Старец - духовник клириков и монахов

Имя папы-Харалампия постепенно становилось из­вестным. Кроме святогорцев, на исповедь к нему при­ходили также монахи из монастырей, находящихся вне Афона, мирские клирики и миряне.

Всем он давал различные наставления. На исповеди перед рукоположением Старец всегда давал определен­ное правило. Клирикам, как семейным, так и одиноким, он предписывал ежедневно совершать установленные Церковью богослужения, то есть вечерню, повечерие, утреню и, насколько это возможно, чаще служить Бо­жественную литургию (даже в непраздничные дни).

Слыша, как жалуются на то, что среди недели на службы люди почти не ходят, он говорил: «Иерей яв­ляется посредником. Его долг — ежедневно возносить молитвы и Божественное Приношение за свое стадо».

Как-то раз к Старцу пришел один весьма благоче­стивый священник. Он сказал, что, когда его приглаша­ют на требы, он всегда берет с собой крест с частицей Честного Древа Креста Господня. Этим крестом он бла­гословляет людей, и происходит много чудес и исцеле­ний.

— То, что ты делаешь, отец, весьма хорошо и по­хвально. Но ты еще должен совершать и ежедневный круг богослужений, это твой долг, Или, может, ты боль­ший чудотворец, чем преподобный Арсений Каппа до­хийский? Почему этот великий святой и чудотворец по средам и пятницам запирался у себя в келье и нико­го не принимал? В эти два дня он восполнял свои слу­чайные молитвенные долги и набирался сил для совер­шения новых чудес.

Однажды к отцу Харалампию приехал иеромонах из кельи Буразери. Он рассказал ему, что учится на бого­словском факультете и живет в Фессалониках вместе со своей сестрой, которая учится на юриста. Старец сказал ему:

— Будь очень внимателен, дитя мое. Я знаю, что эта девушка — твоя сестра, она с тобой одна кровь, но лю­ди лукавы. Никогда не выходите вместе на улицу, и ни­когда не принимай в гости подружек твоей сестры, осо­бенно когда в квартире, кроме тебя, никого нет. Мне известно много случаев, когда на человека надуманно возводилась страшная клевета. Иные же, сами того не желая, были уловлены в расставленные диаволом сети.

Что касается неженатых клириков, то к ним отец Ха­ралампий был еще более строг. Он считал, что для оди­ноких священников, которых враг окружает особы­ми хитросплетениями, исполнение одного только еже­дневного суточного круга богослужений совершенно недостаточно. Когда такие клирики приходили к Старцу на исповедь, он советовал им еженощно несколько часов проводить в бдении, занимаясь священным дела­нием умной, непрестанной молитвы.

Отец Харалампий принимал на исповедь всех при­ходящих к нему монахов. Принимал даже в том слу­чае, когда у них был уже свой Старец, и, более того, да­же тогда, когда они приходили к нему втайне от послед­него.

Как-то раз, когда он еще не был духовником мона­стыря Дионисиат, некоторые отцы этой обители без благословения своего игумена, приснопамятного отца Гавриила пришли к нему на исповедь. Поначалу отец Харалампий сомневался: «Можно ли принимать на ис­поведь монахов, не поставив об этом в известность их Старца?»

На одном из больших праздников в монастыре Свя­того Павла Старец встретился с приснопамятным игу­меном Гавриилом. Выбрав удобный момент, он спросил его, как старшего и более опытного духовника, о муча­ющих его сомнениях. И этот мудрый Старец ответил: «Святой отец духовник, ты обязан принимать на испо­ведь монахов, хотя бы даже они и приходили к тебе, не имея на это благословения своего Старца. Твой долг — принять их, поддержать и утешить. Потому что раз они идут к тебе, значит, ты им необходим». Так разреши­лось это недоумение.

Что же касается монахов, живущих без какого-либо старческого руководства, то по отношению к ним отец Харалампий был непримирим. Согласно существую­щей устной традиции, которая отражена и во многих письменных источниках, монах, не прошедший школы послушания и не упокоивший своего Старца, как бы сурово он ни подвизался, строит свое спасение на основании из песка. Каждый час он подвергается опас­ности попасть в расставленные вокруг него ловушки врага.

Поэтому, когда к отцу Харалампию приходил на ис­поведь монах, живущий без послушания, он объяс­нял ему, что жизнь по своей воле не приносит никакой пользы. Старец советовал ему прежде всего вернуть­ся в монастырь, который он оставил, и обещал в этом случае сам стать его духовником. Когда брат, выстав­ляя различные мнимо справедливые доводы, или даже и благовидные причины, категорически отказывался вернуться назад в свою обитель, тогда он очень мягко советовал, можно даже сказать, просил его поступить хоть и в другое место, но в послушание. В крайних слу­чаях он давал даже следующий совет: «Если вы не же­лаете всю свою жизнь провести в послушании, тогда, по крайней мере, найдите какого-нибудь монаха-старичка, попроситесь к нему в послушники и досмотрите его. Когда же он умрет — вы будете свободны, и на вас будет пребывать его благословение».



Наши рекомендации