О деньгах и платных требах в православии

Уже в самом словосочетании «платные требы» мы не видим несоответствие Священному Писанию. Брали ли плату за свои деяния ветхозаветные пророки? Даже когда Нееман предлагал мно­гоценные дары, Елисей ответил: «Жив Господь, пред лицом Кото­рого стою! не приму» (4 Цар. 5. 16). Своих пророков Бог питал или через бедную вдову из Сарепты Сидонской (3 Цар. 17, 9—15), или через богобоязненного Авдия (3 Цар. 18, 3—4), или через любящую Господа Сонамитянку (4 Цар. 8, 10), а для пророка Илии у потока Хорафа пищу приносили даже вороны (3 Цар. 17, 5—6). Если говорить о служении при Моисее, Давиде, а потом при Соломоне в храме, то там была теократическая система правле­ния, власть принадлежала священству, а потом — царям.

Ж. Кальвин в первые годы Реформации пытался в Женеве учредить систему правления по образцу теократии, но его идея оказалась неосуществимой, так как церковь не может на себя брать роль карателя преступников.

Будучи привилегированным со времен Константина, православ­ное духовенство стало забывать слова Апостола Павла: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Верные Иисусу Христу никогда не имели привиле­гий от мира сего. В Новом Завете мы можем найти подтверждение тому, что пожертвования были и во времена Апостолов (Иоан. 12, 6; 13, 29; Д. Ап. 4, 34—37; 1 Кор. 16, 1—2). Созидая Церкви, Апостол Павел разрешал «проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 7—14), хотя сам этим правом не пользовался.

Одно дело иметь небольшое содержание от церкви, но совер­шенно недопустимо брать деньги за духовные требы. Мне несколько раз приходилось видеть торговлю при храме и в самом православ­ном храме не только свечами, но и крестиками, иконами, духовной литературой. Но самое поразительное: там же вывешиваются рас­ценки на поминовение усопших. У человека формируется опасное убеждение, что его грехи могут быть замолены после смерти. Это лишает его стремления покаяться пред Господом и оставить грех при жизни. Кто-то надеется на спасение, завещая деньги, приобре­тенные часто нечестным путем, в пользу православной церкви. Вся панихидная и поминальная система у православных — это индуль­генция в рассрочку.

На какие же средства распространялась благая весть гонимы­ми евангельскими христианами-баптистами? Позвольте привести выдержку из отчета П. В. Павлова на Всемирном Конгрессе бап­тистов 21 июля 1923 года в Стокгольме:

«Русские баптисты не спорят — они бедны, бедны материаль­но. Наш социальный состав — рабочие и крестьяне. Но мы бога­ты, богаты духом! Мы переживаем эпоху энтузиазма. Движение наше растет и ширится, потому что в нас жив дух древнеапостольской церкви. И этим энтузиазмом восполняется недостаток материальных средств.

У нас почти нет профессиональных проповедников, регулярно получающих жалованье. Наши работники, в большинстве своем, по примеру Апостола Павла, собственными руками зарабатыва­ют хлеб и проповедуют Евангелие. Голодные, оборванные и час­то босые, но влекомые и побуждаемые духом, странствуют они по обширной нашей земле и не всегда (за неимением средств) могут пользоваться железной дорогой. Им известны все нужды и горе братьев, они живут с ними одной жизнью.

Не в пример другим странам, где начиналось баптистское движение, мы до сих пор, существуя в России уже 60 лет, ниот­куда не получали пособия на пропаганду своих идей, хотя враги наши всегда объявляли нас, смотря по политическому моменту, ставленниками то Вильгельма, то Англии, то иностранных ка­питалистов. Но наш успех — во внутренней силе, которую дает Бог. Поэтому мы не имеем нужды в проповедниках, приезжаю­щих в Россию из-за границы для проповеди Евангелия. Мы обой­демся собственными силами. Успех может быть усилен сред­ствами, достаточными, чтобы хотя немного помогать нашим братьям-проповедникам, отрывающимся от повседневного про­фессионального труда» («Баптист*, №3, 1925 год).

П. В. Иванов-Клышников, выступая на Всемирном Конгрессе баптистов в Торонто 25 июня 1928 года, также отмечал:

«С самого начала работа баптистов в нашей стране находилась в руках природных жителей России. На протяжении всей истории нашего братства нам приходилось упорно отстаивать чистоту баптистских принципов в связи с работой заезжих ино­странных миссионеров» («Баптист», №7,1928 год)

Думается, эти свидетельства говорят о многом.

Мы не можем отвечать за всех протестантов (особенно за нео­протестантов и детокрещенцев), но хочется сказать, что за сорок три года братство МСЦ ЕХБ ни с кого не брало никакой платы за проповедь Евангелия и бесплатно распространяло духовную лите­ратуру. На всех экземплярах духовной литературы издательства «Христианин» МСЦ ЕХБ есть пометка: «Распространяется безвоз­мездно. Продаже не подлежит».

На основании приведенных выше отчетов на конгрессах бап­тистов, а также свидетельства о жизни братства МСЦ ЕХБ в на­стоящее время, с нас снимается ранее упомянутый упрек, брошен­ный в наш адрес А. Кураевым, что будто мы учим «жителей России дружно скандировать: Спасибо тебе, Америка, за то, что ты есть» (с. 7). Мы очень желали бы, чтобы жители бывшего СССР, да и всего мира, воздали славу Богу за Спасителя Христа и за святую Библию, чрез которую Бог учит, как поступать нам во всех жизненных ситуациях. А Библия говорит: «„Несите воды навстречу жаж­дущим; с хлебом встречайте бегущих" (Ис. 21,14); „Даром получи­ли, даром давайте"(Матф. 10, 8); „Жаждущему дам даром от ис­точника воды живой" (Откр. 21, 6); „Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр. 22,17)».

Наши рекомендации