Условия приобщения Святых Таин
Блаженный Старец всегда помнил о тех обязательных условиях, при соблюдении которых верующий может неосужденно приступать к Божественным Таинствам.
1. Безусловно пост необходим при подготовке ко Святому Причащению. Однако это условие не было самым главным и, тем более, единственным. К соблюдающим все постные установления Старец был весьма снисходителен. Он говорил, что подвизающийся монах или мирянин всегда живет воздержанно: три дня в неделю вкушает пищу без растительного масла и соблюдает пост Великой Четыредесятницы, Рождественский, Успенский и Святых Апостолов. Поэтому было бы весьма жестоко, чтобы такой человек был удаляем от частого причащения по той причине, что он не соблюдает трехдневного поста.
Желающий же причаститься в воскресенье, согласно церковному уставу, должен воздерживаться от скоромной пищи и в субботу вечером.
Что касается тех христиан, которые не соблюдали установленные Церковью посты, то отец Харалампий, прежде чем допустить их ко Святому Причащению, всегда накладывал на них строгий пост.
2. Одним из необходимых условий подготовки к приобщению Святых Таин приснопамятный Старец считал искреннюю, откровенную исповедь. Я подчеркиваю — искреннюю и откровенную, потому, что, к сожалению, многие считают, что поверхностной, лишенной настоящего раскаяния исповеди вполне достаточно.
Безусловным препятствием для Святого Причащения являются плотские грехи. Но эти грехи всем известны, и полагаю, что о них всегда говорят на исповеди. Это относится и к другим грубым грехам, таким как убийство, разбой, кражи, обман и т. д.
Но существует и масса не так легко различимых, но, тем не менее, смертных грехов. К сожалению, весьма многие кающиеся даже не считают их таковыми. В их числе злословие, осуждение, зависть, злопамятство, гордость, наговоры, клевета и т. д. Мы злословим и осуждаем всех и вся. Устраиваем скандалы, ведем себя крайне вызывающе, портим отношения с близкими. Теперь представьте себе, что человек, которого тебе из-за его отвратительного поведения неприятно видеть, регулярно причащается Святых Таин. Ему и в голову не приходит хоть раз попросить у тебя прощения. Другой обижает, оскорбляет, издевается над своим немощным собратом, родственником, соседом. Иной годами с тобой не разговаривает. И, несмотря на все это, он «по-исповедовавшись», беззаботно, не чувствуя никаких угрызений совести, причащается. Что же касается поста, то он и слышать не хочет о том, что кто-то может приступать ко Святым Тайнам, предварительно не про-постившись два-три дня.
Однажды Старец рассказал следующее. Некто, «исповедуясь» и причащаясь после трехдневного поста раз в две недели, на протяжении весьма длительного времени не разговаривало некоторыми людьми. Узнав это, Старец пригласил монаха и велел ему примириться с братьями, однако все его уговоры были напрасны. Тогда отец Харалампий сказал, что если он причастится не примирившись, то тяжко согрешит. На что «исповедавшийся» (слушайте и ужасайтесь) ответил: «Скорее я пойду в ад, чем буду разговаривать с этими мерзавцами».
Поистине ужасный случай, но он действительно имел место. Человек предпочтет вечные муки, но не скажет хоть раз «простите» и даже просто не поздоровается. Представим же себе, в каком помрачении мы бы жили, довольствуясь одним лишь сухим формализмом. Что же говорить о высшей заповеди, то есть любви к своим врагам... Б данном случае мы можем только сказать: «Слава долготерпению твоему, Господи! Как ты в один миг не попаляешь нас, будучи Огнем, пожигающим недостойных?»
Поэтому приснопамятный Старец, первым, главным и существеннейшим условием достойного причащения полагал любовь к врагам. Вторым же — никому не подавать повода к соблазну.
Один человек был преподавателем в средней школе. Хотя он и не имел духовного образования, но был весьма благочестив и его Старец постриг его в монахи. Затем этот Старец послал его к духовнику, чтобы тот после ставленнической исповеди выдал ему свидетельство о том, что у него нет канонических препятствий к рукоположению в священники. Случайно так получилось, что духовник исповедовал многих учеников и учителей именно этой школы. Из того, что ему приходилось слышать, он знал, что этот преподаватель в школе был неуживчив, не ладил с людьми и создавал много проблем. Заканчивая исповедь, духовник говорит:
— Что касается определенных правилами грехов, препятствующих принятию сана, то я у тебя их не нахожу. Но поскольку тебе предстоит взять на свои плечи тяжкий крест священства, ты должен примириться с теми, кого ты случайно обидел.
Монах отвечает:
— Святый отче, я никого не обижал. Это другие передо мной виноваты.
— Хорошо, пусть виноваты другие. Но ради любви и ради священства ты скажи им один только раз: «Простите меня», и пригласи их всех на свою хиротонию.
— Чтобы я им сказал «простите»? Никогда! Даже если они попросят у меня прощения..., я еще подумаю, простить их, или нет.
— Но, чадо мое, ты читаешь Евангелие? Разве Христос не говорит: «Любите врагов ваших». Разве Он на кресте не простил иудеев, которые его распяли? Разве Он не говорит в молитве «Отче наш»: «Остави нам... яко же и мы оставляем...» и т. д.? Как ты будешь служить литургию? Как будешь причащаться? Как ты будешь говорить другим: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите»?
Монах в ответ возмущенно шептал:
— Никогда, Нет. Ни-ког-да.
В конце концов, духовник вместо справки о прохождении ставленнической исповеди написал письмо
Старцу этого учителя: «Мое мнение таково. Если твой послушник станет священником, то у тебя начнутся неприятности, и ты первый будешь горько раскаиваться в этом поступке».
Несмотря на это, Старец, подвигнутый отсутствием у него в келье священника для совершения служб, добился, чтобы другой духовник дал ему справку о прохождении ставленнической исповеди перед рукоположением в иереи. На какое-то время он охладел к первому духовнику, но очень скоро он оказался настоящим провидцем. Тогда Старец этого иеромонаха с раскаянием, неутешный в своем горе, сказал: «Да, папа-Харалампий, ты был пророком. Как ты был прав, а я тебя не послушал!»
Но чтобы завершить эту важную главу о Божественном Причащении, я упомяну еще об одном требовании, необходимом для подготовки к принятию Божественных Тайн. Таким условием являются самопознание и молитва. Испытывая самого себя, человек приходит к осознанию своей греховности, которое в свою очередь, порождает сокрушение, а сокрушение — покаяние. Покаяние же порождает умиление, любовь, слезы. Приснопамятный Старец никогда не забывал наставления преподобного Симеона Нового Богослова, который говорил, что, если это возможно, не имея слез, лучше не приступать ко Святым Тайнам.
Отец Харалампий считал, что установленное правило ко Святому Причащению, а равно и благодарственные молитвы должны прочитываться неизменно. Посвятившим же себя умному деланию он советовал заменять чтение последования ко Святому Причащению либо молитвой по четкам (пять четок-трехсотиц: четыре — Спасителю, и одну — Божией Матери), либо без четок, по времени, столько, сколько занимает прочтение правила.
За час до начала Божественной литургии приснопамятный Старец принимал братию в своей келье на исповедь, выслушивая, как они провели день и как прошло ночное бдение. Хотя постились все, благословение причащаться или нет давал Старец.
Иной раз брат, прилежный к исполнению послушаний и ночному бдению, не сподоблялся «омовения слезами», хотя совесть ни в чем его не укоряла. В таких случаях отец Харалампий обычно не воспрещал принимать Божественные Тайны. Исходя из собственного опыта он даже говорил: «То, что Бог не дал тебе до причастия, ты, если будешь хранить себя, получишь после». Действительно, братья, которые после принятия Святых Таин в молчании расходились по кельям и продолжали заниматься молитвой, затем рассказывали, что их душа так услаждалась сладкими слезами, что они ясно чувствовали присутствие внутри себя Христа.
Святые отцы говорят: «Выше труда исполнения заповедей — хранение себя». Многие из нас действительно ревностно возделывают добродетель послушания и внимательны к своим ночным бдениям, прилагают много сил для того, чтобы прийти в чувство сокрушения и плача готовиться к Божественному Причащению. Но несмотря на это, внимательно приглядевшись к себе, мы заметим, что остаемся практически на одном и том же месте, или даже зачастую несколько отступаем назад. Можно спросить себя: «В чем же дело? Обет послушания я исполняю, исповедуюсь, пощусь, совершаю бдения, всех прощаю, молюсь о ненавидящих и обидящих... И в чем же дело?»
Ответ на этот вопрос дает один великий исихаст Святой Горы, Старец Даниил из пещеры святого Петра Афонского. Этот поистине великий подвижник, живя почти в совершенном безмолвии, после совершения Божественной литургии, ни с кем не вступая в разговор, немедленно уходил и затворялся в своей келье. В порядке исключения он принимал только единодушных ему великих аскетов Иосифа и Арсения. Его первыми словами всегда были: «Святая Синклитикия говорит: „светильник светит, но сам он сгорает”». Этими словами Старец давал понять, что он боится, как бы в беседах не лишиться благодати, которую бденными трудами и Божественным Причащением он стяжал в себе.
Пусть теперь каждый из нас представит, сколько входов мы открываем, когда вступаем в долгие пусть даже духовные беседы. А потом задаемся вопросом: «В чем же дело?» Поначалу духовные разговоры постепенно переходят в пустословие, празднословие, многословие и осуждение, и может быть, исполняются слова Господа о том, что изгнанный с такими усилиями дух нечистый возвращается назад с другими, еще более злейшими.
Поэтому блаженный Старец Иосиф сам перенял и передал своим чадам обычай после Божественной литургии и Святого Причащения в молчании расходиться по кельям. Исключением было лишь исполнение самых неотложных дел. И мой Старец, папа-Харалампий, перенял этот порядок, который соблюдался с неизменной строгостью и в Новом Скиту и в Буразери.
Нет никакого сомнения, что для тех, кто наряду с духовным деланием заботится и об охранении своих чувств, и особенно о хранении языка, духовные плоды их труда становятся очевидны. Я думаю, что к этому призывает и заповедь-делати и хранити.
Беседа о частом причащении
Новый Скит. 1966 год.
— Святый отче, я из монастыря... Мне сказали, что вы сторонник частого Божественного Причащения. Это действительно так?
— Да, это сущая правда.
— Как часто вы причащаетесь?
— Мы причащаемся три раза в неделю, но если бы это зависело от меня, то мы причащались бы и четыре раза.
— Жаль, отче, что я не знал об этом раньше. Прочитав книгу Д. Панагопулоса, я стал сторонником частого Божественного Причащения еще в миру. Но, к сожалению, там, где я сейчас подвизаюсь, мы причащаемся два раза в месяц. Меня это не удовлетворяет, и я хочу оставить эту обитель. Можно ли будет мне перейти к вам?
— Все, что ты сказал, не является серьезным поводом для того, чтобы нарушить данные тобой монашеские обеты и уйти из монастыря.
— Но, отче, разве одно и то же — принимать в себя Христа раз в два дня или же раз в две недели? Я думаю, что это вполне основательная причина.
— О чем ты думал, становясь монахом? Дитя мое, ты знаешь, что ты дал обет Богу предать себя в послушание «даже до смерти»? Разве ты не понял, что такое монашество? Или ты думал, что в монастыре каждый живет как хочет? Если ты не один, а два раза в день станешь причащаться, но не сохранишь обет послушания и другие данные тобою обеты, то это ничего тебе не даст. Твоя жизнь в монастыре будет пустой тратой времени. Я исповедую многих монахов вашей обители. Ты знаешь отца Г.? Как тебе кажется, он стяжал добродетели?
— Да, Геронда, я преклоняюсь перед ним, хотя он и не является сторонником частого причащения.
— И ты перед ним преклоняешься, и я. Он говорил мне: «Я, отче, следую за моим блаженным духовником и причащаюсь раз в две недели. Но после причастия, чтобы сохранить благодать, до следующего Святого Приобщения я живу очень внимательно». И действительно, так и есть. Ты обратил внимание, как этот Старец хранит обет послушания? Как он постится, совершает бдения, молится... Другие его «топчут», а Он, вместо того чтобы гневаться, ругаться, знает только «простите». Почему? Потому что, как он и сам говорит: «Когда враг искушал меня и я открывал рот, чтобы начать требовать справедливости, тотчас же сознавал, что я изгоняю из себя Христа. Вот какая истина мне открылась» ...
Да, я сторонник частого Божественного Причащения. Но если ты, храня послушание и причащаясь раз в две недели, будешь внимателен, то сохранишь в себе благодать до следующего причастия. Опять-таки, если ты часто причащаешься, но не исполняешь своих обязанностей, Христос покинет тебя, и ты еще остаешься в долгу перед Ним. Монашеская жизнь, дитя мое, требует величайшей аккуратности. Это тебе не игра.
Скажу тебе еще кое-что. Я исповедую одного монаха, который является образцом для всех. Внутри он сгорает от стремления к ежедневному причащению. Когда священник возглашает «со страхом Божиим...», этот монах становится в уголок, чтобы его никто не видел. Он говорит про себя в этот момент: «Христе мой, хотя я и грешный и недостойный человек, но если бы имел благословение, то подошел бы и причастился...». Он орошает землю горячими слезами, и его сердце пламенеет, как у Клеопы. Ты понимаешь? Оно горит внутри него от жажды Христа. Когда ты причащаешься, то имеешь ли такую же любовь ко Господу? Так что, дитя мое, веди правильную монашескую жизнь, и Бог тебя не обидит. Вместо ежедневной благодати причащения, которой ты сейчас лишен ради послушания, Он даст тебе сразу силу большой, двухнедельной благодати. И помни еще об одном: все изменится, и мало-помалу практика частого Божественного Причащения установится и в вашем монастыре.
Действительно, в скором времени это предсказание Старца исполнилось. "
Возможно, рассмотренный выше важный вопрос я осветил несколько более, чем следовало. Но я счел своим долгом показать взгляды моего приснопамятного Старца, которые, как мнение известного духовника, полагаю, имеют большую ценность. К этому меня побудило еще и то, что, к сожалению, есть еще те, кто совершенно неосновательно продолжают критиковать часто причащающихся, называя их еретиками, макракистами, зоистами и т. д.
Кто такие макракисты, мы не знаем. Господь весть. Мы же веруем во Христа, и сего распята.
Глава третья: о милостыне
Среди многих добродетелей, которыми был украшен приснопамятный отец Харалампий, особое место занимала добродетель милосердия. Не будет преувеличением сказать, что на этом поприще он особенно преуспел, показав нам пример.
Многочисленные заботы о монастыре и его подворьях очень часто делают ответственных за хозяйство монахов крайне экономными во всем, что касается милостыни.
Старец всегда держался такого правила: никого никогда не отсылать от себя огорченным, с пустыми руками. К нему приходило множество бедняков. Многие присылали письма с просьбой о милостыне, хотя не все в ней действительно нуждались. Некоторым он давал помимо денег, и различные вещи: продукты, одежду и т. д.
Просители, имея на руках пантахусу, сначала посещали папу-Харалампия, а затем уже шли по монастырям. Когда же наше братство переехало в находящуюся недалеко от Карей келью Буразери, это стало совсем уже обычным делом. То, что папа-Харалампий — один из келиотов, живущих за счет своего рукоделия, щедро раздает милостыню, способствовало тому, что и священные обители, подражая его примеру, также стали помогать нуждающимся.
О щедрой благотворительности Старца узнали различные миссионерские издания, всевозможные благотворительные организации, такие как П.Е.Ф.И.П., О.Т., друзья зарубежных миссионерств и др.
Несмотря на свою щедрость, в некоторых случаях отец Харалампий иной раз поступал несколько оригинально, порой нам даже казалось, что странно. Как-то раз один брат говорит ему:
— Геронда, здесь есть монах, который живет в очень плохой келье. У него ничего нет. Если ему принесут еду, он поест, если нет, то сам не пойдет просить. Послать ему что-нибудь?
Старец спрашивает:
— Он может работать?
— Да.
— Но ты мне возразишь, что он «великий» аскет, поэтому и не работает. Пусть так. Он может ходить?
— Да.
— Передайте ему, чтобы он, когда ему будет удобно, зашел сюда. Наши двери всегда открыты. Пусть поест, попьет и с собой захватит что-нибудь из съестного.
— Но Геронда, не лучше ли нам самим отнести ему какие-нибудь продукты?
— У него есть все необходимое. Чуть ниже нас живет отец Паисий. Вот настоящий подвижник! Он своими руками зарабатывает себе на хлеб. Приходя сюда, он сидит на трапезе и ест вместе с нами. А два влаха (румына) внизу, в ущелье, — ты знаешь, как строго они живут? Вот им, конечно же, надо помочь. Девяностолетний Старец Филарет ухаживает за своим шестидесятилетним учеником, отцом Варфоломеем, поскольку тот парализован. Они живут полностью в уповании на Бога. Им я регулярно посылаю еду, но они часто отсылают ее обратно. Что тебе сказал на днях отец Филарет, когда ты принес поесть?
— Да, Геронда, я поистине был поражен. Он сказал мне: «На сегодня у нас есть еда, не надо». Я говорю: «Ничего страшного, оставьте себе на завтра». Он отвечает: «Спасибо, но у меня нечем заплатить».
— Видишь, какая у них вера? Он не подумал про себя: «А если завтра нам никто ничего не принесет, то что мы будем есть?». Это и есть совершенное упование на Бога. Вот они — подвижники, они и есть истинные рабы Божии. Мой Старец отец Иосиф говорил, что много людей находится в прелести. Имея возможность содержать себя, они ожидают помощи от других. Когда ты приносишь им что-либо, то они надмеваются и говорят себе: «Вот как Бог заботится о подвижниках». Так они утверждаются в своем заблуждении. Если ты внимательно к ним присмотришься, то поймешь, насколько прав был мой Старец.
Особенно отец Харалампий благодетельствовал тем, кто приходил к нему на исповедь и вел сознательную христианскую жизнь. Узнав их нужду, он помогал им, чем мог. Многим исповедующимся у него ученикам «Афониады» он давал деньги, чтобы они могли купить себе то, в чем нуждались.
К сожалению, были случаи, когда люди злоупотребляли добротой Старца. Так, некоторые бедняки, стараясь получить от него как можно больше, говорили, что они приходят к нам на исповедь. Как уж они исповедовались, я не знаю, но уходили... нагрузившись с избытком. Было немало и таких случаев, когда эти люди, в конце концов, брались за ум и вставали на путь настоящей христианской жизни. Господь может и горечь претворить в сладость.
Как-то раз, когда в связи с проведением необходимых ремонтных работ по келье у нас были большие расходы, один брат решил посоветовать Старцу хотя бы на время несколько ограничить столь щедрую благотворительность. Тогда папа-Харалампий просто, но мудро рассказал ему случай с одним игуменом, который, будучи поначалу весьма щедрым, смалодушествовал и прекратил раздачу милостыни, когда в монастыре случились неожиданные большие расходы. С этого дня и Бог отнял от его обители Свое благословение. Дошло до того, что братия стала даже голодать. Тогда Бог смилостивился и в видении явил игумену двух человек, которые сказали ему:
— Мы, святый отче, друзья, и повсюду ходим вместе. Один из нас тебе не понравился, и ты прогнал его. Поэтому мы вместе и покинули тебя.
— Как вас зовут? — спросил игумен.
— Меня зовут «дай», а моего друга зовут «возьми».
Услышав эти слова, игумен тотчас же, как и прежде, велел, хотя и не было излишков, подавать милостыню. Тогда не замедлил явиться друг «возьми», и в монастырь вновь потекли пожертвования.
Так же было и у нас. Я даже не помню, чтобы у братства когда-либо возникали какие-либо финансовые затруднения, несмотря на то, что временами, в связи с проведением необходимых строительных работ, у нас были большие расходы.
Другому брату, который недоумевал относительно щедрой благотворительности Старца, он сказал: «Дар милосердия я унаследовал от своих родителей. Увиденному в детстве всегда стараешься подражать. Мой отец был весьма милостивым. Один хороший пример подала мне одна женщина в Драме, это было еще до того, как я стал монахом. Она без устали подавала милостыню бедным. Где она находила средства, это отдельный разговор. Бедные постоянно говорили ей: „Да освятится рука твоя, да освятится рука твоя..." Наконец пришло ей время умереть. Я ее уважал, и хотел пойти на ее похороны. Но старостильники говорят мне: „Нет, нельзя. Она придерживалась нового стиля”. Я уступил и не пошел. И что же?.. Спустя какое-то время откопали ее останки. И ее правая рука, которой она подавала милостыню, была коричневой, как у мощей, и благоухала. Узнав об этом, я уже никого не стал слушать, пошел и увидел все это своими глазами. С тех пор во мне укоренилась мысль, что благодать есть и у новостильников, о чем я всегда и говорил некоторым фанатично настроенным старостильникам».
В заключение расскажу еще следующее. Когда наше братство из хиландарской кельи Буразери переехало в монастырь Дионисиат, Старец узнал, что обитель имеет постоянные доходы. Тогда он уговорил членов Собора Старцев обители, чтобы все нерегулярные поступления, вклады различных жертвователей поступали в отдельную кассу и расходовались на благотворительные цели. Располагая всеми этими деньгами, Старец не считал это милостыней со стороны монастыря: наша обитель, по его инициативе, часто выделяла очень большие суммы на различные дела благотворительности в дополнение к этому. Милосердие Старца оставило неизгладимый след в истории монастыря Дионисиат. Для будущих поколений оно будет служить великим примером.