Таинство Божественной Евхаристии
Наша Святая Православная Церковь с самого своего создания на каждой литургии призывает всех своих членов к участию в таинстве Божественной Евхаристии: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Верующего человека безусловно охватывают смешанные чувства страха и горячей любви. Апостол Павел пишет в своем послании к Коринфянам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей».
Хотя главной целью Божественной литургии является причащение верующих Святых Тайн, существует целый ряд причин, на оснований которых многим воспрещается принимать участие в таинстве.
Необходимым условием участия в таинстве является страх Божий. Со временем это вынудило многих христиан причащаться не так часто. По прошествии веков эта практика привела к тому, что большинство верующих стало приступать ко Святой Чаше лишь три-четыре раза в год. В конце концов, у многих это стало традицией. А именно, в три великих праздника нашей Церкви постившиеся и не постившиеся, исповедавшиеся и не исповедавшиеся, должны причаститься.
На эту практику обратил внимание преподобный Никодим Святогорец. В своей книге «О частом Божественном Причащении» он совершенно справедливо, обращаясь как к священникам, так и к простому верующему народу, советует, как можно чаще приступать ко Святому Причащению.
В XX веке в Греции было написано очень много книг о частом Божественном Причащении. Первым среди их авторов следует отметить одареннейшего проповедника Димитрия Панагопула. В своей знаменитой работе «Противоядие смерти» он пространно, на основании Священного Писания, творений Святых Отцов, Церковных канонов и т. д., говорит о необходимости как можно более частого участия в Божественных Таинствах.
Вопрос о частом причащении обсуждался и на Святой Горе. Первые монахи, просвещенные преподобным Никодимом Святогорцем, вызывали нарекания из-за того, что они часто прибегали к Святым Тайнам. Их считали реформаторами.
Когда наш приснопамятный Старец переехал в Малую Святую Анну, большинство отцов-святогорцев перед Божественным Причащением соблюдали трехдневный пост. По этой причине многие, не в силах поститься из-за телесной немощи, причащались один раз в месяц, другие, более ревностные, — раз в две недели. Однако весьма многие благоговейные монахи причащались после трехдневного поста каждую субботу.
Приснопамятные Старцы Иосиф и Арсений, внимательно читая книгу преподобного Никодима о Божественном Причащении, приобщались три-четыре раза в неделю, в любой день. Они постились круглый год, за исключением субботних и воскресных дней, вкушая пищу без растительного масла, и пост для них не являлся препятствием.
После того как папа-Харалампий был рукоположен в иереи, по причине немощи послушников, постную пищу без масла на трапезе стали вкушать только по понедельникам, средам и пятницам. В следующие за ними дни, то есть по вторникам, четвергам и субботам, вся братия причащалась Святых Таин. Этот порядок мы сохраняли и впоследствии все время, пока жили в Новом Скиту.
Однако новые братья вследствие уже начавшихся в Церкви за пределами Афона перемен, и особенно ученики приснопамятного Д. Панагопула, уже перешли к практике частого причащения. Они недоумевали, почему мы не приобщаемся Божественных Таин по воскресным дням.
Но наш опытный Старец говорил, что теперь, когда все отцы Нового Скита, готовясь к причащению, соблюдают трехдневный пост, наше причащение по воскресеньям станет для них соблазном, поскольку, как известно, каноны воспрещают поститься в субботу.
Трехдневный пост у нас уступил место однодневному. Но всем было известно, что братства Старца Иосифа ежедневно совершают восьмичасовое всенощное бдение, которое и восполняет такое сокращение продолжительности поста перед причастием.
Так мы причащались, сохраняя взаимное уважение с остальными отцами придерживающимся другого устава, вплоть до переселения в келью хиландарского монастыря Буразери (1967). Там мы были уже совершенно ни от кого не зависимы, за исключением монастыря Хиландар, которому и принадлежала келья. Но последний никогда не вмешивался во внутренние дела нашего братства.
Здесь приснопамятный Старец без всяких сомнений объявил, что теперь мы будем приступать к Божественному Причащению и по воскресным дням. Что же касается вопроса о посте, то он постановил так: из двух субботних трапез первая остается такой, как она есть, с разрешением «на вся», тогда как вечерняя будет постной.
В своем решении Старец остался тверд и непреклонен несмотря на возражения со стороны. Он понимал, что время уже подошло, и кто-то первым должен принять удар на себя. Не было случайностью, что по Божественному промыслу этот удар обрушился на человека, пользующегося всеобщим уважением: даже самые крайние сторонники трехдневного поста, когда кто-нибудь говорил им, что он часто причащается по благословению духовника папы-Хараламлия, умолкали. Но были и такие, которые бездоказательно, ни во что не вникая, называли нас макракистами, зоистами и т. д.
Молодые монашеские братства Святой Горы, хорошо разбираясь в данном серьезном вопросе, столкнулись с возражениями старых монахов, которые, по крайней мере в силу того, что такой устав (трехдневный пост перед причастием) они приняли от своего Старца, не соглашались с введением частого причащения и, в частности приобщения Святых Тайн в воскресный день. Однако к тому времени, когда мы поселились в келье Буразери, уже весьма многие монахи, воодушевленные уставом нашего братства и его духовником (папой-Харалампием), перешли к практике частого причащения.
Но дискуссии по данному вопросу достигли поистине всесвятогорских масштабов лишь после нашего переселения в монастырь Дионисиат. Прежде даже сам старый игумен, приснопамятный Старец Гавриил был за трехдневный пост, но очень скоро он одним из первых перешел на сторону нового игумена.
Сегодня все монастыри возвратились к древним уставам, определив для братии по возможности, после соответствующего приготовления, более частое приобщение Святых Таин.
Вышесказанным я вовсе не желаю приписать это исключительно заслугам отца Харалампия. Безусловно, многие внесли свой вклад в этот процесс. Но думаю, что все-таки первый шаг в этом направлении был сделан моим приснопамятным Старцем, которому по праву и принадлежит пальма первенства. Затем это движение было подхвачено другими чадами отца Иосифа Исихаста, братства которых изначально причащались три раза в неделю.