Старец - духовник клириков и монахов
Имя папы-Харалампия постепенно становилось известным. Кроме святогорцев, на исповедь к нему приходили также монахи из монастырей, находящихся вне Афона, мирские клирики и миряне.
Всем он давал различные наставления. На исповеди перед рукоположением Старец всегда давал определенное правило. Клирикам, как семейным, так и одиноким, он предписывал ежедневно совершать установленные Церковью богослужения, то есть вечерню, повечерие, утреню и, насколько это возможно, чаще служить Божественную литургию (даже в непраздничные дни).
Слыша, как жалуются на то, что среди недели на службы люди почти не ходят, он говорил: «Иерей является посредником. Его долг — ежедневно возносить молитвы и Божественное Приношение за свое стадо».
Как-то раз к Старцу пришел один весьма благочестивый священник. Он сказал, что, когда его приглашают на требы, он всегда берет с собой крест с частицей Честного Древа Креста Господня. Этим крестом он благословляет людей, и происходит много чудес и исцелений.
— То, что ты делаешь, отец, весьма хорошо и похвально. Но ты еще должен совершать и ежедневный круг богослужений, это твой долг, Или, может, ты больший чудотворец, чем преподобный Арсений Каппа дохийский? Почему этот великий святой и чудотворец по средам и пятницам запирался у себя в келье и никого не принимал? В эти два дня он восполнял свои случайные молитвенные долги и набирался сил для совершения новых чудес.
Однажды к отцу Харалампию приехал иеромонах из кельи Буразери. Он рассказал ему, что учится на богословском факультете и живет в Фессалониках вместе со своей сестрой, которая учится на юриста. Старец сказал ему:
— Будь очень внимателен, дитя мое. Я знаю, что эта девушка — твоя сестра, она с тобой одна кровь, но люди лукавы. Никогда не выходите вместе на улицу, и никогда не принимай в гости подружек твоей сестры, особенно когда в квартире, кроме тебя, никого нет. Мне известно много случаев, когда на человека надуманно возводилась страшная клевета. Иные же, сами того не желая, были уловлены в расставленные диаволом сети.
Что касается неженатых клириков, то к ним отец Харалампий был еще более строг. Он считал, что для одиноких священников, которых враг окружает особыми хитросплетениями, исполнение одного только ежедневного суточного круга богослужений совершенно недостаточно. Когда такие клирики приходили к Старцу на исповедь, он советовал им еженощно несколько часов проводить в бдении, занимаясь священным деланием умной, непрестанной молитвы.
Отец Харалампий принимал на исповедь всех приходящих к нему монахов. Принимал даже в том случае, когда у них был уже свой Старец, и, более того, даже тогда, когда они приходили к нему втайне от последнего.
Как-то раз, когда он еще не был духовником монастыря Дионисиат, некоторые отцы этой обители без благословения своего игумена, приснопамятного отца Гавриила пришли к нему на исповедь. Поначалу отец Харалампий сомневался: «Можно ли принимать на исповедь монахов, не поставив об этом в известность их Старца?»
На одном из больших праздников в монастыре Святого Павла Старец встретился с приснопамятным игуменом Гавриилом. Выбрав удобный момент, он спросил его, как старшего и более опытного духовника, о мучающих его сомнениях. И этот мудрый Старец ответил: «Святой отец духовник, ты обязан принимать на исповедь монахов, хотя бы даже они и приходили к тебе, не имея на это благословения своего Старца. Твой долг — принять их, поддержать и утешить. Потому что раз они идут к тебе, значит, ты им необходим». Так разрешилось это недоумение.
Что же касается монахов, живущих без какого-либо старческого руководства, то по отношению к ним отец Харалампий был непримирим. Согласно существующей устной традиции, которая отражена и во многих письменных источниках, монах, не прошедший школы послушания и не упокоивший своего Старца, как бы сурово он ни подвизался, строит свое спасение на основании из песка. Каждый час он подвергается опасности попасть в расставленные вокруг него ловушки врага.
Поэтому, когда к отцу Харалампию приходил на исповедь монах, живущий без послушания, он объяснял ему, что жизнь по своей воле не приносит никакой пользы. Старец советовал ему прежде всего вернуться в монастырь, который он оставил, и обещал в этом случае сам стать его духовником. Когда брат, выставляя различные мнимо справедливые доводы, или даже и благовидные причины, категорически отказывался вернуться назад в свою обитель, тогда он очень мягко советовал, можно даже сказать, просил его поступить хоть и в другое место, но в послушание. В крайних случаях он давал даже следующий совет: «Если вы не желаете всю свою жизнь провести в послушании, тогда, по крайней мере, найдите какого-нибудь монаха-старичка, попроситесь к нему в послушники и досмотрите его. Когда же он умрет — вы будете свободны, и на вас будет пребывать его благословение».