Простой и бесхитростный Петр
После моего знакомства с новыми послушниками отец Харалампий рассказал мне о них следующее:
«Недавно ко мне пришел Петр и попросил его исповедовать, — сказал он. — Такую чистую и искреннюю исповедь я слышал впервые. Кроме всего прочего, совершенно искренне он мне сказал:
— Я, Геронда, последний грешник, у меня много немощей, я совершенно негодный человек. Мне хочется стать монахом, но, столь немощный, я чувствую свое недостоинство.
С таким случаем я встретился впервые и, не зная, что ему посоветовать, сказал:
— Раз, дитя мое, Божия Матерь привела тебя сюда, то останься ненадолго со мной, я тебя испытаю.
Он остался. Но вот к нам пришел Георгий, и возникла проблема, куда его поселить. Петр мне говорит:
— По профессии я сантехник, но немножко разбираюсь и в строительстве.
Тогда я, не теряя времени, приглашаю отца Панделиса. „Пожалуйста, привези мне немного стройматериалов", — говорю я ему. И вот уже появились: щебенка, кирпич, цемент и т. д. И скоро на втором этаже Петр построил три кельи. Отметим, что он с большим искусством справился с этой работой, чему я был сильно удивлен.
Перед стройкой я говорил себе: „Если Петр и уйдет, то кельи останутся, что им будет" Но что же произошло?
Как только я объяснил ему, как надо проводить бдение и как творить молитву, он тотчас загорелся. Спустя несколько ночей приходит ко мне и. говорит:
— Геронда, что это? Во время молитвы мой ум соединился с сердцем, и изнутри у меня стало исходить неизъяснимое благоухание. С этого момента молитва у меня стала самодвижной. Иной раз бывают плач и слезы, которые невозможно остановить.
Услышав эти слова, я подумал: „Так, так, а из него выйдет монах". И говорю ему:
— Это знак того, что Бог хочет, чтобы ты стал монахом.
Через некоторое время я постриг его в монахи с именем Продром. Однако когда я еще только собирался совершить этот священный обряд, то столкнулся с одним затруднением. Он говорит мне:
— Геронда, я недостоин облечься в монашеские одежды.
Тогда на какое-то время я отложил постриг, чтобы он, так сказать, „дозрел" Но Петр, по своей великой простоте, ложась спать, стал запирать двери своей кельи. Говорю ему:
— Дитя мое, зачем ты запираешься?
— Геронда, я боюсь, чтобы ты, когда я усну, не пришел и не постриг меня в монахи.
Тогда я стал объяснять ему, что такие вещи не совершаются втайне».
' Итак, когда через несколько месяцев я был записан новым послушником в братство, три первые кельи уже были готовы. Мне довелось жить рядом с отцом Продромом и хорошо его узнать. Часто я помогал ему в работах по строительству. Трудился он всегда молча, только время от времени очень глубоко вздыхал. Недоумевая, что бы это значило, я спросил об этом у Старца, и тот, как духовник, зная, в чем дело, сказал мне следующее:
«Объясню тебе, что значат эти вздохи. Когда отец Продром работает, молитва внутри него ни на секунду не прекращается. От обилия молитвы его сердце благоухает, и он не может насытиться, вдыхая этот доставляющий великое наслаждение аромат».
Старец рассказывал нам для назидания то, что сам знал об отце Продроме. Он говорил, естественно, не вдаваясь в подробности, что этот последний за свою простоту и бесхитростность неоднократно устремлялся духом к высоким созерцаниям, приходя в восхищение.
Один монах, отец Г., рассказывал мне, что этот блаженный брат доверительно поведал ему следующее.
Очень часто он видел нашего Старца во время совершения последним Божественной литургии стоящим на метр над землей. Из одного этого примера каждый сам может заключить, кем был этот простец-монах и кем был отец Харалампий, его Старец.
Однако все это было не по нраву врагу рода человеческого, и он страшно возненавидел этого монаха. Один брат рассказывал мне, что однажды во время молитвы, как будто в тонком сне ему послышался за стеной кельи шум толпы и громкие вопли. Прислушавшись, он услышал крики: «Дайте нам Продрома! Продрома! Дайте нам Продрома!» Он выглянул в окно, и что же предстало пред его глазами... Страшно вопящая толпа ужасных великанов. Они были огромны, их головы находились на уровне крыш. Придя в себя, брат немедленно в страхе прибежал к Старцу и рассказал ему об увиденном. Мудрый же отец ответил: «Молитва отца Продрома попаляет демонов, поэтому они так его ненавидят. Но, кажется, он и сам допустил какую-то ошибку, это и стало причиной этого нападения. Сейчас мы разберемся». Отец Харалампий пригласил отца Продрома к себе в келью, однако о чем они беседовали, нам неизвестно.
Этот приснопамятный брат имел много недугов и сильно страдал от них. Вместе с большим утешением, доставляемым ему молитвой, он ежедневно претерпевал и страшные телесные боли. Это последнее обстоятельство вынуждало его просить у Старца некоторого снисхождения к его немощам.
Как-то раз я по человеческой слабости упрекнул отца Продрома в том, что он просит у Старца слишком много послаблений для себя. Решив исповедовать этот свой проступок, я пошел к отцу Харалампию. Но в тот момент у меня было мало столь необходимого для покаяния смирения, напротив, я весь был полон осуждения. Говорю:
— Геронда, вы даете отцу Продрому много послаблений.
То есть, ни много ни мало, я учил Старца, как ему надо поступать. Но этот кроткий и смиренный человек, нисколько не смутившись, ответил:
— Сейчас я тебе все объясню, дитя мое. У меня есть заповедь от моего Старца снисходительно относиться к тем, к кому, как я вижу, снисходит Бог. Я был бы очень рад, если бы и у тебя была такая же молитва, какую имеет отец Продром.
Но для того, чтобы я понял, что не только Бог, но и отец Харалампий, когда это необходимо, снисходит к человеческим немощам, тот вечер запомнился мне на всю жизнь. Тогда на бдении я впервые почувствовал на себе наказующую и вразумляющую десницу Божию, дабы впредь я был внимательнее.
Приснопамятного отца Продрома, поскольку он почти всегда был болен или недомогал, многие братья не понимали. Они говорили, что он выдумывает свои болезни и что все это от врага.
Как-то раз этот блаженный брат посетил известного Старца Порфирия на Керасьях. Старец, от духовного зрения которого, как известно, ничто не могло укрыться, сказал ему: «Ты, дитя мое, много страдаешь. Однако остальные тебя не понимают и говорят, что это от врага». Как прав был этот святой Старец.
Вскоре в монахи были пострижены два других брата, получив в постриге соответственно имена Арсений и Иосиф.
Таким образом, было создано первое ядро братства. Вскоре в него влились еще двое монахов. В постриге они получили имена Георгий и Харалампий.
Вместе с отцом Харалампием и Старцем Арсением нас было семеро. В таком составе наше братство и жило в Новом Скиту вплоть до 1967 года.
Формирование братства
Приснопамятный Старец в отборе членов для нашей монашеской общины пользовался, можно так сказать, своей собственной тактикой.
Оставляя в келье при себе тех, кто приходил к нему на исповедь, он сначала обучал их молитве Иисусовой, а затем вводил и в наш распорядок, предписывающий ежедневное целонощное бдение и полное послушание Старцу. Если человек сразу же входил в этот режим и отец Харалампий видел приносимые им первые благоуханные плоды монашеского подвига, тогда он в молитве просил у Бога извещения, принимать его в послушники, или нет. Если ответ был положительным, то Старец объявлял новоначальному брату, что он принимает его в братство для испытания, сможет ли тот стать монахом. Конечно, не все откликались на предложение отца Харалампия. Но последний (не знаю, правы ли те, кто не согласен с такой тактикой), получив в молитве положительное извещение, был прям и категоричен. Различные окольные пути и дипломатия, используемые для привлечения послушников в братство, были совершенно чужды приснопамятному Старцу. Он знал только да — да, нет — нет. Дважды два — четыре. Подходишь или не подходишь.
Мне известны случаи с некоторыми братьями, когда их душа воспламенялась Божественным огнем умной молитвы, который затем с каждым днем начинал разгораться все ярче и ярче уже после первых же молитвенных упражнений. Однако иной, плотский образ мышления внушал им: «Беги скорее отсюда. Если ты будешь медлить, то тебе здесь все так понравится, что ты уже не захочешь никуда уезжать». Но когда новоначальный послушник начинал склоняться к тому, чтобы уехать, тогда другой помысел — помысел пробуждающегося духовного устроения, согласный со словом апостола, говорил: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы венной жизни».
После такой борьбы помыслов плоти и духа кто-то оставался кто-то уходил, терял все духовное богатство, которое уже успел собрать, и потом в отчаянии рвал на себе волосы, а кто-то, покинув братство, но влекомый, как магнитом, молитвой Старца, спустя какое-то время возвращался назад.
Было и очень много весьма запутанных ситуаций. Но последнее слово, надо отметить, всегда оставалось за бессменным советником отца Харалампия, Старцем Арсением.
Один брат выразил горячее желание остаться, чтобы испытать себя, проверить, сможет ли он стать монахом. После первого урока, преподанного Старцем, брат в тот же вечер с большой отдачей провел свое первое целонощное бдение. Однако в ту же ночь какая-то страшная тяжесть навалилась на отца Харалампия, лишив его обычного духовного устроения. Это было воспринято им как отрицательное извещение, касающееся принятия в братство нового члена.
Вторая ночь: тогда как Старец вернулся к своему обычному устроению, молодой человек, напротив, все потерял. На исповеди он говорил, что совершенно не в состоянии совершать всенощные бдения. Так продолжалось несколько дней.
Придя к отцу Арсению и будучи совершенно уверен, что этот юноша не подходит для братства, отец Харалампий сказал, что он хочет отправить его назад. Однако Старец неожиданно ответил: «Нет. Не выгоняй его... жалко».
— Я был вынужден, — рассказывал отец Харалампий, — послушаться отца Арсения, но еще в течение несколько лет говорил себе: «Сколько раз я ни советовался со Старцем Арсением, у нас всегда было одно мнение, Только этого монаха, не знаю почему, он попросил меня оставить в братстве. Сколько же этот брат доставляет мне проблем...»
В конце концов оказалось, что и здесь отец Арсений был прав. Этот брат, хотя и Доставлял отцу Харалампию немало хлопот, не бросал своих героических попыток к стяжанию молитвы, подвизаясь с неизменным терпением и упорством. Другие братья по слабости человеческой природы, несмотря на то, что у них были и призвание, и способности к молитве, озирались вспять. Справедливости ради отметим, что не один и не два из них, но весьма многие, и так было всегда. Этот же брат был тверд, и в конце концов он добился преуспеяния.
Относительно другого юноши, хотя тот, казалось бы, вполне освоился с нашим распорядком, Старец в молитве получил отрицательное извещение. Тогда он сказал ему: «Дитя мое, иди подыщи для себе другое местечко». — «Нет, Геронда, здесь я нашел упокоение, — стал упрашивать брат, — не выгоняй меня». После настоятельных просьб последнего остаться Старец подумал: «Христос говорил: „приходящего ко Мне не изгоню воя". Итак, теперь слово за моим Герондой. Пусть он даст нам знак».
«Тогда я, — продолжал свой рассказ Старец, — сказал брату: „Дитя мое X., возле могилки Геронды растет одна шелковица. Нарви-ка нам немного к трапезе" X. побежал к дереву. Но... приблизившись к могилке, он, неожиданно громко вскрикнув, упал на землю. Подойдя к нему, я увидел, как он страшно побледнел. Изо рта у него шла пена.
Когда я рассказал о случившемся Старцу Арсению, тот сказал: „Это недобрый знак. Испытай его еще раз. Если с ним опять случится то же самое, тогда это точно будет ответом нашего блаженного Геронды"
На следующий день я снова посылаю его за шелковицей и смотрю, что же будет дальше. И вот, как только он подошел к могилке, повторилось все то же, что было накануне. С пеной на губах он упал на землю.
Тогда Старец Арсений сказал мне: „Не медли, завтра же скажи ему, чтобы он уходил" Так я и сделал».