обстоятельства, которые мы рассчитывали оставить позади. А все воспринятое нами позитивное — семена всех добрых чувств — породит добро, куда бы мы ни пришли. Мои друзья Роджер и Марти верны в своем ревностном служении Богу. Вместе с группой добровольцев из числа своих прихожан они начали дважды в месяц ходить в испанский квартал, бесплатно раздавая его жителям пищу и проповедуя Евангелие. Этот квартал входил в десятку самых неблагополучных районов в Соединенных Штатах. Первые несколько лет были трудной порой, когда Роджер и Марти сеяли семена доброго, рискуя своей жизнью в мире жестокого насилия, гангстерских войн, наркобизнеса и нищеты. Год за годом продолжали они дважды в месяц раздавать жителям этого квартала еду и проповедовать Евангелие. Наконец довольно много людей вняли Слову Божьему и пожелали основать в своем районе церковь со служениями на испанском языке. Роджер и Марти послали в испанский квартал пастора от своей церкви, и маленькое сообщество верующих начало свою деятельность. Роджер и Марти продолжали снабжать прихожан продуктами и проповедовать Евангелие, помогая маленькой церкви выжить. Когда жители квартала мало-помалу начали сознавать, что кто-то заботится о них, они стали и сами заботиться о себе. Они попросили и получили государственное ассигнование на реставрацию некоторых зданий в своем квартале. Люди начали гордиться своими домами, своим бизнесом и внешним видом. Маленькая церковь росла. Роджер и Марти продолжали трудиться, ни разу не пропустив запланированный поход в испанский квартал в воскресенье. Прошло уже семь лет с тех пор, как Роджер и Марти были призваны служить в этом районе. Поначалу они трепетали от восторга, когда один, шесть, десять человек откликались на Слово Божье. Сегодня во время одного служения нередко спасаются пятьдесят, восемьдесят, сто человек. По государственным нормативам этот квартал более не считается гетто. И местное полицейское управление только что расформировало отряд по борьбе с гангстерами, поскольку в данном районе нет гангстерских группировок. Семена праведности дают побеги независимо от того, на какой почве они посеяны. Вот почему Бог имеет дело с первоосновами и коренными причинами. Корень снова и снова будет порождать плоды, подобные себе. Обстоятельства и внешние условия не являются коренными причинами. Ими являются люди, носящие в душе семена прошлых переживаний и убеждений. От того, как мы выйдем из поры детства, зависит, как мы войдем в пору юности. От того, как мы выйдем из поры холостой жизни, зависит, как мы вступим в пору жизни семейной. От того, как мы выйдем из школы, зависит, как мы придем на работу. От того, как мы выйдем из несостоявшихся отношений, зависит, как мы придем к следующим. От того, как мы покинем наше место поклонения, зависит, как мы придем на наше место служения. Уйти, чтобы прийти





Апостол Павел учил, что искушения и испытания обычны для человека, но когда они придут, Бог “даст облегчение”, чтобы перенести их (см. 1 Кор. 10:13). Принцип избавления, предначертанный Господом, всегда предполагает не бегство от чего-то, но движение к чему-то. Аврам был выведен Господом из Ура Халдейского (см. Быт. 11:31-12:8). Выводя Аврама из Ура, Господь замышлял дать ему возможность войти в землю обетованную. Аврам оставил одну землю, чтобы прийти в лучшую. Позднее он был переименован из Аврама в Авраама в знак перемен, произошедших в его отношениях с Богом. Он ушел от одних отношений с Богом, чтобы прийти к новым, лучшим, основанным на вечном завете. Господь увел Авраама от старого, чтобы привести к новому. Бог вывел Свой народ, народ израильский, из Египта и спас от рабства. Его план спасения заключался не только в том, чтобы вывести их из одной земли, но и в том, чтобы ввести их в другую. Библия гласит: “А нас вывел оттуда, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим дать нам” (Втор. 6:23). Так и в период кризиса мы часто хотим уйти от чего-то — от какого-либо нежелательного окружения или обстоятельств. Наша жизненная позиция предполагает стремление избежать кризисов, трудностей, проблем, наказания, поскольку по природе своей мы в основном пессимистичны. Бог занимает противоположную позицию. Он вечно утверждает, а поэтому Он всегда думает о том, чтобы привести нас к чему-то лучшему, к лучшему окружению или обстоятельствам. В этом смысле кризис не является негативным явлением, как пытаются нам внушить мир или наши чувства. Чтобы вывести нас из одной ситуации и привести к лучшей, Богу необходимо, чтобы мы совершили переход. Господь наглядно показал это, когда ввел народ израильский в землю Ханаанскую. Чтобы привести израильтян в “землю обетованную”, Ему пришлось сначала вывести их из плена египетского. Чтобы ввести их в одну землю, Он должен был вывести их из другой. Люди, вышедшие из Египта, не могли понять замысел Божий. Они были рады уйти от старой жизни, но не готовы войти в жизнь новую. Увидев обещанную им землю, в которой “течет молоко и мед”, они отказались признать ее своей и войти в нее. Моисей послал двенадцать мужей разведать, пригодна ли для проживания земля Ханаанская. Двое из них, Иисус и Халев, вернулись с волнующим сообщением о богатых природных ресурсах и нетронутой дикой природе этого края. Другие десять соглядатаев были устрашены и испуганы. Они распространили вести о великанах, населяющих Ханаан. Народ израильский поверил ложному сообщению об ужасных врагах, которых ему не одолеть. Люди заняли пессимистическую позицию, поверили в худшее и пострадали от последствий своего поведения. Это поколение не увидело земли Ханаанской, а все десять соглядатаев погибли в пустыне. Но Бог благословил Иисуса и Халева, даровав им долгую жизнь и поручив предводительствовать следующим поколением израильтян в завоевании и заселении этой земли (см. Чис. 13,14). Бог даровал израильтянам исход из Египта, дабы получить возможность ввести их в Ханаан. Поскольку история Израиля служит нам вечным примером (см. 1 Кор. 10:11), образ действий Господа по отношению к нам остался все тем же. Если мы, подобно первому поколению израильтян, не сумеем понять, что Бог выводит нас из одной земли, чтобы ввести в землю более изобильную и счастливую, мы можем погибнуть в пустыне неверия. Не постигнув образ действий и принципы Господа, мы можем лишиться своей “земли обетованной”. Главная и основная цель, поставленная Господом для нашей жизни, заключается в том, чтобы вовлечь нас в тесные отношения с Ним. Бог желает, чтобы все Его дети стали подобны Христу (см. Еф. 5:1). Чтобы привести нас к подобию и состоянию Христа, Он должен сначала увести нас — от старых привычек, неверных точек зрения, грешных мыслей и эгоистических устремлений. Мы должны позволить Богу вывести нас из одного состояния, чтобы Он мог привести нас в другое. Мы уходим от старого и приходим к новому через кризис. Чтобы привести нас к спасению, Бог должен увести нас от греха. Мы проходим через кризис. Столкновение с действительностью, осознание своего бедственного положения, самоуничижение, раскаяние — все это составные кризиса, ведущего к спасению. Бог приводит нас к праведности, уводя от греха. Когда Бог переводит. нас с одного уровня жизни на другой, то вследствие этого тяжелого и даже травмирующего перехода может возникнуть стресс. Дети Израиля не сумели понять образ действий Господних и пали духом под давлением обстоятельств. Они неверно истолковали замысел Бога, Который вывел их из Египта. Бог хотел ввести Свой народ в землю Ханаанскую, обещанную Им Аврааму и его потомкам, но израильтяне видели лишь пустыню, которую нужно было пересечь, то есть кризис перехода. Мы должны видеть за мраком временного славу непреходящего и обращать взор от временного к вечному. Бога больше интересует, куда мы идем, а не откуда. Бог всегда видит конечную цель. Бог всегда видит место, назначенное Им для детей Своих, — куда Он ведет их, покорно следующих за Ним. Когда Илия жил земной жизнью, он претерпевал испытания и боролся с пятью искушениями. Господь помогал ему, дабы установить с ним новые отношения. Илия верил, что Бог есть Господь благой, полагался на Него, покорялся Ему и взамен тяжких испытаний обрел служение более великое, чем прежде. Когда Илия покинул эту землю и передал Елисею свою милоть, символ своего помазания, служение его возросло (см. 4 Цар. 2:6-14). Иисус желает, чтобы мы, Его последователи, приходили к более великому служению. Он молился о том, чтобы мы стали едины в Его Духе (см. Иоан. 17:11-21). Он знал, что те, которые войдут в Тело Христово в земной жизни, начнут думать Его мыслями, говорить Его словами и вершить Его труды. Таким образом Его служение в мире возрастет. Но Иисус должен был покинуть землю и вернуться к Своему Отцу на небеса, чтобы ниспосылать Его Святой Дух на нас, Его последователей. Бог сошел в мир и жизнь Своих последователей через Иисуса Христа, а Христос покинул мир, чтобы снова сходить в Своих последователей, на сей раз через Святой Дух. Мы должны приготовиться уйти от старой жизни, чтобы прийти к жизни новой. Принимая эту перемену так, как велит Господь, мы возрастаем, или умножаемся, в силе своей, а не ослабеваем (см. Иоан. 16:5-7; Деян. 1:8). Исход из нашего “Египта”, ожидание в пустыне, призванное подготовить нас к вступлению в землю обетованную, приход в Ханаан — все это вызывает ряд кризисов, но каждый из этих кризисов является шагом к лучшей, более духовной и более стабильной жизни, какую Господь желает дать нам. Бог всегда видит цель, к которой хочет привести нас, а не только положение, в котором мы находимся сейчас. Это было истинно в случае с Илией и Моисеем, и это истинно в случае с нами сегодня. Для того чтобы прийти к новому, необходимо уйти от старого; и момент прихода столь же важен, как момент ухода. Кризис, возникающий с приходом к новому, и неизбежность ухода от старого

Когда Джим зашел ко мне поговорить о каком-то деле, связанном со служением, разговор зашел о его личном отношении к церкви, которую он посещал. Он верит, сказал Джим, что в церковь его “привел” Бог, пославший его туда с особым поручением: помогать пастору. Теперь, четыре года спустя, Джим пришел к выводу, что пастор, похоже, не нуждается в его помощи, жена его несчастлива там, а их дети не хотят посещать церковь с ними. Однако он по-прежнему не хотел выходить из этой церкви, поскольку твердо верил, что туда его привел Господь. — Имеете ли вы возможность служить там? — спросил я. — Получаете ли какое-то благо от того, что поклоняетесь Богу именно там? Я задал этот вопрос, поскольку все в жизни имеет скрытую тенденцию служить либо ко благу, либо ко злу. — Нет, ни я, ни мои близкие, — решительно заявил он. — Тогда почему же вы не уйдете? — Потому что туда привел меня Бог. — Вы должны понять одно, — сказал я. — Зачастую Бог приводит нас к чему-то столь сверхъестественным образом, что, когда наступает время двигаться дальше, решение уйти представляется нам слишком обыденным, чтобы принять его. Иногда приход к новому является событием сверхъестественным, когда чудесные знамения и свидетельства являются нам на пути, начертанном для нас Господом. Поэтому, когда наступает время продолжать путь, решение уйти видится настолько обыденным, что мы отказываемся от него. Бог освободил израильтян из египетского плена, посылая на Египет казни одну за другой. Это было не правилом, но исключением из правила. Это было сверхъестественное деяние, необходимое в определенный исторический момент. Но если мы будем ждать от Бога только зримых чудес, мы не постигнем Святого Духа. Умение выбрать нужное время является необходимым условием успеха. Многие люди задерживаются на каком-то месте или в какой-то ситуации дольше, чем нужно, и тем самым создают проблемы, которых не было бы, уйди они вовремя. Именно это случилось с Джимом. Он задержался на своем пути дольше, чем следовало, в результате чего в его личной и семейной жизни возникли проблемы. Он столкнулся с трудностями и невзгодами, которых можно было бы избежать. Когда мы встретились несколькими месяцами позже, Джим был счастлив и доволен жизнью. Как только он принял решение уйти — решение верное, — Бог получил возможность направить его на другое место, которое назначил для него. Когда вам настанет время уходить от старого, всегда рядом окажутся люди, желающие, чтобы вы остались. Чаще всего подобное желание продиктовано личными чувствами и эмоциями. Когда Господь уводит вас от одного места, чтобы привести к новому, вы не можете позволить себе принять ошибочное решение, основанное не на истине, но на чувствах. Покорность Господу, Который назначает срок каждого события вашей жизни, всегда оборачивается конечным благом. В определенный момент времени Бог может использовать вас как Свое действенное, славное и неповторимое орудие. Успех приходит, когда вы являетесь нужным человеком, оказавшимся на нужном месте в нужное время. Умение правильно выбрать время есть главная составляющая успеха. В первом веке нашей эры Савл преследовал христиан, пока Иисус Христос не явился ему чудесным образом и не ослепил его. Савл отправился в дом христианина Анании, который наложением рук и молитвой вернул ему зрение. Савл принял имя Павла. Он стал страстным проповедником христианской веры и проповедует Евангелие до настоящего времени через свои послания, вошедшие в Библию. Анания был благочестивым христианином, который явился из мрака неизвестности, чтобы в нужный момент выполнить особую миссию. Затем он снова впал в безвестность. Он вышел на арену исторических событий и вновь покинул ее. В силу своей праведной жизни Анания получил возможность помочь Павлу и содействовать его выходу на поприще служения. Он был нужным человеком, оказавшимся в нужное время на нужном месте (см. Деян.9:1-22). Успех окупает прошлую неудачу

На новом месте вас ожидают новые впечатления и переживания, новые друзья и новые испытания. Если вы хорошо усвоили все уроки прошлого, Бог поставит перед вами совершенно другие задачи. Если вы не прошли испытания, посланные вам Господом прежде, вы будете подвергаться им снова и снова, покуда не усвоите урок как следует и не выдержите свое испытание с честью. Когда в первый раз израильтяне отказались войти в Ханаан, они удалились в землю под названием Кадес-Варни (см. Чис. 32:8-13) и в результате дважды возвращались в нее в ходе своих странствий по пустыне, прежде чем отправились на завоевание земли Ханаанской. В жизни каждого человека есть своя “Кадес-Варни”. Это ситуации и обстоятельства, в которых мы оказываемся снова и снова, покуда наконец не воскликнем: “Довольно! Какой урок Ты хочешь преподать мне, Господи?” Как только вы покидаете свою “Кадес-Варни” и входите в новую жизнь, вы начинаете усваивать новые уроки, переживать новый опыт и совершать новый духовный рост, каких не знали доселе. Это замысел Господень для всех христиан, совершающих внутреннее становление и развитие. Мы движемся вперед “от славы в славу” (см. 2 Кор. 3:18), от успеха к успеху. Успех окупает прошлую неудачу. Существует установленный Богом принцип вхождения в новую ситуацию или новые отношения. Вы не можете взять опыт прошлого и пересадить на еще невозделанную почву, то есть перенести в новую ситуацию или в новые отношения. Вы не можете перенести на нового знакомого дружеские чувства, которые питали к другому человеку, покуда не заложите заново фундамент дружбы. Вы не можете организовать новое деловое предприятие по образцу старого, покуда не подготовите почву для нового. Для того чтобы собрать урожай, следует возделать почву, посеять семена, поливать ростки — и лишь потом снимать урожай. Сбор урожая является последним и наиболее значимым шагом — если только вы не забываете сделать его! Каждый пастор знает, что должен призывать к покаянию. Каждый член правления знает, что должен подчиняться мнению большинства. Каждый родитель знает, что в иные времена в семье должно царить полное согласие. Когда это происходит, каждый пожинает желанные плоды. Любой фермер знает: возделывание почвы, посев семян, поливка поля без последующего сбора урожая есть занятие бесплодное и бесполезное. Цель всех трудов — сбор урожая. Принцип сбора урожая будет всегда работать — и работать на ваше благо. В следующей главе я познакомлю вас с десятью шагами, которые помогут вам уйти от старого и пройти через переходный период с минимальными трудностями. Предприняв эти шаги, вы сможете обрести в жизни благословение Божье независимо от того, откуда вы уходите.

Запомните:

  • Мы всегда находимся в процессе ухода и прихода.
  • Ваше новое окружение станет подобным прежнему, поскольку на новое место вы приносите с собой семена старых чувств и мыслей.
  • Предначертанный Господом принцип спасения предполагает не бегство от чего-то, но движение к чему-то.
  • Переходный период необходим Господу для того, чтобы вывести из одного места и привести в другое, лучшее место.
  • Главная и основная цель, поставленная Господом для нашей жизни, заключается в том, чтобы вовлечь нас в тесные отношения с Ним.
  • Мы уходим от старого и приходим к новому через кризис.
  • Мы должны видеть за мраком временного славу непреходящего.
  • Бога больше интересует, куда мы идем, а не откуда. • Бог всегда видит конечную цель.
  • Для того чтобы прийти к новому, необходимо уйти от старого и момент прихода столь же важен, как момент ухода.
  • Если мы будем ждать от Бога только зримых чудес, мы не постигнем Святого Духа.
  • Умение правильно выбрать время есть главная составляющая успеха; будьте нужным человеком на нужном месте в нужное время.
  • Для того чтобы собрать урожай, следует возделать почву, посеять семена, поливать ростки — и лишь потом снимать урожай.
  • Успех окупает прошлую неудачу.

Наши рекомендации